Муниципальное общеобразовательное учреждение Семендяевская основная общеобразовательная школа
Калязинского района Тверской области
171580, Тверская область, Калязинский район, с Семендяево, ул. Речная, д. 27 сайт школы: http://schoolsim.tver.edu.ru; телефон/факс (848249) 6-36-37; e-mail: semendyaevo@mail.ru
Согласовано Заместитель директора по образовательному процессу ___________Т.В. Бобикова 18 августа 2022 г. | Принято На педагогическом совете Протокол № 1 от 18 августа 2022 г. | Утверждаю Директор МОУ Семендяевская оош: _________ Н. В. Беленкова Приказ № 149 от 18.08.2022 г. |
Рабочая программа
по математике
для 2 класса
начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
по программе «Школа России»
Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова,
С.В. Степанова.
Составитель:
Шуренкова С.Н.
учитель начальных классов,
первая категория
2022 год
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373; на основе Рабочей программы по математике (Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М.: Просвещение, 2014.), Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Семендяевская основная общеобразовательная школа
Программу обеспечивает УМК «Школа России»: учебник Математика в 2-х частях, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др; Москва «Просвещение», 2018 год.
В соответствии с учебным планом учебный предмет «Математика» изучается во 2 классе в объёме 4 ч. в неделю, всего 136 ч. за год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА. 2 КЛАСС»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы), в том числе в условиях дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ;
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности, в том числе в условиях дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности и в условиях дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;
учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и в рамках интерактивного видео-урока;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Обучающийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;
выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в учебных материалах видео-уроков, в том числе в материалах, предложенных в рамках дополнительных модулей видео-уроков: в учебных пособиях и пр.; (книги, аудио- и видео носители, а также контролируемом пространстве сети Интернет с помощью взрослых); • собирать из разных источников информацию по заданной теме, в том числе из образовательных сайтов контролируемого пространства сети Интернет.
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
4 Коммуникативные
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь*.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументировано его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/ уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения длины, используя изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Обучающийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. Арифметические действия Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложение и вычитание;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножение и деление;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
использовать термины уравнение, буквенное выражение.
Обучающийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий умножение и деление;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножение и деление; • устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
решать задачи, используя общий план работы над задачей, проверять решение задач указанным способом.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Обучающийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
читать и записывать значения длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 2—5 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
проводить логические рассуждения и делать выводы.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если.., то...; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа от 1 до 100.
Нумерация
Числа от 1 до 100. Счёт десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двузначные числа. Число 100.
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. Единицы длины: миллиметр, метр.
Рубль. Копейка. Соотношения между ними
«Странички для любознательных».
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Сложение и вычитание чисел.
Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание
Решение и составление задач, обратных заданной, решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
Время. Единицы времени – час, минута. Соотношение между ними.
Длина ломаной. Периметр многоугольника
Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.
Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений
«Странички для любознательных».
Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде.»
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Контроль и учёт знаний
Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100
Устные приёмы сложения и вычитания вида: 36+2,36+20, 60+18, 36-2, 36-20, 26+4, 30-7, 60-24, 26+7, 35-8
Решение задач. Запись решения задачи в виде выражения
«Странички для любознательных»
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Выражения с переменной вида а+12, в-15, 48-с
Уравнение
Проверка сложения вычитанием
Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Контроль и учёт знаний
Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток
Сложение и вычитание вида 45+23, 57-26
Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат
Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток
Решение текстовых задач.
Сложение и вычитание вида 37+48, 52-24
«Странички для любознательных»
Проект: «Оригами»
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»
Умножение и деление чисел.
Конкретный смысл действия умножение
Умножение. Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. Знак действия умножения. Приёмы умножения 1и 0. переместительное свойство умножения.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение
Периметр прямоугольника
Конкретный смысл действия деление
Названия компонентов и результата деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деление
«Странички для любознательных»
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»
Связь между компонентами и результатом умножения
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приём умножения и деления на число 10
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи ан нахождение третьего слагаемого
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Табличное умножение и деление
Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3
Странички для любознательных»
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
Итоговое повторение
« Что узнали, чему научились во 2 классе»
Проверка знаний
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов по темам | Кол-во контрол. Работ | Кол-во проектов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 | 1 | |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 47 | 2 | 1 |
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления. | 29 | 1 | 1 |
3 | Умножение и деление | 25 | 2 | |
| Табличное умножение и деление. | 12 | 1 | |
4 | Итоговое повторение | 5 | | |
| ИТОГО | 136 | | |
4. Календарно – тематическое планирование.
Раздел | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Числа от 1 до 100. Нумерация. | 1, 2 | Числа от 1 до 20 | 2 | |
| 3 | Десятки. Счёт десятками до 100. | 1 | |
| 4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 | |
| 5 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр | 1 | |
| 6 | Однозначные и двузначные числа | 1 | |
| 7, 8 | Миллиметр.Проект:Конструирование коробочки для мелких предметов. | 2 | |
| 9 | Миллиметр. Закрепление. | 1 | |
| 10 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | |
| 11 | Метр. Таблица мер длины. | 1 | |
| 12 | Сложение и вычитание вида 35+5,35-5,35-30 | 1 | |
| 13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
| 14 | Срезовая контрольная работа | 1 | |
| 15 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 | |
| 16 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
| 17 | Странички для любознательных. | 1 | |
| 18 | Закрепление по теме "Числа от 1 до 100. Нумерация." | 1 | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 19 | Задачи, обратные данной | 1 | |
| 20 | Сумма и разность отрезков. | 1 | |
| 21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | |
| 22 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | |
| 23 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
| 24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 | |
| 25 | Длина ломаной. | 1 | |
| 26 | Закрепление изученного. Длина ломаной. | 1 | |
| 27, 28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 2 | |
| 29 | Числовые выражения. | 1 | |
| 30 | Сравнение числовых выражений. | 1 | |
| 31 | Периметр многоугольника. | 1 | |
| 32 | Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 100". | 1 | |
| 33 | Свойства сложения | 1 | |
| 34 | Свойства сложения. | 1 | |
| 35 | Проект ИКТ: Узоры и орнаменты на посуде. Странички для любознательных. | 1 | |
| 36, 37 | Что узнали. Чему научились | 2 | |
| 38 | Подготовка к изучению устных приемов вычислений | 1 | |
| 39 | Приём вычислений вида: 36+2, 36+20 | 1 | |
| 40 | Приём вычислений вида: 36-2, 36-20 | 1 | |
| 41 | Прием вычислений вида: 26+4 | 1 | |
| 42 | Приём вычислений вида: 30-7 | 1 | |
| 43 | Приём вычислений вида:60-24 | 1 | |
| 44, 45, 46 | Закрепление изученного. Решение задач | 3 | |
| 47 | Приём вычислений вида: 26+7 | 1 | |
| 48 | Приём вычислений вида: 35-7 | 1 | |
| 49, 50 | Закрепление изученного. | 2 | |
| 51 | Странички для любознательных. | 1 | |
| 52, 53 | Что узнали.Чему научились. | 2 | |
| 54 | Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание". | 1 | |
| 55 | Буквенные выражения. | 1 | |
| 56, 57 | Закрепление изученного. Буквенные выражения. | 2 | |
| 58 | Срезовая контрольная работа | 1 | |
| 59, 60 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 2 | |
| 61 | Закрепление. Уравнение. | 1 | |
| 62 | Проверка сложения | 1 | |
| 63 | Проверка вычитания. | 1 | |
| 64 | Закрепление изученного. Проверка сложения и вычитания. | 1 | |
| 65 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления | 66 | Сложение вида: 45+23 | 1 | |
| 67 | Вычитание вида: 57-26 | 1 | |
| 68 | Проверка сложения и вычитания | 1 | |
| 69 | Закрепление изученного | 1 | |
| 70 | Угол. Виды углов. | 1 | |
| 71 | Закрепление изученного | 1 | |
| 72 | Сложение вида :37+48 | 1 | |
| 73 | Сложение вида :37+53 | 1 | |
| 74,75 | Прямоугольник | 2 | |
| 76 | Сложение вида : 87+13 | 1 | |
| 77 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
| 78 | Вычисления вида: 32+8, 40-8 | 1 | |
| 79 | Вычитание вида: 50-24 | 1 | |
| 80 | Странички для любознательных. | 1 | |
| 81 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
| 82 | Что узнали. Чему научились. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
| 83 | Странички для любознательных. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
| 84 | Контрольная работа по теме "Сложение и вычитание. Письменные вычитания". | 1 | |
| 85 | Вычитание вида: 52-24 | 1 | |
| 86, 87 | Закрепление изученного. Сложение и вычитание изученных видов. | 2 | |
| 88 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | |
| 89 | Закрепление изученного. | 1 | |
| 90, 91 | Квадрат | 2 | |
| 92 | Решение проектных задач: Оригами | 1 | |
| 93 | Странички для любознательных | 1 | |
| 94 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
Умножение и деление. | 95, 96 | Конкретный смысл действия умножения | 2 | |
| 97 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | 1 | |
| 98 | Задачи на умножение. | 1 | |
| 99 | Периметр прямоугольника | 1 | |
| 100 | Умножение нуля и единицы. | 1 | |
| 101 | Название компонентов и результата умножения | 1 | |
| 102 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
| 103, 104 | Переместительное свойство умножения | 2 | |
| 105, 106, 107 | Конкретный смысл действия деления | 3 | |
| 108 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | |
| 109 | Название компонентов и результата деления. | 1 | |
| 110, 111 | Что узнали. Чему научились. | 2 | |
| 112 | Контрольная работа по теме "Умножение и деление" | 1 | |
| 113 | Связь между компонентами и результатом деления. | 1 | |
| 114 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом деления. | 1 | |
| 115 | Приёмы умножения и деления на 10. | 1 | |
| 116 | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 1 | |
| 117 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 | |
| 118 | Закрепление изученного . Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
| 119 | Проверка знаний по теме :Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | |
Табличное умножение и деление | 120, 121 | Умножение числа 2 и на 2 | 2 | |
| 122 | Приёмы умножения числа 2. | 1 | |
| 123, 124 | Деление на 2. | 2 | |
| 125 | Закрепление изученного. Решение задач. Умножение числа 3 и на 3 | 1 | |
| 126 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | |
| 127 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
| 128 | Деление на 3 | 1 | |
| 129, 130, 131 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. | 3 | |
Повторение и закрепление изученного | 132 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | 1 | |
| 133, 134 | Что узнали. Чему научились во 2 классе. | 2 | |
| 135, 136 | Резерв. | 2 | |
5. Материально-техническое обеспечение.
Математика М.И.Моро и др. (в 2 частях) 2018 г. АО Издательство "Просвещение"
Методические рекомендации. Рабочие программы 1-4 класс.Пособие «Математика и конструирование». Пособие «Для тех, кто любит математику». Тесты. Контрольные работы .1-4 классы. Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»
Рабочая тетрадь (в 2 частях). Проверочные работы. Устные упражнения. Тетрадь учебных достижений.