В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики для 1 класса, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических.
На изучение предмета в начальной школе ориентировочно отводится 128 часов, 4 часа в неделю, 32 недели.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | К-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
| | Тема 1. Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. | 8 ч | | | |
1 | 1 | Учебник математики. Счёт предметов. Роль математики в жизни людей и общества. (Учебник стр. 3) | 1 | 02.09 | | |
2 | 2 | Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). (Учебник стр. 4-5) | 1 | 03.09 | | |
3 | 3 | Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве Направления движении. (Учебник стр. 6-7) | 1 | 04.09 | | |
4 | 4 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом). (Учебник стр. 8-9) | 1 | 06.09 | | |
5 | 5 | Сравнение групп предметов. Отношения столько же, больше, меньше (Учебник стр. 10-11) | 1 | 09.09 | | |
6 | 6 | Сравнение групп предметов. Отношения больше (меньше) на… (Учебник стр. 12-13) | 1 | 10.09 | | |
7 | 7 | Сравнение групп предметов. Отношения больше (меньше) на… (Учебник стр. 14-15) | 1 | 11.09 | | |
8 | 8 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Периодический контроль. Проверочная работа № 1 (Учебник стр. 16-20) | 1 | 13.09 | | |
| | Тема 2. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | 28 ч | | | |
9 | 1 | Чтение, запись и сравнение чисел. Названия, обозначение, последовательность чисел. Цифра и число 1. (Учебник стр. 22-23) | 1 | 16.09 | | |
10 | 2 | Названия, обозначение, последовательность чисел. Цифра и число 2. Состав числа 2 из двух слагаемых. (Учебник стр. 24-25) | 1 | 17.09 | | |
11 | 3 | Чтение и запись чисел от нуля до десяти. Цифра и число 3. Состав числа 3 из двух слагаемых. (Учебник стр. 26-27) | 1 | 18.09 | | |
12 | 4 | Знаки «+», «–», «=». Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. (Учебник стр. 28-29) | 1 | 20.09 | | |
13 | 5 | Чтение и запись чисел от нуля до десяти. Цифра и число 4. Состав числа 4 из двух слагаемых. (Учебник стр. 30-31) | 1 | 23.09 | | |
14 | 6 | Длина. Отношения длиннее, короче, одинаковые по длине. Сравнение, упорядочение чисел. (Учебник стр. 32-33) | 1 | 24.09 | | |
15 | 7 | Цифра и число 5. Чтение, запись и сравнение чисел. Состав числа 5 из двух слагаемых. (Учебник стр. 34-35) | 1 | 25.09 | | |
16 | 8 | Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. (Учебник стр. 36-37) | 1 | 27.09 | | |
17 | 9 | «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера. Чтение и заполнение таблиц. (Учебник стр. 38-39) | 1 | 30.09 | | |
18 | 10 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. (Учебник стр. 40-41) | 1 | 01.10 | | |
19 | 11 | Ломаная линия. (Учебник стр. 42-43) | 1 | 02.10 | | |
20 | 12 | Названия, обозначение, последовательность чисел. Состав чисел от 2 до 5 из двух чисел. (Учебник стр. 44-45) | 1 | 04.10 | | |
21 | 13 | Знаки «», «», «=». (Учебник стр. 46-47) | 1 | 07.10 | | |
22 | 14 | Понятия равенство, неравенство. (Учебник стр. 48-49) | 1 | 08.10 | | |
23 | 15 | Многоугольник. (Учебник стр. 50-51) | 1 | 09.10 | | |
24 | 16 | Названия, обозначение, последовательность чисел. Числа 6 и 7. Цифра 6. Состав числа 6 из двух слагаемых. (Учебник стр. 52-53) | 1 | 11.10 | | |
25 | 17 | Числа 6 и 7. Цифра 7. Состав числа 7 из двух слагаемых. (Учебник стр. 54-55) | 1 | 14.10 | | |
26 | 18 | Цифра и число 8. Состав числа 8 из двух слагаемых. (Учебник стр. 56-57) | 1 | 15.10 | | |
27 | 19 | Цифра и число 9. Состав числа 9 из двух слагаемых. (Учебник стр. 58-59) | 1 | 16.10 | | |
28 | 20 | Цифра и число 10. Состав числа 10 из двух слагаемых. (Учебник стр. 60-61) | 1 | 18.10 | | |
29 | 21 | Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «», «», «=». (Учебник стр. 62-63) | 1 | 21.10 | | |
30 | 22 | Наши проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Учебник стр. 64-65) | 1 | 22.10 | | |
31 | 23 | Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины. (Учебник стр. 66-67) | 1 | 23.10 | | |
32 | 24 | Понятия увеличить на…, уменьшить на… (Учебник стр. 68-69) | 1 | 25.10 | | |
33 | 25 | Число 0. Названия, обозначение, последовательность чисел. Свойства нуля. (Учебник стр. 70-71) | 1 | 05.11 | | |
34 | 26 | Число 0. Сложение и вычитание числа 0. (Учебник стр. 72-73) | 1 | 06.11 | | |
35 | 27 | «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера. (Учебник стр. 74-75) | 1 | 08.11 | | |
36 | 28 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Периодический контроль. Проверочная работа № 2 (Учебник стр. 76-78) | 1 | 11.11 | | |
| | Тема 3. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. | 28 ч | | | |
37 | 1 | Сложение и вычитание вида □ ± 1. (Учебник стр. 79-81) | 1 | 12.11 | | |
38 | 2 | Сложение и вычитание вида □ + 1+ 1, □ – 1 - 1. Присчитывание и отсчитывание по 1 (Учебник стр. 82-83) | 1 | 13.11 | | |
39 | 3 | Сложение и вычитание вида □ ± 2. (Учебник стр. 84-85) | 1 | 15.11 | | |
40 | 4 | Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении. Использование этих терминов при чтении записей. (Учебник стр. 86-87) | 1 | 18.11 | | |
41 | 5 | Задача. Структура задачи (условие, вопрос). (Учебник стр. 88-89) | 1 | 19.11 | | |
42 | 6 | Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. (Учебник стр. 90-91) | 1 | 20.11 | | |
43 | 7 | Сложение и вычитание вида □ ± 2. Присчитывание и отсчитывание по 2. Составление задач на сложение по схематическому рисунку. (Учебник стр. 92-93) | 1 | 22.11 | | |
44 | 8 | Сложение и вычитание вида □ ± 2. Присчитывание и отсчитывание по 2. Составление задач на сложение по схематическому рисунку. (Учебник стр. 94-95) | 1 | 25.11 | | |
45 | 9 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Представление текста задачи (схема). (Учебник стр. 96-97) | 1 | 26.11 | | |
46 | 10 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: решение задач в изменённых условиях; определение закономерностей; сравнение объектов; логические задачи; задания с продолжением узоров. (Учебник стр. 98-99) | 1 | 27.11 | | |
47 | 11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Периодический контроль. Проверочная работа № 3 (Учебник стр. 100-101) | 1 | 29.11 | | |
48 | 12 | «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера: решение логических задач. (Учебник стр. 102-103) | 1 | 02.12 | | |
49 | 13 | Сложение и вычитание вида □ ± 3. (Учебник стр. 104-105) | 1 | 03.12 | | |
50 | 14 | Сложение и вычитание вида □ ± 3. Приёмы вычислений. (Учебник стр. 106-107) | 1 | 04.12 | | |
51 | 15 | Приёмы вычислений. Сравнение длин отрезков. (Учебник стр. 108-109) | 1 | 06.12 | | |
52 | 16 | Приёмы вычислений. Сложение и вычитание вида □ ± 3. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку и решению (Учебник стр. 110-111) | 1 | 09.12 | | |
53 | 17 | Приёмы вычислений. Присчитывание и отсчитывание по 3. Сравнение длин отрезков. (Учебник стр. 112-113) | 1 | 10.12 | | |
54 | 18 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Представление текста задачи (схема). (Учебник стр. 114-115) | 1 | 11.12 | | |
55 | 19 | Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. (Учебник стр. 116-117) | 1 | 13.12 | | |
56 | 20 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера. (Учебник стр. 118-119) | 1 | 16.12 | | |
57 | 21 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». (Учебник стр. 120-121) | 1 | 17.12 | | |
58 | 22 | Контрольная работа 1 (комбинированная) | 1 | 18.12 | | |
59 | 23 | Анализ результатов. Работа над ошибками. | 1 | 20.12 | | |
60 | 24 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». (Учебник стр. 120-121) | 1 | 23.12 | | |
61 | 25 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». (Учебник стр. 122) | 1 | 24.12 | | |
62 | 26 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились. (Учебник стр. 123) | 1 | 25.12 | | |
63 | 27 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились. (Учебник стр. 124-125) | 1 | 27.12 | | |
64 | 28 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились. Периодический контроль. Проверочная работа № 4 (тест) (Учебник стр. 126-127) | 1 | 13.01 | | |
| | ТЕМА 4. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (продолжение). | 28 ч | | | |
65 | 1 | Повторение пройденного (вычисления вида ± 1, 2, 3). Решение текстовых задач). Состав чисел 7,8, 9 (Учебник стр. 4-5) | 1 | 14.01 | | |
66 | 2 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). (Учебник стр. 6) | 1 | 15.01 | | |
67 | 3 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). (Учебник стр. 7) | 1 | 17.01 | | |
68 | 4 | Сложение и вычитание вида ± 4. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. (Учебник стр. 8) | 1 | 20.01 | | |
69 | 5 | Закрепление изученного. (Учебник стр. 9) | 1 | 21.01 | | |
70 | 6 | Решение задач на разностное сравнение чисел. (Учебник стр. 10) | 1 | 22.01 | | |
71 | 7 | Решение задач на разностное сравнение чисел. (Учебник стр. 11) | 1 | 24.01 | | |
72 | 8 | Сложение и вычитание вида ± 4 (Учебник стр. 12) | 1 | 27.01 | | |
73 | 9 | Повторение пройденного (вычисления вида ± 1, 2, 3. Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. (Учебник стр. 13) | 1 | 28.01 | | |
74 | 10 | Переместительное свойство сложения. (Учебник стр. 14) | 1 | 29.01 | | |
75 | 11 | Переместительное свойство сложения, применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ ± 5, □ ± 6, □ ± 7, □ ± 8, □ ± 9. (Учебник стр. 15-16) | 1 | 31.01 | | |
76 | 12 | Переместительное свойство сложения, применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □+ 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Состав чисел 4-10. (Учебник стр. 16-17) | 1 | 03.02 | | |
77 | 13 | Переместительное свойство сложения, применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ ± 5, □ ± 6, □ ± 7, □ ± 8, □ ± 9. (Учебник стр. 17-18) | 1 | 04.02 | | |
78 | 14 | Переместительное свойство сложения, применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ ± 5, □ ± 6, □ ± 7, □ ± 8, □ ± 9. (Учебник стр. 18-19) | 1 | 05.02 | | |
79 | 15 | «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера. (Учебник стр. 20-21) | 1 | 07.02 | | |
80 | 16 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Периодический контроль. Проверочная работа № 5 (Учебник стр. 22-25) | 1 | 10.02 | | |
81 | 17 | Связь между суммой и слагаемыми (Учебник стр. 26-27) | 1 | 11.02 | | |
82 | 18 | Решение задач. (Учебник стр. 28) | 1 | 12.02 | | |
83 | 19 | Вычитание. Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. (Учебник стр. 29) | 1 | 14.02 | | |
84 | 20 | Вычитание в случаях вида 6 − , 7 − , 8 − , 9 − , 10 − . (Учебник стр. 30) | 1 | 25.02 | | |
85 | 21 | Вычитание в случаях вида: 6 − , 7 − , 8 − , 9 − , 10 − . Состав чисел 6, 7 (Учебник стр. 31) | 1 | 26.02 | | |
86 | 22 | Вычитание в случаях вида: 8 − , 9 − . Состав чисел 6, 7 (Учебник стр. 32) | 1 | 28.02 | | |
87 | 23 | Вычитание в случаях вида: 6 − , 7 − , 8 − , 9 − . Решение задач. (Учебник стр. 33) | 1 | 02.03 | | |
88 | 24 | Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Обобщение изученного. (Учебник стр. 34-35) | 1 | 03.03 | | |
89 | 25 | Единица массы: килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием. (Учебник стр. 36-37) | 1 | 04.03 | | |
90 | 26 | Единица вместимости: литр. (Учебник стр. 38) | 1 | 06.03 | | |
91 | 27 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». (Учебник стр. 39-40) | 1 | 10.03 | | |
92 | 28 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Периодический контроль. Проверочная работа № 6 (тест) (стр. 42-43) (Учебник стр. 41, 44) | 1 | 11.03 | | |
| | Тема 5. Числа от 1 до 20. Нумерация | 12 ч | | | |
93 | 1 | Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. (Учебник стр. 46-47) | 1 | 13.03 | | |
94 | 2 | Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. (Учебник стр. 48-49) | 1 | 16.03 | | |
95 | 3 | Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка. (Учебник стр. 50) | 1 | 17.03 | | |
96 | 4 | Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром. (Учебник стр. 51) | 1 | 18.03 | | |
97 | 5 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 − 7, 17 − 10 (Учебник стр. 52) | 1 | 20.03 | | |
98 | 6 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 − 7, 17 − 10 (Учебник стр. 53) | 1 | 30.03 | | |
99 | 7 | «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера. (Учебник стр. 54-55) | 1 | 31.03 | | |
100 | 8 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Периодический контроль. Проверочная работа № 7 (Учебник стр. 56-59) | 1 | 01.04 | | |
101 | 9 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Подготовка к решению задач в два действия. (Учебник стр. 60) | 1 | 03.04 | | |
102 | 10 | Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения. (Учебник стр. 61) | 1 | 06.04 | | |
103 | 11 | Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения. (Учебник стр. 62) | 1 | 07.04 | | |
104 | 12 | Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения. (Учебник стр. 63) | 1 | 08.04 | | |
| | Тема 6. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (продолжение) | 23 ч | | | |
105 | 1 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. (Учебник стр. 64-65) | 1 | 10.04 | | |
106 | 2 | Табличное сложение. Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (□ + 2, □ + 3). (Учебник стр. 66) | 1 | 13.04 | | |
107 | 3 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (□+4) (Учебник стр. 67) | 1 | 14.04 | | |
108 | 4 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (□+5). (Учебник стр. 68) | 1 | 15.04 | | |
109 | 5 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (□+6). (Учебник стр. 69) | 1 | 17.04 | | |
110 | 6 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (□+7). (Учебник стр. 70) | 1 | 21.04 | | |
111 | 7 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (□+8, □+9). (Учебник стр. 71) | 1 | 22.04 | | |
112 | 8 | Состав чисел второго десятка. Таблица сложения. (Учебник стр. 72) | 1 | 24.04 | | |
113 | 9 | Состав чисел второго десятка. Таблица сложения. (Учебник стр. 73) | 1 | 27.04 | | |
114 | 10 | «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера. (Учебник стр. 74-75) | 1 | 28.04 | | |
115 | 11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Периодический контроль. Проверочная работа № 8 (Учебник стр. 76-79) | 1 | 29.04 | | |
116 | 12 | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток: приём вычитания по частям (15 − 7 = 15 − 5 − 2); (Учебник стр. 80-81) | 1 | 04.05 | | |
117 | 13 | Приём вычитания с переходом через десяток: 11 – □. Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач. (Учебник стр. 82) | 1 | 05.05 | | |
118 | 14 | Приём вычитания с переходом через десяток: 12 – □. Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач. (Учебник стр. 83) | 1 | 06.05 | | |
119 | 15 | Приём вычитания с переходом через десяток: 13 – □. Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач. (Учебник стр. 84) | 1 | 08.05 | | |
120 | 16 | Приём вычитания с переходом через десяток: 14 – □. Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач. (Учебник стр. 85) | 1 | 12.05 | | |
121 | 17 | Приём вычитания с переходом через десяток: 15 – □. (Учебник стр. 86) | 1 | 13.05 | | |
122 | 18 | Приём вычитания с переходом через десяток: 16 – □. (Учебник стр. 87) | 1 | 15.05 | | |
123 | 19 | Приём вычитания с переходом через десяток: 17 – □, 18– □. (Учебник стр. 88) | 1 | 18.05 | | |
124 | 20 | Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач. (Учебник стр. 89) | 1 | 19.05 | | |
125 | 21 | Контрольная работа 2 (комбинированная) | 1 | 20.05 | | |
126 | 22 | Анализ результатов. Работа над ошибками. Наши проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». (Учебник стр. 98-99) | 1 | 22.05 | | |
127 | 23 | «Странички для любознательных» – задания творческого и поискового характера. (Учебник стр. 90-91) | 1 | 25.05 | | |
| | Тема 7. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» | 3 ч | | | |
128 | 1 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (Учебник стр. 92--95) Проверим себя и оценим свои достижения. Периодический контроль. Проверочная работа № 9 (тест) (Учебник стр. 96-97) | 1 | 26.05 | | |
129 | 2 | Повторение пройденного «Что узнали, чему научились в 1 классе» (Учебник стр. 100-104) | 1 | 27.05 | | |
130 | 3 | Повторение пройденного «Что узнали, чему научились в 1 классе» (Учебник стр. 105-107) | 1 | 29.05 | | |