Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Лохвицы филиал Некрасовский
РАССМОТРЕНА на заседании МО Руководитель МО ______/О.Н.Талалай/ Протокол от___________ №____ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________С.В.Даненко ______/_______________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский ____________ И.И. Болдырева Приказ от _______________ №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
1 класс
Разработана Назаренко Ольгой Владимировной, учителем начальных классов первой квалификационной категории на 2020 -2021 год |
|
с. Некрасовка
2020 год
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
- Приказа Министерства просвещения РФ № 345 от 28 декабря 2018 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения РФ № 233 от 08.05.2019 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345.
- Приказа Министерства просвещения РФ № 632 от 22.11.2019 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов (модулей) групповых занятий МОАУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский (протокол № 7 педагогического совета от 28.05.2019).
- Основная образовательная программа начального общего образования МОАУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский на 2018-2023 годы.
- Учебный план МОАУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по математике согласно учебному плану рассчитана в 1 классе 132 часа в год (4 часа в неделю).
При реализации рабочей программы используется учебник: Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на эл. носителе. В 2 ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2018.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Учащийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами.
Учащийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Работа с информацией
Учащийся научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (29ч)
Названия, обозначение, последовательность чисел.
Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.
Принцип построения натурального ряда чисел.
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «», «
Понятия «равенство», «неравенство».
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.
Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …»
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (55ч)
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.
Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).
Использование этих терминов при чтении записей.
Сложение и вычитание вида □ + 1, 2, 3, 4; □ – 1, 2, 3, 4.
Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □,8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач.
Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием.
Единица вместимости литр.
Числа от 1 до 20. Нумерация (14ч)
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел.
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи.
Запись решения.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (23ч)
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7,□ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач.
Итоговое повторение (3ч)
Формы организации учебных занятий: урок.
Основные виды учебной деятельности: работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем), построение графиков, тестирование, самостоятельная работа.
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые и составные задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы. Тема урока. | Кол-во часов |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества | 1 |
2 | Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов | 1 |
3 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, слева, справа | 1 |
4 | Временные представления: сначала, потом, раньше, позже | 1 |
5 | Сравнение групп предметов: на сколько больше? на сколько меньше? столько же | 1 |
6 | На сколько больше (меньше)? Счёт. Сравнение групп предметов | 1 |
7 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
8 | Повторение и закрепление по теме «Подготовка к изучению чисел». Проверочная работа «Сравнение предметов и групп предметов» | 1 |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (29 ч) |
9 | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1 | 1 |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2 | 1 |
11 | Число 3. Письмо цифры 3 | 1 |
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+» «-» «=» | 1 |
13 | Число 4. Письмо цифры 4 | 1 |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» | 1 |
15 | Число 5. Письмо цифры 5 | 1 |
16 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 | 1 |
17 | Странички для любознательных. Решение задач на смекалку | 1 |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок | 1 |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины | 1 |
20 | Числа от 1 до 5. Закрепление изученного материала | 1 |
21 | Знаки «». « | 1 |
22 | Равенство. Неравенство | 1 |
23 | Многоугольники | 1 |
24 | Числа 6. 7. Письмо цифры 6 | 1 |
25 | Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7 | 1 |
26 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 |
27 | Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9 | 1 |
28 | Число 10. Запись числа 10 | 1 |
29 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10» | 1 |
30 | Наши проекты. Книга «Числа в загадках, пословицах, поговорках» | 1 |
31 | Сантиметр – единица измерения длины | 1 |
32 | Увеличить на... Уменьшить на... Измерение длины отрезков с помощью линейки | 1 |
33 | Число 0. Цифра 0 | 1 |
34 | Сложение и вычитание с числом 0 | 1 |
35 | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». Проверочная работа «Числа от 1 до 10» | 1 |
36 | Странички для любознательных. Решение задач на смекалку | 1 |
37 | Защита проектов | 1 |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (55ч) |
38 | Прибавить и вычесть число 1 | 1 |
39 | Прибавить и вычесть число 1. | 1 |
40 | Прибавить и вычесть число 2 | 1 |
41 | Слагаемые. Сумма | 1 |
42 | Задача (условие, вопрос) | 1 |
43 | Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку. | 1 |
44 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц | 1 |
45 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | 1 |
46 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 1 |
47 | Странички для любознательных. Примеры и задачи на смекалку | 1 |
48 | Повторение пройденного по теме «Задачи» | 1 |
49 | Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание чисел 1 и 2» | 1 |
50 | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления | 1 |
51 | Прибавить и вычесть число 3. Сравнение длин отрезков | 1 |
52 | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц | 1 |
53 | Присчитываем и отсчитываем по 3 | 1 |
54 | Решение задач | 1 |
55 | Решение задач | 1 |
56 | Страничка для любознательных. Решение задач на смекалку | 1 |
57 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Закрепление изученного | 1 |
58 | Закрепление изученного «Составление и решение задач изученных видов» | 1 |
59 | Закрепление изученного «Решение примеров на сложение и вычитание чисел 1, 2, 3» | 1 |
60 | Закрепление изученного «Составление и решение задач изученных видов» | 1 |
61 | Закрепление изученного «Решение примеров на сложение и вычитание чисел 1, 2, 3» Проверочная работа за первое полугодие (тестовая работа) «Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3» | 1 |
62 | Проверочная работа за первое полугодие (тестовая работа) «Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3» | 1 |
63 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9 | 1 |
64 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 |
65 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 |
66 | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений | 1 |
67 | Закрепление изученных приёмов вычисления | 1 |
68 | Задачи на разностное сравнение чисел | 1 |
69 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение | 1 |
70 | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц | 1 |
71 | Решение текстовых задач изученных видов | 1 |
72 | Переместительное свойство сложения | 1 |
73 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □+5, 6, 7, 8, 9 | 1 |
74 | Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы □+5. 6, 7, 8, 9 | 1 |
75 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала | 1 |
76 | Состав чисел в пределах 10. Решение задач | 1 |
77 | Что узнали. Чему научились. Состав чисел в пределах 10. Решение задач. | 1 |
78 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Закрепление знаний таблиц сложения и вычитания | 1 |
79 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» в решении примеров | 1 |
80 | Связь между суммой и слагаемыми | 1 |
81 | Связь между суммой и слагаемыми | 1 |
82 | Решение задач и примеров | 1 |
83 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | 1 |
84 | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7 | 1 |
85 | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов. Решение задач | 1 |
86 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9 | 1 |
87 | Вычитание из чисел 8. 9. Решение задач | 1 |
88 | Вычитание из числа 10 | 1 |
89 | Решение задач изученных видов | 1 |
90 | Килограмм | 1 |
91 | Литр | 1 |
92 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание». Проверочная работа (тестовая работа) по теме «Сложение и вычитание» | 1 |
Числа от 1 до 20. Нумерация (14ч) |
93 | Устная нумерация чисел от 1 до 20 | 1 |
94 | Образование чисел второго десятка | 1 |
95 | Запись и чтение чисел второго десятка | 1 |
96 | Дециметр | 1 |
97 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | 1 |
98 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | 1 |
99 | Странички для любознательных. Решение задач на смекалку | 1 |
100 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | 1 |
101 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | 1 |
102 | Проверочная работа «Числа от 1 до 20» | 1 |
103 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | 1 |
104 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». Подготовка к решению задач в два действия | 1 |
105 | Ознакомление с задачей в два действия | 1 |
106 | Ознакомление с задачей в два действия | 1 |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (23ч) |
107 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 |
108 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 2, □ + 3 | 1 |
109 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 4 | 1 |
110 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 5 | 1 |
111 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 6 | 1 |
112 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 7 | 1 |
113 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 8, □ + 9 | 1 |
114 | Таблица сложения | 1 |
115 | Таблица сложения. Математический диктант «Таблица сложения» | 1 |
116 | Странички для любознательных. Решение задач на смекалку | 1 |
117 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Таблица сложения | 1 |
118 | Общие приёмы вычитания однозначных чисел с переходом через десяток | 1 |
119 | Случаи вычитания 11 - [] | 1 |
120 | Случаи вычитания 12 - [] | 1 |
121 | Случаи вычитания 13 - [] | 1 |
122 | Случаи вычитания 14 - [] | 1 |
123 | Случаи вычитания 15 - [] | 1 |
124 | Случаи вычитания 16 - [] | 1 |
125 | Случаи вычитания 17 - [], 18 - [] | 1 |
126 | Закрепление изученного. Прием вычитания числа по частям. | 1 |
127 | Странички для любознательных. Решение задач на смекалку. Математический диктант «Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание» | 1 |
128 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» «Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание» | 1 |
129 | Контроль и учёт знаний. Повторение. | 1 |
Итоговое повторение (3ч) |
130 | Наши проекты. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» | 1 |
131 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний. | 1 |
132 | Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний. | 1 |
ИТОГО | 132 |
2