Управление Администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей математики, физики и информатики Председатель _______________Т.В. Котенок Протокол №______________ от «____»____________2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ А.С.Рыхтикова «____»_________2018г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________А.И,Петренко Приказ № ____________ от «___» __________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «МАТЕМАТИКА»
10 класс
среднее (полное) общее образование
базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе:
Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. Издательство «Просвещение», 2010 г.
Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. Издательство «Просвещение», 2011 г.
Составитель
КотенокТатьяна Викторовна,
учитель математики,
высша яквалификационная категория
р.п. Благовещенка
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 10 класс составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программой по математике,
авторских программ
Программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта: «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / [С.М.Никольский, , М.К.Потапов, Н.Н.Решетников А.В.Шевкин. М.: Просвещение, 2012»; «Геометрия. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.; М.: Просвещение, 2011».
Методы и приемы, используемые при обучении математике:
принципы технологии уровневой дифференциации;
индивидуальные задания по алгебре;
использование рабочих тетрадей с печатной основой для выполнения домашнего задания по геометрии;
применение интерактивной доски на различных этапах учебной деятельности для активизации учебного процесса.
Формы контроля:
дифференцированные самостоятельные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей , «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению;
дифференцированные контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей, «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса математики учащимися
10 класса: 157,5 часов учебного времени на базовом уровне (4,5 часа в неделю)
Контрольные работы формируются на основании примерных контрольных работ, приведенных в вышеназванных методических пособиях, составитель: Бурмистрова Т.А.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
Числовые и буквенные выражения
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Начала математического анализа
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, тригонометрические уравнения, их системы;
доказывать несложные неравенства;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Геометрия
уметь
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
строить сечения многогранников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание курса
Действительные числа
Понятие натурального числа. Множество чисел. свойства действительных чисел. Метод математической индукции. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Рациональные уравнения и неравенства
Рациональные выражения. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Метод интервалов решения неравенств. Рациональные неравенства. Нестрогие неравенства. Системы рациональных неравенств.
Корень степени n
Понятие функции и ее графика. Функция . Понятие корня степени n. Корни четной и нечетной степеней. Арифметический корень. Свойства корней степени n.
Степень положительного числа
Понятие и свойства степени с рациональным показателем. Предел последовательности.. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Число е. Понятие степени с иррациональным показателем. Показательная функция.
Логарифмы
Понятие и свойства логарифмов. Логарифмическая функция.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
Простейшие показательные и логарифмические уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Простейшие показательные и логарифмические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного.
Синус и косинус угла
Понятие угла и его меры. Определение синуса и косинуса угла, основные формулы для них. Арксинус и арккосинус.
Тангенс и котангенс угла
Определение тангенса и котангенса угла и основные формулы для них.
Формулы сложения
Косинус суммы (и разности) двух углов. Формулы для дополнительных углов. Синус суммы (и разности) двух углов. Сумма и разность синусов и косинусов. Формулы для двойных и половинных углов. Произведение для синусов и косинусов. Формулы для тангенсов.
Тригонометрические функции числового аргумента
Функции .
Тригонометрические уравнения и неравенства
Простейшие тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. Однородные уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Введение вспомогательного угла.
Вероятность события
Понятие и свойства вероятности события.
Частота. Условная вероятность
Относительная частота события. Условная вероятность. Независимые события.
Повторение курса алгебры и начал математического анализа за 10 класс
Введение
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Параллельность прямых и плоскостей
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол.
Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. правильные многогранники
Повторение. Решение задач
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Календарные сроки изучения | Примечания |
по плану | по факту |
| Действительные числа | 7 | | | |
1 2 | Понятие действительного числа. | 2 | 03.09 04.09 | | |
3 4 | Множества чисел. Свойства действительных чисел. | 2 | 05.09 06.09 | | |
5 | Перестановки. | 1 | 07.09 | | |
6 | Размещения | 1 | 10.09 | | |
7 | Сочетания | 1 | 11.09 | | |
| Рациональные уравнения и неравенства | 14 | | | |
8 | Рациональные выражения. | 1 | 12.09 | | |
9 | Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней | 1 | 13.09 | | |
10 11 | Рациональные уравнения. | 2 | 14.09 17.09 | | |
12 13 | Системы рациональных уравнений | 2 | 18.09 19.09 | | |
14 15 | Метод интервалов решения неравенств. | 2 | 20.09. 21.09 | | |
16 17 | Рациональные неравенства | 2 | 24.09 25.09 | | |
18 19 | Нестрогие неравенства | 2 | 26.09 27.09 | | |
20 | Системы рациональных неравенств. | 1 | 01.10 | | |
21 | Контрольная работа № 1. Рациональные уравнения и неравенства. | 1 | 28.09 | | |
| Введение | 3 | | | |
22 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | 02.10 | | |
23 | Первые следствия из теорем. | 1 | 03.10 | | |
24 | Решение задач на применение аксиом и их следствий. | 1 | 04.10 | | |
| Параллельность прямых и плоскостей | 16 | | | |
25 | Параллельные прямые в пространстве. | 1 | 05.10 | | |
26 | Параллельность прямой и плоскости. | 1 | 08.10 | | |
27 28 | Решение задач на применение признака параллельности. Самостоятельная работа. | 2 | 09.10 10.10 | | |
29 30 | Взаимное расположение прямых в пространстве. | 2 | 11.10 12.10 | | |
31 32 | Угол между прямыми. | 2 | 15.10 16.10 | | |
33 | Контрольная работа №2. Взаимное расположение прямых в пространстве. | 1 | 17.10 | | |
34 | Параллельные плоскости | 1 | 18.10 | | |
35 | Свойства параллельных плоскостей | 1 | 19.10 | | |
36 37 38 | Тетраэдр и параллелепипед. | 3 | 22.10 23.10 24.10 | | |
39 | Контрольная работа № 3. Параллельность прямых и плоскостей | 1 | 25.10 | | |
40 | Зачет №1. Параллельность прямых и плоскостей | 1 | 26.10 | | |
| Корень степени n | 8 | | | |
41 | Понятие функции и ее графика. | 1 | 06.11 | | |
42 | Функция у=хn. | 1 | 07.11 | | |
43 | Понятие корня степени n. | 1 | 08.11 | | |
44 | Корни четной и нечетной степеней | 1 | 09.11 | | |
45 | Арифметический корень. | 1 | 12.11 | | |
46 47 | Свойства корней степени n. | 2 | 13.11 14.11 | | |
48 | Контрольная работа №4. Корень степени n. | 1 | 15.11 | | |
| Степень положительного числа | 9 | | | |
49 | Степень с рациональным показателем | 1 | 16.11 | | |
50 51 | Свойства степени с рациональным показателем. | 2 | 19.11 20.11 | | |
52 | Понятие предела последовательности | 1 | 21.11 | | |
53 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | 1 | 22.11 | | |
54 | Число e. | 1 | 23.11 | | |
55 | Понятие степени с иррациональным показателем. | 1 | 26.11 | | |
56 | Показательная функция. | 1 | 27.11 | | |
57 | Контрольная работа № 5. Степень положительного числа. | 1 | 28.11 | | |
| Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | | | |
58 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 | 29.11 | | |
59 | Признак перпендикулярности прямой к плоскости. | 1 | 30.11 | | |
60 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | 1 | 03.12 | | |
61 | Решение задач на применение признака перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | 04.12 | | |
62 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости | 1 | 05.12 | | |
63 | Расстояние от точки до плоскости | 1 | 06.12 | | |
64 | Теорема о трех перпендикулярах | 1 | 07.12 | | |
65 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | 10.12 | | |
66 | Нахождение углов между прямой и плоскостью | 1 | 11.12 | | |
67 68 | Решение задач. Угол между прямой и плоскостью. | 2 | 12.12 13.12 | | |
69 | Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. | 1 | 14.12 | | |
70 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 1 | 17.12 | | |
71 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 18.12 | | |
72 | Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 19.12 | | |
73 | Контрольная работа №6. Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 | 20.12 | | |
74 | Зачет № 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 | 21.12 | | |
| Логарифмы | 6 | | | |
75 76 | Понятие логарифма. | 2 | 24.12 25.12 | | |
77 78 79 | Свойства логарифмов. | 3 | 26.12 27.12 10.01 | | |
80 | Логарифмическая функция. | 1 | 11.01 | | |
| Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | 7 | | | |
81 | Простейшие показательные уравнения. | 1 | 14.01 | | |
82 | Простейшие логарифмические уравнения. | 1 | 15.01 | | |
83 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. | 1 | 16.01 | | |
84 | Простейшие показательные неравенства. | 1 | 17.01 | | |
85 | Простейшие логарифмические неравенства. | 1 | 18.01 | | |
86 | Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 1 | 21.01 | | |
87 | Контрольная работа №7. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | 1 | 22.01 | | |
| Многогранники | 12 | | | |
88 | Понятие многогранника. | 1 | 23.01 | | |
89 | Призма. Виды призм. Прямая и наклонная призмы | 1 | 24.01 | | |
90 | Площадь боковой и полной поверхности призмы. | 1 | 25.01 | | |
91 | Решение задач на нахождение боковой и полной поверхности призм. | 1 | 28.01 | | |
92 | Пирамида. Виды пирамид. | 1 | 29.01 | | |
93 | Площади боковой и полной поверхности пирамиды | 1 | 30.01 | | |
94 | Площади боковой и полной поверхности правильной пирамиды | 1 | 31.01 | | |
95 | Нахождение полной поверхности пирамиды. | 1 | 01.02 | | |
96 | Усеченная пирамида. Площади боковой и полной поверхности усеченной пирамиды. | 1 | 04.02 | | |
97 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника Элементы симметрии правильных многогранников. | 1 | 05.02 | | |
98 | Контрольная работа № 8. Многогранники. | 1 | 06.02 | | |
99 | Зачет № 3. Многогранники. | 1 | 07.02 | | |
| Синус и косинус угла | 7 | | | |
100 | Понятие угла. | 1 | 08.02 | | |
101 | Радианная мера угла | 1 | 11.02 | | |
102 | Определение синуса и косинуса угла | 1 | 12.02 | | |
103 104 | Основные формулы для синуса и косинуса угла | 2 | 13.02 14.02 | | |
105 106 | Арксинус и арккосинус | 2 | 15.02 18.02 | | |
| Тангенс и котангенс угла | 4 | | | |
107 | Определение тангенса и котангенса угла | 1 | 19.02 | | |
108 | Основные формулы для tg a и ctg a | 1 | 20.02 | | |
109 | Арктангенс | 1 | 21.02 | | |
110 | Контрольная работа № 9.Синус, косинус, тангенс и котангенс угла и числа. | 1 | 22.02 | | |
| Формулы сложения | 10 | | | |
111 112 | Косинус разности и косинус суммы двух углов | 2 | 25.02 26.02 | | |
113 | Формулы для дополнительных углов | 1 | 27.02 | | |
114 115 | Синус суммы и синус разности двух углов | 2 | 28.02 01.03 | | |
116 117 | Сумма и разность синусов косинусов | 2 | 04.03 05.03 | | |
118 | Формулы для двойных и половинных углов | 1 | 06.03 | | |
119 | Произведение синусов и косинусов | 1 | 07.03 | | |
120 | Формулы для тангенсов | 1 | 11.03 | | |
| Тригонометрические функции числового аргумента | 8 | | | |
121 122 | Функция у=sinx | 2 | 12.03 13.03 | | |
123 124 | Функция у=cosx | 2 | 14.03 15.03 | | |
125 126 | Функция у=tgx | 2 | 18.03 19.03 | | |
127 | Функция у=ctgx | 1 | 20.03 | | |
128 | Контрольная работа №10. Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента. | 1 | 21.03 | | |
| Тригонометрические уравнения и неравенства | 8 | | | |
129 130 | Простейшие тригонометрические уравнения. | 2 | 22.03 | | |
131 132 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. | 2 | | | |
133 134 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. | 2 | | | |
135 | Однородные уравнения | 1 | | | |
136 | Контрольная работа № 11. Тригонометрические уравнения и неравенства. | 1 | | | |
| Вероятность события | 4 | | | |
137 138 | Понятие вероятности события. | 2 | | | |
139 140 | Свойства вероятностей. | 2 | | | |
| Повторение | 13 | | | |
141 | Параллельность прямых и плоскостей. | 1 | | | |
142 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 | | | |
143 | Решение задач на угол между прямой и плоскостью | 1 | | | |
144 | Решение задач по теме «Многогранники» | 1 | | | |
145 | Действительные числа. Рациональные уравнения и неравенства. | 1 | | | |
146 | Корень степени n. | 1 | | | |
147 | Степень положительного числа. | 1 | | | |
148 | Логарифмы. | 1 | | | |
149 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | 1 | | | |
150 | Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. | 1 | | | |
151 | Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента. | 1 | | | |
152 | Тригонометрические уравнения и неравенства | 1 | | | |
153 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | |
| Резерв | 4,5 | | | |
Итого: 157,5 ч
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений 10–11 классы.Составитель: Бурмистрова Т.А. Издательство «Просвещение», 2010г.
Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. Издательство «Просвещение», 2011 г.
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни / [С.М.Никольский, , М.К.Потапов, Н.Н.Решетников А.В.Шевкин. М.: Просвещение, 2012 – 430 с.
Геометрия. 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия. 7 – 9»/ Ю.А.Глазков, Юдина И.И., Бутузов В.Ф.– М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профильный уровни / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – 6-е изд. – М.:Просвещение, 2012. – 159 с.
Алгебраический тренажёр: Пособие для школьников и абитуриентов/ Под ред. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. – М.: Илекса, 2003. – 320 с.
Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справ.материалы: Кн. Для учащихся. – М.:Просвещение, 1998. – 416 с.
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – 2-е изд.-М.: Просвещенте, 1997. – 144 с.
Кутепов А.К., Рубанов А.Т. Задачник по алгебре и элементарным функциям. Изд. 2, доп. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М., «Высшая школа», 1974. – 380 с.
Математика: практикум по решению задач: учеб.пособие для 10 – 11 кл. гуманит.профиля / М.И.Башмаков. – М.: Просвещение, 2005. – 269 с.
Сборник задач по математике для поступающих в вузы/ В.К.Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский и др.; Под ред. М.И.Сканави. – 6-е изд. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 608 с.
Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. / Под ред. В.И.Благодатских. – М.: Наука. Главная редакция физико – математической литературы, 1983. – 416 с.
Сущинская Е.А. Математика: полный курс. 7 – 11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD). СПб:Питер, 2010. – 256 с.
Шувалова Э.З., Каплун В.И. Геометрия: Учеб. пособие для подготовительных отделений вузов. – М.: Высш.школа, 1980. – 256 с.
Технические средства обучения и оборудование кабинета:
компьютер;
принтер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |