Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика и информатика» составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
Приказа Министерства образования и науки РФ о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования »»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 г. №507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».
Примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. - 4-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2010. - 400с. ),
Авторской программы «Математика. 1-4 классы. (Обучение в 1 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой: программа, тематическое планирование, методические рекомендации /М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 318, [2] с.-(Планета знаний)
ООП НОО и учебного плана МБОУ СОШ №7 г. Туймазы на 2016-2017 учебный год.
Образовательная область «Математика» предусматривает изучение учебного предмета» с 1 по 4 класс.
Основные цели начального общего образования:
Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся
Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей)
Укрепление физического и духовного здоровья.
Основные задачи начального общего образования:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих владение ключевыми компетенциями;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного процесса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение к урокам математики;
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации, интереса к математическим заданиям повышенной трудности;
умения адекватно признавать свои собственные ошибки.
Предметные
Учащиеся научатся:
читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц; считать до 20 в прямом и обратном порядке;
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
выполнять сложение и вычитание с числом 0;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность)
решать простые текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание;
распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
измерять длину заданного отрезка;
находить длину ломаной и периметр многоугольника
Учащиеся получат возможность научиться:
вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
сравнивать значения числовых выражений;
решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
отслеживать цель учебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
проверять результаты вычислений;
адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные
Учащиеся научатся:
на доступном уровне анализировать условие задачи;
сопоставлять схемы и условия текстовых задач
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
осуществлять синтез числового выражения, условия текстовой задачи;
сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
Учащиеся получат возможность научиться:
наблюдать и делать выводы о результатах вычислений;
видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений
выполнять вычисления удобным способом;
конструировать геометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных , основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий , сравнивать полученные результаты , выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
Учащиеся получат возможность для формирования:
положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения математики в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы умения:
читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
выполнять сложение и вычитание с числом 0;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);
распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
находить длину ломаной и периметр многоугольника.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
сравнивать значения числовых выражений.
решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
У учащихся будут сформированы умения:
отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
проверять результаты вычислений;
адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования умения:
Познавательные
У учащихся будут сформированы умения:
анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);
сопоставлять схемы и условия текстовых задач;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
У учащихся будут сформированы умения:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 2 класса:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
умения сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
восприятия математики как части общечеловеческой культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы умения:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
выполнять арифметические действия с числом 0;
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
определять время по часам.
Учащиеся получат возможность для формированияумений:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
решать текстовые задачи в 2-3 действия;
составлять выражение по условию задачи;
вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
округлять данные, полученные путем измерения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
У учащихся будут сформированы умения:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
Познавательные
У учащихся будут сформированы:
умение выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
умение использовать схемы при решении текстовых задач;
умение наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
умение вычисления по аналогии;
умение соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);
умение вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
комбинировать данные при выполнении задания;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные
У учащихся будут сформированы:
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем;
сравнивать разные способы выполнения задания;
объединять полученные результаты при совместной презентации решения.
Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
Учащиеся получат возможность для формирования :
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы умения:
называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;
устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10 000;
письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;
правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);
использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;
устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;
письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;
выполнять деление с остатком в пределах 100;
выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
использовать свойства арифметических действий при вычислениях;
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);
использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;
использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;
выполнять умножение и деление круглых чисел;
оценивать приближенно результаты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости).
находить долю числа и число по доле;
решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;
соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;
различать окружность и круг;
делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;
определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
У учащихся будут сформированы умения:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Учащиеся получат возможностьдля формирования умений:
планировать ход решения задачи в несколько действий;
осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);
ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).
Познавательные
У учащихся будут сформированы умения:
использовать обобщенные способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);
использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;
сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;
считывать данные с гистограммы;
ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;
моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;
давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…», «хватит ли…», «успеет ли…»);
соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме;
проводить квази-исследования по предложенному плану.
Коммуникативные
У учащихся будут сформированы умения:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
обсуждать варианты выполнения заданий;
осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 4 класса:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки;
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
восприятия математики как части общечеловеческой культуры;
устойчивой учебно-познавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы умения:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
выполнять арифметические действия с величинами;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
проверять результаты арифметических действий разными способами;
использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
У учащихся будут сформированы умения :
удерживать цель учебной и внеуч учебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
умения использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
У учащихся будут сформированы умения :
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность для формирования умений:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
У учащихся будут сформированы умения:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
умения свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
умения задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. В 1 классе – 132 часа, 2-4 классы – по 136 часов.
Количество часов по программе и по региональному учебному плану одинаковы и остаются неизменными. Изменения в авторскую программу не внесены.
Программа учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
- 1класс
Общие свойства предметов и групп предметов (10 ч)
Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже. Сравнительные характеристики положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе - дальше, слева - справа. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше - позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на..., меньше на....
Числа и величины (30 ч)
Счет предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Четные и нечетные числа. Десятичный состав двузначных чисел.
Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости (литр).
Арифметические действия (45ч)
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0.
Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приемы вычислений (перестановка и группировка слагаемых).
Текстовые задачи (17 ч)
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.
Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого, нахождение уменьшаемого, нахождение вычитаемого.
Геометрические фигуры и величины (20 ч)
Пространственные отношения (выше–ниже, длиннее–короче, шире–уже, перед, за, между, слева–справа).
Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг.
Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной. Периметр многоугольника.
Площадь (на уровне наглядных представлений).
Работа с данными (12 ч)
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах.
Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления информации. Чтение и заполнение таблиц.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Класс (ч.) |
1кл |
1 | Общие свойства предметов и групп предметов | 10 | 10 | 10 |
2 | Числа и величины | 30 | 30 | 30 |
3 | Арифметические действия45 | 45 | 45 | 45 |
4 | Текстовые задачи | 15 | 15 | 15 |
5 | Геометрические фигуры и величины | 20 | 20 | 20 |
6 | Работа с данными | 12 | 12 | 12 |
Общее количество часов: | 132 | 132 | 132 |
2 класс (136 ч)
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Арифметические действия (60 ч)
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи (30 ч)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.
Работа с данными (16 ч)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Класс (ч.) |
2кл |
1 | Числа и величины | 15 | 15 | 15 |
2 | Арифметические действия | 60 | 60 | 60 |
3 | Текстовые задачи | 15 | 15 | 15 |
4 | Геометрические фигуры и величины | 30 | 30 | 30 |
5 | Работа с данными | 16 | 16 | 16 |
Общее количество часов: | 136 | 136 | 136 |
3 класс (136 ч)
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (50 ч)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приёмы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи (46 ч)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными (10 ч)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Класс (ч.) |
3кл |
1 | Числа и величины | 15 | 15 | 15 |
2 | Арифметические действия | 50 | 50 | 50 |
3 | Текстовые задачи | 46 | 46 | 46 |
4 | Геометрические фигуры и величины | 15 | 15 | 15 |
5 | Работа с данными | 10 | 10 | 10 |
Общее количество часов: | 136 | 136 | 136 |
4 класс (136 ч)
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия (45 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи (45 ч)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины (25 ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.
Работа с данными (6 ч)
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»)
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Класс (ч.) |
4кл |
1 | Числа и величины | 15 | 15 | 15 |
2 | Арифметические действия | 45 | 45 | 45 |
3 | Текстовые задачи | 45 | 45 | 45 |
4 | Геометрические фигуры и величины | 25 | 25 | 25 |
5 | Работа с данными | 6 | 6 | 6 |
Общее количество часов: | 136 | 136 | 136 |
Таблица тематического распределения количества часов 1-4
Раздел (ч.) | Класс (ч) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Общие свойства предметов и групп предметов (ч) | 10 | | | |
Числа и величины (ч) | 30 | 15 | 15 | 15 |
Арифметические действия (ч.) | 45 | 60 | 50 | 45 |
Работа с текстовыми задачами (ч.) | 15 | 30 | 46 | 45 |
Геометрические фигуры и величины (ч.) | 20 | 15 | 15 | 25 |
Работа с данными | 12 | 16 | 10 | 6 |
итого | 132 | 136 | 136 | 136 |
Календарно-тематическое планирование курса «Математика»
1 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт. |
Числа и величины (15 ч) |
1 | | | Цифры и числа | Учебник, ч. 1, с. 3–5 |
2 | | | Вычисления в пределах 10 | Учебник, с. 6–7 |
3 | | | Группы чисел | Учебник, с. 8–9 |
4 | | | Счет десятками | Учебник, с. 10–11 |
5 | | | Запись чисел | Учебник, с. 12–13 |
6 | | | Последовательность чисел | Учебник, с. 14–15 |
7 | | | Повторение по теме «Цифры и числа» | Учебник, с. 16–17 |
8 | | | Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным | Учебник, с. 18–19 |
9 | | | Сложение и вычитание двузначных чисел | Учебник, с. 20–21 |
10 | | | Решение текстовых задач | Учебник, с. 22–23 |
11 | | | Решение задач | Учебник, с. 24–25 |
12 | | | Административная входная контрольная работа | (контроль и оценка) |
13 | | | Анализ и работа над ошибками. Решение задач | С.30-31 |
14 | | | Длина, площадь, объем. | Учебник, с. 26–27 |
15 | | | Что мы знаем о числах? Повторение, обобщение изученного | Учебник, с. 28–35 |
Сложение и вычитание до 20 (19 ч) |
17 | | | Сложение и вычитание в пределах 20 | Учебник, с. 36–37 |
18 | | | Таблица сложения. | Учебник, с. 38–39 |
19 | | | Состав числа 12 . | Учебник, с. 40–41 |
20 | | | Состав числа 15 . | Учебник, с. 42–43 |
21 | | | Состав числа 18 | Учебник, с. 44–45 |
22 | | | Сложение и вычитание с числом 9 | Учебник, с. 46–47 |
23 | | | Состав чисел 11, 13 | Учебник, с. 48–49 |
24 | | | Повторение и обобщение изученного. | Учебник, с. 50-51 |
25 | | | Состав числа 14 | Учебник, с. 52–53 |
26 | | | Состав числа 16 | Учебник, с. 54–55 |
27 | | | Состав числа 17 | Учебник, с. 56–57 |
28 | | | Закрепление изученного материала. От 16 до 20 | Учебник, с. 58–59 |
29 | | | Закрепление изученного материала . Работа с календарем | Учебник, с. 60–61 |
30 | | | Составление краткой записи условия задач | Учебник, с. 62–63 |
31 | | | Сложение и вычитание до 20 | Учебник, с. 64–69 |
32 | | | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание до 20» | (контроль и оценка знаний |
33 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Сложение и вычитание до 20» | |
34 | | | Сложение и вычитание до 20 | С.66 |
35 | | | Сложение и вычитание до 20. Решение задач | |
36 | | | Геометрический словарь | Учебник, с. 70–71 |
37 | | | Название геометрических фигур | Учебник, с. 71 -72 |
38 | | | Распознавание геометрических фигур ЭКОР. Знакомство с историей улиц родного города | c.72-73 |
39 | | | Углы | Учебник, с. 74–75 |
40 | | | Прямой угол. Диагональ прямоугольника. «Проектируем парк Винни-Пуха» | Учебник, с. 76–77 |
41 | | | Четырехугольники | Учебник, с. 78–79 |
42 | | | Треугольники | Учебник, с. 80–81 |
43 | | | Повторение и обобщение темы: «Наглядная геометрия» | Учебник, с. 82–89 |
44 | | | Наглядная геометрия. Пифагор. | Учебник, с. 82–89 |
45 | | | Наглядная геометрия. Геометрические фигуры | Учебник, с. 82–89 |
46 | | | Наглядная геометрия | |
Вычисления в пределах 100 (20 ч) |
47 | | | Сложение и вычитание чисел по разрядам | Учебник, с. 90–91 |
48 | | | Сложение и вычитание двузначных чисел | с. 92–93 |
49 | | | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд | Учебник, с. 94–95 |
50 | | | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток | Учебник, с. 96–97 |
51 | | | Дополнение слагаемого до круглого числа | Учебник, с. 98–99 |
52 | | | Сложение и вычитание чисел. Закрепление изученного | Учебник, с. 100–101 |
53 | | | Повторяем, обобщаем изученное. Решение задач | |
54 | | | Вычитание из круглого числа | Учебник, с. 104–105 |
55 | | | Вычитание однозначного числа с переходом через десяток | Учебник, с. 106–107 |
56 | | | Разностное сравнение | Учебник, с. 108–109 |
57 | | | Вычитание двузначного числа с переходом через разряд | Учебник, с. 110–111 |
58 | | | Взаимосвязь сложения и вычитания | Учебник, с. 112–113 |
59 | | | Вычитание двузначных чисел | Учебник, с. 114–115 |
60 | | | Вычитание однозначных и двузначных чисел | Учебник,с. 116–117 |
61 | | | Сложение и вычитание в пределах 100 | Учебник, с. 118–125 |
62 | | | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | |
63 | | | Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 100 | |
64 | | | Сложение чисел в пределах 100. | |
65 | | | Вычитание чисел в пределах 100. | |
66 | | | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач | |
67 | | | Смысл действия умножения | Учебник, ч. 2, с. 3–5 |
68 | | | Перестановка множителей | Учебник, с. 6–7 |
69 | | | Использование действия умножения при выполнении заданий | Учебник, с. 8–9 |
70 | | | Увеличение в 2 раза | Учебник, с. 10–11 |
71 | | | Знакомство с действием деления | Учебник, с. 12–13 |
72 | | | Деление на равные части | |
73 | | | Деление – действие, обратное умножению | Учебник, с. 16–17 |
74 | | | Смысл арифметических действий | Учебник, с. 18–19 |
75 | | | Решение задач на умножение и деление | Учебник, с. 20–21 |
76 | | | Решение задач | |
77 | | | Повторение, обобщение изученного. Решение задач | Учебник, с. 24–31 |
78 | | | Контрольная работа по теме«Знакомимся с новыми действиями» | |
79 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Знакомимся с новыми действиями» | |
80 | | | Повторение, обобщение изученного. Умножение и деление чисел | |
Измерение величин (12 ч) |
81 | | | Величины и единицы измерения величин | Учебник, с. 32–33 |
82 | | | Измерение длины | Учебник, с. 34–35 |
83 | | | Вычисление длины пройденного пути ЭКОР. Улицы нашего города. | Учебник, с. 36–37 |
84 | | | Площадь прямоугольника | Учебник, с. 38–39 |
85 | | | Площадь квадрата | |
86 | | | Определение времени по часам | Учебник,с. 40–41 |
87 | | | Продолжительность событий | Учебник, с. 42–43 |
88 | | | Измерение величин | Учебник, с. 44–51 |
89 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Измерение величин» | |
90 | | | Контрольная работа по теме «Измерение величин» | |
91 | | | Работа над ошибками. Повторение по теме «Измерение величин» | Учебник, . 44–51 |
92 | | | Свойства площади» (проект) ЭКОР. Мой город. | |
Учимся умножать и делить (26 ч) |
93 | | | Таблица умножения | Учебник, с. 52–53 |
94 | | | Умножение одинаковых чисел от 1 до 5 | Учебник, с. 54–55 |
95 | | | Деление числа на 1 и самого на себя | Учебник, с. 56–57 |
96 | | | Умножение и деление на 2 | Учебник, с. 58–59 |
97 | | | Умножение и деление на 3 | Учебник, с. 60–61 |
98 | | | Умножение и деление на2 и 3 | Учебник, с. 62–63 |
99 | | | Увеличение и уменьшение в 2(в 3) раза | Учебник, с. 64–65 |
100 | | | Умножение на 4 | Учебник, с. 66–67 |
101 | | | Деление на 4 | Учебник, с. 68–69 |
102 | | | Увеличение и уменьшение в несколько раз | Учебник, с. 72–73 |
103 | | | Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение | Учебник, с. 74–75 |
104 | | | Умножение и деление на 5 | Учебник, с. 76–77 |
105 | | | Умножение и деление на 4 и 5 | Учебник, .с.78, 79 |
106 | | | Закрепление изученного по теме «Учимся умножать и делить» | Учебник, с. 80–81 |
107 | | | Решение составных задач | |
108 | | | Умножение и деление на 10 | Учебник, с. 82–83 |
109 | | | Приемы умножения на 9 | Учебник, с. 88–89 |
110 | | | Умножение одинаковых чисел от 6 до 10 | Учебник, с. 90–91 |
111 | | | Трудные случаи умножения | Учебник, с. 92–93 |
112 | | | Закрепление изученного по теме «Учимся умножать и делить» | Учебник, с. 94–95 |
113 | | | Решение нестандартных задач | Учебник, с. 96–97 |
114 | | | Повторение, обобщение изученного «Учимся умножать и делить» | Учебник, с. 98–105 |
115 | | | Контрольная работа по теме «Учимся умножать и делить» | |
116 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Учимся умножать и делить» | |
117 | | | Повторение, обобщение по теме «Учимся умножать и делить» | |
118 | | | Умножение и деление чисел | |
119 | | | Переместительные законы сложения и умножения | Учебник, с. 106–107 |
120 | | | Сложение и умножение с числами 0 и 1 | Учебник, с. 108–109 |
121 | | | Вычитание и деление | Учебник, с. 110–111 |
122 | | | Выражения | Учебник, с. 112—113 |
123 | | | Порядок действий в выражениях без скобок | Учебник, с. 114–115 |
124 | | | Составление выражения при решении задач | Учебник, с. 116–117 |
125 | | | Выражения со скобками | Учебник, с. 118–119 |
126 | | | Порядок действий в выражении со скобками | Учебник, с. 120–121 |
127 | | | Порядок действий в выражении со скобками | Учебник, с. 122–123 |
128 | | | Сравнивание значений выражений | Учебник, с. 124–125 |
129 | | | Сочетательные законы сложения и умножения | Учебник, с. 126–127 |
130 | | | Решение задач с помощью составления выражений | Учебник, с. 128–129 |
131 | | | Повторение по теме «Действия с выражениями» | Учебник, с. 130–131 |
132 | | | Контрольная работа по теме «Действия с выражениями» | |
133 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Действия с выражениями» | |
134 | | | Действия с выражениями | |
135 | | | Повторение, обобщение по теме «Действия с выражениями» | |
136 | | | Действия с выражениями. Решение задач. ЭКОР. Лето в Башкирии. | |
Календарно-тематическое планирование курса «Математика»
2 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт. |
Числа и величины (15 ч) |
1 | | | Цифры и числа Раздел 1 | Учебник, ч. 1, с. 3–5 |
2 | | | Вычисления в пределах 10 Раздел 2 | Учебник, с. 6–7 |
3 | | | Группы чисел Раздел 1 | Учебник, с. 8–9 |
4 | | | Счет десятками Раздел 2 | Учебник, с. 10–11 |
5 | | | Запись чисел Раздел 1 | Учебник, с. 12–13 |
6 | | | Последовательность чисел Раздел 1 | Учебник, с. 14–15 |
7 | | | Повторение по теме «Цифры и числа» Раздел 1 | Учебник, с. 16–17 |
8 | | | Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным Раздел 2 | Учебник, с. 18–19 |
9 | | | Сложение и вычитание двузначных чисел Раздел 2 | Учебник, с. 20–21 |
10 | | | Решение текстовых задач Раздел 3 | Учебник, с. 22–23 |
11 | | | Решение задач Раздел 3 | Учебник, с. 24–25 |
12 | | | Административная входная контрольная работа Раздел 2 | (контроль и оценка) |
13 | | | Анализ и работа над ошибками. Решение задач Длина Раздел 4 | С.30-31 |
14 | | | Длина, площадь, объем. Раздел 4 | Учебник, с. 26–27 |
15 | | | Что мы знаем о числах? Площадь, объем Раздел 4 | Учебник, с. 28–35 |
Сложение и вычитание до 20 (19 ч) |
16 | | | Сложение и вычитание в пределах 20 Раздел 2 | Учебник, с. 36–37 |
17 | | | Таблица сложения. Раздел 5 | Учебник, с. 38–39 |
18 | | | Состав числа 12 . Раздел 1 | Учебник, с. 40–41 |
19 | | | Состав числа 15 . Раздел 1 | Учебник, с. 42–43 |
20 | | | Состав числа 18 Раздел 1 | Учебник, с. 44–45 |
21 | | | Сложение и вычитание с числом 9 Раздел 2 | Учебник, с. 46–47 |
22 | | | Состав чисел 11, 13 Раздел 1 | Учебник, с. 48–49 |
23 | | | Повторение и обобщение изученного. Раздел 5 | Учебник, с. 50-51 |
24 | | | Состав числа 14 Раздел 1 | Учебник, с. 52–53 |
25 | | | Состав числа 16 Раздел 1 | Учебник, с. 54–55 |
26 | | | Состав числа 17 Раздел 1 | Учебник, с. 56–57 |
27 | | | Закрепление изученного материала. От 16 до 20 Раздел 5 | Учебник, с. 58–59 |
28 | | | Закрепление изученного материала . Работа с календарем Раздел 4 | Учебник, с. 60–61 |
29 | | | Составление краткой записи условия задач Раздел 3 | Учебник, с. 62–63 |
30 | | | Сложение и вычитание до 20 Раздел 2 | Учебник, с. 64–69 |
31 | | | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание до 20» Раздел 2 | (контроль и оценка знаний |
32 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Сложение и вычитание до 20» Раздел | |
33 | | | Сложение и вычитание до 20 Раздел 2 | С.66 |
34 | | | Сложение и вычитание до 20. Решение задач Раздел 3 | |
Наглядная геометрия (12ч.) | |
35 | | | Геометрический словарь Раздел 4 | Учебник, с. 70–71 |
36 | | | Название геометрических фигур Раздел 4 | Учебник, с. 71 -72 |
37 | | | Распознавание геометрических фигур Раздел 4 ЭКОР. Знакомство с историей улиц родного города | c.72-73 |
38 | | | Углы Раздел 4 | Учебник, с. 74–75 |
39 | | | Прямой угол. Диагональ прямоугольника. «Проектируем парк Винни-Пуха» Раздел 4 | Учебник, с. 76–77 |
40 | | | Четырехугольники Раздел 4 | Учебник, с. 78–79 |
41 | | | Треугольники Раздел 4 | Учебник, с. 80–81 |
42 | | | Свойства геометрических фигур Раздел 4 | Учебник, с. 82–89 |
43 | | | Повторение и обобщение темы: «Наглядная геометрия» Раздел 4 | Учебник, с. 82–89 |
44 | | | Наглядная геометрия. Пифагор. Раздел 4 | Учебник, с. 82–89 |
45 | | | Наглядная геометрия. Геометрические фигуры Раздел 4 | Учебник, с. 82–89 |
46 | | | Наглядная геометрия Раздел 4 | |
Вычисления в пределах 100 (20 ч) |
47 | | | Сложение и вычитание чисел по разрядам Раздел 2 | Учебник, с. 90–91 |
48 | | | Сложение и вычитание двузначных чисел Раздел 2 | с. 92–93 |
49 | | | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд Раздел 2 | Учебник, с. 94–95 |
50 | | | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток Раздел 2 | Учебник, с. 96–97 |
51 | | | Дополнение слагаемого до круглого числа Раздел 2 | Учебник, с. 98–99 |
52 | | | Сложение и вычитание чисел. Закрепление изученного Раздел 2 | Учебник, с. 100–101 |
53 | | | Повторяем, обобщаем изученное. Решение задач Раздел 4 | |
54 | | | Вычитание из круглого числа Раздел 2 | Учебник, с. 104–105 |
55 | | | Вычитание однозначного числа с переходом через десяток Раздел 2 | Учебник, с. 106–107 |
56 | | | Разностное сравнение Раздел 2 | Учебник, с. 108–109 |
57 | | | Вычитание двузначного числа с переходом через разряд Раздел 2 | Учебник, с. 110–111 |
58 | | | Взаимосвязь сложения и вычитания Раздел 2 | Учебник, с. 112–113 |
59 | | | Вычитание двузначных чисел Раздел 2 | Учебник, с. 114–115 |
60 | | | Вычитание однозначных и двузначных чисел Раздел 2 | Учебник,с. 116–117 |
61 | | | Сложение и вычитание в пределах 100 Раздел 2 | Учебник, с. 118–125 |
62 | | | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» Раздел 2 | |
63 | | | Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 100 Раздел 5 | |
64 | | | Сложение чисел в пределах 100. Раздел 2 | |
65 | | | Вычитание чисел в пределах 100. Раздел 2 | |
66 | | | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач Раздел 2 | |
Знакомимся с новыми действиями (14 ч.) | |
67 | | | Смысл действия умножения Раздел 5 | Учебник, ч. 2, с. 3–5 |
68 | | | Перестановка множителей Раздел 2 | Учебник, с. 6–7 |
69 | | | Использование действия умножения при выполнении заданий Раздел 2 | Учебник, с. 8–9 |
70 | | | Увеличение в 2 раза Раздел 2 | Учебник, с. 10–11 |
71 | | | Знакомство с действием деления Раздел 2 | Учебник, с. 12–13 |
72 | | | Деление на равные части Раздел 2 | |
73 | | | Деление – действие, обратное умножению Раздел 2 | Учебник, с. 16–17 |
74 | | | Смысл арифметических действий Раздел 2 | Учебник, с. 18–19 |
75 | | | Решение задач на умножение и деление Раздел 3 | Учебник, с. 20–21 |
76 | | | Решение задач Раздел 3 | |
77 | | | Повторение, обобщение изученного. Решение задач Раздел 3 | Учебник, с. 24–31 |
78 | | | Контрольная работа по теме«Знакомимся с новыми действиями» Раздел 2 | |
79 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Знакомимся с новыми действиями» Раздел 5 | |
80 | | | Повторение, обобщение изученного. Умножение и деление чисел Раздел 2 | |
Измерение величин (12 ч) |
81 | | | Величины и единицы измерения величин Раздел 4 | Учебник, с. 32–33 |
82 | | | Измерение длины Раздел 4 | Учебник, с. 34–35 |
83 | | | Вычисление длины пройденного пути Раздел 4 ЭКОР. Улицы нашего города. | Учебник, с. 36–37 |
84 | | | Площадь прямоугольника Раздел 4 | Учебник, с. 38–39 |
85 | | | Площадь квадрата Раздел 4 | |
86 | | | Определение времени по часам Раздел 4 | Учебник,с. 40–41 |
87 | | | Продолжительность событий Раздел 4 | Учебник, с. 42–43 |
88 | | | Измерение величин Раздел 4 | Учебник, с. 44–51 |
89 | | | Повторение, обобщение изученного по теме «Измерение величин» Раздел 4 | |
90 | | | Контрольная работа по теме «Измерение величин» Раздел 4 | |
91 | | | Работа над ошибками. Повторение по теме «Измерение величин» Раздел 4 | Учебник, . 44–51 |
92 | | | Свойства площади» (проект) Раздел 4 ЭКОР. Мой город. | |
Учимся умножать и делить (26 ч) |
93 | | | Таблица умножения Раздел 5 | Учебник, с. 52–53 |
94 | | | Умножение одинаковых чисел от 1 до 5 Раздел 2 | Учебник, с. 54–55 |
95 | | | Деление числа на 1 и самого на себя Раздел 2 | Учебник, с. 56–57 |
96 | | | Умножение и деление на 2 Раздел 2 | Учебник, с. 58–59 |
97 | | | Умножение и деление на 3 Раздел 2 | Учебник, с. 60–61 |
98 | | | Умножение и деление на2 и 3 Раздел 2 | Учебник, с. 62–63 |
99 | | | Увеличение и уменьшение в 2(в 3) раза Раздел 2 | Учебник, с. 64–65 |
100 | | | Умножение на 4 Раздел 2 | Учебник, с. 66–67 |
101 | | | Деление на 4 Раздел 2 | Учебник, с. 68–69 |
102 | | | Увеличение и уменьшение в несколько раз Раздел 2 | Учебник, с. 72–73 |
103 | | | Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение Раздел 3 | Учебник, с. 74–75 |
104 | | | Умножение и деление на 5 Раздел 2 | Учебник, с. 76–77 |
105 | | | Умножение и деление на 4 и 5 Раздел 2 | Учебник, .с.78, 79 |
106 | | | Закрепление изученного по теме «Учимся умножать и делить» Раздел 5 | Учебник, с. 80–81 |
107 | | | Решение составных задач Раздел 3 | |
108 | | | Умножение и деление на 10 Раздел 2 | Учебник, с. 82–83 |
109 | | | Приемы умножения на 9 Раздел 5 | Учебник, с. 88–89 |
110 | | | Умножение одинаковых чисел от 6 до 10 Раздел 2 | Учебник, с. 90–91 |
111 | | | Трудные случаи умножения Раздел 2 | Учебник, с. 92–93 |
112 | | | Закрепление изученного по теме «Учимся умножать и делить» Раздел 3 | Учебник, с. 94–95 |
113 | | | Решение нестандартных задач Раздел 3 | Учебник, с. 96–97 |
114 | | | Повторение, обобщение изученного «Учимся умножать и делить» Раздел 2 | Учебник, с. 98–105 |
115 | | | Контрольная работа по теме «Учимся умножать и делить» Раздел 2 | |
116 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Учимся умножать и делить» Раздел 5 | |
117 | | | Повторение, обобщение по теме «Учимся умножать и делить» Раздел 5 | |
118 | | | Умножение и деление чисел Раздел 2 | |
Действия с выражениями (18 ч) | |
119 | | | Переместительные законы сложения и умножения Раздел 5 | Учебник, с. 106–107 |
120 | | | Сложение и умножение с числами 0 и 1 Раздел 1 | Учебник, с. 108–109 |
121 | | | Вычитание и деление Раздел 2 | Учебник, с. 110–111 |
122 | | | Выражения Раздел 1 | Учебник, с. 112—113 |
123 | | | Порядок действий в выражениях без скобок Раздел 2 | Учебник, с. 114–115 |
124 | | | Составление выражения при решении задач Раздел 3 | Учебник, с. 116–117 |
125 | | | Выражения со скобками. Площадь прямоугольника. Раздел 4 | Учебник, с. 118–119 |
126 | | | Порядок действий. Решение задач. Раздел 3 | Учебник, с. 120–121 |
127 | | | Порядок действий в выражении со скобками Раздел 2 | Учебник, с. 122–123 |
128 | | | Сравнивание значений выражений Раздел 1 | Учебник, с. 124–125 |
129 | | | Сочетательные законы сложения и умножения Раздел 5 | Учебник, с. 126–127 |
130 | | | Решение задач с помощью составления выражений Раздел 3 | Учебник, с. 128–129 |
131 | | | Повторение по теме «Действия с выражениями» Раздел 2 | Учебник, с. 130–131 |
132 | | | Контрольная работа по теме «Действия с выражениями» Раздел 2 | |
133 | | | Анализ и работа над ошибками. Повторение по теме «Действия с выражениями» Раздел 5 | |
134 | | | Действия с выражениями Раздел 2 | |
135 | | | Повторение, обобщение по теме «Действия с выражениями» Раздел 5 | |
136 | | | Действия с выражениями. Решение задач. Раздел 3 ЭКОР. Лето в Башкирии. | |