Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения и авторской программы Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких. Образовательная система «Школа 2100».
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. В соответствии с годовым учебным графиком на 2016-2017 учебный год и объявленным праздничным днем 08.05.17 программа по математике будет пройдена за 134 часа за счёт уплотнения учебного материала.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи».
Цели обучения в данном курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета:
- уметь использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
- вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
В данном курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута, пользуясь общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика».
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Контроль знаний, умений и навыков
№ | Тема | Количество часов по теме | Формы контроля |
| Раздел 1. Числа от 1 до 1000 | 21 | |
1 | Повторение материала, изученного в 3 классе | 8 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение»(входная) |
2 | Дроби | 13 | Математический диктант Контрольная работа №2 «Дроби» |
| Раздел 2. Многозначные числа | 112 | |
3 | Нумерация многозначных чисел | 8 | Контрольная работа №3 «Нумерация многозначных чисел» |
4 | Величины | 14 | Математический диктант Контрольная работа №4 «Величины» |
5 | Сложение и вычитание чисел | 8 | Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многозначных чисел» |
6 | Умножение и деление чисел | 71 | Математический диктант Административная контрольная работа № 6 за I полугодие. Контрольная работа №7 «Умножение и деление чисел». Контрольная работа № 8 «Умножение и деление многозначных чисел». Контрольная работа № 9 «Арифметические действия над числами. Решение задач на движение». Математический диктант. Контрольная работа № 10 «Арифметические действия над числами». Математический диктант. |
7 | Повторение изученного в 4 классе | 12 | Итоговая контрольная работа № 11 за учебный год |
| Итого | 134 | |
Учебно - тематический план
№ | Тема | Количество часов |
| Раздел 1. Числа от 1 до 1000 | 21 |
1 | Повторение материала, изученного в 3 классе | 8 |
2 | Дроби | 13 |
| Раздел 2. Многозначные числа | 112 |
3 | Нумерация многозначных чисел | 8 |
4 | Величины | 14 |
5 | Сложение и вычитание чисел | 8 |
6 | Умножение и деление чисел | 71 |
7 | Повторение изученного в 4 классе | 12 |
| Итого | 134 |
Содержание тем учебного курса
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1000000, 1000000000
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Устная и письменная нумерация многозначных чисел. Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности
Дробные числа.
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000000. Приемы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел в пределах 1000000
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменное умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на двузначное и трехзначное число.
Величины и их измерение
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы. Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии
Изменение положения объемных фигур в пространстве. Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов. Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации. Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры. Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического. Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
Задачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация ).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000000;
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 1000 (в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 1000, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений в 2–4 действия;
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
использовать при решении различных задач знание формулы пути;
использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
находить долю от числа, число по доле;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
а ± х b; а ∙ х b.
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
выделять из множества параллелепипедов куб;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Учебно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплект:
Математика. Учебник. 4-й класс. В 3-х ч. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Баласс, 2012 г.
Математика. 4 класс. Самостоятельные и контрольные работы. Козлова С. А., Рубин А. Г. Издательство: Баласс, 2014 г.
Методические рекомендации для учителя 4 класс. Козлова С.А., Рубин А.Г.. Баласс, 2012 г.
Дидактический материал к урокам математики. 4 класс. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Баласс, 2013 г.
Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).
Наглядные пособия.
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
3. Раздаточный материал: разрезные картинки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.
4. Измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки.
5. Объекты для выполнения предметных действий.
Список литературы
Нефедова Л.В.: Справочное пособие по математике: уроки математики: 1-4 класс: В 2 частях. Часть 1. Изд. Астрель. 2009.
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http:// www.school2100
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www. km.ru/ed
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.
Календарно – тематическое планирование по математике
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Дата |
по плану | по факту | коррек- тировка |
| Раздел 1. Числа от 1 до 1000 | 21 | | | | |
| Повторение материала, изученного в 3 классе | 8 | | | | |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Математика». Инструктаж по ТБ. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | 02.09 | | |
2-4 | Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание многозначных чисел. | 3 | Использовать различные приёмы проверки вычисления результата действия. | 05.09 06.09 08.09 | | |
5-7 | Арифметические действия над числами. Табличное умножение и деление многозначного числа на однозначное. | 3 | Прогнозировать результат вычисления | 09.09 12.09 13.09 | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» (входная) | 1 | Контролировать и корректировать план собственных действий | 15.09 | | |
| Дроби | 13 | | | | |
9-10 | Нахождение части от числа | 2 | Понимать информацию. | 16.09 19.09 | | |
11-12 | Нахождение числа по его части | 2 | Определять цель учебной деятельности самостоятельно | 20.09 22.09 | | |
13-15 | Сравнение дробей. | 3 | Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки | 23.09 26.09 27.09 | | |
16 | Решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольника; простейших комбинаторных задач. | 1 | | 29.09 | | |
17 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Уметь вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; вычислять значения числовых выражений | 30.09 | | |
18 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | Умение проводить наблюдения и на их основе сформулировать правило | 03.10 | | |
19 | Математический диктант. Решение задач в 2-3 действия арифметическим способом. | 1 | Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления | 10.10 | | |
20 | Контрольная работа №2 «Дроби» | 1 | Умение планировать свою деятельность, ставить цель, | 11.10 | | |
21 | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки в контрольной работе и корректировать их | 13.10 | | |
| Раздел 2. Многозначные числа | 112 | | | | |
| Нумерация многозначных чисел | 8 | | | | |
22 | Многозначные числа. Разряды и классы. | 1 | Знать названия и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000. | 14.10 | | |
23 | Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10000, 100000 | 1 | Уметь выполнять умножение и деление с круглыми числами; | 17.10 | | |
24-25 | Чтение и запись многозначных чисел | 2 | Знать сколько разрядов содержится в каждом классе; Значение каждой цифры в записи числа. | 18.10 20.10 | | |
26 | Миллион. Класс миллионов. Миллиард | 1 | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000. | 21.10 | | |
27 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | Умение планировать свою деятельность, ставить цель, отбирать средства выполнения заданий. | 24.10 | | |
28 | Контрольная работа №3 «Нумерация многозначных чисел». | 1 | Умение планировать свою деятельность, ставить цель, | 25.10 | | |
29 | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки в контрольной работе и корректировать их. | 27.10 | | |
| Величины | 14 | | | | |
30 | Единицы длины | 1 | Знать единицы измерения длины и соотношения между ними. Уметь переводить заданную длину из одних единиц измерения в другие. | 28.10 | | |
31 | Единицы массы. Грамм, тонна. | 1 | Знать единицы измерения длины и соотношения между ними. | 31.10 | | |
32 | Единицы измерения величин. | 1 | Знать единицы измерения длины и соотношения между ними. | 01.11 | | |
33 | Единицы площади | 1 | Знать единицы измерения площади; соотношения между ними. | 03.11 | | |
34 | Площадь прямоугольного треугольника. Приближенное вычисление площадей. Палетка. | 1 | Знать алгоритм определения площади прямоугольного треугольника. Уметь находить приближённое значение площадей с помощью палетки, Выполнять действия с числами. | 07.11 | | |
35 | Математический диктант. Единицы объема. | 1 | Определять цель учебной деятельности самостоятельно | 08.11 | | |
36 | Контрольная работа №4 «Величины» | 1 | Умение планировать свою деятельность, ставить цель, | 10.11 | | |
37 | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки в контрольной работе и корректировать их. | 11.11 | | |
38-39 | Решение задач на процессы движения. | 2 | Уметь сопоставлять математические модели задач на процессы движения. | 14.11 21.11 | | |
40-41 | Точные и приближённые значения величин. | 2 | Знать приближённое значение величин. Уметь находить приближённое значение величин. | 22.11 24.11 | | |
42 | Решение задач изученных видов. | 1 | Решать задачи изученных видов | 25.11 | | |
43 | Приближенное вычисление площадей. Палетка. | 1 | | 28.11 | | |
| Сложение и вычитание чисел | 8 | | | | |
44 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности | 1 | Уметь выполнять прикидку результатов арифметических действий. | 29.11 | | |
45-47 | Сложение и вычитание многозначных чисел | 3 | Определять последовательность действий | 01.12 02.12 05.12 | | |
48 | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности | 1 | Знать понятие «производительность» | 06.12 | | |
49-50 | Решение задач на «работу», «движение» с опорой на формулы | 2 | Уметь решать простые и составные задачи | 08.12 09.12 | | |
51 | Контрольная работа № 5 «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 1 | Владеть способами контроля и оценки знаний | 12.12 | | |
| | | | | | |
| Умножение и деление чисел | 71 | | | | |
52-53 | Умножение чисел. Группировка множителей. | 2 | Уметь производить устные вычисления с многозначными числами | 13.12 15.12 | | |
54-55 | Умножение многозначных чисел на однозначные. | 2 | Уметь выполнять письменные вычисления с многозначными числами | 16.12 19.12 | | |
56 | Математический диктант. Решение задач, раскрывающих зависимость между единицами величин | 1 | Знать единицы измерения величин; соотношения между единицами величин | 20.12 | | |
57 | Контрольная работа №6 за I полугодие | 1 | Владеть способами контроля и оценки знаний | 22.12 | | |
58 | Работа над ошибками по итогам к/р. Деление круглых чисел. | 1 | Уметь округлять числа до заданного разряда; производить вычисления с многозначными числами. | 23.12 | | |
59 | Арифметические действия над числами | 1 | Формированию приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение | 26.12 | | |
60 | Деление числа на произведение. | 1 | Уметь применять правило деления числа на произведение; находить более удобный способ вычисления | 27.12 | | |
61 | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа. | 1 | Уметь применять алгоритм устного деления круглых чисел для многозначных чисел | 29.12 | | |
62 | Арифметические действия над числами | 1 | Высказывать свои суждения на основе наблюдения | 30.12 | | |
63 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | Высказывать свои суждения на основе наблюдения | 09.01 | | |
64 | Деление круглых чисел с остатком. | 1 | Уметь применять правило деления числа на произведение; выполнять деление на 10, 100, 1000; деление с остатком. | 10.01 | | |
65-66 | Уравнения. | 2 | Уметь решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз. | 12.01 13.01 | | |
67-68 | Арифметические действия над числами. | 2 | Уметь производить вычисления с многозначными числами. | 16.01 17.01 | | |
69-70 | Деление многозначных чисел на однозначные. | 2 | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел | 19.01 20.01 | | |
71-72 | Арифметические действия над числами. | 2 | Уметь производить вычисления с четырёхзначными числами; осуществлять самопроверку. | 23.01 24.01 | | |
73-74 | Письменное деление многозначных чисел на однозначные. | 2 | Уметь выполнять письменное деление четырёхзначных чисел на однозначное. | 26.01 27.01 | | |
75-76 | Арифметические действия над числами. | 2 | Уметь производить грубую прикидку результата деления, проверяя число цифр в частном и первую цифру в записи частного. | 30.01 31.01 | | |
77 | Контрольная работа №7 «Умножение и деление чисел» | 1 | Владеть способами контроля и оценки знаний | 02.02 | | |
| Работа над ошибками по итогам к/р. Письменное деление многозначных чисел на круглые. | 1 | Уметь выполнять письменное деление с остатком многозначных чисел в столбик, проверку вычислений | 03.02 | | |
78-81 | Письменное деление многозначных чисел на круглые | 4 | Уметь производить грубую прикидку результата деления, проверяя число цифр в частном и первую цифру в записи частного. | 06.02 07.02 09.02 10.02 | | |
82-83 | Решение задач на одновременное встречное движение двух объектов. | 2 | Знать алгоритм решения задач на одновременное встречное движение двух объектов. | 13.02 14.02 | | |
84-85 | Умножение на двузначное число. | 2 | Уметь применять различные способы записи умножения в столбик | 16.02 17.02 | | |
86 | Контрольная работа №8 «Умножение и деление многозначных чисел» | 1 | Владеть способами контроля и оценки знаний | 20.02 | | |
87-88 | Умножение многозначных чисел на двузначное число. | 2 | Уметь применять различные способы записи умножения | 27.02 28.02 | | |
89 | Решение задач на удаление. | 1 | Определять последовательность действия для решения учебной задачи | 02.03 | | |
90-92 | Умножение многозначных чисел на трехзначное число. | 3 | Уметь применять различные способы записи умножения в столбик многозначного числа на многозначное. | 03.03 06.03 07.03 | | |
93-97 | Решение задач на одновременное движение двух объектов в одном направлении | 5 | Анализировать и обобщать результаты наблюдений | 09.03 10.03 13.03 14.03 16.03 | | |
98 | Контрольная работа №9 «Арифметические действия над числами. Решение задач на движение» | 1 | Владеть способами контроля и оценки знаний | 17.03 | | |
99-100 | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. | 2 | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1000000. | 20.03 21.03 | | |
101-105 | Арифметические действия над числами. | 5 | Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия со скобками и без них | 23.03 24.03 27.03 28.03 30.03 | | |
106 | Среднее арифметическое. | 1 | Уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел | 31.03 | | |
107-108 | Письменное деление многозначных чисел на трехзначные числа | 2 | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах 1000000 | 03.04 04.04 | | |
109 | Математический диктант. Арифметические действия над числами | 1 | Уметь вычислять значение числовых выражений | 06.04 | | |
110 | Контрольная работа №10 «Арифметические действия над числами». | 1 | Владеть способами контроля и оценки знаний | 07.04 | | |
111-112 | Арифметические действия над числами. | 2 | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел в пределах 1000000. | 10.04 17.04 | | |
113 | Круговая диаграмма. | 1 | Уметь читать информацию с помощью круговых диаграмм | 18.04 | | |
114 | Арифметические действия над числами. | 1 | Устанавливать последовательность действий для решения практических задач | 20.04 | | |
115 | Числовой луч. Координаты точки на числовом луче. | 1 | Уметь изображать часть натурального ряда с помощью числового отрезка. | 21.04 | | |
116 | Адрес в таблице. Пара чисел. | 1 | Уметь называть адрес ячейки; читать информацию, | 24.04 | | |
117 | Координаты точек на плоскости. | 1 | Уметь находить координаты точки на плоскости | 25.04 | | |
118-120 | Арифметические действия над числами | 3 | Использовать известные случаи сложения и вычитания | 27.04 28.04 02.05 | | |
121 | Математический диктант. Арифметические действия над числами. | 1 | Использовать известные случаи сложения и вычитания | 04.05 | | |
122 | Итоговая контрольная работа №11 за учебный год. | 1 | Владеть способами контроля и оценки знаний | 05.05 | | |
| Повторение изученного в 4 классе | 12 | | | | |
123 | Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел | 1 | Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления | 11.05 | | |
124 | Повторение по теме «Письменные приемы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел» | 1 | Устанавливать последовательность действий | 12.05 | | |
125 | Повторение по теме «Свойства сложения и умножения». | 1 | Решать задачи | 15.05 | | |
126 | Повторение по теме «Формулы движения» | 1 | Решать задачи | 16.05 | | |
127 | Повторение по теме «Задачи на нахождение части числа и числа по его части». | 1 | Устанавливать последовательность действий | 18.05 | | |
128-129 | Повторение по теме «Умножение и деление многозначных чисел» | 2 | Уметь применять различные способы записи умножения | 19.05 22.05 | | |
130-131 | Решение задач изученных видов | 2 | Решать задачи | 23.05 25.05 | | |
132-134 | Нестандартные и занимательные задачи. | 3 | Решать задачи | 26.05 29.05 30.05 | | |
13