ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»
4. Учебный план МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
2.ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы);
устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;
обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
3. Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
Новая счетная единица десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (73 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (40 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (7 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
4. Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1. | Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 |
2. | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 | 75 |
3. | Умножение и деление чисел от 1 до 100 | 43 |
4. | Повторение | 4 |
| Итого: | 140 ч |
Приложение
Календарно-тематическое планирование по математике
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |
Числа от 1 до 100. Нумерация | |
1. | Числа от 1 до 20. Таблица сложения | 1 | 1 неделя | | |
2 | Числа от 1 до 20. Приём вычитания с переходом через десяток | 1 | | | |
3 | Десяток. Счет десятками до 100. Случаи вычитания 11-_ | 1 | | | |
4 | Устная нумерация чисел от 11 до 100. Случаи вычитания 12-_ | 1 | | | |
5 | Письменная нумерация чисел от 11до 100. Случаи вычитания 13-_ | 1 | 2неделя | | |
6. | Однозначные и двузначные числа. Случаи вычитания 14-_ | 1 | | | |
7. | Единицы измерения длины- миллиметр. Случаи вычитания 15-_ | 1 | | | |
8. | Единицы измерения длины- миллиметр. Случаи вычитания 16-_ | 1 | | | |
9. | Контрольная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 1 | 3неделя | | |
10. | Работа над ошибками. Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1 | | | |
11. | Метр. Таблица мер длины. Случаи вычитания 17-_, 18-_ | 1 | | | |
12. | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 30, 35 – 5 | 1 | | | |
13. | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | 4неделя | | |
14-15. | Единицы стоимости. Рубль. Копейка | 2 | | | |
16. | Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
17 | Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 1 | 5неделя | | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | | | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | |
19. | Задачи, обратные данной | 1 | | | |
20. | Сумма и разность отрезков | 1 | | | |
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | 6неделя | | |
22 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | | | |
23. | Решение задач. Закрепление изученного. | 1 | | | |
24. | Час. Минута. Определение времени по часам. | 1 | | | |
25. | Длина ломаной | 1 | 7неделя | | |
26. | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
27. | Странички для любознательных. | 1 | | | |
28. | Порядок действий в выражениях со скобками. | 1 | | | |
29. | Числовые выражения | 1 | 8неделя | | |
30. | Сравнение числовых выражений | 1 | | | |
31. | Периметр многоугольника | 1 | | | |
32. | Свойства сложения | 1 | | | |
33. | Свойства сложения. Закрепление | 1 | 9неделя | | |
34. | Закрепление изученного. | 1 | | | |
35. | Контрольная работа № 3 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | | | |
36. | Работа над ошибками. Проект « Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» | 1 | | | |
37 | Странички для любознательных. | 1 | 10 неделя | | |
38- 39. | Что узнали. Чему научились. | 2 | | | |
40. | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания. | 1 | | | |
41. | Прием вычислений вида 36 + 2, 36 + 20, 60+18 | 1 | 11 неделя | | |
42. | Прием вычислений вида 36 – 2, 36 – 20 | 1 | | | |
43. | Прием вычислений вида 26 + 4 | 1 | | | |
44. | Прием вычислений вида 30 – 7 | 1 | | | |
45. | Прием вычислений вида 60 – 24 | 1 | 12 неделя | | |
46. | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | | |
47-48 | Закрепление изученного. Решение задач | 2 | | | |
49. | Прием сложения вида 26 + 7 | 1 | 13 неделя | | |
50. | Прием вычитания вида 35 – 7 | 1 | | | |
51. 52. | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания. | 2 | | | |
53. | Что узнали. Чему научились | 1 | 14 неделя | | |
54. | Контрольная работа № 4 по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | | | |
55. | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения | 1 | | | |
56. | Буквенные выражения. Закрепление | 1 | | | |
57-58 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора | 2 | 15 неделя | | |
59 | Проверка сложения | 1 | | | |
60. | Проверка вычитания | 1 | | | |
61. | Контрольная работа № 5 за 1 полугодие по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | 16 неделя | | |
62-63. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 2 | | | |
Вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) | |
64. | Письменный приём сложения вида 45 + 23 | 1 | | | |
65. | Письменный приём вычитания вида 57 – 26 | 1 | 17 неделя | | |
66 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. | 1 | | | |
67 | Решение задач. | 1 | | | |
68 | Угол. Виды углов | 1 | | | |
69 | Решение задач. | 1 | 18 неделя | | |
70. | Письменный приём сложения вида 37 + 48 | 1 | | | |
71. | Письменный приём сложения вида 37 + 53 | 1 | | | |
72-73 | Прямоугольник | 2 | 19 неделя | | |
74. | Прямоугольник. Закрепление изученного | 1 | | | |
75. | Письменный приём сложения вида 87 + 13 | 1 | | | |
76 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. | 1 | | | |
77 | Письменный приём вычитания в вида 40 – 8 | 1 | 20 неделя | | |
78. | Письменный приём вычитания вида 50 – 24 | 1 | | | |
79-80 | Что узнали. Чему научились. | 2 | | | |
81 | Контрольная работа № 6 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания» | 1 | 21 неделя | | |
82 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 | | | |
83 | Письменный приём вычитания вида 52-24 | 1 | | | |
84. | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. | 1 | | | |
85. | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | 22 неделя | | |
86. | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | |
87. | Квадрат | 1 | | | |
88. | Квадрат. Закрепление пройденного материала. | 1 | | | |
89. | Наши проекты. Оригами | 1 | 23 неделя | | |
90 | Странички для любознательных. | 1 | | | |
91 | Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | |
92 | Конкретный смысл действия умножения | 1 | | | |
93 | Конкретный смысл действия умножения. Закрепление | 1 | 24 неделя | | |
94 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | 1 | | | |
95 | Решение задач на умножение. | 1 | | | |
96 | Периметр прямоугольника | 1 | | | |
97 | Умножение на 1 и на 0 | 1 | 25 неделя | | |
98 | Названия компонентов умножения | 1 | | | |
99 | Названия компонентов умножения Решение задач | 1 | | | |
100 101 | Переместительное свойство умножения | 2 | 26неделя | | |
102 103 104 | Конкретный смысл деления | 3 | | | |
105 | Решение задач на деление. | 1 | 27 неделя | | |
106. | Названия компонентов деления | 1 | | | |
107 | Что узнали. Чему научились | 1 | | | |
108. | Контрольная работа № 7 по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление» | 1 | | | |
109. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 28 неделя | | |
110 | Взаимосвязь между компонентами умножения | 1 | | | |
111. | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | | | |
112. | Приемы умножения и деления на 10 | 1 | | | |
113. | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 1 | 29 неделя | | |
114. | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | | | |
115. | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | | |
116. | Контрольная работа № 8по теме « Умножение и деление» | 1 | | | |
117 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 30 неделя | | |
118 119. | Умножение числа 2 и на 2 | 2 | | | |
120 | Приёмы умножения числа 2 | 1 | | | |
121-122 | Деление на 2 | 2 | 31 неделя | | |
123 | Закрепление табличного умножения и деления на 2. | 1 | | | |
124-125 | Что узнали. Чему научились. | 2 | 32 неделя | | |
126-127 | Умножение числа 3 и на 3 | 2 | | | |
128 129. | Деление на 3 | 2 | 33 неделя | | |
130 | Закрепление табличного умножения и деления на 3 | 1 | | | |
131 | Странички для любознательных | 1 | | | |
132. | Контрольная работа № 9 по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 1 | | | |
133 | Работа над ошибками. | 1 | 34 неделя | | |
134 | Что узнали, чему научились во 2 классе? | 1 | | | |
135-140 | Повторение и обобщение | 6 | 35 неделя | | |
Наши проекты.
Узоры и орнаменты на посуде
Оригами
Лист коррекции
№ объед. уроков | Дата по плану | Дата по факту | Темы | Причина коррекции уроков |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
15