Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ СОШ №2
ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«29» августа 2014г.
Рабочая программа
по математике
(базовый уровень)
2 «Б» класс
Составитель:
Аверина Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
первая кв. категория
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2 ЩМР МО на 2011- 2015 годы, авторской программы курса «Математика» Б.П.Гейдмана, Мишариной И.Э., Зверевой Е.А. (М.:Русское слово» 2013г.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и соответствует учебному плану школы.
Выбор данной программы обусловлен тем, что ее предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражены в ФГОС. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для реализации современного курса математики начальной школы напряду с методическими приемами и находками, ставшими классическими, используются новые методики для обучения учащихся решению комбинаторных и логических задач, заданий на равновеликость и равносоставленность плоских геометрических фигур.
Изучение курса базируется на индуктивной основе: от понимания ситуации на наглядно-интуитивном уровне до вывода, полученного в результате длительного, последовательного изучения учебного материала.
Алгебраический язык практически не входит в программу курса. Вошли несколько формул, связанных с умножением любого числа на 1 и 0, формулы для вычисления периметра и площади прямоугольника.
Значительное место в курсе занимают уравнения. Их решение подчиняется отработке вычислительных навыков, а не преобразованиям выражений, содержащих переменную. И разумеется, уравнения не применяются для решения текстовых задач. Авторы придерживаются традиций от учащихся больших интеллектуальных усилий, чем решение тех же задач алгебраическими методами.
Система заданий, выстроенная от простого к сложному, позволяет обучать учащихся дифференцировано.
В свете требования стандартов второго поколения и модернизации образования содержание математики включает в себя информатику.
Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.
В программе основное внимание сконцентрировано на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Программа полностью соответствует содержанию последующего обучения математике в средней школе, содержащегося в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования части 2 «Среднее (полное) общее образование». Учащиеся получают достаточные знания для усвоения курса математики средней школы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Предлагаемая программа ставит своей целью привлечь внимание к классическому подходу к изучению математики в начальной школе:
- сформировать у учащихся умение выполнять арифметические действия на множестве натуральных чисел и применять полученные знания к решению текстовых задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира;
- познакомить учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами;
- приобщить учащихся к проведению несложных доказательств и логически корректных рассуждений;
- развивать у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.
Программа математики в начальной школе решает поставленные задачи через четко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.
Гармоничное сочетание арифметической, геометрической и логической составляющих – одна из основных концептуальных идей курса математики начальной школы. Эта идея реализуется через продуманную, тщательно продозированную, методически проработанную подачу материала на каждом уроке, учитывающую возрастные особенности учащихся.
Учащимся предлагаются не только отдельные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, требующие интеллектуальных усилий, связанных со всеми этими тремя направлениями одновременно.
Стержневыми идеями курса являются идеи, присущие самой математике как науке. Это индукция, упорядочивание, симметрия, мера, математическое моделирование жизненных ситуаций. На этих же идеях стоится курс математики основной с старшей школы. Эти идеи внедряются через систему проблемно-развивающих заданий, требующих от учащихся умения применять одновременно счет и геометрию, логику и симметрию, комбинаторику и упорядоченный счет и т.д. Полученные умения и навыки позволят учащимся начальной школы успешно осваивать курс математики в дальнейшем. Современная лексика, включение сказочного и познавательного материала в большинство уроков делают процесс обучения занимательным и в то же время подводят ученика к умению отвлекаться от второстепенного и выделять математическое содержание задачи.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, тест.
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Арифметическое направление – основное направление курса математики начальной школы. Учащиеся должны научиться выполнять все арифметические действия на множестве неотрицательных целых чисел и применять полученные знания в решении задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира.
Программа предусматривает, обучение детей решению задач разных типов. При этом в один урок включаются задачи разных типов, с тем чтобы учащийся самостоятельно их распознавал. Такой подход исключает «натаскивание» учащихся на определенный тип задач, создает творческую остановку на уроке.
Геометрическая линия сочетается с арифметической с первых уроков математики. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами, использование их при счете, сравнение предметов по какому-либо признаку переходят в простейшие построения геометрических фигур (отрезка данной длины, луча, угла, прямоугольника и т.д.). Рассматривается класс задач, связанных с упорядоченным счетом предметов, с подсчетом числа маршрутов, задания на разрезание и составление геометрических фигур и т.д.
Серьезное внимание уделяется введению меры как на множестве отрезков, так и на множестве многоугольников.
Большинство задач с геометрическим содержанием может быть выполнено в виде практических работ. Некоторые из них носят исследовательский характер. Например, выяснить, какой прямоугольник (с целочисленными измерениями) при заданном периметре имеет наибольшую площадь.
Логическая линия курса представлении набором задач на сообразительность, на умение построить простейшую математическую модель ситуации, описанной в задаче. В основе методов, которыми решаются эти задачи, лежит индукция, симметрия, четность, перебор всех возможных вариантов и т.д.
Информационная и коммуникационная линия курса представлена набором заданий на умение: устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах; читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Повторение ( 5 часов)
Задача (6 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (16 часов)
Периметр (3 ч)
Уравнение (11 ч)
Числа от 20 до 100. Метр (3 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (17 ч )
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток (36 ч)
Умножение. Умножение и деление на 2 (17 ч)
Луч. Угол (7 ч)
Умножение и деление на 3, 4, 5 Повторение (15 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
- иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
- познавательный интерес к математике как науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с с неопределёнными условиями (задачи-«ловушки») в один шаг;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры), решать задачи;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
Предметными результатами обучающихся являются:
- полученные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
- уметь выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;
- способы нахождения величин, приемы решения задач, умение использовать приобретенные знания на практике;
- умение решать задачи с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике
К концу 2 класса учащиеся должны:
Ученик должен знать и уметь:
Знать названия и последовательность натуральных чисел, от 20 до 100
Уметь записывать цифрами и сравнивать любые числа в пределах 100;
Знать таблицу сложения любых однозначных чисел и результаты соответствующих случаев вычитания;
Воспроизводить результаты табличных случаев умножения любых однозначных чисел и результаты табличных случаев деления;
Уметь выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием письменных приемов вычислений;
Уметь читать и составлять простейшие выражения;
Уметь находить значение числового выражения со скобками;
Уметь решать арифметические задачи в два действия;
Уметь чертить отрезок заданной длины и измерять длину отрезка, записывать результат измерения.
Знать названия компонентов арифметических действий;
Понимать различия между числовым выражением и выражением с переменной; вычислять значения выражения с переменной при заданном наборе ее числовых значений;
Знать соотношения между единицами длины: 1м=100см, 1дм=10см,1м=10дм;
Вычислять периметр многоугольника;
Называть фигуру, изображенную на рисунке;
Знать определение прямоугольника (квадрата);
Различать луч , прямую, отрезок;
Различать элементы многоугольника: вершину, сторону, угол;
Различать прямые и непрямые углы;
Изображать луч, обозначать его буквами и читать обозначения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
математика
Количество часов в неделю –4
Количество часов в год – 136
№ | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Плано-вые сроки прохож-дения. | Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения. |
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Повторение 5ч. |
1 | Нумерация чисел в пределах 20 | Решать примеры и простейшие задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток | 01.09 | |
2 | Приемы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации | 02.09 | |
3 | Однозначные, двузначные, круглые числа | 03.09 | |
4 | Сравнение числовых выражений | 04.09 | |
5 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 08.09 | |
| ИТОГО | | 5ч. | |
Задача 5ч.+1ч. |
6-8 | Задача | Выделять условие и вопрос из тек- ста задачи. Оформлять решение задачи в одно действие. Давать полный ответ | 09.09 10.09 11.09 | |
9, 10 | Решение задач | 15.09 16.09 | |
11 | Входная контрольная работа | 17.09 | |
| ИТОГО | | 6ч. | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток 16 ч. |
12 | Скобки. Сочетательный закон сложения | Решать примеры и простейшие задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Работа с информацией Решать по порядку примеры, рас- положенные под таблицей. Находить ответ по таблице. Вставить в пустую табличную клетку соответствующую ответу букву. Правильному решению соответствует закодированное слово. Находить значение выражения с именованными числами в определенной последовательности | 18.09 | |
13 | Таблица сложения | 22.09 | |
14-15 | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток | 23.09 24.09 | |
16 | Вычитание суммы из числа | 25.09 | |
17 | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток | 29.09 | |
18- 24 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 | 30.09 01.10 02.10 06.10 07.10 08.10. 09.10 | |
26 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» | 14.10 | |
25, 27 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 | 13.10 15.10 | |
| ИТОГО | | 16ч. | |
Периметр 3ч. |
28- 30 | Периметр | Находить периметр многоугольника | 16.10 20.10 21.10 | |
| ИТОГО | | 3ч. | |
Уравнение 11ч. |
31, 32 | Уравнение | Определять связь и зависимость между компонентами и результатом арифметического действия. Решать уравнения вида: х + 9 = 15 20 — х = 12 Комментировать их решение и пошагово проверять в соответствии с алгоритмом | 22.10 23.10 | |
33, 34 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 27.10 28.10 | |
35, 36 | Уравнение | 29.10 30.10 | |
37 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 | 11.11 | |
38, 39 | Уравнение | 12.11 | |
40 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Уравнение» | 13.11 | |
41 | Сложение и вычитание | 17.11 | |
| ИТОГО | | 11ч. | |
Числа от 20 до 100. Метр 3ч. |
42 | Числа от 20 до 100 | Читать и записывать двузначные числа. Производить преобразования единиц длины. Переводить метры и дециметры в дециметры и обратно — деци- метры в метры и дециметры. Сравнивать двузначные числа. Работа с информацией Решать уравнения данных видов с помощью алгоритма. Работать с таблицей чисел от 20 до 99 | 18.11 | |
43 | Метр | 19.11 | |
44 | Числа от 20 до 100 | 20.11 | |
| ИТОГО | | 3ч. | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток 16 ч.+1ч. |
45, 46 | Сложение чисел в пределах 100 без перехода через десяток | Представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через десяток. Решать задачи в два действия. Работа с информацией Сравнивать двузначные числа по заданному алгоритму. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 по заданному алгоритму | 24.11 25.11 | |
47 | Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток | 26.11 | |
48-49 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток | 27.11 01.12 | |
50-51 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток | 02.12 03.12 | |
52-53 | Сложение и вычитание чисел в пределах100 | 04.12 08.12 | |
54 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток» | 09.12 | |
55-57 | Задачи в два действия | 10.12 11.12 15.12 | |
58 | Сложение и вычитание именованных чисел | 16.12 | |
59 | Чтение, запись и решение числовых выражений | 17.12 | |
60 | Контрольная работа за 1 полугодие | 18.12 | |
61 | Сложение и вычитание чисел в пределах100 | 22.12 | |
| ИТОГО | | 17ч. | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток 35 ч.+1ч. |
62-67 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток | Складывать и вычитать числа в пределах 100. Решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 100. Знать единицы измерения массы и объем. Работа с информацией Решать задачи в два действия. Анализировать условие задачи. Учиться выяснять, в какой последовательности надо выполнять действия задачи, чтобы получить ответ на поставленный вопрос | 23.12 24.12 25.12 29.12 12.01 13.01 | |
68-77 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | 14.01 15.01 19.01 20.01 21.01 22.01 26.01 27.01 28.01 29.01 | |
78 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Килограмм | 02.02 | |
79 | Контрольная работа по теме «Решение задач» | 03.02 | |
80-91 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | 04.02 05.02 09.02 10.02 11.02 12.02 16.02 17.02 18.02 19.02 24.02 25.02 | |
92 | Сложение и вычитание Литр | 26.02 | |
93-94 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | 02.03 03.03 | |
95 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | 04.03 | |
96-97 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | 05.03 10.03 | |
| ИТОГО | | 36ч. | |
Умножение. Умножение и деление на 2 17 ч. |
98-100 | Умножение | Знать названия компонентов при умножении и делении. Выучить наизусть таблицу умножения на 2. Знать сочетательный закон умножения и уметь им пользоваться. Выполнять деление чисел, связанное с умножением на 2. Находить значения выражений, в которых требуется выполнить действия в определенном порядке. Различать четные и нечетные числа Работа с информацией Последовательное применение переместительного закона умножения и таблицы умножения числа 2. Решать примеры на выполнение арифметических действий при отыскании значения выражения без скобок и со скобками | 11.03 12.03 16.03 | |
101-102 | Умножение числа2 | 17.03 18.03 | |
103 | Переместительный закон умножения | 19.03 | |
104 | Деление | 01.04 | |
105-107 | Таблица умножения на 2 | 02.04 06.04 07.04 | |
108-111 | Порядок действий | 08.04 09.04 13.04 14.04 | |
112 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2» | 15.04 | |
113-114 | Четные и нечетные числа | 16.04 20.04 | |
| ИТОГО | | 17ч. | |
Луч. Угол 6ч.+1ч. |
115 | Луч | Находить на чертеже луч и угол. Правильно называть луч и угол. Чертить луч и угол. Определять на чертеже с помощью угольника прямой, тупой и острый углы. Чертить с помощью угольника прямой, острый и тупой углы. Чертить с помощью угольника прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольники. Работа с информацией Выполнять задания на объединение и пересечение множеств. Построение с помощью угольника острого, тупого и прямого углов, последовательное выполнение простейших построений | 21.04 | |
116-117 | Угол | 22.04 23.04 | |
118 | Прямой угол | 27.04 | |
119-120 | Прямой, тупой и острый углы. | 28.04 29.04 | |
121 | Проверочная работа по теме «Луч, угол» | 30.04 | |
| ИТОГО | | 7ч. | |
Умножение и деление на 3, 4 и 5 15ч. |
122-125 | Таблица умножения на 3 | Выучить наизусть таблицу умножения на 3, 4 и 5. Выполнять деление, связанное с умножением на 3, 4 и 5. Вычислять значения выражений. Решать арифметические и геометрические задачи | 05.05 06.05 07.05 12.05 | |
126-127 | Таблица умножения 4 | 13.05 14.05 | |
128-129 | Таблица умножения на 5 | 18.05 19.05 | |
130 | Итоговая контрольная работа | 20.05 | |
131-136 | Повторение | 21.05 25.05 26.05 27.05 28.05 29.05 | |
| ИТОГО | | 15ч. | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:
Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева «Математика». 2 класс, в 2-х частях, М.: ООО «Русское слово — учебник», МЦНМО, 2013.
Программа курса «Математика 1-4 » Б.П. Гейдман. М.: ООО «Русское слово», 2012.
Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева «Математика.2 класс» Рабочая тетрадь. В 4-частях.М.: ООО «Русское слово», МЦНМО , 2014.
Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина«Математика.2 класс». Методические рекомендации (Пособие для учителя) М.: МЦНМО, 2013
Рабочая программа к учебникам Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой «Математика». 1-4 классы. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол №1 методического
объединения учителей
от 28.08.14
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Беловащева С.Л.
29.08.14