ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Республиканский центр образования»
РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г. Руководитель ШМО ___________Шахабутинова А. А. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________Абдуллаева А. Р. «___» ____________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ РД «РЦО» _____________ А.Б.Байрамбекова «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020-2021 учебный год
по__математике_
(указать предмет)
Уровень обучения (класс) среднее ( 5 – Б, Г, Д)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Общее количество часов: 170
Количество часов в неделю _5_ Уровень _базовый_
(базовый, профильный)
Учитель __Шахабутинова Асият Алиасхабовна__
Квалификационная категория ___ ____
Программа разработана на основе: Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях; Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС). Авторская программа Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.
Учебник, автор, год издания: Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Математика. 5 класс.- М: ОАО "Издательство" Просвещение", 2016г
г. Каспийск
Планируемые личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 5)умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Ученик научится в 5 классе
Рациональные числа
Ученик научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
3) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится:
использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Ученик получит возможность:
1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Содержание учебного предмета, курса
1. Линии 8ч
Линии на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность.
Основная цель — развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
2. Натуральные числа 11ч
Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Перебор возможных вариантов.
Основная цель — систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
3. Действия с натуральными числами 23ч
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение арифметических задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
4. Использование свойств действий при вычислениях 11ч
Свойства арифметических действий.
Основная цель — расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.
5. Многоугольники 7ч
Угол. Острые, тупые и прямые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники.
Основная цель — познакомить учащихся с новой геометрической фигурой — углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.
6. Делимость чисел 16ч
Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители.
Основная цель — познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости).
7. Треугольники и четырехугольники 10ч
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.
8. Дроби 20ч
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.
Основная цель — сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.
9. Действия с дробями 35ч
Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач.
Основная цель — научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.
10. Многогранники 10ч
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки.
Основная цель — познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
11. Таблицы и диаграммы 8ч
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.
Основная цель — формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
12. Повторение 11ч
№ | | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Линии | 8 | Входная контрольная работа |
2 | Натуральные числа | 11 | Контрольная работа №2 |
3 | Действия с натуральными числами | 23 | Контрольная работа №3 |
4 | Использование свойств действий при вычислениях | 11 | Контрольная работа №4 |
5 | Многоугольники | 7 | |
6 | Делимость чисел | 16 | Контрольная работа №5 |
7 | Треугольники и четырехугольники | 10 | Контрольная работа №6 |
8 | Дроби | 20 | Контрольная работа №7 |
9 | Действия с дробями | 35 | Контрольная работа №8 |
10 | Многогранники | 10 | |
11 | Таблицы и диаграммы | 8 | Контрольная работа №9 |
12 | Повторение | 11 | Итоговая контрольная работа |
| | 170 | 10 |
КАЛЕНДАРНО – ТематическоЕ планирование по математике в 5 классе
№ урока | Тема урока | По плану | По факту | Количество часов |
| 5Б | 5Г | | |
Глава 1. Линии (8 ч). |
1 | Разнообразный мир линий. Виды линий. | | | | 1 |
2 | Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная | | | | 1 |
3 | Длина отрезка. Единицы длины | | | | 1 |
4 | Длина ломаной | | | | 1 |
5 | Окружность и круг | | | | 1 |
6 | Построение окружности | | | | 1 |
7 | Решение задач по теме «Линии» | | | | 1 |
8 | ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | | | | 1 |
Глава 2. Натуральные числа (11 ч). |
9 | Работа над ошибками. Чтение и запись натуральных чисел | | | | 1 |
10 | Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых | | | | 1 |
11 | Натуральный ряд. | | | | 1 |
12 | Сравнение натуральных чисел | | | | 1 |
13 | Сравнение натуральных чисел с помощью координатной прямой | | | | 1 |
14 | Округление натуральных чисел | | | | 1 |
15 | Округление натуральных чисел | | | | 1 |
16 | Решение комбинаторных задач | | | | 1 |
17 | Решение комбинаторных задач | | | | 1 |
18 | Решение комбинаторных задач | | | | 1 |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа» | | | | 1 |
Глава 3. Действия с натуральными числами (23 часа) |
20 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание | | | | 1 |
21 | Сложение и вычитание | | | | 1 |
22 | Сложение и вычитание. | | | | 1 |
23 | Сложение и вычитание | | | | 1 |
24 | Сложение и вычитание | | | | 1 |
25 | Умножение и деление | | | | 1 |
26 | Умножение и деление | | | | 1 |
27 | Умножение и деление | | | | 1 |
28 | Умножение и деление | | | | 1 |
29 | Умножение и деление | | | | 1 |
30 | Порядок действий в вычислениях | | | | 1 |
31 | Порядок действий в вычислениях | | | | 1 |
32 | Порядок действий в вычислениях | | | | 1 |
33 | Порядок действий в вычислениях | | | | 1 |
34 | Решение задач, с помощью выражений | | | | 1 |
35 | Степень числа | | | | 1 |
36 | Степень числа | | | | 1 |
37 | Степень числа | | | | 1 |
38 | Задачи на движение | | | | 1 |
39 | Задачи на движение в противоположных направлениях | | | | 1 |
40 | Задачи на движение по реке | | | | 1 |
41 | Решение задач на движение | | | | 1 |
42 | Контрольная работа №3 по теме: «Действия с натуральными числами» | | | | 1 |
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях (11 часов) |
43 | Работа над ошибками. Свойства сложения и умножения. Переместительное и сочетательное свойства. | | | | 1 |
44 | Свойства сложения и умножения. Удобные вычисления. | | | | 1 |
45 | Распределительное свойство | | | | 1 |
46 | Распределительное свойство | | | | 1 |
47 | Распределительное свойство | | | | 1 |
48 | Решение задач на части | | | | 1 |
49 | Решение задач на части | | | | 1 |
50 | Решение задач на части | | | | 1 |
51 | Решение задач на части | | | | 1 |
52 | Решение задач на уравнивание | | | | 1 |
53 | Решение задач на уравнивание | | | | 1 |
54 | Контрольная работа №4 по теме: «Использование свойств действий при вычислениях» | | | | 1 |
Глава 5. Углы и многоугольники (7 часов) |
55 | Работа над ошибками. Угол. Биссектриса угла. | | | | 1 |
56 | Виды углов | | | | 1 |
57 | Величины углов. | | | | 1 |
58 | Построение угла заданной величины | | | | 1 |
59 | Сумма углов | | | | 1 |
60 | Понятие многоугольника | | | | 1 |
61 | Виды многоугольников и их периметр | | | | 1 |
Глава 6. Делимость чисел (16 часов) |
62 | Делители и кратные | | | | 1 |
63 | Делители и кратные | | | | 1 |
64 | Делители и кратные | | | | 1 |
65 | Простые и составные числа | | | | 1 |
66 | Простые и составные числа | | | | 1 |
67 | Таблица простых чисел | | | | 1 |
68 | Делимость произведения | | | | 1 |
69 | Делимость суммы. Контрпример. | | | | 1 |
70 | Признаки делимости на 10, 5, 2 | | | | 1 |
71 | Признаки делимости на 9 и на 3 | | | | 1 |
72 | Применение разных признаков делимости | | | | 1 |
73 | Контрольная работа №5 по теме: «Делимость чисел» | | | | 1 |
74 | Деление с остатком | | | | 1 |
75 | Деление с остатком | | | | 1 |
76 | Деление с остатком при решении задач | | | | 1 |
77 | Решение разных арифметических задач | | | | 1 |
Глава 7. Треугольники и четырехугольники (10 часов) |
78 | Треугольники их виды | | | | 1 |
79 | Периметр треугольника | | | | 1 |
80 | Прямоугольники | | | | 1 |
81 | Периметр прямоугольника | | | | 1 |
82 | Равные фигуры | | | | 1 |
83 | Признаки равенства фигур | | | | 1 |
84 | Площадь прямоугольника | | | | 1 |
85 | Площадь прямоугольника | | | | 1 |
86 | Площадь прямоугольника | | | | |
87 | Контрольная работа №6 по теме: «Треугольники и многоугольники» | | | | 1 |
Глава 8. Дроби (20 часов) |
88 | Работа над ошибками. Доли | | | | 1 |
89 | Доли | | | | 1 |
90 | Что такое дробь | | | | 1 |
91 | Что такое дробь | | | | 1 |
92 | Что такое дробь | | | | 1 |
93 | Что такое дробь | | | | 1 |
94 | Основное свойство дроби | | | | 1 |
95 | Основное свойство дроби | | | | 1 |
96 | Основное свойство дроби | | | | 1 |
97 | Основное свойство дроби | | | | 1 |
98 | Приведение дробей к общему знаменателю | | | | 1 |
99 | Приведение дробей к общему знаменателю | | | | 1 |
100 | Приведение дробей к общему знаменателю | | | | 1 |
101 | Сравнение дробей | | | | 1 |
102 | Сравнение дробей | | | | 1 |
103 | Сравнение дробей | | | | 1 |
104 | Натуральные числа и дроби | | | | 1 |
105 | Натуральные числа и дроби | | | | 1 |
106 | Решение задач по теме «Дроби» | | | | 1 |
107 | Контрольная работа №7 по теме: «Дроби» | | | | 1 |
Глава 9. Действия с дробями (35 часов) |
108 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | | | | 1 |
109 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | | | 1 |
110 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | | | 1 |
111 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | | | |
112 | Решение задач на сложение и вычитание дробей | | | | 1 |
113 | Решение задач на сложение и вычитание дробей | | | | 1 |
114 | Решение задач на сложение и вычитание дробей | | | | 1 |
115 | Понятие смешанной дроби | | | | 1 |
116 | Выделение целой части из неправильной дроби | | | | 1 |
117 | Представление смешанной дроби в виде неправильной дроби | | | | 1 |
118 | Сложение смешанных дробей | | | | 1 |
119 | Вычитание смешанных дробей | | | | 1 |
120 | Вычитание смешанных дробей | | | | 1 |
121 | Контрольная работа №8 по теме: «Сложение и вычитание дробей» | | | | 1 |
122 | Работа над ошибками. Умножение дробей | | | | 1 |
123 | Умножение дробей | | | | 1 |
124 | Умножение дробей | | | | 1 |
125 | Умножение дробей | | | | 1 |
126 | Умножение дробей | | | | 1 |
127 | Деление дробей | | | | 1 |
128 | Деление дробей | | | | 1 |
129 | Деление дробей | | | | 1 |
130 | Деление дробей | | | | 1 |
131 | Деление дробей | | | | 1 |
132 | Нахождение части целого | | | | 1 |
133 | Решение задач на нахождение части целого | | | | 1 |
134 | Нахождение целого по его части | | | | 1 |
135 | Решение задач на нахождение целого по его части | | | | 1 |
136 | Нахождение части целого и целого по его части | | | | 1 |
137 | Задачи на совместную работу | | | | 1 |
138 | Задачи на совместную работу | | | | 1 |
139 | Задачи на движение | | | | 1 |
140 | Задачи на движение по реке | | | | 1 |
141 | Контрольная работа №9 по теме: «Действия с дробями» | | | | 1 |
Глава 10. Многогранники (10 часов) |
142 | Работа над ошибками. Понятие геометрического тела и их изображения | | | | 1 |
143 | Понятие геометрического тела и их изображения | | | | 1 |
144 | Параллелепипед. | | | | 1 |
145 | Параллелепипед. Куб | | | | 1 |
146 | Объём параллелепипеда | | | | 1 |
147 | Объём параллелепипеда | | | | 1 |
148 | Объём параллелепипеда | | | | 1 |
149 | Пирамида | | | | 1 |
150 | Развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды | | | | 1 |
151 | Развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды | | | | 1 |
Глава 11. Таблицы и диаграммы (8 часов) |
152 | Чтение таблиц | | | | 1 |
153 | Составление таблиц | | | | 1 |
154 | Составление таблиц | | | | 1 |
155 | Понятие диаграмм | | | | 1 |
156 | Построение диаграмм | | | | 1 |
157 | Опрос общественного мнения | | | | 1 |
158 | Сбор и представление информации | | | | 1 |
159 | Контрольная работа №10 по теме: «Таблицы и диаграммы» | | | | 1 |
| 12. Повторение (11 часов) |
160 | Работа над ошибками. Повторение. Действия с натуральными числами | | | | 1 |
161 | Повторение. Сложение и вычитание | | | | 1 |
162 | Повторение. Умножение и деление | | | | 1 |
163 | Повторение. Задачи на движение | | | | 1 |
164 | Повторение. Вынесение общего множителя за скобки | | | | 1 |
165 | Повторение. Решение задач на части | | | | 1 |
166 | Повторение. Изображение дробей точками на координатной прямой | | | | 1 |
167 | Повторение. Решение задач на дроби | | | | 1 |
168 | Итоговая контрольная работа | | | | 1 |
169 | Работа над ошибками. Повторение. Решение задач на дроби | | | | 1 |
170 | Резерв | | | | 1 |
ИТОГО | 170 |
№ | Контрольные работы |
1 | Входная контрольная работа |
2 | Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа» |
3 | Контрольная работа №3 по теме: «Действия с натуральными числами» |
4 | Контрольная работа №4 по теме: «Использование свойств действий при вычислениях» |
5 | Контрольная работа №5 по теме: «Делимость чисел» |
6 | Контрольная работа №6 по теме: «Треугольники и многоугольники» |
7 | Контрольная работа №7 по теме: «Дроби» |
8 | Контрольная работа №8 по теме: «Сложение и вычитание дробей» |
9 | Контрольная работа №9 по теме: «Действия с дробями» |
10 | Контрольная работа №10 по теме: «Таблицы и диаграммы» |
11 | Итоговая контрольная работа |
| Итого: 11 |