СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике, 3 класс»

Математика

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ: начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. Математика 1-4 класс. М.:Просвещение, 2011г.

1. Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы

2. М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. Учебник «Математика. 3 класс» (в двух частях)

3. Моро М. И., Волкова С. И. Рабочая тетрадь. 3 класс (в двух частях)

4. Т.Н.Ситникова Контрольно-измерительные материалы. Математика. 3 класс — М.: ВАКО, 2014.

5. Электронное приложение к учебнику «Математика» 3 класс (диск CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.


Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.


Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы начальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.


2. Общая характеристика учебного предмета

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развитие пространственного воображения;

  • развитие математической речи;

  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

  • развитие познавательных способностей;

  • воспитание стремления к расширению математических знаний;

  • формирование критичности мышления;

  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.


Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.



3. Место курса в учебном плане

На изучение математики в 3 классе отводится по 4 ч в неделю (34 учебные недели).


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения, опровергать или подтверждать истинность предлжения).



5. Содержание программы

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание (продолжение) (8ч).

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания .

Умножение и деление чисел в пределах 100 (83ч).

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Числа от 1 до 1 000.

Нумерация (13ч)

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание чисел (10ч).

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 1000 (12ч).

Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение.

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение простых и составных текстовых задач.

Элементы алгебры.

Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи.

Итоговое повторение.(10ч)


6. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

У учащегося будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;

  •  понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

  • **знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • * начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

  • * уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.


Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;

  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.



Метапредметные результаты

- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

- получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.


Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;


Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.


Познавательные

Учащийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

  • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;

  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.


Учащийся получит возможность научиться:

  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.


Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

  • ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.


Учащийся получит возможность научиться:

  • умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.


Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.


АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).


Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.


РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.


Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.


ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;

  • различать круг и окружность;

  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;


Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

  • читать план участка (комнаты, сада и др.).


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;


Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.


РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.


Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;

  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.


7. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретного класса.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В классе 1 девочка и 4 мальчика. В 3 классе учащиеся в процессе изучения математики анализируют и сравнивают предметы, классифицируют их; распознают в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывают их свойства, изображают; моделируют операции сложения и вычитания, умножения и деления чисел с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики; используют числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел; образовывают, называют и записывают числа в пределах 1000; составляют таблицу умножения и деления; задачи по рисункам, схемам, выражениям; решают уравнения, простые и сложные задачи изученных видов; применяют знания и способы действий в поисковых ситуациях, находят способ решения нестандартной задачи; выполняют задания творческого характера; собирают информацию в справочной литературе, интернет-ресурсах.

Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках математики ученики могут сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.


8. Формы контроля

Уровень усвоения материала проверяется с помощью математических диктантов, контрольных и проверочных работ, тестов, перфокарт и карточек для самостоятельной работы. Все задания в перечисленных работах соответствуют требованиям действующего стандарта и образовательных программ младшей школы.

В конце каждой четверти проводится письменная контрольная работа или тест, результаты которых служат учителю ориентиром в организации дальнейшего обучения учащихся. Задания в контрольной работе и в тесте могут быть разнородными по содержанию: это задания арифметического характера, арифметические текстовые задачи, геометрический материал, задачи на логическое мышление и т.д. Начиная учебный год, учитель должен учитывать тот уровень подготовленности, который имеют учащиеся данного класса после летних каникул. С целью изучения этого уровня в начале сентября проводится входная контрольная работа. Контрольные работы, проводимые в конце года, предусматривают выявление минимума необходимых знаний, которыми должны обладать учащиеся к концу учебного года. В целях экономии времени ученики на уроке выполняют тестовые работы. И контрольные и, тестовые работы всегда даются детям в нескольких вариантах. Каждая контрольная работа предваряется несколькими проверочными работами, которые позволяют подготовить класс к контрольной. С той же целью, там, где это необходимо, проводятся математические диктанты.

Проверка и оценка усвоения программы. Уровень усвоения материала проверяется с помощью тестов, контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.





Календарно -тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Пров.

Факт.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч.)

1

Нумерация чисел.

1



2

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1



3

Выражения с переменной.

1



4

Решение уравнений.

1



5

Решение уравнений.

1



6

Обозначение геометрических фигур буквами.

1



7

Закрепление пройденного материала по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

1



8

Закрепление пройденного материала по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

1



9

Контрольная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

1



Табличное умножение и деление (56 часов)

10



Работа над ошибками. Связь умножения и сложения. Задачи на умножение.

1



11

Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа.




12

Таблица умножения и деления на 3.

1



13

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

1



14

Решение задач с понятиями «масса» и «количество».

1



15

Порядок выполнения действий.


1



16

17

Порядок выполнения действий.

Порядок выполнения действий.

1



18

Проверочный тест.

1



19

«Странички для любознательных». Что узнали, чему научились?

1



20

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление»

1



21

Анализ контрольной работы. Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.


1



22

Закрепление пройденного. Таблица умножения.

1



23

Задачи на увеличение числа в несколько раз.


1



24

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1



25

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1




26

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1



27

Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.

1



28


Задачи на кратное сравнение.

1



29

Задачи на кратное сравнение.

1



30

Решение задач. Закрепление.

1



31

Что узнали, чему научились?

1



32

Контрольная работа «Табличное умножение и деление»

1



33


Анализ контрольной работы.

Что узнали, чему научились?

1



34


Странички для любознательных. Проект «математические сказки»

1



35


Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления.

1



36

Решение задач

1



37

Решение задач

1



38


Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления.

1




39

Площадь. Единицы площади. Сравнение площадей.

1



40

Квадратный сантиметр.

1



41

Площадь прямоугольника.

1



42

Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления.

1



43


Закрепление изученного. Решение задач.

1



44

Закрепление изученного. Решение задач.

1



45

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.

1



46

Квадратный дециметр.

1



47


Таблица умножения. Закрепление. Решение задач.

1



48

Закрепление. Решение задач.

1



49

Квадратный метр.

1



50

Закрепление изученного. Решение задач.

1



51


Странички для любознательных. Что узнали, чему научились? Тест

1



52

Странички для любознательных. Что узнали, чему научились? Тест

1




53


Контрольная работа № 4 по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление»


1



54

Работа над ошибками. Умножение на1.

1



55

Умножение на 0.

1



56

Деление нуля на число. Умножение и деление с 1 и 0.

1



57

Закрепление изученного. Решение задач.

1



58

Доли.

1



59

Круг. Окружность.

1



60

Диаметр окружности (круга). Решение задач.

1



61

Контрольная работа за 2 четверть.

1



62

Анализ контрольной работы. Странички для любознательных.

1



63

Единицы времени. Год, месяц. Решение задач.

1



64

Повторение и закрепление изученного материала.

1



65

Повторение и закрепление изученного материала.

1



66

Проверочный тест

1



Внетабличное умножение и деление (27 ч.)

67

Умножение и деление круглых чисел.

1



68

Случаи деления вида 80:20

1



69

Умножение суммы на число.

1



70

Умножение суммы на число.

1



71


Умножение двузначного числа на однозначное.

1



72

Умножение двузначного числа на однозначное.

1



73

Закрепление изученного материала

1



74

Деление суммы на число.

1



75

Деление суммы на число.

1



76

Работа над ошибками. Деление двузначного числа на однозначное.

1



77

Делимое. Делитель.

1



78

Проверка деления.

1



79

Деление вида

87:29

1



80

Проверка умножения.

1



81

Решение уравнений.

1



82

Решение уравнений.

1



83

Закрепление изученного материала

1



84

Закрепление изученного материала

1




85

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».

1




86

Анализ контрольной работы

Деление с остатком.

1



87

Решение задач на деление с остатком.

1



88

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1



89

Проверка деления с остатком.

1



90

Что узнали, чему научились?

1



91

Наши проекты «Задачи-расчёты»

1



92

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

1



93

Анализ контрольной работы. Тест

1



Числа от 1 до 1 000. Нумерация (13 часов)

94

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

1



95

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

1



96


Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1



97

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1



98

Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз.

1



99

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

1



100

Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.

1



101


Письменная нумерация в пределах 1000. Сравнение трёхзначных чисел.

1



102

Письменная нумерация в пределах 1000. Сравнение трёхзначных чисел.

1



103

Тест. Обобщения и закрепления изученного материала.

Единицы массы. Грамм.

1



104


Контрольная работа по теме «Нумерация»

1



105

Анализ контрольной работы

Обобщения и закрепления изученного материала.

1



Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов).

106

Приёмы устных вычислений вида 450 + 30; 620 – 200

1



107

Приёмы устных вычислений вида 470 + 80; 560 – 90

1



108

Приёмы устных вычислений вида 260 + 310; 670 – 140

1



109


Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.

1



110

Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.

1



111

Виды треугольников

1



112

Закрепление изученного материала.

1



113

Что узнали, чему научились?

1



114

Что узнали, чему научились?

1



115

Контрольная работа по теме «сложение и вычитание»

1



Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 часов)

116

Анализ контрольной работы.

1



117

Приёмы устных вычислений

1



118

Приёмы устных вычислений

1



119

Виды треугольников

1



120


Прием письменного умножения на однозначное число. Странички для любознательны

1



121

Странички для любознательных


1



122

Прием письменного умножения на однозначное число.

1



123

124

125

Прием письменного деления на однозначное число.

Проверка деления.


3



126

Что узнали, чему научились?

1



127

Итоговая контрольная работа по теме «Умножение и деление»




Итоговое повторение (10 часов)

128

129


Анализ контрольной работы

Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание.

2



130

Повторение. Умножение и деление.

1



131

Повторение. Решение уравнений и задач.

1



132

Геометрические фигуры и величины

1






























Учебно-методическое обеспечение


1. Моро М.И. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4классы. Математика. Москва «Просвещение» 2011г.

2. Моро М.И, Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник с приложением на электронном носителе. Математика. 3класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 3 класс, - М.: ВАКО, 2014. – 464с.

5. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 96с.