МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Денисова А В __________________ «___» ______________ 2021 г. | «Утверждаю» Директор школы __________________ «___» ____________2021 г |
Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование, 3 класс
(уровень образования)
Составлена на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. М.: «Просвещение», 2019г.
136 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Учитель начальных классов Мурзина Светлана Николаевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2021
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; в соответствии c примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, планируемых результатов начального общего образования; на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика, к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 3 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2019г.
Программа адресована обучающимся 3 классов общеобразовательных школ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
II.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, -- привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
- правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
- принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 ч) |
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач. |
Табличное умножение и деление (55 ч) |
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. |
Внетабличное умножение и деление (29 ч) |
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч) |
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (13ч) |
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний. |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч) Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором Итоговое повторение (11 ч) |
Наименование разделов, тем | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида: 30+5, 35-5, 35- 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними; Сравнивать стоимость предметов в пределах 100р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе). | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида: 30+5, 35-5, 35- 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними; Сравнивать стоимость предметов в пределах 100. |
Работа с текстовыми задачами. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная | Составлять и решать задачи, обратные данной. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема), Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.). Вычислять значение буквенного выражения с одной окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, |
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах |
III. Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 10ч |
2 | Табличное умножение и деление | 55ч |
3 | Внетабличное умножение и деление | 29ч |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13ч |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 13ч |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 5ч |
7 | Итоговое повторение | 11ч |
Итого | | 136ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10ч) |
| Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | |
| |
| Выражения с переменной. | |
| Решение уравнений | |
| |
| Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. | |
| Странички для любознательных. | |
| Что узнали? Чему научились? | |
| Входная контрольная работа. | |
| Анализ работы. Закрепление | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55ч) |
| Связь умножения и сложения. | |
| Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 3. | |
| Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | |
| Решение задач с понятиями масса, количество. | |
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | |
| |
| |
| Зависимость между пропорциональными величинами. | |
| Странички для любознательных. | |
| Что узнали. Чему научились. | |
| Что узнали, чему научились. Проверочная работа. | |
| Таблица умножения и деления с числом 4. | |
| Таблица Пифагора. Закрепление. | |
| Задачи на увеличение числа в несколько раз. | |
| |
| Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | |
| Решение задач. | |
| Таблица умножение и деления с числом 5. | |
| Задачи на кратное сравнение. | |
| |
| Решение задач. | |
| Таблица умножение и деления с числом 6. | |
| Решение задач. | |
| |
| Таблица умножение и деления с числом 7. | |
| Страничка для любознательных. Проект «Математические сказки». | |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |
| Повторение пройденного | |
| Площадь. Сравнение площадей фигур. | |
| Квадратный сантиметр. | |
| Площадь прямоугольника. | |
| Таблица умножение и деления с числом 8. | |
| Закрепление изученного. | |
| Решение задач. | |
| Таблица умножение и деления с числом 9. | |
| Квадратный дециметр. | |
| Таблица умножения. Закрепление. | |
| Квадратный метр. | |
| Закрепление изученного. | |
| Закрепление изученного. | |
| Странички для любознательных. | |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |
| Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма) | |
| Умножение на 1. | |
| Умножение на 0. | |
| Умножение и деление с числами 1 и 0. Деление 0 на число. | |
| Странички для любознательных. Закрепление изученного. | |
| . | |
| |
| Доли. | |
| Окружность. Круг. | |
| Диаметр окружности (круга). Решение задач. | |
| Единицы времени. | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29ч) |
| Умножение и деление круглых чисел. | |
| Деление вида 80:20. | |
| Умножение суммы на число. | |
| |
| Умножение двузначного на однозначное число. | |
| |
| Закрепление изученного. Странички для любознательных. | |
| Деление суммы на число. | |
| |
| Деление двузначного на однозначное число. | |
| Делимое. Делитель. | |
| Проверка деления. | |
| Случаи деления вида 87:29 | |
| Проверка умножения. | |
| Решение уравнений. | |
| |
| Контрольная работа по теме «Решение уравнений». Закрепление изученного. | |
| |
| Закрепление изученного | |
| . Деление с остатком. | |
| Деление с остатком. | |
| |
| |
| Решение задач на деление с остатком. | |
| Случаи деления, когда делитель больше делимого. | |
| Проверка деления с остатком. | |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |
92 | Проект «Задачи-расчеты». | |
93 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | |
|
| Работа над ошибками. Тысяча. | |
| Образование и названия трехзначных чисел. | |
| Запись трехзначных чисел. | |
| Письменная нумерация в пределах 1000. | |
| Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. | |
| Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | |
| Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | |
| Сравнение трехзначных чисел. | |
| Письменная нумерация в пределах 1000. | |
| Единицы массы. Грамм. | |
| Закрепление изученного. | |
| |
| Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». | |
|
| Работа над ошибками. | |
| Приемы устных вычислений. | |
| Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. | |
| Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. | |
| Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. | |
| Приемы письменных вычислений. | |
| Алгоритм сложения трехзначных чисел. | |
| Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | |
| Виды треугольников. | |
| Закрепление изученного. | |
| Что узнали, чему научились. | |
| |
| Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5ч) |
| Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | |
| Приёмы устных вычислений. | |
| |
| Виды треугольников. | |
| Закрепление изученного. | |
Приёмы письменных вычислений (11ч) |
| Приемы письменного умножения на однозначное число. | |
| Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | |
| Закрепление изученного. Итоговая контрольная работа за 3 класс | |
| |
| Приёмы письменного деления в пределах 1000. | |
| Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. | |
| Проверка деления. | |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | |
| | |