СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инкинская средняя общеобразовательная школа»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету «Математика» 5 класс



Всего: 204 часов, 6 часов в неделю


УМК:


  1. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Организаций/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-33-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2014 .



Составила: Трясина Наталья Георгиевна, учитель математики, первая квалификационная категория

2021-2022 учебный год

    1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  • Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2009г.

  • Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения

Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня. Цели изучения:

    • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

    • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

    • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

    • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

    • систематическое развитие понятия числа;

    • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:

    • Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

    • Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения;

математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;

    • Развивать познавательные способности;

    • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;

    • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

    • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».

Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.


Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики отводиться 5 часов в неделю , всего 170 уроков


    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты
  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные результаты
  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные результаты
  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,

диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,

выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


    1. Содержание учебного предмета


  1. Повторение (1 час). Вводный урок. Знакомятся с учителем, принимают его требования. Повторяют некоторые вопросы начальной школы.

  2. Натуральные числа и шкалы (17 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел (26 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

  1. Умножение и деление натуральных чисел (24 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)»,

«меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления

уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

  1. Площади и объемы (12 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

  1. Обыкновенные дроби (23 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

  1. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

  1. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов.

Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

  1. Повторение. Решение задач (11 ч).

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.


    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Выпускник научится:
    • понимать особенности десятичной системы счисления;

    • оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

    • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

    • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

    • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

    • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Выпускник получит возможность:
    • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

    • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

    1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



п/п

Название раздела и темы


Кол-во часов

Основной вид деятельности обучающихся

Дата проведени я по плану

Дата проведени я по факту


Примечание


Повторение (2 часа)

1

Повторение


1

Вводный урок. Знакомятся с учителем, принимают его

требования. Повторяют некоторые вопросы начальной школы.


02.09


02.09



Глава 1. Натуральные числа

§1. Натуральные числа и шкалы (17 часов)

2

Натуральные числа, чтение, запись, разряды



1

Ученики повторяют знания, полученные в начальной школе. Научится описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа,

Получит возможность научиться сравнивать и упорядочивать числа.

02.09


03.09


3

Закрепление по теме

«Обозначение

натуральных чисел»

1

Ученик научится читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Получит возможность научиться разбивать число на разряды и классы. Обобщать и систематизировать.

03.09


03.09


4

Повторение по теме

«Обозначение натуральных

1

Ученик научится описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Получит возможность научиться формулировать свойства


07.09

07.09



чисел»


арифметических действий, выполнять эти действия.




5

Отрезок. Длина отрезка

3

Ученик научится распознавать отрезок на рисунках , в окружающем мире, обозначать отрезок, измерять его длину. Изображать отрезок от руки и с помощью чертежных инструментов.

Получит возможность научиться логически мыслить; анализировать и выделять главное.




6

Закрепление по теме «Отрезок. Треугольник.

Многоугольник

».

1

Ученик научится строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля.

Измерять с помощью чертежных инструментов и сравнивать длины отрезков выражать одни единицы измерения длины через другие.

Получит возможность научиться пространственно мыслить.





7

Повторение по теме «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Многоугольник

»

1

Ученик научится распознавать треугольник среди других многоугольников. Изображать треугольник от руки и с помощью чертежных инструментов. Обозначать вершины, стороны треугольника. Находить периметр треугольника и выражать его в разных единицах измерения.

Ученик получит возможность научиться пространственно мыслить. Выделять общее и частное понятие.




8

Плоскость. Прямая. Луч.


3

Ученик научится иметь наглядное представление о плоскости, прямой, луче. Распознавать их на рисунках, в окружающем мире, а также изображать прямые и лучи, их точки пересечения.

Получит возможность научиться различать геометрические

фигуры (луч, отрезок, прямую); пространственно мыслить и анализировать.




9

Закрепление по теме

«Плоскость. Прямая. Луч»

1

Ученик научится иметь наглядное представление о плоскости, прямой, луче. Распознавать их на рисунках, в окружающем мире, а также изображать прямые и лучи., их точки

пересечения.








Получит возможность научиться моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин.

Приводить их примеры в окружающем мире изучаемых объектов.




10

Решение задач по теме

«Плоскость, прямая, луч.»



1

Ученик решает задачи на закрепление свойств прямой, луча. Изображать, находить точки пересечения, делать правильную запись.






11



Шкалы и координаты



3

Ученик изучит понятие координатного луча, научиться отмечать на луче точки, указывать их координаты Получит возможность научиться иметь наглядное и практическое представление о шкале, уметь приводить примеры в окружающем мире, быту.




12

Закрепление по теме «Шкалы и координаты»



1

Ученик научится определять на шкале единичный отрезок, строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам

Получит возможность научиться пространственно мыслить. Выделять общее и частное понятие.




13

Повторение по теме «Шкалы и координаты»



1

Ученик научится самостоятельно проводить операции с координатным лучом.

Получит возможность научиться обобщать полученные в данной теме знания и умения. Выполнять задания самостоятельно.




14

Меньше или больше



3

Знать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Уметь изображать числа на координатном луче.

Понимать, что точка с меньшей координатой лежит на координатном луче левее точки с большей координатой. Повторить и обобщить поразрядный принцип сравнения многозначных чисел.

Повторить знаки и выражение для обозначения сравнения








чисел.




15

Закрепление по теме «Меньше

или больше»


1

Учить сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения в виде числового неравенства




16

Повторение по теме «Меньше или больше»



1

Учить определять место натурального числа на координатном луче. Знать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Уметь изображать числа на координатном луче.





17

Решение задач на повторение,

подготовка к К.Р.


1

Ученик решает задачи на повторение по вопросам всей главы. Изображает, сравнивает отрезки, натуральные числа.




18

Контрольная работа № 1 по теме:

«Натуральные числа и шкалы».


1

Проверить умение учащихся чертить отрезок заданной длины, отмечать точки на координатном луче, соответствующие натуральным числам, изображать луч и прямую.





§2. Сложение натуральных чисел и его свойства (26 часов)



19

Сложение натуральных чисел и его свойства







4

Формулируют свойства арифметических действий; преобразовывают на их основе числовые выражения.




20

Закрепление по теме

«Сложение натуральных чисел и его свойства»



1

Повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения при устных вычислениях, продолжить работу с текстовыми задачами.




21

Сложение многозначных чисел, свойства


1

Повторить разрядный состав числа, продолжить работу с текстовыми задачами.




22

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Периметр



1

Выполнять письменное сложение и устно табличные случаи сложения, применение свойств сложения, повторить понятие периметра многоугольника.





23

Сложение натуральных чисел и его свойства при решении задач



1

Совершенствовать навыки письменного и устного сложения натуральных чисел.




24

Вычитание. Свойства вычитания



2

Систематизировать знания учащихся о действии вычитания, полученные в начальной школе.




25

Вычитание. Обсуждение компонентов и результата



1

Повторить свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы. Учиться применять эти свойства при вычислениях




26

Вычитание. Свойства вычитания

1


Совершенствовать вычислительные навыки, применяя свойства. Продолжают работу над текстовыми задачами.




27

Вычитание. Решение задач,

обсуждение свойств



2

Обобщить знания по теме. Совершенствовать вычислительные навыки, умения представлять накопленные знания и опыт.





28

Вычитание на координатном луче



1

Повторяют координатный луч. Учатся показывать действие вычитание на координатном луче. Повторяют свойства вычитания.





29

Решение задач на меньше или больше



1

Решают текстовые задачи на сравнение. Отвечают на вопросы

– на сколько одна величина больше или меньше другой.





30

Обобщение

знаний по теме

«Вычитание»



1

Повторяют свойства вычитания при нахождении значений числовых выражений. Продолжают отрабатывать навыки решения текстовых задач.







31


Контрольная работа № 2 по теме:

«Сложение и вычитание натуральных чисел»



1

Проверить уровень сформированности умений выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, решать текстовые задачи и примеры.




32

Числовые и буквенные выражения



2

Дать понятие буквенного выражения. Учить записывать и читать буквенные выражения.




33

Закрепление по теме «Числовые и буквенные выражения»



1

Учить записывать и читать буквенные выражения. решение задач способом составления числового или буквенного выражения.












34

Повторение по теме «Числовые и буквенные

выражения»


1

Продолжить работу по формированию умений читать, записывать и составлять числовые и буквенные выражения.




35

Буквенная запись свойств сложения и

вычитания


2

Ознакомить учащихся с буквенной записью свойств сложения и вычитания. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.




36

Упрощение выражений, применяя свойства



1

Учатся упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания. Совершенствуют вычислительные навыки.




37

Упрощение выражений, применяя

свойства вычитания


1

Формировать умение упрощать выражения на основе свойств действий. Повторяют свойства вычитания, переместительное и сочетательное свойство сложения.




38


Буквенная запись свойств сложения, вычитания



1

Ученик систематизирует знания по данной теме. Выбирает нужное свойство для упрощения выражения. Формулируют свойства сложения и вычитания, делают буквенную запись.






39


Уравнение. Корень уравнения



2

Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе. Дать понятие корня уравнения, ознакомить учащихся с алгебраическим способом решения задач.












40

Решение уравнений, закрепление

правил.



1

Составляют уравнения по условиям задач. Решают простейшие уравнения.





41

Уравнение Решение более

сложных уравнений



2

Учить решать усложненные уравнения. Продолжить работу по обучению учащихся алгебраическому способу решения задач.




42

Решение задач, составлением

уравнений


1

Составляют уравнения по условиям задач.





43

Решение уравнений и задач, составлением уравнений.


1

Закрепляют правила решения уравнений. Обосновывают каждый шаг, проговаривая правила. Решают задачи с помощью уравнений.







44


Контрольная работа № 3 по теме

«Уравнение, нахождение значений выражений»



1

Проверить сформированность умений выполнять упрощение выражений , решать уравнения и составлять уравнения по задачи.







§3. Умножение и деление натуральных чисел и его свойства (24 часа)

45

Умножение натуральных чисел и его

свойства

2

Актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе. Продолжить работу над текстовыми задачами. Представляют свойства умножения в

буквенном виде.




46

Закрепление по теме

«Умножение натуральных чисел и его свойства»

2


Формулируют свойства умножения; записывают их с помощью букв. Применяют свойства при нахождении произведений.




47

Решение задач по теме

«Умножение натуральных чисел и его

свойства»


2

Преобразовывают основе свойств числовые выражения. Применяют свойства при нахождении произведений.

Моделируют несложные зависимости с помощью формул. Применяют свойства умножения для рационализации вычислений, упрощения выражений и решения задач, в том

числе с кратным сравнением величин.




48

Деление. Актуализация

знаний.


2

Актуализировать знания учащихся о действии делении, повторить алгоритм письменного деления, продолжить

работу над текстовыми задачами.




49

Деление в столбик, проверка умножением



2

Формировать умение выполнять деление в столбик и проверку деления

умножением. Учить читать и записывать выражения, содержащие деление.




50

Деление


1

Совершенствовать вычислительные навыки учащихся. Рассмотреть случаи деления с нулями в частном, продолжить работу над текстовыми задачами.




51

Закрепление по


Уметь: делить натуральные числа, решать текстовые задачи






теме «Деление»

2

на деление, читать и записывать выражения, содержащие

действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи алгебраическим способом.




52

Повторение по теме «Деление»


1

Уметь: делить натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать выражения, содержащие

действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи. Выполнять проверку деления.

Использовать рациональные приемы вычисления.




53

Деление с

остатком


1

Выполняют деление с остатком. Находят делимое по

неполному частному, делителю и остатку.




54

Закрепление по

теме «Деление с остатком»


1

Выполняют деление с остатком. Записывают формулу

деления с остатком и находят неизвестные компоненты этой формулы.




55

Повторение по

теме «Деление с остатком»


1

Находят делимое по неполному частному, делителю и остатку.




56

Контрольная работа № 4 по теме

«Умножение и деление натуральных чисел»



1

Самостоятельно выполнять умножение и деление натуральна чисел при выполнении различных заданий.




57

Распределитель ное свойство умножения



2

Записывают распределительное свойство. Учатся применять его в двух направлениях. Упрощают выражения, применяя

свойства умножения. Учатся применять это свойство при устных вычислениях.




58

Упрощение

выражений


2

Решают уравнения, применяя его упрощение. Решают задачи

с кратным сравнением величин с помощью уравнения.




59

Упрощение выражений,

решение уравнений



2

Читают и записывают распределительное свойство. Упрощают выражения. Решают уравнения с применением распределительного свойства.





60

Применение распределитель ного свойства

2

Совершенствуют навыки упрощения выражений, решают уравнения. Совершенствуют вычислительные навыки.




61

Решение задач на части и на

сравнение

2

Решают задачи на части, составлением уравнения. Решают уравнения с помощью распределительного свойства.





62

Решение задач и уравнений


1

Закрепляют знания по применению распределительного свойства при решении задач и уравнений. Учатся составлять

алгоритм решения.





63

Порядок выполнения действий



1

Определяют и указывают порядок выполнения действий в выражении.




64

Закрепление по теме «Порядок выполнения

действий»



1

Составляют схемы вычислений. Составляют выражения для заданных схем вычисления.




65

Выполнение вычислений в выражениях на порядок

действий



1

Совершенствуют навык выполнения вычислений в выражениях на порядок действий. Продолжают решать текстовые задачи.




66

Степень числа. Квадрат и куб

числа



2

Представляют произведение в виде степени и степень в виде произведения. Вычисляют значения квадратов и кубов чисел.




67

Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение

задач



1

Упрощают числовые и буквенные выражения и решают уравнения, содержащие квадраты и кубы чисел.




68

Контрольная

работа № 5 по


Проверить сформированность умений выполнять упрощение

выражений , решать уравнения . примеры содержащие






теме

«Упрощение выражений»

1

несколько действий, в том числе степень.






§4. Площади и объемы. Формулы (12 часов)

69

Формулы


1

Моделируют несложные зависимости с помощью формул;

выполняют вычисления по формулам




70

Формулы. Применение

при решении задач



1

Моделируют несложные зависимости с помощью формул; выполняют вычисления по формулам. Применяют формулы при решении простейших задач.




71

Площадь. Формула площади прямоугольник

а, квадрата



1

Решают задачи, применяя формулы площади прямоугольника и квадрата. Устанавливают различие данных формул. Решают задачи на вычисление площади, применяя формулы. Выводят свойства площади. Применяют при вычислении фигур.




72

Вычисление площади прямоугольник а и квадрата



1

Изображают равные фигуры. Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные).

Различают равные и равновеликие фигуры. Вычисляют площади прямоугольника и квадрата.




73

Единицы измерения площадей



1

Изображают геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов.

Вычисляют площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника.




74

Закрепление по теме «Единицы измерения

площадей»


1

Вычисляют площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника. Выражают одни единицы измерения площади через другие.




75

Единицы


Вычисляют площади квадратов и прямоугольников,






измерения

площадей

1

используя формулы площади квадрата и прямоугольника.




76

Прямоугольный параллелепипед



2

Определяют вид пространственных фигур. Распознают параллелепипед на чертежах, рисунках, в окружающем мире.




77

Объемы. Объем. прямо угольного параллелепипед

а



2

Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда.




78

Закрепление по теме «Объемы. Объем прямоугольного

параллелепипед а»



1

Определяют вид пространственных фигур. Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда.




79

Повторение по теме «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипед

а»



1

Исследуют и описывают свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.




80

Контрольная работа № 6 по теме «Площади

и объемы»



1

Вычисляют площади квадратов и прямоугольников.

Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда.





Глава 2. Дробные числа

§5. Обыкновенные дроби (23 часа)


81

Окружность и круг

1

Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире окружность и круг. Изображают окружность от руки и с помощью циркуля, указывают ее радиус, диаметр, выделяют дуги.




82

Закрепление по теме

«Окружность и круг»


1

Определяют значение величин с помощью круговой шкалы.




83

Доли. Обыкновенные дроби


1

Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби.

Называют доли метра, тонны, суток в соответствии с соотношением между единицами измерений.




84

Закрепление по теме «Доли.

Обыкновенные дроби»


1

Формулируют, записывают с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями.




85

Повторение по теме «Доли.

Обыкновенные дроби»



1

Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби.




86

Решение задач по теме «Доли. Обыкновенные

дроби»


1

Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби.




87

Сравнение

дробей


2

Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и

упорядочивают их.




88

Закрепление по теме

«Сравнение дробей»


1

Преобразовывают дроби, сравнивают и упорядочивают их.




89

Повторение по


Преобразовывают дроби, сравнивают и упорядочивают их.






теме

«Сравнение дробей»

1





90

Правильные и

неправильные дроби


1

Распознают правильные и неправильные дроби. Используют

эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении.




91

Закрепление по теме

«Правильные и неправильные

дроби»


1

Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их. Находят целое по его части и части от целого. Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной

дроби.




92

Контрольная работа № 7 по теме

«Обыкновенны е дроби"


1

Проверить уровень сформированности умений выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, решать текстовые задачи и примеры.




93

Сложение и вычитание дробей

одинаковыми знаменателями



1

Складывают и вычитают дроби с одинаковыми знаменателями. Применяют правило сложения (вычитания) дробей с равными знаменателями при нахождении значений числовых выражений, уравнений и задач.




94

Закрепление п теме

«Сложение и вычитание

дробей одинаковыми знаменателями»


1

Осуществляют проверку сочетательного свойства сложения для дробей. Записывают правило сложения дробей в буквенном виде. Свободно выполняют вычисления с обыкновенными дробями.




95

Повторение по теме

«Сложение и вычитание

дробей


1

Совершенствуют навык выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Продолжают применять свои знания при решении уравнений и решении задач.






одинаковыми

знаменателями»






96

Деление и

дроби


1

Представляют частное в виде дроби и наоборот. Записывают

натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем.




97

Закрепление по теме «Деление и дроби»


1

Формулируют, записывают с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действий с обыкновенными дробями. Решают задачи на дроби (в том

числе задачи из реальной практики).




98

Смешанные числа


1

Преобразуют смешанные числа в дроби и наоборот.




99

Закрепление по теме

«Смешанные числа»


1

Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби.




100

Сложение и вычитание

смешанных чисел



1

Выполняют арифметические действия с дробями и смешанными числами, применяя свойства сложения.




101

Закрепление по теме

«Сложение и вычитание смешанных чисел»



1

Выполнение арифметических действий и решение текстовых задач, совершая арифметические действия.




102

Повторение по теме

«Сложение и вычитание смешанных чисел»



1

Решают текстовые задачи, совершая арифметические действия с дробями и смешанными числами.





103

Контрольная работа № 8 по теме

«Смешанные числа»



1

Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их. Выполняют вычисления с обыкновенными дробями. Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях.







§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов)

104

Десятичная запись дробных чисел


1

Записывают и читают десятичные дроби. Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных.




105

Закрепление по теме

«Десятичная запись дробных чисел»


1

Записывают и читают десятичные дроби. Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных.




106

Сравнение десятичных

дробей



1

Сравнивают и упорядочивают десятичные дроби.




107

Решение задач по теме

«Сравнение десятичных дробей»



1

Сравнивают и упорядочивают десятичные дроби.




108

Закрепление по теме

«Сравнение



1

Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях.






десятичных

дробей»






109

Сложение и вычитание десятичных дробей



1

Сравнивают и упорядочивают десятичные дроби. составляют алгоритм сложения десятичных дробей и учатся применять его.




110

Закрепление по теме

«Сложение и вычитание

десятичных дробей»



1

Выполняют вычисления с десятичными дробями. Применяют свойства сложения для десятичных дробей.




111

Повторение по теме

«Сложение и вычитание

десятичных дробей»



1

Применяют свойства сложения и вычитания при совершении арифметических действий с дробями. Решают задачи на

движение по реке, содержащие десятичные дроби.




112

Решение задач по теме

«Сложение и вычитание

десятичных дробей»



1

Применяют свойства сложения и вычитания при совершении арифметических действий с дробями.




113

Решение задач на сложение и вычитание

десятичных дробей



1

Выражают одни единицы измерения величины в других единицах. Решают текстовые и геометрические задачи.




114

Приближенные

значения чисел. Округление

1

Округляют натуральные числа и десятичные дроби.






чисел.






115

Закрепление по теме

«Приближенны е значения чисел.

Округление чисел»


1

Выполняют прикидку и оценку в ходе вычислений.




116

Контрольная работа № 9 по теме

«Сложение и вычитание

десятичных дробей»


1

Преобразовывают обыкновенные дроби, сравнивают и упорядочивают их. Выполняют вычисления с обыкновенными дробями. Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях.





§7. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов)

117

Умножение десятичных дробей на натуральные

числа


1

Применяют алгоритм умножения десятичной дроби на целое число.




118

Закрепление по теме

«Умножение десятичных дробей на

натуральные числа»



1

Применяют алгоритм умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.




119

Повторение по теме

«Умножение


Применяют правила умножения десятичной дроби на

натуральное число, на 10, 100, 1000 и т.д. Проверяют результаты вычислений.






десятичных дробей на

натуральные числа»

1





120

Деление

десятичных дробей на натуральные числа



1

Применяют алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000 и т.д.




121

Закрепление по теме «Деление десятичных

дробей на натуральные числа»



1

Решают текстовые задачи, приводящие к составлению выражений, содержащих десятичные дроби и натуральные числа.




122

Решение задач по теме

«Деление

десятичных дробей на натуральные числа»



1

Используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Решают задачи, применяя правила умножения и деления десятичной дроби на натуральное число. Вычисляют площади фигур и объемы тел.




123

Повторение по теме «Деление десятичных

дробей на натуральные

числа»



1

Применяют деление десятичных дробей на натуральные числа в решении уравнений и задач.




124

Решение задач на деление

десятичных дробей на натуральные



1

Систематизируют знания, умения по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».






числа






125

Контрольная работа № 10 по теме

«Умножение и деление

десятичных дробей на натуральные числа»



1

Вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.




126

Умножение

десятичных дробей


1

Подбирают информацию для составления алгоритма нахождения произведения десятичных дробей.




127

Закрепление по теме

«Умножение десятичных дробей»

1

Составляют алгоритм нахождения произведения десятичных дробей. Применяют правило умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.




128

Решение задач по теме

«Умножение десятичных дробей»


1

Применяют свойства умножения к десятичным дробям.




129

Повторение по теме

«Умножение десятичных дробей»



1

Применяют умножение десятичных дробей при решении уравнений и задач. Вычисляют площади квадратов и прямоугольников, используя формулы. Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы.




130

Решение задач


Выражают одни единицы измерения объема через другие.






на умножение десятичных

дробей

1

Округляют натуральные числа и десятичные дроби. Выполняют прикидку и оценку в ходе вычислений.




131

Деление на

десятичную дробь


1

Составляют и применяют алгоритм нахождения деления десятичных дробей.




132

Закрепление по теме «Деление

на десятичную дробь»


1

Применяют правило деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.




133

Решение задач на тему

«Деление на десятичную дробь»


1

Совершенствуют навыки деления десятичных дробей.




134

Повторение по теме «Деление на десятичную

дробь»


1

Применяют деление десятичных дробей для решения уравнений и задач.




135

Решение задач на деление на десятичную

дробь


1

Переводят обыкновенные дроби в десятичные. Применяют данное умение для нахождения значения выражений.




136

Решение задач по теме

«Деление на десятичную

дробь»

1

Совершенствуют навыки арифметических действий с десятичными дробями с применением всех изученных свойств арифметических действий.




137

Решение задач на деление на десятичную

дробь

1

Совершенствуют навыки арифметических действий с десятичными дробями с применением всех изученных свойств арифметических действий.




138

Среднее

1

Находят среднее арифметическое нескольких чисел.






арифметическо

е






139

Закрепление по теме «Среднее

арифметическо е»

1

Находят среднее арифметическое нескольких чисел. Определяют среднюю скорость движения.




140

Решение задач по теме

«Среднее

арифметическо е»

1

Объясняют смысл полученных значений. Извлекают

информацию из таблиц и диаграмм, выполняют вычисления по табличным данным, сравнивают величины, находят

наибольшие, наименьшие и средние арифметические значения.




141

Решение задач на нахождение среднего

арифметическо го

1

Объясняют смысл полученных значений. Извлекают

информацию из таблиц и диаграмм, выполняют вычисления по табличным данным, сравнивают величины, находят

наибольшие, наименьшие и средние арифметические значения.




142

Контрольная работа по теме

«Умножение и деление

десятичных дробей» №11

1

Представляют обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Выполняют вычисления с десятичными дробями.





§8. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов)

143

Микрокалькуля тор

1

Выполняют арифметические действия с помощью микрокалькулятора.




144

Закрепление по

1

Составляют программу вычислений. Выполняют вычисления






теме

«Микрокалькул ятор»


по предложенным схемам.




145

Проценты

1

Переводят проценты в десятичную дробь и обращают

десятичную дробь в проценты.




146

Закрепление по теме

«Проценты»

1

Решают задачи на нахождение процента от числа.




147

Решение задач на проценты

1

Решают задачи на нахождение числа по его процентам, процентного отношения величин.




148

Повторение по теме

«Проценты»

1

Решают задачи на проценты. Соотносят указанную часть площади различных фигур с процентами.




149

Решение задач на проценты

1

Обобщают знания, умения по теме «Проценты». Решают

задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор), используют понятия отношения и пропорции при решении задач.




150

Контрольная работа № 12 по теме

«Проценты»


1

Записывают обыкновенные и десятичные дроби в виде процентов и наоборот. Находят несколько процентов от величины и величину по ее проценту. Соотносят указанную часть площади различных фигур с процентами. Решают

задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор), используют понятия отношения.




151

Угол. Прямой и развернутый угол.

Чертежный треугольник

1

Распознают углы на чертежах. Изображают и обозначают углы, их вершины и стороны. Сравнивают углы.





152

Закрепление по теме «Угол.

Прямой и развернутый угол.

Чертежный треугольник»

1

Изображают и обозначают углы, их вершины и стороны. Сравнивают углы. Изображают и распознают прямые углы с помощью чертежного треугольника.




153

Повторение по теме «Угол.

Прямой и развернутый угол.

Чертежный треугольник»

1

Изображают и обозначают углы, их вершины и стороны. Сравнивают углы. Изображают и распознают прямые углы с помощью чертежного треугольника.




154

Измерение углов.

Транспортир


1

Измеряют градусную меру углов на чертеже с помощью транспортира, различают острые, тупые, прямые углы.




155

Закрепление по теме

«Измерение углов.

Транспортир»



1

Строят углы по заданной градусной мере.




156

Повторение по теме

«Измерение углов.

Транспортир»


1

Разбивают углы на несколько частей в заданной пропорции.




157

Круговые диаграммы


1

Строят и читают круговые диаграммы. Осуществляют поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретируют их с помощью круговых

диаграмм.




158

Закрепление по

теме «Круговые

1

Выполняют сбор информации в несложных случаях,

организовывают информацию в виде таблиц и диаграмм.






диаграммы»


Приводят примеры несложных классификаций из различных

областей жизни.




159

Контрольная работа № 13 по теме « Угол.

Круговые

диаграммы»

1

Измеряют с помощью инструментов и сравнивают длины отрезков и величины углов. Извлекают информацию из таблиц и диаграмм, выполняют вычисления по табличным

данным, сравнивают величины, находят наибольшие, наименьшие и средние значения.





Итоговое повторение (11 часов)

160

Повторение. Арифметически е действия с

натуральными числами

1

Знают понятия натурального числа, класса, разряда. Умеют применять основные свойства действий для решения примеров и задач в натуральных числах.




161

Повторение. Сложение и вычитание обыкновенных

дробей

1

Применяют изученные действия с обыкновенными дробями для решения примеров, уравнений и задач.




162

Повторение.

Решение

арифметически х задач

1

Решают основные типы задач.




163

Повторение. Буквенные выражения


1

Применяют основные типы выражений для решения математических задач.




164

Контрольная

работа № 14


1

Демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные при

изучении курса математики 5 класса.




165

Анализ


Проводят анализ ошибок, которые были допущены при






контрольной

работы


выполнении работы. Решают аналогичные задачи.




166

Решение задач с помощью

уравнения

1

Решают задачи с помощью уравнения.




167

Сложение и вычитание десятичных

дробей

1

Применяют алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей к решению примеров и задач.




168

Умножение и деление

десятичных дробей



1

Применяют алгоритм умножение и деление десятичных дробей к решению примеров и задач.




169

Арифметически е действия с

десятичными дробями

1

Систематизируют знания, умения по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» и применяют их к решению уравнений и задач




170

Проценты

1

Решают задачи занимательного характера. Проявляют смекалку, сообразительность, внимание.








5. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечение образовательного процесса


  1. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса/ А.С.Чесноков, К.И. Нешков.- М.: Классик Стиль

  2. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.- М.: Илекса.


  1. Кнутова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике. 5 класс.- М. « Издат-школа XXI век».

  2. Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы.-М.: Издательство « Экзамен».

  3. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. « Математика 5 класс»/ В.Н. Рудницкая – М.: Издательство « Экзамен»,2013.

  4. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Организаций/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-33-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2014 .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!