Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1
г. Демидова Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 «31» августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 1г.Демидова _______________/Маслова Ю.В/ ФИО «31» августа 2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1г.Демидова ______________/Казаков А. А./ ФИО Приказ № 67 о/д «1_» сентября 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АООП
(вариант 9.1)
Математика 3 «А» класс
предмет, класс
Гусарова Надежда Петровна , первая
Ф.И.О. учителя, категория
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
АООП начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.1
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г. Демидова на 2021/2022 учебный год.
Учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021/2022 учебный год.
На основе:
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой М.: Просвещение, 2013г.
В.В. Эк. Математика 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы .( Москва «Просвещение», 2017г.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения практических задач.
Использование речевых средств, для решения познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Предметные результаты
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; практически пользоваться переместительным свойством умножения; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия.
Умения различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находит точки пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
минимальный уровень:
- образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка;
- считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа в пределах 20, использовать при сравнении нужные знаки;
- пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
- записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
- определять время по часам с точностью до часа;
- складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- решать задачи в два действия;
- показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
- измерять отрезки и строить отрезки заданной длины;
- строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника;
- строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам).
достаточный уровень:
- образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка;
- считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа в пределах 20, использование знаков необязательно;
- пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
- записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
- определять время по часам с точностью до часа;
- складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (возможно с помощью счётного материала);
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц ( с помощью учителя);
- показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
- измерять отрезки и строить отрезки заданной длины;
- строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя);
- строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя.
- умение использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- умение использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- умение осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- умение осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- умение решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- умение измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника)
Содержание учебного предмета
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
3. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
4. Меры длины, времени, массы, стоимости.
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
5. Геометрический материал (в течение года)
Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.
6. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Повторение. Второй десяток. Нумерация. | 11 |
2 | Сложение и вычитание без перехода через разряд в пределах 20. | 24 |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. | 25 |
4 | Умножение и деление чисел. | 18 |
5 | Сотня. | 2 |
6 | Повторение. | 5 |
| Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Дата |
| Повторение. Второй десяток. Нумерация. | 11 ч | |
1 | Однозначные и двузначные числа. Сравнение чисел. | 1 | |
2 | Следующее и предыдущее число. | 1 | |
3 | Чётные и нечётные числа. | 1 | |
4-5 | Увеличение и уменьшение числа на одну единицу. | 2 | |
6-7 | Увеличение и уменьшение числа на две единицы. | 2 | |
8-9 | Разложение чисел в пределах 20 на разрядные слагаемые. | 2 | |
10 | Закрепление и обобщение знаний по теме: « Нумерация чисел в пределах 20». | 1 | |
11 | Проверочная работа№1 по теме «Нумерация». | 1 | |
| Сложение и вычитание без перехода через разряд в пределах 20. | 22 ч | |
12-13 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. | 2 | |
14 | Число 0, как слагаемое, вычитаемое, сумма и разность. | 1 | |
15 | Название компонентов при сложении. | 1 | |
16 | Переместительное свойство сложения. | 1 | |
17-18 | Название компонентов при вычитании. Законы вычитания. | 2 | |
19-20 | Закрепление знаний по теме: «Сложение и вычитание без перехода через разряд в пределах 20». | 2 | |
21 | Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание без перехода через разряд в пределах 20». | 1 | |
22 | Меры времени: час, сутки. | 1 | |
23-24 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. | 2 | |
25 | Определение времени с точностью до часа. | 1 | |
26-27 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. | 2 | |
28 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины. | 1 | |
29 | Точка, луч, отрезок, прямая. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. | 1 | |
30 | Углы (прямой, острый, тупой). Вершины, стороны угла. | 1 | |
31 | Многоугольник. Построение. Практическая работа № 1. | 1 | |
32 | Обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд» . | 1 | |
33 | Проверочная работа №2. | 1 | |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. | 22 ч | |
34 | Состав чисел. | 1 | |
35 | Прибавление числа 9. | 1 | |
36 | Прибавление числа 8. | 1 | |
37 | Прибавление числа 7. | 1 | |
38 | Прибавление числа 6,5, | 1 | |
39 | Прибавление числа 4, 3, 2. | 1 | |
40 | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд» | 1 | |
41 | Числа, полученные при измерении длины. | 1 | |
42 | Емкость. Единица ёмкости: литр. | 1 | |
43 | Масса. Единица массы: кг. | 1 | |
44 | Контрольная работа №2. | 1 | |
45 | Работа над ошибками. | 1 | |
46 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | |
47 | Вычитание числа 9. | 1 | |
48 | Вычитание числа 8. | 1 | |
49 | Вычитание числа 7. | 1 | |
50 | Вычитание числа 6, 5. | 1 | |
51 | Вычитание числа 4, 3, 2. | 1 | |
52 | Деление групп предметов на 3,4,5 равных частей. | 1 | |
53 | Многоугольник. Вершины, стороны, углы. | 1 | |
54 | Многоугольник. Вершины, стороны, углы. Измерение сторон. | 1 | |
55 | Построение треугольников по данным вершинам. Практическая работа № 3. | 1 | |
| Умножение и деление. | 26 | |
56 | Счет равными числовыми группами: 2,3. | 1 | |
57 | Счет равными числовыми группами: 4, 5. | 1 | |
58 | Умножение. Знак умножения. Замена сложения умножением. | 1 | |
59 | Название компонентов действия умножения. | 1 | |
60 | Таблица умножения на 2 | 1 | |
61 | Деление. Знак деления. Деление на равные части. | 1 | |
62 | Название компонентов при делении. | 1 | |
63 | Таблица деления на 2. | 1 | |
64 | Таблица умножения числа 3. | 1 | |
65 | Таблица деления на 3. | 1 | |
66 | Таблица умножения числа 4. | 1 | |
67 | Таблица деления на 4. | 1 | |
68 | Закрепление знаний по теме: «Умножение числа 4, деление на 4. | 1 | |
69 | Таблица умножения чисел 5. | 1 | |
70 | Таблица умножения чисел 6. | 1 | |
71 | Таблица деления на 5. | 1 | |
72 | Таблица деления на 6. | 1 | |
73 | Закрепление знаний по теме: «Умножение чисел 5, 6; деление на 5, 6.» | 1 | |
74 | Контрольная работа №3. | 1 | |
75 | Работа над ошибками. | 1 | |
76 | Закрепление знаний по теме: «Умножение чисел 5, 6; деление на 5, 6.» | 1 | |
77 | Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6. | 1 | |
78 | Таблицы деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6. | 1 | |
79 | Вычисление стоимости на основе зависимости между величинами: стоимость, цена, количество. | 1 | |
80 | Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление». | 1 | |
| Сотня | 42 | |
81 | Нумерация чисел в пределах 100. | 1 | |
82 | Получение ряда круглых десятков. | 1 | |
83-84 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 2 | |
85-86 | Числовой ряд 1-100, присчитывание и отсчитывание по 1. | 2 | |
87 | Единица длины: метр, Обозначение: м. Соотношение между единицами длины. | 1 | |
88 | Меры времени: час, сутки, месяц, год. | 1 | |
89-90 | Окружность, круг. Центр, радиус. Построение окружности. Углы. Практическая работа | 2 | |
91-92 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 2 | |
93-94 | Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками. | 2 | |
95-96 | Нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого. | 2 | |
97-98 | Сложение круглых десятков и двузначных чисел. | 2 | |
99-100 | Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. | 2 | |
101-102 | Сложение двузначных чисел. | 2 | |
103-104 | Вычитание двузначных чисел. | 2 | |
105-106 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 2 | |
107 | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. | 1 | |
108 | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. | 1 | |
109-110 | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | 2 | |
111-112 | Повторение знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | 2 | |
113-114 | Числа, полученные при измерении стоимости. | 2 | |
115 | Числа, полученные при измерении длины. | 1 | |
116 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости и длины. | 1 | |
117 | Числа, полученные при счете. | 1 | |
118 | Единица времени: минута. Определение времени в минутах. | 1 | |
119 | Единица времени: сутки, год. Соотношение между единицами времени. | 1 | |
120 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. | 1 | |
121 | Обобщение по теме: «Числа, полученные при измерении». | 1 | |
122 | Деление на равные части. | 1 | |
123 | Деление по содержанию. | 1 | |
124 | Контрольная работа №4. | 1 | |
125 | Работа над ошибками. | 1 | |
| Повторение | 11 | |
126 | Деление на 2 равные части. Деление по 2. | 1 | |
127 | Деление на 3 равные части, Деление по 3. | 1 | |
128 | Деление на 4 равные части, Деление по 4. | 1 | |
129 | Деление на 5 равных частей. Деление по 5. | 1 | |
130 | Нумерация чисел в пределах 100. | 1 | |
131 | Сложение чисел в пределах 100 без перехода через разряд. | 1 | |
122 | Окружность и круг. Центр и радиус. | 1 | |
133 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | |
134-136 | Решение простых арифметических задач, требующих применения двух действий. | 3 | |
| Итого | 136 | |