СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 3-4 классы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лицей № 185. 2023-2024 учебный год. Разработатна в соавторстве с учителями начальных классов: Малаевой Л.В., Пешковой Л.В., Рудаковой О.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 3-4 классы»

Приложение к ООП



Рассмотрено

на заседании методического объединения

протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждаю

директор ________И. В. Онищенко

приказ №175 от «29» августа 2023 г.

Принято

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «­29» августа2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

МАТЕМАТИКА




Классы: 1-4 (для 3-4 класссов)

















Октябрьский район




Математика

Рабочая программа

1-4 классы

Уровень начального общего образования


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатам основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Лицей №185.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

  • умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Согласно учебному плану МБОУ Лицей №185 на изучение предмета «Математика» в начальной школе выделяется всего 540 часов. В каждом классе урок математики проводится 4 раза в неделю. В 1 классе курс рассчитан на 132 ч (33 учебных недели), во 2,3,4 классах по 136 ч (34 учебных недели).

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф

2. Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №3 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф

3. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 2-4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф


I.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению;

  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

  • способность к самоорганизованности;

  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).


Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;

  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;

  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • умение работать в информационной среде.


Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Предметными результатами в 1-м классе является формирование следующих умений:

Учащиеся должны научиться:

  • называть:

  • — предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

  • — натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

  • — число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

  • — геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

  • различать:

  • — число и цифру;

  • — знаки арифметических действий;

  • — круг и шар, квадрат и куб;

  • — многоугольники по числу сторон (углов);

  • — направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

  • читать:

  • — числа в пределах 20, записанные цифрами;

  • — записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 *2 = 10, 9 : 3 = 3;

  • сравнивать:

  • — предметы с целью выявления в них сходства и различий;

  • — предметы по размерам (больше, меньше);

  • — два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

  • — данные значения длины;

  • — отрезки по длине;

  • воспроизводить:

  • — результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

  • — результаты табличного вычитания однозначных чисел;

  • — способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

  • распознавать:

  • — геометрические фигуры;

  • моделировать:

  • — отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

  • — ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

  • — ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

  • характеризовать:

  • — расположение предметов на плоскости и в пространстве;

  • — расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

  • — результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

  • — предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

  • — расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

  • анализировать:

  • — текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • — предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

  • классифицировать:

  • — распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

  • упорядочивать:

  • — предметы (по высоте, длине, ширине);

  • — отрезки в соответствии с их длинами;

  • — числа (в порядке увеличения или уменьшения);

  • конструировать:

  • — алгоритм решения задачи;

  • — несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

  • контролировать:

  • — свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

  • оценивать:

  • — расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

  • — предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

  • решать учебные и практические задачи:

  • — пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

  • — записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

  • — решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

  • — измерять длину отрезка с помощью линейки;

  • — изображать отрезок заданной длины;

  • — отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

  • — выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

  • — ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать:

  • — разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного

  • приема;

  • воспроизводить:

  • — способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

  • классифицировать:

  • — определять основание классификации;

  • обосновывать:

  • — приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

  • контролировать деятельность:

  • — осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

  • решать учебные и практические задачи:

  • — преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

  • — использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

  • — выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

  • — составлять фигуры из частей;

  • — разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

  • — изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

  • — находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

  • — определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

  • — представлять заданную информацию в виде таблицы;

  • — выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

Предметными результатами во 2-ом классе является формирование следующих умений:

Учащиеся научатся:

  • называть:

  • — натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

  • — число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

  • — единицы длины, площади;

  • — одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;

  • — компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);

  • — геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

  • сравнивать:

  • — числа в пределах 100;

  • — числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);

  • — длины отрезков;

  • различать:

  • — отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;

  • — компоненты арифметических действий;

  • — числовое выражение и его значение;

  • — российские монеты, купюры разных достоинств;

  • — прямые и непрямые углы;

  • — периметр и площадь прямоугольника;

  • — окружность и круг;

  • читать:

  • — числа в пределах 100, записанные цифрами;

  • — записи вида 5 • 2 = 10, 12 : 4 = 3;

  • воспроизводить:

  • — результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

  • — соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

  • приводить примеры:

  • — однозначных и двузначных чисел;

  • — числовых выражений;

  • моделировать:

  • — десятичный состав двузначного числа;

  • — алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

  • — ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;

  • распознавать:

  • — геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);

  • упорядочивать:

  • — числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

  • характеризовать:

  • — числовое выражение (название, как составлено);

  • — многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

  • анализировать:

  • — текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

  • — готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

  • классифицировать:

  • — углы (прямые, непрямые);

  • — числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);

  • конструировать:

  • — тексты несложных арифметических задач;

  • — алгоритм решения составной арифметической задачи;

  • контролировать:

  • — свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

  • оценивать:

  • — готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

  • решать учебные и практические задачи:

  • — записывать цифрами двузначные числа;

  • — решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;

  • — вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;

  • — вычислять значения простых и составных числовых выражений;

  • — вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

  • — строить окружность с помощью циркуля;

  • — выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;

  • — заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать:

  • — свойства умножения и деления;

  • — определения прямоугольника и квадрата;

  • — свойства прямоугольника (квадрата);

  • называть:

  • — вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;

  • — элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);

  • — центр и радиус окружности;

  • — координаты точек, отмеченных на числовом луче;

  • читать:

  • — обозначения луча, угла, многоугольника;

  • различать:

  • — луч и отрезок;

  • характеризовать:

  • — расположение чисел на числовом луче;

  • — взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);

  • решать учебные и практические задачи:

  • — выбирать единицу длины при выполнении измерений;

  • — обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;

  • — указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);

  • — изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;

  • — составлять несложные числовые выражения;

  • — выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Предметными результатами в 3-ем классе является формирование следующих умений:

Учащиеся научатся:

  • называть:

  • - любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;

  • - компоненты действия деления с остатком;

  • - единицы массы, времени, длины;

  • - геометрическую фигуру (ломаная);

  • сравнивать:

  • — числа в пределах 1000;

  • — значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

  • различать:

  • — знаки и

  • — числовые равенства и неравенства;

  • читать:

  • — записи вида 120 850;

  • воспроизводить:

  • — соотношения между единицами массы, длины, времени;

  • — устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;

  • приводить примеры:

  • — числовых равенств и неравенств;

  • моделировать:

  • — ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;

  • — способ деления с остатком с помощью фишек;

  • упорядочивать:

  • — натуральные числа в пределах 1000;

  • — значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

  • анализировать:

  • — структуру числового выражения;

  • — текст арифметической (в том числе логической) задачи;

  • классифицировать:

  • - числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);

  • конструировать:

  • -план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;

  • контролировать:

  • -свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;

  • решать учебные и практические задачи:

  • --- читать, записывать цифрами трёхзначные числа;

  • — читать и составлять несложные числовые выражения;

  • — выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

  • — вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;

  • — выполнять деление с остатком;

  • — определять время по часам;

  • — изображать ломаные линии разных видов;

  • — вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);

  • — решать текстовые арифметические задачи в три действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать:

  • — сочетательное свойство умножения;

  • — распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);

  • читать:

  • — обозначения прямой, ломаной;

  • приводить примеры:

  • — высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;

  • — верных и неверных высказываний;

  • различать:

  • — числовое и буквенное выражение;

  • — прямую и луч, прямую и отрезок;

  • — замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

  • характеризовать:

  • — ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);

  • — взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

  • конструировать:

  • — буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

  • воспроизводить:

  • — способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

  • решать учебные и практические задачи:

  • — вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях, входящих в них букв;

  • — изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;

  • — проводить прямую через одну и через две точки;

  • — строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной)

Предметными результатами в 4-ом классе является формирование следующих умений:

Учащиеся научатся:

  • называть:

  • - любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и обратном порядке;

  • - классы и разряды многозначного числа;

  • - единицы величин: массы, времени, длины, скорости;

  • - пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);

  • сравнивать:

  • - многозначные числа;

  • - значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

  • различать:

  • - прямоугольный параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр

  • читать:

  • - любое многозначное число;

  • - значения величин;

  • - информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

  • воспроизводить:

  • - устные приемы сложения, вычитания, умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;

  • - письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;

  • - способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);

  • - способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;

  • моделировать:

  • - разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

  • упорядочивать:

  • - многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);

  • - значения величин, выраженных в одинаковых и разных единицах;

  • анализировать:

  • - структуру составного числового выражения;

  • - характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

  • конструировать:

  • - алгоритм решения составной арифметической задачи;

  • - составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;

  • контролировать:

  • - свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;

  • решать учебные и практические задачи:

  • - читать и записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллиона;

  • - вычислять значения числовых выражений, содержащих не более 6 арифметических действия;

  • - решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);

  • - формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;

  • - вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • называть:

  • - координаты точек, отмеченных в координатном углу;

  • сравнивать:

  • - величины, выраженные в разных единицах;

  • различать:

  • - числовое и буквенное равенства;

  • - виды углов и виды треугольников;

  • - понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

  • воспроизводить:

  • - способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

  • приводить примеры:

  • - истинных и ложных высказываний;

  • оценивать:

  • - точность измерений;

  • исследовать:

  • - задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);

  • читать:

  • - информацию, представленную в графике;

  • решать учебные и практические задачи:

  • - вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

  • - исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;

  • - прогнозировать результаты вычислений;

  • - читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиарда;

  • - измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;

  • - сравнивать углы способом наложения, используя модели.

II. Содержание учебного предмета

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (13 ч)

Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).

Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше,

столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

  • распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);

  • сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)

Число и счет (42 ч)

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков  =.

Римская система записи чисел.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Универсальные учебные действия:

  • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

  • сравнивать числа;

  • упорядочивать данное множество чисел.

Арифметические действия с числами и их свойства (217 ч)

Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +-, •, : .

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.

Деление с остатком.

Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.

Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).

Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число.

Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.

Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.

Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

  • прогнозировать результаты вычислений;

  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

  • оценивать правильность предъявленных вычислений;

  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

  • анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

Величины (68 ч)

Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.

Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление.

Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч).

Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать значения однородных величин;

  • упорядочивать данные значения величины;

  • устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Работа с текстовыми задачами (110 ч)

Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.

Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.

Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.

Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).

Универсальные учебные действия:

  • моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

  • планировать ход решения задачи;

  • анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

  • прогнозировать результат решения;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;

  • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

  • наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.

Геометрические понятия (50 ч)

Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).

Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).

Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.

Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

  • различать геометрические фигуры;

  • характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

  • конструировать указанную фигуру из частей;

  • классифицировать треугольники;

  • распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.

Логико-математическая подготовка ( 22 ч)

Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний. Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если, то», «неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний. Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.)

Универсальные учебные действия:

  • определять истинность несложных утверждений;

  • приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

  • конструировать алгоритм решения логической задачи;

  • делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

  • конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

  • анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

  • актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Работа с информацией (18 ч)

Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).

Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).

Простейшие графики. Считывание информации.

Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.

Универсальные учебные действия:

  • собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах; переводить информацию из текстовой формы в табличную.

























III. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на усвоение каждой темы



Примерное распределение учебных часов по темам (возможны изменения при сохранении общего количества часов)

Разделы примерной программы

Разделы авторской программы (количество часов не указано)

Количество часов по разделам программы, определённое ООП НОО ОУ

Контроль (кол-во часов)

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Всего

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.



2 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.



3 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.



4кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.



Числа и величины (70 ч)

Геометрические величины (40 ч)

Число и счёт

15

9

8

10

42

1

1

2

2

Величины

11

23

20

14

68



1

2

3

Арифметические действия (190 ч)

Арифметические действия и их свойства

58

58

59

42

217

1

3

5

6

Текстовые задачи (110 ч)

Работа с текстовыми задачами

21

24

30

35

110

1

3

6

6

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры (50ч)

Геометрические понятия

9

13

8

20

63



2

2

3

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

13





Работа с информацией. (40 ч)

Работа с информацией

3

6

3

6

18









Логико-математическая подготовка

2

3

8

9

22









Резерв (40 ч)











Всего: 540 ч

Всего: 540 ч

132 ч

136ч

136ч

136ч

540ч

10ч

17ч

20ч









1 класс (4 ч в неделю, всего 132 ч)

Программное содержание

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов)

Предметы и их свойства


5 ч

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству

Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков

Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел


Число и счёт

Натуральные числа. Нуль.






18 ч



Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счёта)


Арифметические действия и их свойства.





69 ч

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек

Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания.

Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц


Величины

Цена, количество, стоимость товара.


4 ч

Различать монеты; цену и стоимость товара

Различать единицы длины.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением

Работа с текстовыми задачами












16 ч

Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.)

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.



12 ч

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу- вверх

Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.

Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы

Различать предметы по форме.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).

Конструировать фигуры из частей Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку.

Определять основание классификации.

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи

Резерв

8 ч




Практическая работа

Раздел

Тема

Кол-во часов

Вырезание треугольника, круга, квадрата

Отношения между предметами, фигурами

Конструируем

1

Измерение длины стола в сантиметрах

Геометрические величины

Измеряем длину в сантиметрах

1

Измерение длины шкафа в дециметрах

Геометрические величины

Измеряем длину в дециметрах

1

Измеряем длину парты в дециметрах и сантиметрах

Геометрические величины

Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

1

Наблюдаем, как отражаются предметы в зеркала.

Пространственные отношения

Зеркальное отражение предметов

1

Рисунок бабочки на клетчатой бумаге

Пространственные отношения

Симметрия

1

Проведение оси симметрии у бабочки.

Пространственные отношения

Оси симметрии

1

Итого:



7ч.



2 класс (4 ч в неделю, всего 136 ч)

Программное содержание

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Число и счёт

14 ч

Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 100, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;пересчитывать предметы десятками,выражать числом получаемые результаты.

Моделировать десятичный состав двузначного числа с помощью цветных палочек Кюизенера (оранжевая палочка длиной 10 см — десяток, белая длиной 1 см — единица).

Характеризовать расположение чисел на числовом луче.

Называть координату данной точки, указывать (отмечать) на луче точку с заданной координатой.  

Сравнивать числа разными способами: с использованием числового луча, по разрядам.

Упорядочивать данные числа (располагать их в порядке увеличения или уменьшения)

Арифметические действия 
в пределах 100 и их свойства

64 ч

Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком.

Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора

Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления.

Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.

Сравнивать числа с помощью деления на основе изученного правила.

Различать отношения «больше в ...» и «больше на ...», «меньше в ...» и «меньше на ...».

Называть число, большее или меньшее данного числа в несколько раз

Формулировать изученные свойства умножения и деления и использовать их при вычислениях.

Обосновывать способы вычислений на основе изученных свойств  

Различать понятия «числовое выражение» и «значение числового выражения».

Отличать числовое выражение от других математических записей.

Вычислять значения числовых выражений.
Осуществлять действие взаимоконтроля правильности вычислений.

Характеризовать числовое выражение (название, как составлено).

Конструировать числовое выражение, содержащее 1–2 действия

Величины

9 ч

Различать российские монеты и бумажные купюры разных достоинств.

Вычислять стоимость, цену или количество товара по двум данным известным значениям величин.

Контролировать правильность вычислений с помощью микрокалькулятора

Различать единицы длины.

Выбирать единицу длины при выполнении измерений.

Сравнивать длины, выраженные в одинаковых или разных единицах.  

Отличать периметр прямоугольника (квадрата) от его площади.

Вычислять периметр многоугольника (в том числе прямоугольника).

Выбирать единицу площади для вычислений площадей фигур.

Называть единицы площади.

Вычислять площадь прямоугольника (квадрата).

Отличать площадь прямоугольника (квадрата) от его периметра

Работа с текстовыми задачами

25 ч

Выбирать умножение или деление для решения задачи.

Анализировать текст задачи с целью поиска способа её решения.

Планировать алгоритм решения задачи.

Обосновывать выбор необходимых арифметических действий для решения задачи.  

Воспроизводить письменно или устно ход решения задачи.

Оценивать готовое решение (верно, неверно).

Сравнивать предложенные варианты решения задачи с целью выявления рационального способа.

Анализировать тексты и решения задач, указывать их сходства и различия.  

Конструировать тексты несложных задач

Геометрические понятия

20 ч

Характеризовать взаимное расположение на плоскости луча и отрезка (пересекаются, не пересекаются, отрезок лежит (не лежит) на луче). 
Характеризовать предъявленный многоугольник (название, число вершин, сторон,углов).
Воспроизводить способ построения многоугольника с использованием линейки.
Конструировать многоугольник заданного вида из нескольких частей.   
Называть и показывать вершину и стороны угла.   
Читать обозначение угла.   
Различать прямой и непрямой углы (на глаз, с помощью чертёжного угольника или модели прямого угла). 
Конструировать прямой угол с помощью угольника.
Формулировать определение прямоугольника (квадрата).
Распознавать прямоугольник (квадрат) среди данных четырёхугольников.
Выделять на сложном чертеже многоугольник с заданным числом сторон (в том числе прямоугольник(квадрат).   
Формулировать свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.
Показывать оси симметрии прямоугольника

Различать окружность и круг.

Изображать окружность, используя циркуль.

Характеризовать взаимное расположение двух окружностей, окружности и других фигур.

Выделять окружность на сложном чертеже

Логико-математическая подготовка (в течении года)

-

Называть несколько следующих объектов в данной последовательности

Характеризовать данное утверждение (верно, неверно), обосновывать свой ответ, приводя подтверждающие или опровергающие примеры.

Доказывать истинность или ложность утверждений с опорой на результаты вычислений, свойства математических объектов или их определения  

Актуализировать свои знания для обоснования выбора верного ответа.

Конструировать алгоритм решения логической задачи.

Искать и находить все варианты решения логической задачи.

Выделять из текста задачи логические высказывания и на основе их сравнения делать необходимые выводы

Работа с информацией (в течении года)

-

Выбирать из таблиц необходимую информацию для решения разных учебных задач.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблицы

Резерв

4 ч



Практическая работа

Раздел

Тема

Кол-во часов

Построение числового луча.

Луч и его обозначение

Числовой луч. Построение числового луча.

1

Измерение площади фигур с помощью палетки.

Площадь фигуры

Измерение площади фигур с помощью палетки.

1

Построение прямого угла.

Угол

Прямой угол

1

Построение квадрата, прямоугольника.

Прямоугольник. Квадрат

Построение геометрических фигур

1

Итого:



4 ч.


3 класс (4 ч в неделю, всего 136 ч)

Программное содержание

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Тысяча

17 ч

Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения.

Различать знаки и

Читать записи вида 256 108.

Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения)

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к дейст­виям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку

Арифметические действия в пределах 1000 и их свойства.

76 ч

Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор.

Осуществлять взаимопроверку.

Подбирать частное способом проб.

Различать два вида деления (с остатком и без остатка).

Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек.

Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток).

Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений.

Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений

Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.

Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила.

Различать числовое и буквенное выражения.

Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи


Величины

14 ч

Называть единицы массы.

Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки.

Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений

Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1 000

Называть единицы времени.

Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.

Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач

Называть единицы длины: километр, миллиметр.


Геометрические понятия


19 ч

Вычислять длину ломаной

Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев).

Читать обозначение ломаной.

Различать виды ломаных линий.

Конструировать ломаную линию по заданным условиям.

Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита.

Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.

Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.


Работа с текстовыми задачами.

10 ч

Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.

Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда).

Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.

Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении).

Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения

Логико-математическая подготовка (в течении года)


Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.

Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.

Отличать числовое равенство от числового неравенства.

Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.

Конструировать ход рассуждений при решении логических задач

Работа с информацией (в течении года)


Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы.

Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы)

Итого

136 ч








Практическая работа

Раздел

Тема

Кол-во часов

Измерение длины класса, книги, карандаша.

Величины.

Измерение длины в м,см,мм.

1

Построение геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник)

Геометрические понятия.

Геометрические фигуры.

1

Измерение вместимости стакана, 1-литровой банки

Величины.

Измерение вместимости с помощью мерных сосудов.

1

Проведение оси симметрии в буквах

Геометрические понятия.

Симметрия на клетчатой бумаге.

1

Деление окружности на равные части с помощью циркуля

Геометрические понятия.

Деление окружности на равные части.

1

Решение выражений

Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.

Деление с остатком.

1

Измерение массы карандаша, дневника, учебника с помощью весов.

Величины.

Измерение массы с помощью весов.

1

Учимся чертить прямые линии в разных направлениях.

Геометрические понятия.

Прямая.

1

Итого:



8 ч.









4 класс (4 ч в неделю, всего 136 ч)

Программное содержание

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Число и счёт


Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды.

Называть следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке.

Использовать принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Читать числа, записанные римскими цифрами.

Различать римские цифры.

Конструировать из римских цифр записи данных чисел.

Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения

Арифметические действия с многозначными числами и их свойства


56 ч

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях

Анализировать составное выражение, выделять в нём структурные части, вычислять значение выражения, используя знание порядка выполнения действий.

Конструировать числовое выражение по заданным условиям

Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву.

Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.

Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.

Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи


Величины

Масса. Скорость


10 ч

Называть единицы массы

Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах.

Вычислять массу предметов при решении учебных задач.

Называть единицы скорости.

Вычислять скорость, путь, время по формулам

Различать понятия «точное» и «приближённое» значение величины.

Читать записи, содержащие знак.

Оценивать точность измерений.

Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения

Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе.

Различать масштабы вида 1 : 10 и 10 : 1.

Выполнять расчёты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической карты

Работа с текстовыми задачами Арифметические текстовые задачи


17 ч

Выбирать формулу для решения задачи на движение.

Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого.

Моделировать каждый вид движения с помощью фишек.

Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.

Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.

Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения.

Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений).

Искать и находить несколько вариантов решения задачи

Геометрические понятия Геометрические фигуры


20 ч

Различать и называть виды углов, виды треугольников.

Сравнивать углы способом наложения.

Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.

Выполнять классификацию треугольников.

Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение.

Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения.

Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части.

Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки

Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус) на пространственных моделях.

Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду (название, число вершин, граней, рёбер), конус (название, вершина, основание), цилиндр (название основания, боковая поверхность).

Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду.

Называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже

Логико-математическая подготовка

Логические понятия


8 ч

Приводить примеры истинных и ложных высказываний.

Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания.

Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.

Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи

Работа с информацией Представление и сбор информации


6 ч

Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами.

Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм.

Заполнять данной информацией несложные таблицы.

Строить простейшие графики и диаграммы.

Сравнивать данные, представленные на диаграмме или на графике.

Устанавливать закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей.

Конструировать последовательности по указанным правилам

Резерв – 10 ч



Практическая работа

Раздел

Тема

Кол-во часов

Таблица римских цифр с пояснением

Десятичная система счисления

Правила записи чисел в римской системе счисления.

1

Построение моделей многоугольников

Построение многоугольника

Построение квадрата

1

Построение координатного угла, системы координат

Координатный угол

Координатный угол

1

Построение объемных моделей многогранников

Многогранник

Модели многогранников

1

Построение конуса

Конус

Вершина, основание и боковая поверхность конуса

1

Построение цилиндра

Цилиндр

Основание и боковая поверхность цилиндра

1

Построение различных видов углов

Угол и его обозначение

Изображение угла и его обозначение латинскими буквами алфавита

1

Построение различных видов треугольников

Виды треугольников

Классификация треугольников по видом углов

1

Построение отрезков

Построение отрезка, равного данному

Построение отрезка, равного данному

1

Итого:



9 ч.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!