Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседанииШМО Руководитель _________ Сулейманова Э.У. Протокол №________ от «____»_________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Зоркова Т.А. «_____»___________2019 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Холмовская СОШ» _______________ Богачёва В.Н. Приказ №_____ от «_____»________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
5-Б класс
на 2019/ 2020 учебный год
Количество часов - 170 ( 5 часов в неделю)
Учитель Сарибан Юлия Дмитриевна
с. Холмовка, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса МБОУ «Холмовская СОШ» на 2019/2020 учебный год разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы /Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009
«Математика 5 ». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. С.М.Никольский,М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин; Москва, «Просвещение» 2010.
Электронных образовательных ресурсов:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
http://www.vgf.ru/ - сайт Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
http://www.drofa.ru/ - сайт издательства «ДРОФА»
http://wvvvv.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ
http://vvvvvv.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Цели и задачи изучения математики в 5 классе
Настоящая программа курса математики для 5 класса продолжает соответствующую программу начальной школы и ставит перед собой главной целью формирование у школьников основ научного (математического) мышления, позволяющих продолжать обучение в основной и старшей школе.
В ходе преподавания математики в основной школе, следует обращать внимание на то, чтобы обучающиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Развитие:
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
математической речи;
сенсорной сферы; двигательной моторики;
внимания; памяти;
навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
волевых качеств;
коммуникабельности;
ответственности.
Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной), ориентированных на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, на развитие грамотной математической письменной и устной речи учащихся. Применение самостоятельных, контрольных работ и тестирования способствует закреплению учебных навыков, помогает осуществлять контроль и самоконтроль учебных достижений.
Планируемые результаты изучения курса математики.
Программа направлена достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою большую и малую Родину, российский народ и историю России, народ и историю Республики Крым;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ.
1.Повторение. (7 ч.)
2. Натуральные числа и нуль (37 ч). Натуральные числа и их сравнение. Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания, умножения и деления, решение задач на части. Степень с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел. Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с обыкновенными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение задач с помощью всех действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание. Можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
2. Измерения величин (31 ч) Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, окружность, круг, сфера, шар, прямоугольный параллелепипед. Измерение и построение отрезков. Координатный луч. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Вычисления по формулам. Площадь прямоугольника. Единицы площадей. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы длины, площади, объёма, массы, времени. Задачи на движение.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления длин отрезков, градусных мер углов, площадей и объемов, масс, времени, и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче (что является ступенькой в изучении теории чисел). При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы заданной величины. Формируются практические навыки измерения и построения отрезков и геометрических фигур. Обучающиеся должны уметь пользоваться линейкой (рулеткой), циркулем, транспортиром.
3. Делимость натуральных чисел (18 ч). Свойства делимости, признаки делимости. Простые и составные числа, делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Цель: В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия простых и составных чисел, формулируются и закрепляются на практических примерах признаки делимости чисел, что само по себе является частью формирования вычислительных навыков и в дальнейшем значительно облегчает вычислительную деятельность учащихся. Формируются понятия делителя натурального числа, понятие наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного (что является ступенькой к выполнению действий с обыкновенными дробями).
Обыкновенные дроби (66 ч).
Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Умножение дробей. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Понятие правильной, неправильной дроби, смешанной дроби. Выделение целой части. Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей. Представление дробей на координатном луче. Объём прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Цель: познакомить обучающихся с понятием обыкновенной дроби, научить читать, записывать, складывать, вычитать, умножать, делить обыкновенные дроби. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби: нахождение части целого и целого по его части, задачи на совместную работу. Подчеркивая сходство действий над обыкновенными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение обыкновенных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам, распределительному закону умножения относительно сложения (вычитания). Работая со смешанными дробями, основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов.
5. Итоговое повторение курса математики 5 класса (11 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Повторение курса 4 класса. | 7 | диагностическая 1 |
2 | Натуральные числа и нуль | 37 | 2 |
3 | Измерение величин | 31 | 2 |
4 | Делимость натуральных чисел | 18 | 1 |
5 | Обыкновенные дроби | 66 | 3 |
6 | Повторение | 11 | итоговая 1 |
| Итого | 170 | 10 |