г. Ярославль
Рабочая программа по «Математике» составлена на основе следующих нормативных документов:
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Н.Я. Виленкина. Рабочая программа по «Математике» для 5 класса разработана на основе авторской программы УМК Виленкина Н.Я. и др. «Математика. 5 класс» сост. В.И. Ахременкова издательства «ВАКО», 2013 года издания.
Цели и задачи обучения «Математике» в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Содержание учебного предмета «Математика» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Математика» является приоритетным для формирования познавательных и регулятивных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Математика» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
На следующем после контрольной работы уроке проводитсярефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
На изучение предмета Математика отводится 175 часов в год (5 часов в неделю).
Содержание учебного предмета «Математика» в 5 классе отражено в поурочном планировании.
Тема | Планируемые результаты | Учебно-исследовательская и проектная деятельность | ИКТ | Виды контроля |
Универсальные учебные действия | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ (16 часов) | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность; давать адекватную оценку своей учебной деятельности; объяснять отличия в оценках ситуации разными людьми; объяснять себе свои наиболее заметные достижения;формировать познавательный интерес. Регулятивные:определять цель; формировать последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; работать по составленному плану; работать по составленному плану; составлять план и работать по плану; совершенствовать критерии оценки и самооценки; понимать причины неуспеха, выход из этой ситуации; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные:передавать содержание в сжатом или развернутом виде;выполнятьанализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; делать предположения об информации, нужной для решения учебной задачи; уметь осуществлятьанализ объектов; использовать доп. источники информации. Коммуникативные:уметь отстаивать точку зрения, аргументировать; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; уметь слушать других, договариваться; менять точку зрения; оформлять мысли в устной и письменной речи; критично относиться к своему мнению; организовывать и планировать учебное сотрудничество | Геометрические фигуры: Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, многоугольник, треугольник и четырехугольник. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля. В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. Измерения и вычисления: выполнять измерение длин, расстоянийс помощью инструментов для измерений длин. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников; выполнять простей-шие построения и измерения на местности, необхо-димые в реальной жизни. История математики описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей | Геометрические фигуры Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов. Измерения и вычисления выполнять измерение длин, расстояний с помощью инструментов для измерений длин.. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. История математики Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей | Сравнение старинных и современных мер длины – миниисследование | Поиск и организация хранения информации. Моделирование и проектирование, управление | 1.стартовая диагностика 2.тематические контрольные работы 3.письменные и устные работы |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ» (21 час) | Личностные: Понимать причины успеха в учебной деятельности; проявлять познавательный интерес к учению; давать адекватную оценку своей деятельности. Понимать необходимость учения; объяснять отличия в оценках той или иной ситуации разными людьми. Объяснять себе свои наиболее заметные достижения. Проявлять положительное отношение к урокам математики, объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивать свою познавательную деятельность. Давать положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявлять познавательный интерес к предмету. Формировать познавательный интерес. Регулятивные: определять цель учебной деятельности; работать по составленному плану; обнаруживать и формулировать проблему вместе с учителем; понимать причины неуспеха;уметь организовать учебное взаимодействие в группе; уметь принимать точку зрения других, договариваться, изменять свою точку зрения. Составлять план выполнения заданий вместе с учителем. Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: передавать содержание в развёрнутом или сжатом виде; записывать выводы правил «если… то…»; делать предположение об информации, необходимой для решения задачи; сопоставлять и отбирать информацию; осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: уметь принимать точку зрения другого; организовывать и планировать учебное сотрудничество, взаимодействовать в группе; уметь договариваться; уметь оформлять мысли в устной и письменной форме; уметь критично относиться к своему мнению. | Числа Оперировать на базовом уровне понятием натуральное число; использовать свойства чисел и правила действий с натуральными числами при выполнении вычислений и решении несложных задач; сравнивать натуральные числа. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. уравнение: находить неизвестное в уравнении через компоненты арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления | Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, геометрическая интерпретация натуральных чисел; понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа; выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов уравнение: Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения | минипроект – математика в жизни моей семьи | презентация. | 1.тематические контрольные работы 2.письменные и устные работы |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ» (23 часа) | Личностные: Объясняют отличия в оценках одной ситуации разными людьми. Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития;объясняют себе свои наиболее заметные достижения. Дают положительную самооценку и оценку результатов УД. Давать позитивную самооценку на основе заданных критериев успешности УД. Осознают и принимают социальную роль ученика. Проявляют устойчивыйинтерес к способам решения познавательных задач; объясняют ход решения задачи. Проявляют познавательный интерес к предмету. Формируют познавательный интерес Регулятивные: составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану; используют дополнительную литературу. определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. обнаруживают и формулируют проблему; понимают причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. умеют осуществлять анализ объектов Коммуникативные: умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе; умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других умеют принимать точку зрения другого умеют критично относиться к своему мнению организовывать и планировать учебное сотрудничество | Числа Оперировать на базовом уровне понятием натуральное число; использовать свойства чисел и правила действий с натуральными числами при выполнении вычислений и решении несложных задач; сравнивать натуральные числа. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. Текстовые задачи Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки; решать задачи разных типов (на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними; решать несложные логические задачи методом рассуждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку) | Оперировать поня-тиями: натуральное число, множество нату-ральных чисел, геометри-ческая интерпретация натуральных чисел; понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;выполнять вычис-ления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычис-лений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов Текстовые задачи Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности; использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач; знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию); моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях; осознавать и объяснять идентичность задачразных типов, связывающих три величины (на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик; решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; | минипроект – составление задач практического содержания на части | презентация | 1.тематические контрольные работы 2.письменные и устные работы |
ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ» (13 часов) | Личностные: Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Объясняют себе свои наиболее заметные достижения Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают социальную роль ученика Проявляют положительное отношение к урокам математики, оценивают свою познавательную деятельность Регулятивные: составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; работают по составленному плану. определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. понимают причины неуспеха, Познавательные: записываютвыводы «если… то…». передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. делают предположения об информации, нужной для решения задач Коммуникативные: умеют высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют принимать точку зрения другого умеют критично относиться к своему мнению | Геометрические фигуры Оперировать на базовом уровне понятиями: прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки. В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. Измерения и вычисления использовать в решении задач единицы измерений (длины, площади, объема, массы, времени, скорости) и зависимости между единицами измерения каждой величины. вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов. | Геометрические фигуры Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать практические задачи с применением простейших свойств фигур Измерения и вычисления выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. | Миниисследование - № 828 | Поиск и организация хранения информации. | 1.тематические контрольные работы 2.рубежная контрольная работа 3.письменные и устные работы |
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»(23 часа) | Личностные: Объясняют себе свои наиболее заметные достижения; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают социальную роль ученика дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД; Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; дают адекватную оценку своей УД осознают и принимают социальную роль ученика проявляют устойчивый интерес к способам решения задач; Регулятивные: составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану; определяют цель учебной деятельности; осуществляют поиск средств её достижения; понимают причины неуспеха; определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства; Познавательные: записывают выводы правил «если… то…».строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; делают предположения об информации, нужной для решения задачи; передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; Коммуникативные: умеют принимать точку зрения другого умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе; умеют критично относиться к своему мнению; умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; | Геометрические фигуры Оперировать на базовом уровне понятиями: окружность и круг. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью циркуля. В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. Числа Оперировать на базовом уровне понятиями: обыкновенная дробь, смешанное число, рациональное число; использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выпол-нении вычислений и решении несложных задач; сравнивать рациональные числа. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов | Геометрические фигуры Извлекать, интерпре-тировать и преобразовы-вать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов Числа Оперировать понятиями: обыкновенная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация рацио-нальных чисел; выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; использовать свойства суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей; В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов | Сообщение «дроби в древней Руси» | Поиск и организация хранения информации. | 1.тематические контрольные работы 2.письменные и устные работы |
Сложение и вычитание десятичных дробей» (14 часов) | Личностные: дают положительную самооценку и оценку результатов УД; понимают причины успеха в своей УД;проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач; объясняют себе свои наиболее заметные достижения, свои отдельные ближайшие цели саморазвития; дают адекватную оценку своей УД; формируют познавательный интерес Регулятивные: определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства; работают по составленному плану; понимают причины неуспеха; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Познавательные: передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; делают предположения об информации, нужной для решения задач; уметь осуществлять анализ объектов; Коммуникативные: умеют слушать других; умеют слушать других; умеют организовать взаимодействие в группе умеют организовать взаимодействие в группе;умеют уважительно относиться к мнению других; имеют свою точку зрения; умеют критично относиться к своему мнению; организовывать и планировать учебное сотрудничество | Числа Оперировать на базовом уровне понятиями: обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число; использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений и ре-шении несложных задач; выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами; сравнивать рациональные числа. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов | Числа Оперировать понятиями: десятичная дробь, геометрическая интер-претация рациональных чисел; выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; использовать свойства суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач; выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью; упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей; В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов | См выше | | 1.тематические контрольные работы 2.письменные и устные работы |
Умножение и деление десятичных дробей (31 ч.) | Личностные: Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД; объясняют себе свои наиболее заметные достижения; понимают причины успеха в своей учебной деятельности; объясняют себе свои наиболее заметные достижения; объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; дают адекватную оценку своей УД; Регулятивные: определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства; составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану; понимают причины неуспеха; понимают причины неуспеха; Познавательные: передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…»; Коммуникативные: имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других; умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе; умеют критично относиться к своему мнению; умеют слушать других; | Числа Оперировать на базовом уровне понятиями: обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число; использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений и ре-шении несложных задач; выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами; сравнивать рациональные числа. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов Статистика и теория вероятностей Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы | Числа Оперировать понятиями: десятичная дробь, геометрическая интер-претация рациональных чисел; выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; использовать свойства суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач; выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью; упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей; В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов Статистика и теория вероятностей Оперировать понятиями: среднее арифметическое, извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных. В повседневной жизни и при изучении других предметов: извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | См выше | | 1.тематические контрольные работы 2.письменные и устные работы |
Инструменты для вычислений и измерений» (22 часа) | Личностные: Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач; понимают причины успеха в своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках той или иной ситуации разными людьми; проявляют положительное отношение к результатам своей учебной деятельности; объясняют себе свои наиболее заметные достижения; объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; дают адекватную оценку своей УД; проявляют устойчивый широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД; формируют познавательный интерес Регулятивные: понимают причины неуспеха; определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства; работают по составленному плану; используют дополнительную литературу; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: делают предположения об информации, нужной для решения задач; передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; уметь осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество; умеют критично относиться к своему мнению; умеют слушать других; принимать точку зрения другого; имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе | Числа Оперировать на базовом уровне понятиями: обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число; использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений и ре-шении несложных задач; выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами; сравнивать рациональные числа. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов Измерения и вычисления выполнять измерение величин углов, с помощью инстру-ментов для измерений углов; В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни Статистика и теория вероятностей Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы | Числа Оперировать понятиями: десятичная дробь, геометрическая интер-претация рациональных чисел; выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; использовать свойства суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач; выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью; упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей; В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов Измерения и вычисления выполнять измерение величин углов, с помощью инструментов для измерений углов; В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира Статистика и теория вероятностей Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных. В повседневной жизни и при изучении других предметов: извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений | Практическая работа на местности | | 1.тематические контрольные работы 2.письменные и устные работы |
Итоговое повторение. Решение текстовых задач (12 часов) | Личностные: Дают адекватную самооценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; проявляют мотивы УД; применяют правила делового сотрудничества; объясняют себе свои наиболее заметные достижения; проявляют положительное отношение к урокам математики, понимают причины успеха в своей УД; объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; Регулятивные: работают по составленному плану; понимают причины неуспеха, Познавательные: делают предположения об информации,нужной для решения задач; выводы правил «если…, то…»; передают содержание в сжатом или развернутом виде; Коммуникативные: умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе; умеют критично относиться к своему мнению; умеют высказывать точку зрения; умеют принимать точку зрения другого | Текстовые задачи Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка; составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи; исследовать полученное решение задачи; В повседневной жизни и при изучении других предметов: выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку) Числа использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений; выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами; В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать результаты вычислений при решении практических задач; выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; | Текстовые задачи Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности; знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию); моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); конструировать собственные задачи указанных типов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик; решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; Числа выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью; В повседневной жизни и при изучении других предметов: применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов; | | | 1.Итоговая контрольная работа 2.Письменные и устные работы |
№ урока | Дата | Раздел | Тема урока | Форма организации учебных занятий (с учетом применения ИКТ) | Возможные виды деятельностиучащихся |
Тема «Натуральные числа и шкалы» (16 часов) |
1 | 03.09 | Обозначение натуральных чисел | Натуральное число. Обозначение натуральных чисел. Различие между цифрой и числом. Десятичная система счисления. | Устный опрос; фронтальная работа с классом; работа у доски; устный счет; выдвижение гипотез с их последующей проверкой; работа в парах с взаимопроверкой; математический диктант; сам. работа с проверкой по эталону; индивидуальная работа (карточки-задания); анализ допущенных ошибок; беседа об истории математики; сообщение с презентацией на тему «Старинные меры длины и история их появления», сообщение с презентацией на тему «системы счисления»; написание контрольной работы | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников. Изображать точками на координатном луче натуральные числа и нуль. |
2 | 04.09 | Обозначение натуральных чисел | Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами. |
3 | 05.09 | Обозначение натуральных чисел | Чтение и запись натуральных чисел. |
4 | 07.09 | Обозначение натуральных чисел | Множество натуральных чисел (натуральный ряд чисел) и его свойства. |
5 | 10.09 | Отрезок, длина отрезка, треугольник. Плоскость, прямая, луч. | Фигуры в окружающем мире. Плоскость. Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, ломаная. |
6-7 | 11.09 12.09 | Отрезок, длина отрезка, треугольник. Плоскость, прямая, луч. | Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. |
8 | 14.09 | Отрезок, длина отрезка, треугольник. Плоскость, прямая, луч. | Треугольник. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. Многоугольник. Периметр многоугольника. Виды треугольников. Правильные многоугольники. |
9 | 18.09 | Отрезок, длина отрезка, треугольник. Плоскость, прямая, луч. | Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых. |
10 | 19.09 | Шкалы и координаты | Шкалы и единичный отрезок. |
11 | 21.09 | Шкалы и координаты | Координатный луч. Натуральные числа и нуль. Координаты точки. Изображение натуральных чисел на точками на числовой прямой. |
12 | 16.09 | | Входная контрольная работа. |
13 | 23.09 | Меньше или больше | Понятие о сравнении чисел. Сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем. |
14 | 25.09 | Меньше или больше | Математическая запись сравнений. Неравенство. Двойное неравенство. |
15 | 26.09 | Меньше или больше | Способы сравнения чисел. Правило сравнения натуральных чисел. |
16 | 28.09 | | К/р№ 1: Натуральные числа и шкалы |
17 | 30.09 | | Десятичная и римская системы записи чисел. Римская нумерация. Анализ к/р. Решение задач. |
Тема «Сложение и вычитание натуральных чисел» (21 час) |
18 | 1.10 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | Сложение натуральных чисел и его свойства. Компоненты сложения и связь между ними. Алгоритм сложения в столбик. | устный опрос; фронтальная работа с классом; работа с текстом учебника; устный счет; сообщение с презентацией; работа у доски; работа в группах; индивидуальная работа (карточки); математический диктант; сам. работа по теме «Сложение»; написание контрольной работы; анализ типичных ошибок; | Выполнять вычисления с натуральными числами (сложение и вычитание многозначных чисел). Формулировать свойства арифметических действий (сложения и вычитания), записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных объектов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность). |
19 | 2.10 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | Нахождение суммы, изменение суммы при изменении компонентов сложения. Переместительный и сочетательный законы сложения. |
20 | 3.10 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование свойств натуральных чисел при решении задач. |
21 | 3.10 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | Применение законов сложения для рационализации вычислений. |
22 | 5.10 | Вычитание | Вычитание натуральных чисел. Компоненты вычитания и связь между ними. Алгоритм вычитания в столбик. |
23 | 26.05 | Вычитание | Нахождение разности, изменение разности при изменении компонентов вычитания. |
| Вычитание | Вычитание многозначных чисел. Обоснование свойств вычитания суммы из числа и числа из суммы. Применение свойств вычитания при решении математических задач. |
24 | 8.10 | | К/р №2: Сложение и вычитание натуральных чисел |
25 | 9.10 | | Обобщение и систематизация знаний о свойствах сложения и вычитания натуральных чисел. |
26 | 12.10 | Числовые и буквенные выражения | Числовые и буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое выражение и его значение. Использование букв для обозначения чисел. |
27 | 14.10 | Числовые и буквенные выражения | Подстановка числа в буквенное выражение. Вычисление числового значения буквенного (алгебраического) выражения. |
28 | 15.10 | Числовые и буквенные выражения | Решение текстовых задач с помощью числовых выражений. |
29 | 16.10 | Числовые и буквенные выражения | Составление буквенного выражения для решения текстовой задачи и нахождение его числового значения. |
30 | 17.10 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | Буквенная запись свойств сложения и вычитания.Применение алгебраических выражений для записи свойств сложения и вычитания. |
31,32 | 19.10 21.10 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | Упрощение буквенных (алгебраических) выражений, содержащих сложение и вычитание. Преобразование буквенных (алгебраических) выражений, содержащих сложение и вычитание. |
33 | 22.10 | Уравнение | Уравнение. Понятие уравнения и корня уравнения. |
34 | 23.10 | Уравнение | Решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания. |
35 | 24.10 | Уравнение | Введение буквы для обозначения неизвестной величины в текстовой задаче. Составление уравнения по тексту задачи. |
36 | 26.10 | | Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счета и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией. |
37 | 28.10 | | К/р №3: Числовые и буквенные выражения |
38 | 29.10 | | Применение знаний по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» для решения практико-ориентированных задач. |
Тема «Умножение и деление натуральных чисел» (23 часа) |
39 | 30.10 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Умножение натуральных чисел. Компоненты умножения и связь между ними. Обоснование алгоритма умножения в столбик. | фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника; работа у доски; работа в парах; математический диктант; КИМ; индивидуальная работа (карточки); математический диктант с последующей самопроверкой; работа в группах; сам. работа с взаимопроверкой по эталону; написание контрольной работы; анализ типичных ошибок, допущенных в контрольной работе; | Выполнять вычисления с натуральными числами (умножение и деление многозначных чисел). Формулировать свойства арифметических действий (умножения и деления) , записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. |
40 42 43 | 31.10 11.11 12.11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Переместительный и сочетательный законы умножения. Использование законов умножения для рационализации вычислений. |
41 | 2.11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Применение алгебраических выражений для записи свойств умножения. |
44 | 13.11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Упрощение буквенных (алгебраических) выражений, содержащих умножение. Преобразование буквенных (алгебраических) выражений, содержащих умножение. |
45 | 14.11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | Деление натуральных чисел. Компоненты деления и связь между ними. Обоснование алгоритма деления уголком. |
46 | 16.11 | Деление | Решение задач по теме «Деление натуральных чисел». Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. |
47 | 18.11 | Деление | Решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий умножения и деления. |
48 | 19.11 | Деление | Решение текстовых задач. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. |
49 | 20.11 | Деление с остатком | Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. |
50 | 21.11 | Деление с остатком | Практические задачи на деление с остатком. |
51 | 25.11 | | К/р №4: Умножение и деление натуральных чисел |
52 | 23.11 | Упрощение выражений | Распределительное свойство умножения относительно сложения. Упрощение выражений. |
53 | 26.11 | Упрощение выражений | Использование распределительного закона умножения для рационализации вычислений. |
54 | 27.11 28.11 | Упрощение выражений | Решение уравнений с помощью свойств умножения (распределительное свойство). |
55 | 30.11 | Упрощение выражений | Решение задач с помощью уравнений. |
56 | 02.12 | Упрощение выражений | Решение текстовых задач. Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. |
57 | 3.12 | Упрощение выражений | Задачи на части (арифметический способ и уравнение). |
58 | 04.12 | Упрощение выражений | Решение задач и уравнений с упрощением составленных выражений. |
59 | 5.12. | Порядок выполнения действий | Порядок выполнения действий. Использование скобок. |
60 | 7.12 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | Квадрат и куб числа. Степень числа (с натуральным показателем). |
61-62 | 9.12 10.12 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | Решение вычислительных заданий, содержащих степени натуральных чисел. |
63-64 | 16.12. 12.12 | | К/р №5: Упрощение выражений. К.р за полугодие |
65 | 11.12 | | Применение знаний по теме «Умножение и деление натуральных чисел» для решения практико-ориентированных задач. |
Тема «Площади и объёмы» (13 часов) |
66 | 14.12 | Формулы | Формулы. Составление формул. Представление зависимости между величинами в виде формул. | фронтальная работа с классом; устный счет; работа с текстом учебника; сообщение с презентацией о старинных единицах измерения площадей, объёмов и истории их происхождения; работа в группах; индивидуальная работа (карточки); КИМ; сам. работа по теме; работа в парах; написание контрольной работы; анализ типичных ошибок | Выражать одни единицы измерения величины в других единицах. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемых путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы объема через другие. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Решать задачи на нахождение площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. |
67 | 17.12 | Формулы | Выражение переменных из формул. |
68 | 18.12 | Площадь. Формула площади прямоугольника | Понятие площади фигуры. Площадь прямоугольника, квадрата. |
69 | 19.12 | Единицы измерения площадей | Единицы измерения площадей. Зависимости между единицами измерения площади. |
70 | 21.12 | Единицы измерения площадей | Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Равные фигуры |
71 | 23.12 | Единицы измерения площадей | Практическая работа «Вычисление площади прямоугольника, треугольника, трапеции» |
72 | 24.12 | Единицы измерения площадей | Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении. |
73 | 25.12 | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. |
74 | 26.12 | Прямоугольный параллелепипед | Модели многогранников. Наглядные представления о пространственных телах (куб, параллелепипед). |
75 | 28.12 | Прямоугольный параллелепипед | Практическая работа «Изготовление развертки прямоугольного параллелепипеда, куба». |
76 | 09.01 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | Понятие объема; единицы объема. Зависимости между единицами измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Формулы. |
77 | 11.01 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | Решение практических задач с применением простейших свойств фигур. Практическая работа «Измерение, нахождение объема прямоугольного параллелепипеда, куба». |
78 | 13.01 | | К/р №6: Площади и объёмы |
Тема «Обыкновенные дроби»(23 часа) |
79 | 13.01 | Окружность и круг | Окружность и круг. Центр. Радиус. Диаметр. | допущенных в контрольной работе; фронтальная работа с классом; работа с текстом учебника; фронтальный опрос; работа у доски; индивидуальная работа (карточки); математический диктант; сам.работа с само-проверкой; сообщение с презен-тацией; сам. работа по теме; КИМ; написание контрольной работы; анализ контрольной работы; анализ типичных ошибок; | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире окружность и круг. Приводить аналоги геометрических фигур в окружающем мире. Изображать окружность с использованием циркуля. Изображать окружность на клетчатой бумаге. Изображать окружность заданного радиуса. Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Формулировать, записывать с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления (сложение и вычитание) с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями. |
80 | 15.01 | Окружность и круг | Решение заданий на построение. |
81 | 16.01 | Доли. Обыкновенные дроби | Доля, часть, дробное число, дробь. Обыкновенные дроби. |
82 | 18.01 | Доли. Обыкновенные дроби | Решение простых задач на нахождение части числа. |
83 | Доли. Обыкновенные дроби | Решение простых задач на нахождение числа по его части. |
84 | 20.01 | Сравнение дробей | Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями |
85 | 21.01 | Сравнение дробей | Изображение обыкновенных дробей на координатном луче |
86 | 22.01 | Правильные и неправильные дроби | Правильные и неправильные дроби. |
87 | 22.01 | Правильные и неправильные дроби | Решение задач на нахождение части числа и числа по его части с неправильными дробями |
88 | 23.01 | Правильные и неправильные дроби | Единицы измерений: массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. |
89 | 25.01 | Правильные и неправильные дроби | Решение текстовых задач на движение по реке по течению и против течения. |
90 | 28.01 | | К/р №7: Обыкновенные дроби |
91 | 29.01 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями |
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
92 | 30.01 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Отработка правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями |
93 | 01.02 | Деление и дроби | Деление и дроби. Дробное число как результат деления. |
94 | 03.02 | Деление и дроби | Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем |
95 | 04.02 | Смешанные числа | Смешанная дробь (смешанное число). Смешанные числа. |
96 | 08.02 | Смешанные числа | Преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот. |
97 | 05.02 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение смешанных чисел. |
98 | 06.02 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Вычитание смешанных чисел. |
99 | 10.02 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение и вычитание смешанных чисел, дробей с одинаковыми знаменателями |
100 | 11.02 | | К/р №8:Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» (14 часов) |
101 | 12,02 | Десятичная запись дробных чисел | Десятичная запись дробных чисел. Десятичная дробь. | Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника Математический диктант, работа у доски Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, тестовая работа Сообщение с презентацией правил сложения вычитания десятичных дробей. Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника Работа у доски, устный опрос, индивидуальная работа (карточки), КИМ сам. работа со взаимопроверкой Устный опрос, работа у доски, индивидуальная работа (карточки), Написание контрольной работы Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, работа в парах, сообщение по теме с презентацией | Записывать и читать десятичные дроби. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять вычисления с десятичными дробями. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Округлять натуральные числа и десятичные дроби. |
102 | 13.02 | Десятичная запись дробных чисел | Чтение и запись десятичных дробей. Целая и дробная части десятичной дроби. |
103 | 15.02 | Сравнение десятичных дробей | Разряды десятичной дроби. Сравнение десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей по разрядам. |
104 | 17.02 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Сложение десятичных дробей. |
105 | 18.02 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Вычитание десятичных дробей. |
106 | 19.02 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей. |
107 | 20.02 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Решение уравнений с десятичными дробями. |
108 | 22.02 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Применение свойств сложения и вычитания к действиям с десятичными дробями. |
109 | 25.02 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Приближенные значения чисел. Округление чисел. |
110 | 26.02 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | Нахождение приближения чисел по недостатку и избытку. |
111 | 27.02 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | Задачи на движение по реке по течению и против течения. |
112 | 29.02 | | Обобщающий урок по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». |
113 | 02.03 | | К/р №9: Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
114 | 03.03 | | Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел. |
Тема «Умножение и деление десятичных дробей» (31 час) |
115 | 04.03 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | Фронтальная работа с классом; работа с текстом учебника; устный опрос; сообщение по теме с презентацией; математический диктант; работа с самопроверкой; сам. работа со взаимопроверкой; индивидуальная работа (карточки); работа у доски; работа в парах; сам. работа ; написание контрольной работы; анализ основных ошибок | Выполнять вычисления с десятичными дробями. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Округлять натуральные числа и десятичные дроби. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений. Критически оценивать полученный ответ. |
116 | 05.03 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Отработка умения умножать десятичные дроби на натуральные числа. |
117 | 07.03 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000,… |
118 | 10.03 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Решение текстовых задач на движение по реке. Использование таблиц при решении задачи. |
119 | 11.03 | | Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. |
120 | 12.03 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Решение уравнений, требующих применения правил сложения, вычитания, умножения десятичных дробей. |
121 | 14.03 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
122 | 16.03 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Деление десятичных дробей на натуральные числа в примерах в несколько действий. |
123 | 17.03 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000… |
124 | 18.03 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Представление обыкновенной дроби в виде десятичной. |
125 | 19.03 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Решение уравнений с десятичными дробями. |
126 | 06.04 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Решение текстовых задач. Использование схем при решении задачи. |
| Подготовка к контрольной работе по умножению и делению десятичных дробей на натуральные числа. |
127 | 07.04 | | К/р №10:«Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» (№10). |
128 | 08.04 | | Анализ контрольной работы по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа». |
129 | 09.04 | | Решение комбинаторных задач. Простейшие задачи на перестановки. |
130 | 11.04 | | Прикидка и оценка результатов вычислений. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий. |
131 | 13.04 | Умножение десятичных дробей | Умножение десятичных дробей. |
132 | 14.04 | Умножение десятичных дробей | Нахождение значений выражений, содержащих умножение десятичных дробей |
133 | 15.04 | Умножение десятичных дробей | Решение уравнений, требующих при решении умножения десятичных дробей |
134 | 16.04 | Умножение десятичных дробей | Умножение на 0,1; 0,01; 0,001… |
135 | 18.04 | Деление на десятичную дробь | Деление десятичных дробей |
136 | 20.04 | Деление на десятичную дробь | Решение примеров в несколько действий, включающих умножение и деление десятичных дробей |
137 | 21.04 | Деление на десятичную дробь | Решение примеров с переводом обыкновенных дробей в десятичные. |
| Деление на десятичную дробь | Решение уравнений с упрощением левой части. Решение задач с помощью уравнений. |
138 | 22.04 | Деление на десятичную дробь | Деление на 0,1; 0,01; 0,001… |
139 | 23.04 | Среднее арифметическое | Среднее арифметическое двух чисел. Среднее арифметическое нескольких чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. |
140 | Среднее арифметическое | Нахождение одной из нескольких величин по среднему арифметическому. Решение практических задач с применением среднего арифметического. |
141 | 25.04 | Среднее арифметическое | Средняя скорость движения. Использование чертежей, других средств представления данных при решении задачи. |
| | Обобщающий урок по теме «Умножение и деление десятичных дробей» |
142 | 27.04 | | К/р №11:«Умножение и деление десятичных дробей» |
Тема«Инструменты для вычислений и измерений» (22 часа) |
143 | 28.04 | Микрокалькулятор | Микрокалькулятор. | фронтальная работа с классом; работа с текстом учебника; работа в группах; работа у доски; математический диктант; КИМ; индивидуальная работа (карточки); работа в парах; сам. работа по теме; фронтальная беседа; написание контрольной работы; анализ ошибок; | Исследовать простейшие числовые закономер-ности, проводить числовые эксперименты (в том числе с исполь-зованием калькулятора, компьютера). Объяснять, что такое процент. Представлять проценты в дробях и дроби в процентах. Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в про-центах, интерпрети-ровать их. Решать задачи на проценты (в том числе из реальной практики, используя при необходи-мости калькулятор). Анализировать и осмысливать текст задачи, переформу-лировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире виды углов (острые, прямые, тупые, развернутые). Изображать углы от руки и с использованием чертежных инструментов (линейка, чертежный угольник). Изображать углы на клетчатой бумаге. Измерять с помощью инструментов и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение градусной меры углов. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопос-тавлять полученный результат с условием задачи. Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения и др.Выполнять сбор ин-формации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. |
| Микрокалькулятор | Вычисления с помощью микрокалькулятора. |
144 | 29.04 | Проценты | Понятие процента. |
145 | 30.04 | Проценты | Основные задачи на проценты. |
| Проценты | Вычисление процентов от числа. |
146 | 06.05 | Проценты | Вычисление числа по известному проценту. |
| Проценты | Выражение части величины в процентах. Выражение отношения в процентах. |
147 | 07.05 | Проценты | Решение несложных практических задач с процентами. |
| | Обобщающий урок по теме «Решение задач на проценты». |
148 | 12.05 | | К/р №12: «Решение задач на проценты». |
149 | 13.05 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник. | Угол. Прямой и развернутый угол. |
150 | 14.05 16.06 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник. | Чертежный угольник. Сравнение углов с помощью чертежного угольника. |
151 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник. | Выполнение простейших геометрических построений с помощью линейки, угольника, циркуля. |
152 | 18.05 | Измерение углов. Транспортир. | Градусная мера угла. Возникновение градусной меры угла. |
| Измерение углов. Транспортир. | Измерение углов. Транспортир. Градус. |
153 | 19.05 | Итоговая контрольная работа за год | |
154 | 20.05 | Измерение углов. Транспортир. | Измерение и построение углов с помощью транспортира |
| Измерение углов. Транспортир. | Виды углов. Острые и тупые углы. |
155 | 21.05 | Измерение углов. Транспортир. | Понятие биссектрисы угла. |
| | Обобщающий урок по теме «Измерение углов». |
156 | 25.05 | | К/р №13: «Измерение углов». |
157 | 23.05 | Круговые диаграммы | Круговые диаграммы. |
| Круговые диаграммы | Построение круговой диаграммы «Мой день». |
Итоговое повторение. Решение текстовых задач (12 часов) |
| | | Решение несложных логических задач. | Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски Написание контрольной работы | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Решать задачи на проценты (в том числе из реальной практики; Выполнять вычисления с десятичными, обыкновенными дробями, с натуральными числами, использовать законы сложения и умножения |
| | | Решение логических задач с помощью графов, таблиц. |
| | | Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов. |
| | | Решение задач на проценты и доли. |
| | | Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении. |
| | | Применение дробей при решении задач. |
| | | Единицы измерений: длины, площади, объема, массы, времени, скорости. |
| | | Арифметические действия с натуральными числами. Порядок действий. |
| | | Арифметические действия с дробными числами (десятичные дроби и обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями). |
| | | Резерв времени для обобщающего урока подготовки к ПА (итоговой контрольной работе) |
| | | Резерв времени для проведения ПА (итоговой контрольной работы) |
| | | Решение несложных логических задач. |