МУНИЦИАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено на заседании методического объединения «Математика и информатика» Протокол №____ от «_______» _______2017 ____________/Менкова Н.А./ | «Принято педагогическим советом школы» Протокол №___ от «____» ______2017 | «Утверждаю» Директор школы _________/Л.И.Зуева/ Приказ №______ от «_______» _______2017 |
Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Математика»
для 5 класса
Составитель: учитель математики
высшая квалификационная категория
Менкова Наталия Анатольевна
с. Архангельское 2017 г
Пояснительная записка
Количество недельных часов - 5
Количество часов в год - 172,5
Уровень рабочей программы - базовый
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013г. «О внесение изменения в Приказ №760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобрнауки Российской Федерацииот 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»».
Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебно-методический комплект
| автор | название | издательство | год |
учебник | А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир | Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | Москва Издательский центр «Вентана-Граф» | 2016 |
Методическое пособие | Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир | Математика 5 класс Методическое пособие | Москва Издательский центр «Вентана-Граф» | 2012 |
Рабочие программы | А. Г. Мерзляк Е. В. Буцко, В. Б. Полонский, М. С. Якир | Математика Рабочие программы 5-11 классы | Москва Издательский центр «Вентана-Граф» | 2017 |
Дидактические материалы | А. Г. Мерзляк Е. В. Буцко, В. Б. Полонский, М. С. Якир | Сборник задач и заданий для тематического оценивания по математике для 5 класса | Москва Издательский центр «Вентана-Граф» | 2017 |
Планируемые результаты освоения предмета (курса)
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
2) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
3) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
4) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
5) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
6) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
7) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
8) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
• выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
• решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
• распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
• проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
• использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
Ученик получит возможность :
осознавать значения математики для повседневной жизни человека;
иметь представление о математической науке , как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),
точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики,
проводить классификации,
владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,
получить практически значимые математические умения и навыки, их
применение к решению математических и нематематических задач.
Содержание учебного предмета (курса)
Арифметика
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Координатный луч.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. „
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
Приложение
к рабочей программе
по учебному предмету (курсу)
«Математика»
в 5 классе
на 2017-2018 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала
по математике для 5 «А» класса на 2017-2018 учебный год
Учитель Менкова Н.А.
№урока | Дата урока | Тема урока | Примерное д/з |
план | факт |
| |
Натуральные числа (20 часов) | |
1 | 1.09.17 | | Ряд натуральных чисел. Повторение материала, изученного в 4-м классе. | П.1 |
2 | 4 | | Ряд натуральных чисел. Повторение материала, изученного в 4-м классе. | П.1 |
3 | 5 | | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Повторение материала, изученного в 4-м классе. | П.2 |
4 | 6 | | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Повторение материала, изученного в 4-м классе. | П.2 |
5 | 7 | | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Повторение материала, изученного в 4-м классе. | П.2 |
6 | 8 | | Контрольная работа №1 (вход) | |
7 | 11 | | Отрезок. Длина отрезка | П.3 |
8 | 12 | | Отрезок. Длина отрезка | П.3 |
9 | 13 | | Отрезок. Длина отрезка | П.3 |
10 | 14 | | Плоскость. Прямая. Луч | П.4 |
11 | 15 | | Плоскость. Прямая. Луч | П.4 |
12 | 18 | | Плоскость. Прямая. Луч | П.4 |
13 | 19 | | Шкала. Координатный луч. | П.5 |
14 | 20 | | Шкала. Координатный луч. | П.5 |
15 | 21 | | Шкала. Координатный луч. | П.5 |
16 | 22 | | Сравнение натуральных чисел. | П.6 |
17 | 25 | | Сравнение натуральных чисел. | П.6 |
18 | 26 | | Сравнение натуральных чисел. | П.6 |
19 | 27 | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Натуральные числа» | |
20 | 28 | | Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа» | |
Сложение и вычитание натуральных числах (33 часов) |
21 | 29 | | Анализ контрольной работы. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | П.7 |
22 | 2.10.17 | | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | П.7 |
23 | | | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | П.7 |
24 | | | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | П.7 |
25 | | | Вычитание натуральных чисел | П.8 |
26 | | | Вычитание натуральных чисел | П.8 |
27 | | | Вычитание натуральных чисел | П.8 |
28 | | | Вычитание натуральных чисел | П.8 |
29 | | | Вычитание натуральных чисел | П.8 |
30 | | | Числовые и буквенные выражения. Формулы. | П.9 |
31 | | | Числовые и буквенные выражения. Формулы | П.9 |
32 | | | Числовые и буквенные выражения. Формулы | П.9 |
33 | | | Контрольная работа № 3 | |
34 | | | Анализ контрольной работы. Уравнение. | П.10 |
35 | | | Уравнение | П.10 |
36 | | | Уравнение | П.10 |
37 | | | Угол. Обозначение углов. | П.11 |
38 | | | Угол. Обозначение углов. | П.11 |
39 | | | Виды углов. Измерение углов. | П.12 |
40 | | | Виды углов. Измерение углов. | П.12 |
41 | | | Виды углов. Измерение углов. | П.12 |
42 | | | Виды углов. Измерение углов. | П.12 |
43 | | | Виды углов. Измерение углов. | П.12 |
44 | | | Многоугольники. Равные фигуры. | П.13 |
45 | | | Многоугольники. Равные фигуры. | П.13 |
46 | | | Треугольник и его виды. | П.14 |
47 | | | Треугольник и его виды. | П.14 |
48 | | | Треугольник и его виды. | П.14 |
49 | | | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. | П.15 |
50 | | | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. | П.15 |
51 | | | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. | П.15 |
52 | | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | |
53 | | | Контрольная работа № 4 | |
Умножение и деление натуральных чисел(37 часов) |
54 | | | Анализ контрольной работы. Умножение. Переместительное свойство умножения. | П.16 |
55 | | | Умножение. Переместительное свойство умножения. | П.16 |
56 | | | Умножение. Переместительное свойство умножения. | П.16 |
57 | | | Умножение. Переместительное свойство умножения. | П.16 |
58 | | | Сочетательное и распределительное свойства умножения | П.17 |
59 | | | Сочетательное и распределительное свойства умножения | П.17 |
60 | | | Сочетательное и распределительное свойства умножения | П.17 |
61 | | | Деление. | П.18 |
62 | | | Деление. | П.18 |
63 | | | Деление. | П.18 |
64 | | | Деление. | П.18 |
65 | | | Деление. | П.18 |
66 | | | Деление. | П.18 |
67 | | | Деление. | П.18 |
68 | | | Деление с остатком | П.19 |
69 | | | Деление с остатком | П.19 |
70 | | | Деление с остатком | П.19 |
71 | | | Степень числа | П.20 |
72 | | | Степень числа | П.20 |
73 | | | Контрольная работа № 5. | |
74 | | | Анализ контрольной работы. Площадь. Площадь прямоугольника. | П.21 |
75 | | | Площадь. Площадь прямоугольника. | П.21 |
76 | | | Площадь. Площадь прямоугольника. | П.21 |
77 | | | Контрольная работа № 6 (срез) | П.21 |
78 | | | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. | П.22 |
79 | | | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. | П.22 |
80 | | | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. | П.22 |
81 | | | Объем прямоугольного параллелепипеда. | П.23 |
82 | | | Объем прямоугольного параллелепипеда. | П.23 |
83 | | | Объем прямоугольного параллелепипеда. | П.23 |
84 | | | Объем прямоугольного параллелепипеда. | П.23 |
85 | | | Комбинаторные задачи. | П.24 |
86 | | | Комбинаторные задачи. | П.24 |
87 | | | Комбинаторные задачи. | П.24 |
88 | | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Умножение и деление натуральных чисел». | |
89 | | | Контрольная работа № 7 | |
Обыкновенные дроби(18 часов) |
90 | | | Анализ контрольной работы. Понятие обыкновенной дроби. | П.25 |
91 | | | Понятие обыкновенной дроби. | П.25 |
92 | | | Понятие обыкновенной дроби. | П.25 |
93 | | | Понятие обыкновенной дроби. | П.25 |
94 | | | Понятие обыкновенной дроби. | П.25 |
95 | | | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. | П.26 |
96 | | | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. | П.26 |
97 | | | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. | П.26 |
98 | | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | П.27 |
99 | | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | П.27 |
100 | | | Дроби и деление натуральных чисел. | П.28 |
101 | | | Смешанные числа. | П.29 |
102 | | | Смешанные числа. | П.29 |
103 | | | Смешанные числа. | П.29 |
104 | | | Смешанные числа. | П.29 |
105 | | | Смешанные числа. | П.29 |
106 | | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби» | |
107 | | | Контрольная работа № 8. | |
Десятичные дроби(48 часов) |
108 | | | Анализ контрольной работы. Представление о десятичных дробях. | П.30 |
109 | | | Представление о десятичных дробях. | П.30 |
110 | | | Представление о десятичных дробях. | П.30 |
111 | | | Представление о десятичных дробях. | П.30 |
112 | | | Сравнение десятичных дробей. | П.31 |
113 | | | Сравнение десятичных дробей. | П.31 |
114 | | | Сравнение десятичных дробей. | П.31 |
115 | | | Округление чисел. Прикидки. | П.32 |
116 | | | Округление чисел. Прикидки. | П.32 |
117 | | | Округление чисел. Прикидки. | П.32 |
118 | | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | П.33 |
119 | | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | П.33 |
120 | | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | П.33 |
121 | | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | П.33 |
123 | | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | П.33 |
124 | | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | П.33 |
125 | | | Контрольная работа № 9 | |
126 | | | Анализ контрольной работы.Умножение десятичных дробей. | П.34 |
127 | | | Умножение десятичных дробей. | П.34 |
128 | | | Умножение десятичных дробей. | П.34 |
129 | | | Умножение десятичных дробей. | П.34 |
130 | | | Умножение десятичных дробей. | П.34 |
131 | | | Умножение десятичных дробей. | П.34 |
132 | | | Умножение десятичных дробей. | П.34 |
133 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
134 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
135 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
136 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
137 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
138 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
139 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
140 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
141 | | | Деление десятичных дробей. | П.35 |
142 | | | Контрольная работа № 10 | |
143 | | | Анализ контрольной работы. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. | П.36 |
144 | | | Среднее арифметическое. Среднее значение величины. | П.36 |
145 | | | Среднее арифметическое. Среднее значение величины. | П.36 |
146 | | | Проценты. Нахождение процентов от числа. | П.37 |
147 | | | Проценты. Нахождение процентов от числа. | П.37 |
148 | | | Проценты. Нахождение процентов от числа. | П.37 |
149 | | | Проценты. Нахождение процентов от числа. | П.37 |
150 | | | Проценты. Нахождение процентов от числа. | П.37 |
151 | | | Нахождение числа по его процентам. | П.38 |
152 | | | Нахождение числа по его процентам. | П.38 |
153 | | | Нахождение числа по его процентам. | П.38 |
154 | | | Нахождение числа по его процентам. | П.38 |
155 | | | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Десятичные дроби» | |
156 | | | Контрольная работа № 11 | |
Повторение (17 часов) |
157 | | | Повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | |
158 | | | Повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | |
159 | | | Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | |
160 | | | Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | |
161 | | | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | |
162 | | | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | |
163 | | | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | |
164 | | | Повторение по теме «Десятичные дроби» | |
165 | | | Повторение по теме «Десятичные дроби» | |
166 | | | Повторение по теме «Десятичные дроби» | |
167 | | | Повторение по теме «Десятичные дроби» | |
168 | | | Повторение по теме «Десятичные дроби» | |
169 | | | Повторение по теме «Десятичные дроби» | |
170 | | | Повторение по теме «Десятичные дроби» | |
171 | | | Подготовка к итоговой контрольной работе. | |
172 | | | Контрольная работа №12(выход) | |
173 | | | Резерв | |
Лист корректировки рабочей программы
_________________________________________________________________________________________________________________________
для «5» класса
Учитель Менкова Н.А.
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |