Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Рассмотрено: «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
математики, физики, химии, ______Е.В. Башкирева ______В.Н. Провольнева астрономии «___» августа 2019 г. Приказ №____ ______Н.И. Абросимова от «___» августа 2019 г.
Протокол № 1
от «___» августа 2019 г.
Рабочая программа
по математике
5 класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Абросимова Н.И., учитель математики
п. Белогорье
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной образовательной программы, требований к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментального ядра содержания образования, рабочей программы линии УМК «Математика - ФГОС» (5 класс) / Н. Я. Виленкин и др. предназначена для пятого класса основной школы.
Соглано учебного плана МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса Математика отводится 170 часов.
Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:
- учебник Математика. 5 класс: для общеобразовательных организаций в 2 частях / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург – М.: Мнемозина, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием, формированием характера и общей культуры.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
В процессе школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными операциями, как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, отличиях математического метода от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Цели обучения математике:
1) в направлении личностного развития
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науки как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические свойства наглядности для иллюстрации, аргументации, интерпретации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
владение базовым понятийным понятийным аппаратом:
развитие представлений о числе;
овладение символьным языком математики;
знакомство с простейшими пространственными телами;
овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающие умение:
выполнять устные и письменные вычисления; проводить несложные практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
пользоваться математическими формулами;
делать рисунки, схемы по условию задачи;
измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.
Содержание учебного предмета
Глава I. Натуральные числа
Раздел I. Повторение курса 4 класса (4 часа)
Действия с натуральными числами. Решение уравнений. Решение текстовых задач. Обобщающий урок по теме "Решение текстовых задач".
Раздел II. Натуральные числа и шкалы (15 часов)
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше. Контрольная работа №1 по теме "Обозначение натуральных чисел".
Раздел III. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 часа)
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Контрольная работа №2 по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел". Контрольная работа №3 по теме "Числовые и буквенные выражения. Уравнение".
Раздел IV. Умножение и деление натуральных чисел (26 часов)
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа. Контрольная работа №4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел". Контрольная работа №5 по теме "Упрощение выражений. Порядок выполнения действий".
Раздел V. Площади и объемы (12 часов)
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа №6 по теме "Площади и объемы".
Глава II. Дробные числа
Раздел VI. Обыкновенные дроби (23 часа)
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольная работа №7 по теме "Обыкновенные дроби". Контрольная работа №8 по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Раздел VII. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов)
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел. Контрольная работа №9 по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Раздел VIII. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов)
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Контрольная работа №10 по теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа". Контрольная работа №11 по теме "Умножение и деление десятичных дробей".
Раздел IX. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов)
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы. Контрольная работа №13 по теме "Инструменты для вычислений и измерений".
Раздел X. Повторение (17 часов)
Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
Раздел I. Повторение курса 4 класса (4 часа) |
1 | Действия с натуральными числами. | 1 | | Индивидуаль-ные карточки |
2 | Решение уравнений. | 1 | | Индивидуаль-ные карточки |
3 | Решение текстовых задач. | 1 | | Индивидуаль-ные карточки |
4 | Обобщающий урок по теме "Решение текстовых задач". | 1 | | Индивидуаль-ные карточки |
Раздел II. Натуральные числа и шкалы (15 часов) |
5 | Обозначение натуральных чисел. | 1 | | №23, №24, №28 |
6 | Классы и разряды чисел. | 1 | | №25, №26, №27 |
7 | Обобщающий урок по теме "Обозначение натуральных чисел". | 1 | | №29, №30 |
8 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 | | №65, №66, №67 |
9 | Треугольник. | 1 | | №69, №70, №71 |
10 | Решение упражнений по теме "Отрезок. Треугольник". | 1 | | №72, №73 |
11 | Плоскость. Прямая. | 1 | | №99, №100, 106(а,б) |
12 | Луч. Дополнительные лучи. | 1 | | №101, №103, №105 |
13 | Шкалы. | 1 | | №137, №138, №139 |
14 | Координатный луч. Координаты. | 1 | | №140, №141, №142, №142 |
15 | Построение точек на координатном луче. | 1 | | №143, № 144(б), №120 |
16 | Меньше или больше. | 1 | | №168, №169, №170, №171 |
17 | Сравнение натуральных чисел. | 1 | | №172, №175, №179 |
18 | Решение упражнений по теме "Меньше или больше". | 1 | | Стр.40 №8, №9, №10 |
19 | Контрольная работа №1 по теме "Обозначение натуральных чисел". | 1 | | Без задания |
Раздел III. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 часа) |
20 | Сложение натуральных чисел. | 1 | | №229, №232, №233 |
21 | Свойства сложения. | 1 | | №231, №235, №240(а,б,в) |
22 | Решение упражнений по теме "Сложение натуральных чисел". | 1 | | №230, №234 |
23 | Периметр многоугольника. | 1 | | №236, №237, №239 |
24 | Обобщающий урок по теме "Сложение натуральных чисел". | 1 | | №238, №240(г,д,е) |
25 | Вычитание. | 1 | | №286, №287, №288 |
26 | Решение упражнений по теме "Вычитание". | 1 | | №289, №291, №296(а,в) |
27 | Свойства вычитания. | 1 | | №290, №292, №293 |
28 | Применение свойств вычитания. | 1 | | №294, №295, №296(б,г) |
29 | Контрольная работа №2 по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел". | 1 | | Без задания |
30 | Числовые выражения. | 1 | | №328, №329 |
31 | Буквенные выражения. | 1 | | №330, №331, №332 |
32 | Нахождение значений выражений. | 1 | | №333, №335(1,2), №336(а,б) |
33 | Буквенная запись свойств сложения. | 1 | | №364, №366, №371(а,б) |
34 | Буквенная запись свойств вычитания. | 1 | | №365, №367, №368 |
35 | Упрощение выражений. | 1 | | №369, №370, №371(в,г) |
36 | Уравнение. | 1 | | №395(а,в,д), №398 |
37 | Решение уравнений. | 1 | | №395(б,г,е), №397 |
38 | Решение уравнений с применением свойств сложения и вычитания. | 1 | | №396, №399 |
39 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | №400, №401 |
40 | Обобщающий урок по теме "Уравнение". | 1 | | №402, №403 |
41 | Контрольная работа №3 по теме "Числовые и буквенные выражения. Уравнение". | 1 | | Без задания |
Раздел IV. Умножение и деление натуральных чисел (26 часов) |
42 | Умножение натуральных чисел. | 1 | | №450, №451, №452 |
43 | Свойства умножения. | 1 | | №453, №454, №455(1 стр.) |
44 | Применение свойств умножения. | 1 | | №456, №457, №459 |
45 | Обобщающий урок по теме "Умножение натуральных чисел". | 1 | | №460, №461(а), №462(а,в) |
46 | Деление. | 1 | | №515, №516, №517 |
47 | Свойства деления. | 1 | | №518, №519 |
48 | Деление на однозначное число. | 1 | | №521, №522 |
49 | Деление на число, оканчивающееся нулями. | 1 | | №523, №524 |
50 | Деление на многозначное число. | 1 | | №525, №526(а,г) |
51 | Решение уравнений. | 1 | | №520, №526(б,в.д.е) |
52 | Обобщающий урок по теме "Деление". | 1 | | №527, №528 |
53 | Деление с остатком. | 1 | | №550, №552 |
54 | Решение упражнений по теме "Деление с остатком". | 1 | | №551, №553 |
55 | Обобщающий урок по теме "Деление с остатком". | 1 | | №554, № 556 |
56 | Контрольная работа №4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел". | 1 | | Без задания |
57 | Распределительное свойство умножения. | 1 | | №609, №610,№611 |
58 | Сочетательное свойство умножения. | 1 | | №612, №613, №616 |
59 | Упрощение выражений. | 1 | | №616, №617, №618 |
60 | Решение уравнений. | 1 | | №614, №615, №619 |
61 | Обобщающий урок по теме "Упрощение выражений". | 1 | | №620, №621, №622 |
62 | Порядок выполнения действий. | 1 | | №644, №645, №646 |
63 | Решение примеров на порядок действий. | 1 | | №647 |
64 | Обобщающий урок по теме "Порядок выполнения действий". | 1 | | №648, №649 |
65 | Степень числа. | 1 | | №668, №669, №672 |
66 | Квадрат и куб числа. | 1 | | №670, №673 |
67 | Контрольная работа №5 по теме "Упрощение выражений. Порядок выполнения действий". | 1 | | Без задания |
Раздел V. Площади и объемы (12 часов) |
68 | Формулы. | 1 | | №702, №703, №703(а,б) |
69 | Решение задач с применением формул. | 1 | | №706, №707, №708 |
70 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 1 | | №739. №740, №741, №742 |
71 | Решение задач по теме "Площадь прямоугольника". | 1 | | №743, №744, №746 |
72 | Единицы измерения площадей. | 1 | | №782, №783,№784 |
73 | Решение задач по теме "Единицы измерения площадей". | 1 | | №785, №786, №787 |
74 | Обобщающий урок по теме "Единицы измерения площадей". | 1 | | №788, №791, №792 |
75 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | | №816, №817, №820(а) |
76 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 1 | | №843, №844, №845 |
77 | Объем куба. Единицы объема. | 1 | | №846, № 847 |
78 | Решение задач по теме "Объем. Единицы объема". | 1 | | №848, №849, №850 |
79 | Контрольная работа №6 по теме "Площади и объемы". | 1 | | Без задания |
Раздел VI. Обыкновенные дроби (23 часа) |
80 | Окружность. | 1 | | №24, №25, №29(а,б.в) |
81 | Круг. | 1 | | №26, №31, №34 |
82 | Доли. | 1 | | №№76-79 |
83 | Обыкновенные дроби. | 1 | | №80, №81, №85 |
84 | Решение задач по теме "Доли. Обыкновенные дроби". | 1 | | №82, №83, №84 |
85 | Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби". | 1 | | №86, №87 |
86 | Сравнение дробей. | 1 | | №№117-120 |
87 | Построение точек на координатном луче. | 1 | | №116, №121,№122 |
88 | Решение задач на части. | 1 | | №123, №124 |
89 | Правильные дроби и неправильные дроби. | 1 | | №№150-152, №155(а,в) |
90 | Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби". | 1 | | №153, №154(а,б), №155(б,г) |
91 | Контрольная работа №7 по теме "Обыкновенные дроби". | 1 | | Без задания |
92 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | №№190-192(а,б) |
93 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | №№192(г-е)-194 |
94 | Решение упражнений по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". | 1 | | №№195, 197, 200 |
95 | Деление и дроби. | 1 | | №№227-231 |
96 | Свойство деления суммы на число. | 1 | | №№232-234 |
97 | Смешанные числа. | 1 | | №№260-262 |
98 | Решение упражнений по теме "Смешанные числа". | 1 | | №№263-264 |
99 | Сложение смешанных чисел. | 1 | | №287(а,в,д), №288, №289 |
100 | Вычитание смешанных чисел. | 1 | | №287(б,ж,г,е,з), №290 |
101 | Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел". | 1 | | №№292-294 |
102 | Контрольная работа №8 по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". | 1 | | Без задания |
|
|
|
Раздел VII. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов) |
103 | Десятичная запись дробных чисел. | 1 | | №№317-319 |
104 | Чтение и запись десятичных дробей. | 1 | | №№320-322 |
105 | Сравнение десятичных дробей. | 1 | | №№350-352 |
106 | Изображение десятичной дроби на координатном луче. | 1 | | №№353-355 |
107 | Обобщающий урок по теме "Сравнение десятичных дробей". | 1 | | №№356,357,360 |
108 | Сложение десятичных дробей. | 1 | | №№405,407, 408 |
109 | Вычитание десятичных дробей. | 1 | | №№406,409,410 |
110 | Разложение числа по разрядам. | 1 | | №№411-413 |
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | | №№414-417 |
112 | Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". | 1 | | №№418, 419 |
113 | Приближенные значения чисел. | 1 | | №№447-449 |
114 | Округление чисел. | 1 | | №№450-452 |
115 | Контрольная работа №9 по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". | 1 | | Без задания |
Раздел VIII. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов) |
116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 1 | | №№481-483 |
117 | Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000… | 1 | | №№484-486 |
118 | Обобщающий урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". | 1 | | №№487-490 |
119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 1 | | №№526(1столб), 527 |
120 | Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000… | 1 | | №№526(2столб), 528 |
121 | Решение упражнений по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа". | 1 | | №№529, 530(1столб) |
122 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную. | 1 | | №№530(2столб), 532, 535 |
123 | Обобщающий урок по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа.". | 1 | | №№531(а), 533, 538 |
124 | Контрольная работа №10 по теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа". | 1 | | Без задания |
125 | Умножение десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001… | 1 | | №№580-582 |
126 | Умножение десятичных дробей. | 1 | | №№583-584 |
127 | Решение упражнений на умножение десятичных дробей. | 1 | | №№585-587 |
128 | Решение задач на умножение десятичных дробей. | 1 | | №№589-591 |
129 | Обобщающий урок по теме "Умножение десятичных дробей". | 1 | | №№592, 593,588(а) |
130 | Деление на десятичную дробь. | 1 | | №3633, 634(1,2 столб) |
131 | Деление десятичных дробей. | 1 | | №№634(3столб)-636 |
132 | Решение задач на деление десятичных дробей. | 1 | | №№637-639 |
133 | Деление десятичных дробей на 0,1, 0,01, 0,001… | 1 | | №№641-642 |
134 | Решение упражнений по теме "Деление десятичных дробей". | 1 | | №643 |
135 | Решение уравнений. | 1 | | №№640, 644 |
136 | Обобщающий урок по теме "Деление на десятичную дробь". | 1 | | №№645, 646 |
137 | Среднее арифметическое. | 1 | | №№677-679 |
138 | Решение задач на нахождение среднего арифметического. | 1 | | №№680-682 |
139 | Решение задач на нахождение средней скорости движения. | 1 | | №№683-685 |
140 | Обобщающий урок по теме "Умножение и деление десятичных дробей". | 1 | | №№686,687(а), 688 |
141 | Контрольная работа №11 по теме "Умножение и деление десятичных дробей". | 1 | | Без задания |
Раздел IX. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов) |
142 | Микрокалькулятор. | 1 | | №№709-711 |
143 | Вычисления на микрокалькуляторе. | 1 | | №№712-713 |
144 | Понятие процента. | 1 | | №№753-755 |
145 | Перевод десятичной дроби в проценты. | 1 | | №№751,756,757 |
146 | Перевод процентов в десятичную дробь. | 1 | | №№752,758,759,765(а) |
147 | Решение задач по теме "Проценты". | 1 | | №№760--762 |
148 | Обобщающий урок по теме "Проценты". | 1 | | №№763,764, 765(б) |
149 | Контрольная работа №12 по теме "Проценты". | 1 | | Без задания |
150 | Понятие угла. | 1 | | №№791, 792,794 |
151 | Прямой и развернутый угол. | 1 | | №№793, 795(а),796 |
152 | Чертежный треугольник. | 1 | | №№797-799 |
153 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | | №№835-837 |
154 | Виды углов. Построение углов. | 1 | | №№838-840 |
155 | Решение задач по теме "Измерение углов". | 1 | | №№841, 843,845 |
156 | Круговые диаграммы. | 1 | | №№859-860 |
157 | Решение задач по теме "Круговые диаграммы". | 1 | | №№861-863 |
158 | Контрольная работа №13 по теме "Инструменты для вычислений и измерений". | 1 | | Без задания |
Раздел X. Множества (3 часа) |
159 | Понятие множества | 1 | | №№885,887-889 |
160 | Общая часть множеств. Объединение множеств | 1 | | №№909-911 |
161 | Верно или неверно | 1 | | №№929-932 |
Раздел XI. Повторение (9 часов) |
162 | Арифметические действия с натуральными числами. | 1 | | №№1037, 1038 |
163 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 | | №№1043,1044 |
164 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | | №№1045, 10461057(а,б,в) |
165 | Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | | №№1053,1054, 1057(г,д,е) |
166 | Упрощение выражений. | 1 | | №№1058-1060 |
167 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | №№1053,1056, 1068 |
168 | Углы. Построение и измерение углов. | 1 | | №№1065-1067 |
169 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | Без задания |
170 | Обобщающий урок за курс математики 5 класса. | 1 | | Без задания |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Тема | Корректирующие мероприятия | Причина, основание (дата и № приказа |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |