Курская область Обоянский район село Афанасьево
МБОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Принята на заседании Утверждаю:
Зам. директора по УВР: педсовета Директор школы:
______________ Протокол от 31.08.2018 г. №1 ________________
/Сергеева Н.И./ Председатель педсовета: /В.М.Дмитриев/
31.08.2018 г. ________________ Приказ от 31.08.2018 г. № 104
/В.М.Дмитриев/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
Ступень обучения основное общее образование Класс 5
Количество часов 204 Уровень базовый
Учитель Сергеева Надежда Ивановна
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
по математике
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
1.Натуральные числа и шкалы
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Учащиеся знакомятся с десятичной позиционной системой счисления и на примере римских цифр с непозиционной системой счисления.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Вводится понятие двойного неравенства. Продолжается изучение единиц измерения длины, времени, скорости, массы.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче, определить по координатам расположение точек относительно друг друга.
В этой же теме можно познакомить учащихся решением ряда простейших комбинаторных задач.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение (выражения с переменными) и его числовое значение. Решение линейных уравнений, корень уравнения.
Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы, основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). Учащиеся должны понимать, что решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
3. Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа. Квадрат и куб числа. Степень с натуральным показателем. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел, порядок выполнения действий, использование скобок, прикидки и оценки результатов вычислений. Вводятся понятия квадрата и куба числа, степени числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в…)», «меньше на... (в…)», «что больше на... (в…)», «что меньше на... (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей и объема.
Основная цель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы, учащиеся встречаются с формулами, определяющими зависимость между величинами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. Можно познакомить учащихся с понятием факториала.
5. Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Нахождение части от целого и целого по его части. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей. Представление обыкновенной дроби в виде десятичной. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы, что пригодится при изучении геометрии.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах, журналах и интернете.
9. Повторение. Решение задач
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Натуральные числа и шкалы | 18 | | |
1 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | |
2 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | |
3 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | |
4 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 1 | | |
5 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 1 | | |
6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 1 | | |
7 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 1 | | |
8 | Плоскость Прямая. Луч | 1 | | |
9 | Плоскость Прямая. Луч | 1 | | |
10 | Плоскость Прямая. Луч | 1 | | |
11 | Шкалы и координаты | 1 | | |
12 | Шкалы и координаты | 1 | | |
13 | Шкалы и координаты | 1 | | |
14 | Меньше или больше | 1 | | |
15 | Меньше или больше | 1 | | |
16 | Меньше или больше | 1 | | |
17 | Меньше или больше | 1 | | |
18 | Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы» | 1 | | |
| Сложение и вычитание натуральных чисел | 24 | | |
19 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
20 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
21 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
22 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
23 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
24 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
25 | Вычитание натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
26 | Вычитание натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
27 | Вычитание натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
28 | Вычитание натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
29 | Вычитание натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
30 | Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | |
31 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
32 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
33 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
34 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
35 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | | |
36 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | | |
37 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | | |
38 | Уравнение | 1 | | |
39 | Уравнение | 1 | | |
40 | Уравнение | 1 | | |
41 | Уравнение | 1 | | |
42 | Контрольная работа № 3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» | 1 | | |
| Умножение и деление натуральных чисел | 30 | | |
43 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
44 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
45 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
46 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
47 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
48 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | | |
49 | Деление натуральных чисел | 1 | | |
50 | Деление натуральных чисел | 1 | | |
51 | Деление натуральных чисел | 1 | | |
52 | Деление натуральных чисел | 1 | | |
53 | Деление натуральных чисел | 1 | | |
54 | Деление натуральных чисел | 1 | | |
55 | Деление натуральных чисел | 1 | | |
56 | Деление с остатком | 1 | | |
57 | Деление с остатком | 1 | | |
58 | Деление с остатком | 1 | | |
59 | Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | |
60 | Упрощение выражений | 1 | | |
61 | Упрощение выражений | 1 | | |
61 | Упрощение выражений | 1 | | |
63 | Упрощение выражений | 1 | | |
64 | Упрощение выражений | 1 | | |
65 | Упрощение выражений | 1 | | |
66 | Упрощение выражений | 1 | | |
67 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
68 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
69 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
70 | Квадрат и куб | 1 | | |
71 | Квадрат и куб | 1 | | |
72 | Контрольная работа № 5 «Упрощение выражений. Квадрат и куб» | 1 | | |
| Площади и объемы | 16 | | |
73 | Формулы | 1 | | |
74 | Формулы | 1 | | |
75 | Формулы | 1 | | |
76 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 1 | | |
77 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 1 | | |
78 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 1 | | |
79 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
80 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
81 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
82 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
83 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
84 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
85 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | | |
86 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | | |
87 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | | |
88 | Контрольная работа № 16 «Площади и объемы» | 1 | | |
| Обыкновенные дроби | 29 | | |
89 | Окружность и круг | 1 | | |
90 | Окружность и круг | 1 | | |
91 | Окружность и круг | 1 | | |
92 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | | |
93 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | | |
94 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | | |
95 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | | |
96 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | | |
97 | Сравнение дробей | 1 | | |
98 | Сравнение дробей | 1 | | |
99 | Сравнение дробей | 1 | | |
100 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | |
101 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | |
102 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | |
103 | Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби. Сравнение дробей» | 1 | | |
104 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
105 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
106 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
107 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
108 | Деление и дроби | 1 | | |
109 | Деление и дроби | 1 | | |
110 | Деление и дроби | 1 | | |
111 | Смешанные числа | 1 | | |
112 | Смешанные числа | 1 | | |
113 | Смешанные числа | 1 | | |
114 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | |
115 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | |
116 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | |
117 | Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | |
| Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 18 | | |
118 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | | |
119 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | | |
120 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | | |
121 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
122 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
123 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
124 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
125 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
126 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
127 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
128 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
129 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
130 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
131 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
132 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | 1 | | |
133 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | 1 | | |
134 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | 1 | | |
135 | Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | |
| Умножение и деление десятичных дробей | 32 | | |
136 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
137 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
138 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
139 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
140 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
141 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
142 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
143 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
144 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
145 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
146 | Контрольная работа № 10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | | |
147 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
148 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
149 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
150 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
151 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
152 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
153 | Деление десятичных дробей | 1 | | |
154 | Деление десятичных дробей | 1 | | |
155 | Деление десятичных дробей | 1 | | |
156 | Деление десятичных дробей | 1 | | |
157 | Деление десятичных дробей | 1 | | |
158 | Деление десятичных дробей | 1 | | |
159 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
160 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
161 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
162 | Среднее арифметическое | 1 | | |
163 | Среднее арифметическое | 1 | | |
164 | Среднее арифметическое | 1 | | |
165 | Среднее арифметическое | 1 | | |
166 | Среднее арифметическое | 1 | | |
167 | Контрольная работа № 11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | |
| Инструменты для вычислений и измерений | 20 | | |
168 | Микрокалькулятор | 1 | | |
169 | Микрокалькулятор | 1 | | |
170 | Проценты | 1 | | |
171 | Проценты | 1 | | |
172 | Проценты | 1 | | |
173 | Проценты | 1 | | |
174 | Проценты | 1 | | |
175 | Проценты | 1 | | |
176 | Контрольная работа № 12 «Проценты» | 1 | | |
177 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник | 1 | | |
178 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник | 1 | | |
179 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник | 1 | | |
180 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник | 1 | | |
181 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | |
182 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | |
183 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | |
184 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | |
185 | Круговые диаграммы | 1 | | |
186 | Круговые диаграммы | 1 | | |
187 | Контрольная работа № 13 «Угол. Измерение углов» | 1 | | |
| Итоговое повторение курса математики 5 класса | 17 | | |
188 | Повторение. Натуральные числа и шкалы | 1 | | |
189 | Повторение. Натуральные числа и шкалы | 1 | | |
190 | Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | | |
191 | Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | | |
192 | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел | 1 | | |
193 | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел | 1 | | |
194 | Повторение. Площади и объемы | 1 | | |
195 | Повторение. Площади и объемы | 1 | | |
196 | Повторение. Обыкновенные дроби | 1 | | |
197 | Повторение. Обыкновенные дроби | 1 | | |
198 | Повторение. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
199 | Повторение. Десятичные дроби. Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
200 | Повторение. Умножение и деление десятичных дробей | 1 | | |
201 | Повторение. Умножение и деление десятичных дробей | 1 | | |
202 | Повторение. Инструменты для вычислений и измерений | 1 | | |
203 | Повторение. Инструменты для вычислений и измерений | 1 | | |
204 | Контрольная работа № 14 с элементами промежуточной аттестации | 1 | | |