СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа по математике разработана на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Брюховская основная общеобразовательная школа» с учётом Примерной программы начального (основного) общего образования по математике и программой «Математика: 5-6 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 6 класс»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «Брюховская ООШ»


________/Г.А.Зайцева


«___» ___________2018 г


«Утверждаю»

Директор МОУ «Брюховская ООШ»


__________/Л.П. Саранова/


Приказ №______

от «___» ____________2018 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике


для 6 класса


на 2018-2019 учебный год





Разработала:

Короткова Т.Л.

учитель I категории




с. Брюхово

2018г.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Брюховская основная общеобразовательная школа» с учётом Примерной программы начального (основного) общего образования по математике и программой «Математика: 5-6 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Цель изучения предмета «Математика»: развитие логического и критического мышления, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной и старшей школе, изучения смежных дисциплин и применения их в повседневной жизни, развитие представления о математике, как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.

Задачи: сформировать у учащихся качество личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

Курс математики 6 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

Практическая значимость школьного курса математики 6 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики

Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих тре­бованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Личностные результаты:

  • контролировать процесс математической деятельности;

  • Проявлять инициативу, находчивость и активность при решении математических задач;

  • осознать вклад отечественных ученых в развитие мировой науки, воспитать в себе чувство патриотизма, уважения к Отечеству;

  • ответственно относиться к учению, усилить мотивацию к обучению и познанию;

  • формирование осознанного выбора на основе уважительного отношения к труду.


  • Метапредметные результаты:

Ученик научится:

  • соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами,

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических про­блем;

  • понимать и использовать математические сред­ства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации;

  • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • использовать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и тех­ники, о средстве моделирования явлений и процессов.

Ученик получит возможность:

  • самостоятельно определять цели своего обуче­ния;

  • использовать математические сред­ства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для интерпретации, аргументации;

  • определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • видеть математическую задачу в контексте про­блемной ситуации в других дисциплинах, в окружаю­щей жизни;

  • Предметные результаты:

Ученик научится:

  • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;

  • решать текстовые задачи арифметическим способами с помощью составления и решения уравнений;

  • изображать фигуры на плоскости;

  • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать равные и симметричные фигуры;

  • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; вы­полнять необходимые измерения;

  • использовать буквенную символику для записи об­щих утверждений, формул, выражений, уравне­ний;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ

Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;

  • использовать понятия, связанные с делимостью нату­ральных чисел;

  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наи­более подходящую в зависимости от конкретной ситу­ации;

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  • выполнять вычисления с рациональными числами, соче­тая устные и письменные приёмы вычислений, приме­нять калькулятор;

  • использовать понятия и умения, связанные с пропорцио­нальностью величин, процентами, в ходе решения мате­матических задач и задач из смежных предметов, выпол­нять несложные практические расчёты;

  • анализировать графики зависимостей между величина­ми (расстояние, время; температура и т. п.).

Учащийся получит возможность:

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычис­ления, выбирая подходящий для ситуации способ.


Числовые и буквенные выражения. Уравнения


По окончании изучения курса учащийся научится:

  • выполнять операции с числовыми выражениями;

  • выполнять преобразования буквенных выражений (рас­крытие скобок, приведение подобных слагаемых);

  • решать линейные уравнения,

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

  • развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений,

  • научиться применять аппарат уравнений для решения как тексто­вых, так и практических задач.


Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окру­жающем мире плоские и пространственные геометриче­ские фигуры и их элементы;

  • строить углы, определять их градусную меру;

  • распознавать и изображать развёртки куба, прямоуголь­ного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Учащийся получит возможность:

  • научиться вычислять объём пространственных геомет­рических фигур, составленных из прямоугольных парал­лелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • научиться применять понятие развёртки для выполне­ния практических расчётов.


Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • использовать простейшие способы представления и ана­лиза статистических данных;

  • решать комбинаторные задачи на нахождение количест­ва объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность:

  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения,

  • осуществлять их анализ, представлять результаты опро­са в виде таблицы, диаграммы;

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.


Содержание курса математики 6 класса

Арифметика

Натуральные числа

  • Делители и кратные.

  • Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, ,на 9.

  • Простые и составные числа.

  • Разложение чисел на простые множители.

  • Наибольший общий делитель.

  • Наименьшее общее кратное.

  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Дроби

  • Обыкновенные дроби.

  • Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

  • Прикидки результатов вычислений.

  • Бесконечные периодические десятичные дроби.

  • Десятичное приближение обыкновенной дроби.

  • Отношение. Процентное отношение двух чисел.

  • Деление числа в данном отношении. Масштаб.

  • Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

  • Решение текстовых задач арифметическими спосо­бами.


Рациональные числа

  • Положительные, отрицательные числа и число 0.

  • Противоположные числа. Модуль числа.

  • Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.

  • Координатная прямая. Координатная плоскость.


Величины. Зависимости между величинами

  • Единицы длины, площади, времени, ско­рости.

  • Примеры зависимостей между величинами. Представ­ление зависимостей в виде формул. Вычисления по фор­мулам.


Числовые и буквенные выражения. Уравнения

  • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых.

  • Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнения.

  • Решение текстовых задач с помощью уравнений.


Элементы статистики, вероятности.

  • Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.

  • . Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события.



Геометрические фигуры.

  • Окружность и круг. Длина окружности.

  • Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и

квадрата. Площадь круга. Ось сим­метрии фигуры.

  • Наглядные представления о пространственных фигурах: ци­линдр, конус, шар,

сфера. Примеры развёрток много­гранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства

объё­ма.

  • Взаимное расположение двух прямых. Перпендикуляр­ные прямые. Параллельные

прямые.

  • Осевая и центральная симметрии.


В учебном процессе используются следующие урочные формы работы:

  • общеклассная дискуссия – коллективная работа класса по постановке учебных задач, обсуждению результатов;

  • презентация – предъявление учащимися результатов самостоятельной работы;

  • проверочная работа;

  • проектирование в рамках уроков.

В текущей оценке используются формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы самооценки, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя.

Согласно учебному плану на изучение математики отводится в 6 классе 170 часов(5 часов в неделю), в том числе 12 контрольных работ.

Рабочая программа ориентирована на УМК «Математика: 5-6 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Контрольные работы 6 класс


Контрольная работа №1 по теме: Делимость натуральных чисел

Контрольная работа №2 по теме: Сравнение, сложение и вычитание дробей.

Контрольная работа №3 по теме: Умножение дробей.

Контрольная работа №4 по теме: Деление дробей.

Контрольная работа №5 по теме: Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел.

Контрольная работа №6 по теме: Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события.

Контрольная работа №7 по теме: Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел.

Контрольная работа №8 по теме: Сложение и вычитание рациональных чисел.

Контрольная работа №9 по теме: Умножение и деление рациональных чисел.

Контрольная работа №10 по теме: Решение уравнений и задач с помощью уравнений.

Контрольная работа №11 по теме: Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.

Контрольная работа №12 по теме: Итоговая контрольная работа за курс математики 6 класса.










Тематическое планирование


п/п № раздела, урока


Название темы раздела, темы урока

Количество часов


Дата проведения планируемая/фактическая

Глава 1. Делимость натуральных чисел – 17ч.

1-2

Делители и кратные

2

03.09, 04.09

3-5

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

05.09, 06.09, 07.09.

6-8

Признаки делимости на 9 и на 3

3


9

Простые и составные числа

1


10-12

Наибольший общий делитель

3


13-15

Наименьшее общее кратное

3


16

Повторение и систематизация учебного материала

1


17

Контрольная работа №1 по теме «Делимость натуральных чисел»

1


Глава 2. Обыкновенные дроби -38ч.

18-19

Основное свойство дроби

2


20-22

Сокращение дробей

3


23-25

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

3


26-30

Сложение и вычитание дробей

5


31

Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей»

1


32-36

Умножение дробей

5


37-39

Нахождение дроби от числа

3


40

Контрольная работа №3 по теме «Умножение дробей»

1


41

Взаимно обратные числа

1


42-46

Деление дробей

5


47-49

Нахождение числа по значению его дроби

3


50

Преобразование обыкновенных дробей в десятичные.

1


51

Бесконечные периодические десятичные дроби

1


52-53

Десятичное приближение обыкновенной дроби

2


54

Повторение и систематизация учебного материала

1


55

Контрольная работа №4 по теме «Деление дробей»

1



Глав3. Отношения и пропорции - 28ч.

56-57

Отношения

2


58-61

Пропорции

4


62-64

Процентное отношение двух чисел.

3


65

Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел»

1


66-67

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

2


68-69

Деление числа в данном отношении

2


70-71

Окружность и круг

2


72-74

Длина окружности. Площадь круга

3


75

Цилиндр, конус, шар

1


76-77

Диаграммы

2


78-80

Случайные события. Вероятность случайного события

3


81-82

Повторение и систематизация учебного материала

2


83

Контрольная работа № 6 по теме «прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события»

1


Глав 4. Рациональные числа и действия над ними -70ч.

84-85

Положительные и отрицательные числа

2


86-88

Координатная прямая

3


89-90

Целые числа. Рациональные числа

2


91-93

Модуль числа

3


94-97

Сравнение чисел

4


98

Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел»

1


99-102

Сложение рациональных чисел

4


103-104

Свойства сложения рациональных чисел

2


105-109

Вычитание рациональных чисел

5


110

Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

1


111-114

Умножение рациональных чисел

4


115-117

. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент.

3


118-122

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

5


123-126

Деление рациональных чисел

4


127

Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел»

1


128-131

Решение уравнений

4


132-136

Решение задач с помощью уравнений

5


137

Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений и решение задач с помощью уравнений»

1


138-140

Перпендикулярные прямые

3


141-143

Осевая и центральная симметрии

3


144-145

Параллельные прямые

2


146-148

Координатная плоскость

3


149-150

Графики

2


151-152

Повторение и систематизация учебного материала

2


153

Контрольная работа № 11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики»

1



Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса - 17


154

Признаки делимости.

1

03.05

155

НОД и НОК чисел.

1

04.05

156

Арифметические действия с обыкновенными дробями.

1

07.05

157

Нахождение дроби от числа.

1

08.05

158

Нахождение числа по значению его дроби.

1

09.05

159

Отношения и пропорции.

1

10.05

160

Отношения и пропорции.

1

11.05

161

Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел.

1

14.05

162

Умножение и деление рациональных чисел.

1

15.05

163

Действия с рациональными числами.

1

6.05

164

Решение уравнений.

1

17.05

165

Решение уравнений.

1

18.05

166

Решение задач с помощью уравнения.

1

21.05

167

Решение задач с помощью уравнения.

1

22.05

168

Координатная плоскость.

1

23.05

169

Итоговая контрольная работа №12 за курс математики 6 класса

1

24.05

170

Анализ контрольной работы. Обобщающий урок.

1

25.05



Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

образовательного процесса при реализации данной программы


Учебно-методический комплекс учителя:


1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013-2014.

2. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.

3. Математика: 6 класс: рабочая тетрадь №1, №2, №3 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.

4. Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.

Учебно-методический комплекс ученика:

Математика. 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014.


Оборудование.

1.Автоматизированное рабочее место учителя: компьютер, проектор.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!