«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Брюховская ООШ» ________/Г.А.Зайцева «___» ___________2018 г | | «Утверждаю» Директор МОУ «Брюховская ООШ» __________/Л.П. Саранова/ Приказ №______ от «___» ____________2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 6 класса
на 2018-2019 учебный год
Разработала:
Короткова Т.Л.
учитель I категории
с. Брюхово
2018г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Брюховская основная общеобразовательная школа» с учётом Примерной программы начального (основного) общего образования по математике и программой «Математика: 5-6 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Цель изучения предмета «Математика»: развитие логического и критического мышления, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной и старшей школе, изучения смежных дисциплин и применения их в повседневной жизни, развитие представления о математике, как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.
Задачи: сформировать у учащихся качество личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Курс математики 6 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 6 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
контролировать процесс математической деятельности;
Проявлять инициативу, находчивость и активность при решении математических задач;
осознать вклад отечественных ученых в развитие мировой науки, воспитать в себе чувство патриотизма, уважения к Отечеству;
ответственно относиться к учению, усилить мотивацию к обучению и познанию;
формирование осознанного выбора на основе уважительного отношения к труду.
Ученик научится:
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации;
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
использовать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Ученик получит возможность:
самостоятельно определять цели своего обучения;
использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для интерпретации, аргументации;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Ученик научится:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
решать текстовые задачи арифметическим способами с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
распознавать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
решать линейные уравнения,
решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
овладеть специальными приёмами решения уравнений,
научиться применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
строить углы, определять их градусную меру;
распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
Учащийся получит возможность:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
Учащийся получит возможность:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения,
осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание курса математики 6 класса
Арифметика
Натуральные числа
Делители и кратные.
Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, ,на 9.
Простые и составные числа.
Разложение чисел на простые множители.
Наибольший общий делитель.
Наименьшее общее кратное.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Прикидки результатов вычислений.
Бесконечные периодические десятичные дроби.
Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел.
Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнения.
Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события.
Геометрические фигуры.
квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства
объёма.
прямые.
В учебном процессе используются следующие урочные формы работы:
общеклассная дискуссия – коллективная работа класса по постановке учебных задач, обсуждению результатов;
презентация – предъявление учащимися результатов самостоятельной работы;
проверочная работа;
проектирование в рамках уроков.
В текущей оценке используются формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы самооценки, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя.
Согласно учебному плану на изучение математики отводится в 6 классе 170 часов(5 часов в неделю), в том числе 12 контрольных работ.
Рабочая программа ориентирована на УМК «Математика: 5-6 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Контрольные работы 6 класс
Контрольная работа №1 по теме: Делимость натуральных чисел
Контрольная работа №2 по теме: Сравнение, сложение и вычитание дробей.
Контрольная работа №3 по теме: Умножение дробей.
Контрольная работа №4 по теме: Деление дробей.
Контрольная работа №5 по теме: Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел.
Контрольная работа №6 по теме: Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события.
Контрольная работа №7 по теме: Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел.
Контрольная работа №8 по теме: Сложение и вычитание рациональных чисел.
Контрольная работа №9 по теме: Умножение и деление рациональных чисел.
Контрольная работа №10 по теме: Решение уравнений и задач с помощью уравнений.
Контрольная работа №11 по теме: Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.
Контрольная работа №12 по теме: Итоговая контрольная работа за курс математики 6 класса.
Тематическое планирование
п/п № раздела, урока | Название темы раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения планируемая/фактическая |
Глава 1. Делимость натуральных чисел – 17ч. |
1-2 | Делители и кратные | 2 | 03.09, 04.09 |
3-5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | 05.09, 06.09, 07.09. |
6-8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | |
9 | Простые и составные числа | 1 | |
10-12 | Наибольший общий делитель | 3 | |
13-15 | Наименьшее общее кратное | 3 | |
16 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |
17 | Контрольная работа №1 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | |
Глава 2. Обыкновенные дроби -38ч. |
18-19 | Основное свойство дроби | 2 | |
20-22 | Сокращение дробей | 3 | |
23-25 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 3 | |
26-30 | Сложение и вычитание дробей | 5 | |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей» | 1 | |
32-36 | Умножение дробей | 5 | |
37-39 | Нахождение дроби от числа | 3 | |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Умножение дробей» | 1 | |
41 | Взаимно обратные числа | 1 | |
42-46 | Деление дробей | 5 | |
47-49 | Нахождение числа по значению его дроби | 3 | |
50 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. | 1 | |
51 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | |
52-53 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | |
54 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |
55 | Контрольная работа №4 по теме «Деление дробей» | 1 | |
Глав3. Отношения и пропорции - 28ч. |
56-57 | Отношения | 2 | |
58-61 | Пропорции | 4 | |
62-64 | Процентное отношение двух чисел. | 3 | |
65 | Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел» | 1 | |
66-67 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 | |
68-69 | Деление числа в данном отношении | 2 | |
70-71 | Окружность и круг | 2 | |
72-74 | Длина окружности. Площадь круга | 3 | |
75 | Цилиндр, конус, шар | 1 | |
76-77 | Диаграммы | 2 | |
78-80 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | |
81-82 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | |
83 | Контрольная работа № 6 по теме «прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» | 1 | |
Глав 4. Рациональные числа и действия над ними -70ч. |
84-85 | Положительные и отрицательные числа | 2 | |
86-88 | Координатная прямая | 3 | |
89-90 | Целые числа. Рациональные числа | 2 | |
91-93 | Модуль числа | 3 | |
94-97 | Сравнение чисел | 4 | |
98 | Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» | 1 | |
99-102 | Сложение рациональных чисел | 4 | |
103-104 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | |
105-109 | Вычитание рациональных чисел | 5 | |
110 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 1 | |
111-114 | Умножение рациональных чисел | 4 | |
115-117 | . Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. | 3 | |
118-122 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 | |
123-126 | Деление рациональных чисел | 4 | |
127 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел» | 1 | |
128-131 | Решение уравнений | 4 | |
132-136 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | |
137 | Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений и решение задач с помощью уравнений» | 1 | |
138-140 | Перпендикулярные прямые | 3 | |
141-143 | Осевая и центральная симметрии | 3 | |
144-145 | Параллельные прямые | 2 | |
146-148 | Координатная плоскость | 3 | |
149-150 | Графики | 2 | |
151-152 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | |
153 | Контрольная работа № 11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики» | 1 | |
Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса - 17 |
154 | Признаки делимости. | 1 | 03.05 |
155 | НОД и НОК чисел. | 1 | 04.05 |
156 | Арифметические действия с обыкновенными дробями. | 1 | 07.05 |
157 | Нахождение дроби от числа. | 1 | 08.05 |
158 | Нахождение числа по значению его дроби. | 1 | 09.05 |
159 | Отношения и пропорции. | 1 | 10.05 |
160 | Отношения и пропорции. | 1 | 11.05 |
161 | Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел. | 1 | 14.05 |
162 | Умножение и деление рациональных чисел. | 1 | 15.05 |
163 | Действия с рациональными числами. | 1 | 6.05 |
164 | Решение уравнений. | 1 | 17.05 |
165 | Решение уравнений. | 1 | 18.05 |
166 | Решение задач с помощью уравнения. | 1 | 21.05 |
167 | Решение задач с помощью уравнения. | 1 | 22.05 |
168 | Координатная плоскость. | 1 | 23.05 |
169 | Итоговая контрольная работа №12 за курс математики 6 класса | 1 | 24.05 |
170 | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок. | 1 | 25.05 |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса при реализации данной программы
Учебно-методический комплекс учителя:
1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013-2014.
2. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Математика: 6 класс: рабочая тетрадь №1, №2, №3 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс ученика:
Математика. 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Оборудование.
1.Автоматизированное рабочее место учителя: компьютер, проектор.
9