Управление образования администрации МР «Тарумовский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Калиновская СОШ» Республики Дагестан
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО зам. директора по УВР директор МКОУ «КСОШ»
математики и ______/Мусаева О.И../ ______/Черников А.Г../
информатики
Руководитель МО________ Приказ №___________ от «___» сентября 2021г.
«____» сентября 2021 г.
Протокол №_________
от «___»сентября 2021 г.
Основное общее образование(6 класс)
Учитель:
Гаджиева Анжела Таджидиновна.
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положения МКОУ«Калиновская СОШ» «О порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, элективным курсам, внеурочной деятельности (ФГОС)», сборника рабочих программ «Математика» 5 – 6 классы ФГОС - 2-е издание, дополненное. Москва «Просвещение», 2012.
Общая характеристика учебного курса.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как всѐ больше специальностей связано с непосредственным применением математики. Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач основной учебной деятельности на уроках математики развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный год составляет 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 204 часа, 6 раз в неделю.
Рабочая программа опирается на УМК: - Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2013 г.
Программа содержит развернутое календарно-тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, требования к результатам освоения образовательной программы: личностные, метапредметные, предметные; учебно-методическое обеспечение.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать, самостоятельны решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате изучения курса математики 6 класса учащиеся должны:
знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Делимость чисел
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение дробей. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Основные задачи на дроби. Дробные выражения.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
Отношения и пропорции
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Решение уравнений
Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых. Решение уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Координаты на плоскости
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Столбчатые диаграммы. Графики.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Повторение. Решение задач.
Основная цель — систематизировать знания учащихся по изученным темам, закрепить материал на решении задач.
Календарно – тематическое планирование по математике 6 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел I. Обыкновенные дроби – 115 часов |
Делимость чисел – 26 часов |
1-3 | Делители и кратные | 3 |
4-6 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 |
7-8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 |
9 | Признаки делимости. 1Математический диктант | 1 |
10-12 | Простые и составные числа | 3 |
13-15 | Разложение на простые множители | 3 |
16-18 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 3 |
19-22 | Наименьшее общее кратное | 4 |
23 | Нахождение НОД и НОК. | 1 |
24 | Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел» | 1 |
25 | Анализ контрольной работы | 1 |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями – 30 часов |
26-28 | Основное свойство дроби | 3 |
29-32 | Сокращение дробей | 4 |
33-36 | Приведение дробей к общему знаменателю | 4 |
37 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
38 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
39 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
40 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
41 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
42 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 |
43 | Решение уравнений с использованием сложения и вычитания дробей с разными знаменателями | 1 |
44 | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | 1 |
45 | Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | 1 |
46 | Анализ контрольной работы №2. Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
47 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
48 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
49 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
50 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
51 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 |
52 | Решение уравнений со смешанными числами. | 1 |
53 | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | 1 |
54 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения» | 1 |
55 | Анализ контрольной работы №3. Работа над ошибками. Решение заданий повышенной сложности по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | 1 |
Умножение и деление обыкновенных дробей – 41 час |
55 | Умножение дробей | 1 |
50 | Умножение дробей | 1 |
51 | Умножение дробей | 1 |
52 | Умножение дробей | 1 |
53 | Упрощение числовых выражений. | 1 |
54 | Упрощение буквенных выражений с дробными коэффициентами. | 1 |
55 | Решение задач на умножение дробей. | 1 |
56 | Нахождение дроби от числа | 1 |
57 | Нахождение дроби от числа | 1 |
58 | Нахождение дроби от числа | 1 |
59 | Нахождение дроби от числа | 1 |
60 | Решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 |
61 | Решение задач на проценты. | 1 |
62 | Решение задач на проценты и дроби. | 1 |
63 | Распределительное свойство умножения. | 1 |
64 | Применение распределительного свойства умножения | 1 |
65 | Применение распределительного свойства умножения | 1 |
66 | Применение распределительного свойства умножения | 1 |
67 | Применение распределительного свойства умножения | 1 |
68 | Применение распределительного свойства умножения | 1 |
69 | Упрощение выражение с использованием распределительного свойства умножения. | 1 |
70 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей» | 1 |
71 | Анализ контрольной работы №4. Взаимно обратные числа | 1 |
72 | Взаимно обратные числа | 1 |
73 | Нахождение числа обратного данному. | |
74 | Деление дробей. Правило деления дробей. | 1 |
75 | Деление | 1 |
76 | Деление | 1 |
77 | Деление | 1 |
78 | Деление | 1 |
79 | Деление дробей. Правило деления дробей. | |
80 | Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей» | 1 |
81 | Анализ контрольной работы №5. Нахождение числа по его дроби | 1 |
82 | Нахождение числа по его дроби | 1 |
83 | Нахождение числа по его дроби | 1 |
84 | Нахождение числа по его дроби | 1 |
85 | Дробные выражения | 1 |
86 | Дробные выражения | 1 |
87 | Дробные выражения | 1 |
88 | Действия с алгебраическими дробями. | |
89 | Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» | 1 |
Отношения и пропорции – 18 часов |
90 | Анализ контрольной работы №6 Отношения | 1 |
91 | Отношения | 1 |
92 | Отношения | 1 |
93 | Отношения | 1 |
94 | Отношения | 1 |
95 | Пропорции | 1 |
96 | Пропорции | 1 |
97 | Пропорции | 1 |
98 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 |
99 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 |
100 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 |
101 | Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции» | 1 |
102 | Анализ контрольной работы № 7 Масштаб | 1 |
103 | Масштаб | 1 |
104 | Длина окружности и площадь круга | 1 |
105 | Длина окружности и площадь круга | 1 |
106 | Шар | 1 |
107 | Контрольная работа №8 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 |
Раздел II. Рациональные числа – 70 часов |
Положительные и отрицательные числа – 13 часов |
108 | Анализ контрольной работы № 7 Координаты на прямой | 1 |
109 | Координаты на прямой | 1 |
110 | Координаты на прямой | 1 |
111 | Противоположные числа | 1 |
112 | Противоположные числа | 1 |
113 | Модуль числа | 1 |
114 | Модуль числа | 1 |
115 | Сравнение чисел | 1 |
116 | Сравнение чисел | 1 |
117 | Сравнение чисел | 1 |
118 | Изменение величин | 1 |
119 | Изменение величин | 1 |
120 | Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа» | 1 |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел – 11 часов |
121 | Анализ контрольной работы №9. Сложение чисел с помощью координатной прямой | 1 |
122 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | 1 |
123 | Сложение отрицательных чисел | 1 |
124 | Сложение отрицательных чисел | 1 |
125 | Сложение чисел с разными знаками | 1 |
126 | Сложение чисел с разными знаками | 1 |
127 | Сложение чисел с разными знаками | 1 |
128 | Вычитание | 1 |
129 | Вычитание | 1 |
130 | Вычитание | 1 |
131 | Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 1 |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел – 13 часов |
132 | Анализ контрольной работы № 10 Умножение | 1 |
133 | Умножение | 1 |
134 | Умножение | 1 |
135 | Деление | 1 |
136 | Деление | 1 |
137 | Деление | 1 |
138 | Рациональные числа | 1 |
139 | Рациональные числа | 1 |
140 | Десятичное приближение обыкновенной дроби. | |
141 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | 1 |
142 | Анализ контрольной работы №11 Свойства действий с рациональными числами | 1 |
143 | Свойства действий с рациональными числами | 1 |
144 | Свойства действий с рациональными числами | 1 |
Решение уравнений – 15 часов |
145 | Раскрытие скобок | 1 |
146 | Раскрытие скобок | 1 |
147 | Раскрытие скобок | 1 |
148 | Коэффициент | 1 |
149 | Коэффициент | 1 |
150 | Подобные слагаемые | 1 |
151 | Подобные слагаемые | 1 |
152 | Подобные слагаемые | 1 |
153 | Контрольная работа №12 по теме «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые» | 1 |
154 | Анализ контрольной работы №12. | 1 |
155 | Решение уравнений | 1 |
156 | Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «+». | 1 |
157 | Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак « – ». | 1 |
158 | Решение уравнений | 1 |
159 | Решение уравнений | 1 |
160 | Нахождение числового коэффициента выражений. | 1 |
161 | Решение уравнений | 1 |
162 | Решение уравнений | 1 |
163 | Приведение подобных слагаемых. | 1 |
164 | Упрощение выражений, содержащих подобные слагаемые. | 1 |
165 | Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений» | 1 |
166 | Анализ контрольной работы №13 | 1 |
Координаты на плоскости – 18 часов |
167 | Перпендикулярные прямые | 1 |
168 | Перпендикулярные прямые | 1 |
169 | Построение перпендикуляра к прямой. | |
170 | Параллельные прямые | 1 |
171 | Параллельные прямые | 1 |
172 | Построение параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. | |
173 | Координатная плоскость | 1 |
174 | Координатная плоскость | 1 |
175 | Координатная плоскость | 1 |
176 | Столбчатые диаграммы | 1 |
177 | Столбчатые диаграммы | 1 |
178 | Построение диаграмм. | 1 |
179 | Графики | 1 |
180 | Графики | 1 |
181 | Графики | 1 |
182 | Построение простейших графиков. | 1 |
183 | Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости» | 1 |
184 | Анализ контрольной работы №14 | 1 |
Раздел III. Повторение. Решение задач – 19 часов |
185 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 1 |
186 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 1 |
187 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 1 |
188 | Повторение по теме «Рациональные числа» | 1 |
189 | Повторение по теме «Рациональные числа» | 1 |
190 | Повторение по теме «Рациональные числа» | 1 |
191 | Повторение по теме «Рациональные числа» | 1 |
192 | Повторение по теме «Рациональные числа» | 1 |
193 | Повторение по теме «Рациональные числа» | 1 |
194 | Контрольная работа №15 (итоговая) | 1 |
195 | Анализ контрольной работы №15 | 1 |
196-197 | Повторение по теме «Проценты. Решение задач на проценты» | 2 |
198-199 | Повторение по теме «Проценты. Решение задач на проценты» | 2 |
200-201 | Повторение по теме «Проценты. Решение задач на проценты» | 2 |
202-203 | Повторение по теме «Проценты. Решение задач на проценты» | 2 |
204 | Заключительный урок | 1 |