Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Винзилинская средняя общеобразовательная школа имени Г.С. Ковальчука Тюменского муниципального района
Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики протокол № 1 от «25» августа 2021г. Руководитель МО: ________________/М.Н. Шарапова | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________ /Неупокоева М. В.. «26» августа 2021г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Винзилинской СОШ им. Ковальчука .________ А.Н. Филоненко «27» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | МАТЕМАТИКА |
Учебный год | 2021-2022 |
Класс | 6 (Б,Г,Д,Ж) |
Количество часов в год | 170 |
Количество часов в неделю | 5 |
Учитель: Борисенко Л.С.
п. Винзили,2021 г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкин и др. «Математика. 6 класс Мнемозина, 2017- 2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика. 6 класс»
Содержание курса направлено на получение учащимися личностных результатов, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты освоения образовательной программы:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений; умения моделировать реальные ситуации на языке математики, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат:
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
7) решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
10) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
11) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права
Содержание учебного предмета
Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе математики выделяется несколько разделов.
Числа и их вычисления.
Делители и кратные. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части. Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий. Рациональные числа.
Выражения и их преобразование.
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
Уравнения и неравенства.
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.
Функции.
Прямоугольная система координат на плоскости. Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Расстояние между точками. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания и учетом количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Раздел. Тема. | | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Повторение курса математики 5 класса | 8 | |
Глава 1. Обыкновенные дроби. |
§ 1. Делимость чисел | 16ч | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Делители и кратные Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 Признаки делимости на 9 и на 3 Простые и составные числа Разложение на простые множители Наибольший общий делитель (НОД). Наименьшее общее кратное (НОК) Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел» | 2 2 2 1 2 2 4 1 | -
Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. -
Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т. п.). -
Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). -
Правильно использовать в речи термины: делитель, кратное, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое число, составное число, четное число, нечетное число, взаимно простые числа, числа-близнецы, разложение числа на простые множители. -
Решать текстовые задачи арифметическими способами. -
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы. |
§ 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 18ч | |
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Основное свойство дроби Сокращение дробей Приведение дробей к общему знаменателю Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» Сложение и вычитание смешанных чисел Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 2 2 2 4 1 6 1 | -
Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. -
Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. -
Грамматически верно читать записи неравенств, содержащих обыкновенные дроби, суммы и разности обыкновенных дробей. -
Решать текстовые задачи арифметическими способами. -
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. -
Рассматривать все возможные варианты для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы. |
§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей | 29ч | |
16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. | Умножение дробей Нахождение дроби от числа Применение распределительного свойства умножения Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дробей» Взаимно обратные числа Деление дробей. Контрольная работа № 5 по теме «Деление дробей» Нахождение числа по его дроби Дробные выражения. Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения» | 2 4 4 1 2 6 1 3 5 1 | -
Формулировать правила умножения и деления обыкновенных дробей. -
Выполнять умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел. -
Находить дробь от числа и число по его дроби. -
Грамматически верно читать записи произведений и частных обыкновенных дробей. -
Решать текстовые задачи арифметическими способами. -
Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). -
Исследовать и описывать свойства пирамид, призм, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств этих объектов. -
Моделировать пирамиды, призмы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. -
Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки пирамиды, призмы (в частности, куба, прямоугольного параллелепипеда). -
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пирамиды, призмы. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире. |
§ 4. Отношения и пропорции | 19ч | |
26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Отношения. Пропорции. Полугодовая контрольная работа Прямая и обратная пропорциональность Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции» Масштаб. Длина окружности и площадь круга Шар. Контрольная работа № 8 по теме «Масштаб. Длина окружности» | 2 4 1 2 1 3 2 3 1 | -
Правильно использовать в речи термины: отношение чисел, отношение величин, взаимно обратные отношения, пропорция, основное свойство верной пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины, масштаб, длина окружности, площадь круга, шар и сфера, их центр, радиус и диаметр. -
Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. Приводить примеры использования отношений в практике. -
Использовать понятие масштаба при решении практических задач. -
Вычислять длину окружности и площадь круга, используя знания о приближенных значениях чисел. -
Решать задачи на проценты и дроби составлением пропорции (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). |
Глава 2. Рациональные числа. |
§ 5. Положительные и отрицательные числа | 13ч | |
35. 36. 37. 38. 39. 40. | Координаты на прямой Противоположные числа. Модуль числа Сравнение чисел. Изменение величин Контрольная работа № 9 по теме «Координаты на прямой» | 3 2 2 3 2 1 | -
Правильно использовать в речи термины: координатная прямая, координата точки на прямой, положительное число, отрицательное число, противоположные числа, целое число, модуль числа. -
Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше – ниже уровня моря и т. п.). -
Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. -
Характеризовать множество целых чисел. -
Сравнивать положительные и отрицательные числа. -
Грамматически верно читать записи выражений, содержащих положительные и отрицательные числа. -
Моделировать цилиндры, конусы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. -
Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки цилиндра, конуса. -
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире цилиндры, конусы. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире. -
Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость. |
§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 15ч | |
41. 42. 43. 44. 45. | Сложение чисел с помощью координатной прямой Сложение отрицательных чисел Сложение чисел с разными знаками. Вычитание. Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 2 2 5 5 1 | -
Формулировать правила, сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. -
Выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. -
Грамматически верно читать записи сумм и разностей, содержащих положительные и отрицательные числа. -
Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. -
Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. -
Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. -
Находить длину отрезка на координатной прямой, зная координаты концов этого отрезка. -
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире призмы, цилиндры, пирамиды, конусы. -
Решать текстовые задачи арифметическими способами. |
§ 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12ч | |
46. 47. 48. 49. 50. | Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | 3 3 2 3 1 | -
Формулировать правила, умножения и деления положительных и отрицательных чисел. -
Выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел -
Вычислять числовое значение дробного выражения. -
Грамматически верно читать записи произведений и частных, содержащих положительные и отрицательные числа -
Характеризовать множество рациональных чисел. -
Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. -
Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. -
Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять для преобразования числовых выражений. -
Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. -
Решать текстовые задачи арифметическими способами. -
Решать логические задачи с помощью графов. |
§ 8. Решение уравнений | 15ч |
51. 52. 53. 54. 55. 56. | Раскрытие скобок Коэффициент. Подобные слагаемые Контрольная работа № 12 по теме «Подобные слагаемые» Решение уравнений Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений» | 3 2 3 1 5 1 | -
Правильно использовать в речи термины: коэффициент, раскрытие скобок, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, корень уравнения, линейное уравнение. -
Грамматически верно читать записи уравнений. -
Раскрывать скобки, упрощать выражения, вычислять коэффициент выражения. -
Решать уравнения умножением или делением обеих его частей на одно и то же не равное нулю число, путем переноса слагаемого из одной части уравнения в другую. -
Решать текстовые задачи с помощью уравнений. -
Решать текстовые задачи арифметическими способами. |
§ 9. Координаты на плоскости | 14ч | |
57. 58. 59. 60. 61. 62. | Перпендикулярные прямые Параллельные прямые. Координатная плоскость Столбчатые диаграммы Графики. Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости» | 2 2 3 2 4 1 | -
Правильно использовать в речи термины: перпендикулярные прямые, параллельные прямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, столбчатая диаграмма, график -
Объяснять, какие прямые называют перпендикулярными и какие - параллельными, формулировать их свойства. -
Строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью чертежных инструментов. -
Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам; определять координаты точек. -
Читать графики простейших зависимостей. -
Решать текстовые задачи арифметическими способами. -
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие |
Повторение | 12ч |
63. | Итоговое повторение курса 5- 6 классов Итоговая контрольная работа | 11 1 | |
Приложение: На вводное повторение курса математики 5 класса выделены 8 часов за счёт корректировки часов в следующих главах: «Делимость чисел» 4 часа, «Умножение и деление обыкновенных дробей» 4 часа. Также увеличено количество часов на тему «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» за счёт часов главы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» 4 часа и 1 час с «Итогового повторения» перенесён на главу «Координаты на плоскости». 1 час на полугодовую контрольную работу перенесён с темы «Прямая и обратная пропорциональность»