Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснофлотская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от «28»08.2021г №8 | Утверждаю Директор МКОУ Краснофлотская СОШ __________Степовая А.А. Приказ №44 п.10 от «28»08.2021г |
Рабочая программа
Математика
6 класс
IIступень обучения
Составитель:
Учитель
Вислова М.Г. (IКК)
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по математике; рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 5-6-го классов, авторы Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).
Цели и задачи курса
Целью изучения курса математики в 6 классе является развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Задачи:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов, устойчивого интереса учащихся к предмету;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
выявление и формирование математических и творческих способностей.
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры;
уметь распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта;
представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы ее развития и ее значимость для развития цивилизации;
вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
овладение базовыми понятиями по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
распознавать и изображать перпендикулярные прямые с помощью линейки и треугольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам.
Содержание предмета
Раздел 1. Делимость чисел (20ч)
Основная цель –завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
Делители и кратные числа.
Общий делитель и общее кратное.
Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
Простые и составные числа.
Разложение числа на простые множители.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения – прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители.
В конце изучения темы проводится контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел».
Раздел 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22ч)
Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Приведение дробей к общему знаменателю.
Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей.
Решение текстовых задач.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
В ходе изучения темы проводятся контрольные работы №2 и № 3 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Раздел 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (31ч)
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Основные задачи на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или числа по данному значению его дроби.
В ходе изучения темы проводятся контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей», контрольные работы №5 и №6 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».
Раздел 4. Отношения и пропорции (18ч)
Основная цель - сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Пропорция.
Основное свойство пропорции.
Решение задач с помощью пропорции.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин.
Задачи на пропорции.
Масштаб.
Формулы длины окружности и площади круга.
Шар.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Проводятся контрольные работы №7 и №8 по теме «Отношения и пропорции».
Раздел 5. Положительные и отрицательные числа (13ч)
Основная цель – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Положительные и отрицательные числа.
Противоположные числа.
Модуль числа и его геометрический смысл.
Сравнение чисел.
Изображение чисел на координатной прямой.
Координаты точки.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Проводится контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа».
Раздел 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11ч)
Основная цель - выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных числе.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
Проводится контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Раздел 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12ч)
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Понятие о рациональном числе.
Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается обыкновенная дробь - в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как ½, ¼, 1/5, 1/20, 1/25, 1/50.
Проводится контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
Раздел 8. Решение уравнений (15ч)
Основная цель – подготовить учащихся к выполнению преобразования выражений, решению уравнений.
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Решение линейных уравнений.
Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Преобразование буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатывается в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
Проводятся контрольные работы №12 и №13 по теме «Решение уравнений».
Раздел 9. Координаты на плоскости (13ч)
Основная цель – познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки.
Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся к координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Итоговое повторение (20ч)
Утверждаю:
Директор школы
_____________________(А.А.Степовая)
«28»08.2021г, пр.№44 п.10.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснофлотская средняя общеобразовательная школа
Тематическое планирование.
Математика
6 класс
II ступень обучения
Учитель:
Вислова М.Г. (IКК)
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | Фак-тич. |
| Повторение. | 4ч | | |
1 | Повторение. Натуральные числа. | 1 | | |
2 | Повторение. Обыкновенные и десятичные дроби. | 1 | | |
3 | Повторение. Решение уравнений и задач с помощью уравнений. | 1 | | |
4 | Повторение. Проценты. | 1 | | |
| Раздел 1. Делимость чисел | 20ч | | |
5 | п.1. Делители и кратные. | 1 | | |
6 | Нахождение делителей и кратных данных чисел. | 1 | | |
7 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
8 | п.2. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | 1 | | |
9 | Решение задач на применение признаков делимости на 10, на 2, на5. | 1 | | |
10 | Решение уравнений и задач. | 1 | | |
11 | п.3. Признаки делимости на 9 и на 3. | 1 | | |
12 | Решение задач на применение признаков делимости чисел. | 1 | | |
13 | п.4. Простые и составные числа. | 1 | | |
14 | Упражнение в разложении числа на множители. | 1 | | |
15 | п.5. Разложение на простые множители. | 1 | | |
16 | Упражнение в разложении на простые множители. | 1 | | |
17 | п.6. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | 1 | | |
18 | Упражнение в нахождении наибольшего общего делителя. | 1 | | |
19 | Решение задач на нахождение наибольшего общего делителя. | 1 | | |
20 | п.7. Наименьшее общее кратное. | 1 | | |
21 | Упражнение в нахождении наименьшего общего кратного. | 1 | | |
22 | Решение задач на нахождение наименьшего общего кратного. | 1 | | |
23 | Решение задач по теме «Делимость чисел». | 1 | | |
24 | Контрольная работа №1 по теме «Делимость чисел». | 1 | | |
| Раздел 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22ч | | |
25 | п.8. Основное свойство дроби. | 1 | | |
26 | Применение основного свойства дроби. | 1 | | |
27 | п.9. Сокращение дробей. | 1 | | |
28 | Упражнение в сокращении дробей. | 1 | | |
29 | Самостоятельная работа по теме «Сокращение дробей». | 1 | | |
30 | п.10. Приведение дробей к общему знаменателю. | 1 | | |
31 | Упражнение в приведении дробей к общему знаменателю. | 1 | | |
32 | Решение задач на движение. | 1 | | |
33 | п.11. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
34 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
35 | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | 1 | | |
36 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
37 | Решение уравнений и задач. | 1 | | |
38 | Решение примеров на сложение и вычитание дробей. | 1 | | |
39 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | 1 | | |
40 | п.12. Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | | |
41 | Упражнение в сложении и вычитании смешанных чисел. | 1 | | |
42 | Решение уравнений. | 1 | | |
43 | Решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 | | |
44 | Решение задач на движение. | 1 | | |
45 | Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». | 1 | | |
46 | Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». | 1 | | |
| Раздел 3. Умножение и деление обыкновенных дробей | 31ч | | |
47 | п.13. Умножение дробей. | 1 | | |
48 | Решение задач на вычисление площадей фигур и объемов тел. | 1 | | |
49 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
50 | Решение задач по формулам. | 1 | | |
51 | п.14. Нахождение дроби от числа. | 1 | | |
52 | Решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 | | |
53 | Решение задач на проценты. | 1 | | |
54 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | |
55 | п.15. Применение распределительного свойства умножения. | 1 | | |
56 | Нахождение значений выражений удобным способом. | 1 | | |
57 | Нахождение значений буквенных выражений. | 1 | | |
58 | Решение задач на проценты. | 1 | | |
59 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
60 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей». | 1 | | |
61 | п.16. Взаимно обратные числа. | 1 | | |
62 | Решение задач на нахождение среднего арифметического. | 1 | | |
63 | п.17. Деление. | 1 | | |
64 | Решение задач по формулам. | 1 | | |
65 | Решение задач на нахождение числа по его дроби. | 1 | | |
66 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | |
67 | Решение примеров на умножение и деление дробей. | 1 | | |
68 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». | 1 | | |
69 | п.18. Нахождение числа по его дроби. | 1 | | |
70 | Решение задач на нахождение числа по его дроби. | 1 | | |
71 | Решение задач на проценты. | 1 | | |
72 | Решение задач на движение. | 1 | | |
73 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
74 | п.19. Дробные выражения. | 1 | | |
75 | Нахождение значений дробных выражений. | 1 | | |
76 | Обобщающий урок по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». | 1 | | |
77 | Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». | 1 | | |
| Раздел 4. Отношения и пропорции | 18ч | | |
78 | п.20. Отношения. | 1 | | |
79 | Взаимно обратные отношения. | 1 | | |
80 | Решение задач по теме «Отношения». | 1 | | |
81 | Решение задач на проценты. | 1 | | |
82 | Самостоятельная работа по теме «Отношения». | 1 | | |
83 | п.21. Пропорции. | 1 | | |
84 | Основное свойство пропорции. | 1 | | |
85 | п.22. Прямая пропорциональная зависимость. | 1 | | |
86 | Обратная пропорциональная зависимость. | 1 | | |
87 | Решение задач по теме «Пропорции». | 1 | | |
88 | Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции». | 1 | | |
89 | п.23. Масштаб. | 1 | | |
90 | Решение задач на применение масштаба. | 1 | | |
91 | п.24. Длина окружности. | 1 | | |
92 | Площадь круга. | 1 | | |
93 | п.25. Шар. | 1 | | |
94 | Решение задач по теме «Шар». | 1 | | |
95 | Контрольная работа №8 по теме «Длина окружности и площадь круга». | 1 | | |
| Раздел 5. Положительные и отрицательные числа | 13ч | | |
96 | п.26. Координаты на прямой. | 1 | | |
97 | Построение точек на координатной прямой. | 1 | | |
98 | Нахождение расстояния между точками координатной прямой. | 1 | | |
99 | п.27. Противоположные числа. | 1 | | |
100 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
101 | п.28. Модуль числа. | 1 | | |
102 | Нахождение значений выражений с модулями. | 1 | | |
103 | п.29. Сравнений чисел. | 1 | | |
104 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
105 | Решение уравнений и задач. | 1 | | |
106 | п.30. Изменение величин. | 1 | | |
107 | Решение задач. | 1 | | |
108 | Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа». | 1 | | |
| Раздел 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11ч | | |
109 | п.31. Сложение чисел с помощью координатной прямой. | 1 | | |
110 | Упражнение в сложении чисел с помощью координатной прямой. | 1 | | |
111 | п.32. Сложение отрицательных чисел. | 1 | | |
112 | Упражнение в сложении отрицательных чисел. | 1 | | |
113 | п.33. Сложение чисел с разными знаками. | 1 | | |
114 | Упражнение в сложении чисел с разными знаками. | 1 | | |
115 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
116 | п.34. Вычитание. | 1 | | |
117 | Упражнение в вычитании чисел с разными знаками и отрицательных чисел. | 1 | | |
118 | Упражнение в сложении и вычитании положительных и отрицательных чисел. | 1 | | |
119 | Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | 1 | | |
| Раздел 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12ч | | |
120 | п.35. Умножение. | 1 | | |
121 | Упрощение выражений. | 1 | | |
122 | Нахождение значений выражений. | 1 | | |
123 | п.36. Деление. | 1 | | |
124 | Решение примеров и задач. | 1 | | |
125 | Решение уравнений. | 1 | | |
126 | п.37. Рациональные числа. | 1 | | |
127 | Действия с рациональными числами. | 1 | | |
128 | п.38. Свойства действий с рациональными числами. | 1 | | |
129 | Применение свойств действий с рациональными числами. | 1 | | |
130 | Нахождение значений выражений удобным способом. | 1 | | |
131 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | 1 | | |
| Раздел 8. Решение уравнений | 13ч | | |
132 | п.39. Раскрытие скобок. | 1 | | |
133 | Упражнение в раскрытии скобок. | 1 | | |
134 | Решение упражнений по теме «Раскрытие скобок». | 1 | | |
135 | п.40. Коэффициент. | 1 | | |
136 | Упрощение буквенных выражений. | 1 | | |
137 | п.41. Подобные слагаемые. | 1 | | |
138 | Упражнение в приведении подобных слагаемых. | 1 | | |
139 | Нахождение значений буквенных выражений. | 1 | | |
140 | Контрольная работа №12 по теме «Решение уравнений». | 1 | | |
141 | п.42. Решение уравнений. | 1 | | |
142 | Решение уравнений и задач с помощью уравнений. | 1 | | |
143 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | |
144 | Практикум в решении уравнений и задач с помощью уравнений. | 1 | | |
145 | Практикум в решении уравнений и задач с помощью уравнений. | 1 | | |
146 | Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений». | 1 | | |
| Раздел 9. Координаты на плоскости | 13ч | | |
147 | п.43. Перпендикулярные прямые. | 1 | | |
148 | Упражнение в построении перпендикулярных прямых. | 1 | | |
149 | п.44. Параллельные прямые. | 1 | | |
150 | Упражнение в построении параллельных прямых. | 1 | | |
151 | п.45. Координатная плоскость. | 1 | | |
152 | Упражнение в построении точек в координатной плоскости. | 1 | | |
153 | Упражнение в определении координат точек. | 1 | | |
154 | п.46. Столбчатые диаграммы. | 1 | | |
155 | Упражнение в построении столбчатых диаграмм. | 1 | | |
156 | п.47. Графики. | 1 | | |
157 | Упражнение в чтении графиков. | 1 | | |
158 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
159 | Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости». | 1 | | |
| Итоговое повторение | 17ч | | |
160 | Делимость чисел. | 1 | | |
161 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
162 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
163 | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1 | | |
164 | Отношения и пропорции. | 1 | | |
165 | Положительные и отрицательные числа. | 1 | | |
166 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 1 | | |
167 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 1 | | |
168 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. | 1 | | |
169 | Решение уравнений. | 1 | | |
170 | Решение уравнений. | 1 | | |
171 | Координаты на плоскости. | 1 | | |
172 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
173 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | |
174 | Графики. | 1 | | |
175 | Диаграммы. | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |