Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ
физико-математического цикла МБОУ «Шумаровская СОШ» «Шумаровская СОШ»
МБОУ «Шумаровская СОШ» ________ /Лосева О.М./ __________ /Маюрова Г.А./
___________/Плющева М. И./ «30» августа 2019 г._____ Приказ № 41
Протокол № ____ от от «30» августа 2019 г.
«30» августа 2019 г.____
Рабочая программа
«Математика 7 класс»
Якимович Елена Николаевна
учитель 1 квалификационной категории
2019– 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12 г.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
-«Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы», - М. Просвещение, 2016. Сост. Т. А. Бурмистрова
-«Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы», - М. Просвещение, 2014. Сост. Т. А. Бурмистрова
- Учебный план МБОУ Шумаровская СОШ.
- Положение о рабочей программе МБОУ Шумаровская СОШ.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса, состоящему из учебника для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7», авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова, - М. Просвещение, 2017, «Геометрия 7-9» авторов Атанасян Л. С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., - М – Просвещение, 2017.
Учебный план МБОУ «Шумаровская СОШ» предусматривает изучение математики в 7 классе в количестве 175 часов (5 часов в неделю), 3 часа в неделю алгебры (105 часов), 2 часа в неделю геометрии (70 часов).
Рабочая программа опирается на УМК:
Линия учебно-методических комплектов авторов Макарычева Ю. Н. и др.
1. Макарычев Ю. Н. Алгебра, 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под редакцией С. А. Теляковского. — М.:Просвещение, 2017.
3. Миндюк Н. Г. Алгебра, 7 кл.: рабочая тетрадь. В 2 ч. / Н. Г. Миндюк, И. С. Шлыкова. — М.: Просвещение, 2017.
4. Звавич Л. И. Алгебра, 7 кл.: дидактические материалы / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2017
5. Дудицын Ю. П. Алгебра, 7 кл.: тематические тесты / Ю. П. Дудицын, В. Л. Кронгауз. — М.: Просвещение, 2017
6. Жохов В. И. Уроки алгебры в 7 кл.: книга для учителя В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2017
7. Миндюк Н. Г. Алгебра, 7 кл.: методические рекомендации /Н. Г. Миндюк, И. С. Шлыкова. — М.: Просвещение, 2017
Линия учебно-методических комплектов авторов Л. С. Атанасяна и др.
1. Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М. Просвещение, 2017
2. Геометрия: рабочая тетрадь: 7 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2017
3. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл. / Б. Г. Зив,В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2016
4. Геометрия: метод. рекомендации. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений : / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2015
5. Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 7 кл. /Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2017
6. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ М.А. Иченская. — М.: Просвещение, 2017
7. Геометрия. Диагностические тесты. 7-9 класс: / В.И. Рыжик — М.: Просвещение, 2014
8. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г., Задачи по геометрии 7-11 класс, М, Просвещение, 2013.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как о форме описания и методе познания действительности;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни (систематическое развитие числа, выработка умений устно и письменно выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями и рациональными числами, перевод практических задач на язык математики, подготовка учащихся к дальнейшему изучению курсов «Алгебра» и «Геометрия», формирование умения пользоваться алгоритмами);
создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение учебного предмета «Математика» направлено на решение следующих задач:
формирование вычислительной культуры и практических навыков вычислений;
формирование универсальных учебных действий, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;
ознакомление с основными способами представления и анализа статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире, приобретение элементарных вероятностных представлений;
освоение основных фактов и методов планиметрии, формирование пространственных представлений;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитание понимания значимости математики для общественного прогресса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИВ 7-9 КЛАССЕ
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
9)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
по алгебре
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их из-
учения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебныхматематических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
По геометрии
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Изучение учебного предмета «Математика» направлено на решение следующих задач:
формирование вычислительной культуры и практических навыков вычислений;
формирование универсальных учебных действий, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;
ознакомление с основными способами представления и анализа статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире, приобретение элементарных вероятностных представлений;
освоение основных фактов и методов планиметрии, формирование пространственных представлений;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитание понимания значимости математики для общественного прогресса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МАТЕМАТИКИ В 7-9 КЛАССЕ
ПО АЛГЕБРЕ:
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не-
сложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
7) познакомиться с позиционными системами счисленияс основаниями, отличными от 10;
8) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
9) научиться использовать приёмы, рационализирующиевычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня, применять егов вычислениях.
Выпускник получит возможность:
3) развить представление о числе и числовых системахот натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
4) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
Выпускник научится:
1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
2) понять, что числовые данные, которые используютсядля характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
3) понять, что погрешность результата вычисленийдолжна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Выпускник научится:
1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленамии алгебраическими дробями;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
5) научиться выполнять многошаговые преобразованиярациональных выражений, применяя широкий набор способови приёмов;
6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
УРАВНЕНИЯ
Выпускник научится:
1) решать основные виды рациональных уравнений с однойпеременной, системы двух уравнений с двумя переменными;
2) понимать уравнение как важнейшую математическуюмодель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
3) применять графические представления для исследованияуравнений, исследования и решения систем уравнений с двумяпеременными.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть специальными приёмами решения уравненийи систем уравнений; уверенно применять аппарат уравненийдля решения разнообразных задач из математики, смежныхпредметов, практики;
5) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенныекоэффициенты.
НЕРАВЕНСТВА
Выпускник научится:
1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
2) решать линейные неравенства с одной переменной и ихсистемы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
4) разнообразным приёмам доказательства неравенств;уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежныхпредметов, практики;
5) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенныекоэффициенты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия иязык (термины, символические обозначения);
2) строить графики элементарных функций; исследоватьсвойства числовых функций на основе изучения поведения ихграфиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира,применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
4) проводить исследования, связанные с изучением свойствфункций, в том числе с использованием компьютера; наоснове графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точкамии т. п.);
5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числес контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
3) решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных. Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события. Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощьюкомпьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
КОМБИНАТОРИКА
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторымспециальным приёмам решения комбинаторных задач.
ПО ГЕОМЕТРИИ:
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении
задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
1)в личностном направлении:
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов. Задач, решений, рассуждений;
2)в метапредметном направлении:
иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
развить представление о числе, овладеть навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ В 7 КЛАССЕ
ПО АЛГЕБРЕ:
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения (22 часа)
Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Использовать знаки ,
Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода,медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Глава2. Функции (11 часов)
Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. По графикуфункции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу.Строить графики прямой пропорциональности илинейной функции, описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента k нарасположение в координатной плоскости графикафункции у = kx, где k ≠ 0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двухфункций вида у =kx + b. Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у = kx, где k ≠ 0 и у = kx + b.
Глава 3. Степень с натуральным показателем (11 часов)
Вычислять значения выражений вида аn, где а —произвольное число, n — натуральное число, устнои письменно, а также с помощью калькулятора.Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем. Применять свойства степени дляпреобразования выражений. Выполнять умножениеодночленов и возведение одночленов в степень.Строить графики функций у = х2 и у = x3. Решатьграфически уравнения х2 = kx + b, x3 = kx + b, гдеk и b — некоторые числа.
Глава 4. Многочлены (17 часов)
Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Выполнять сложениеи вычитание многочленов, умножение одночленана многочлен и многочлена на многочлен. Выполнять разложение много членов на множители,используя вынесение множителя за скобки и способ группировки. Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощьюуравнений.
Глава 5. Формулы сокращённого умножения (19 часов)
Доказывать справедливость формул сокращённогоумножения, применять их в преобразованиях целыхвыражений в многочлены, а также для разложениямногочленов на множители. Использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторыхвыражений с помощью калькулятора.
Глава 6. Системы линейных уравнений (16 часов)
Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравненияс двумя переменными. Строить график уравненияах + by = с, где а ≠ 0 или b ≠ 0. Решать графическимспособом системы линейных уравнений с двумя переменными. Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовыезадачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений. Интерпретировать результат, полученный при решении системы.
Повторение (9 часов)
Итоговая контрольная работа 2 часа
ПО ГЕОМЕТРИИ:
Глава 1. Начальные геометрические сведения (10 часов)
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигурыназываются равными, как сравниваются и измеряютсяотрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла,какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектрисаугла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утвержденияо свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять,какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двухпрямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах;решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
Глава 2. Треугольники (17 часов)
Объяснять, какая фигура называется треугольником, чтотакое вершины, стороны, углы и периметр треугольника,какой треугольник называется равнобедренным и какойравносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из дан-
ной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотойтреугольника; формулировать и доказывать теоремыо свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольникови свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такоецентр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка)и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
Глава 3. Параллельные прямые (13 часов)
Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называютсянакрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теорем о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.
Повторение. Решение задач. 10 часов.
Тематическое планирование по алгебре в 7 классе
составлено из расчета 3 часа в неделю (105 часов в год).
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки |
Выражения, тождества, уравнения (22 ч.) | |
| Числовые выражения | 1 | |
| Выражения с переменными | 1 | |
| Выражения с переменными | 1 | |
| Сравнение значений выражений | 1 | |
| Сравнение значений выражений | 1 | |
| Свойства действий над числами | 1 | |
| Свойства действий над числами | 1 | |
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | |
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | |
| Контрольная работа №1 по теме «Выражения. Тождества. Уравнения». | 1 | |
| Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни | 1 | |
| Уравнение и его корни | 1 | |
| Линейное уравнение с одной переменной | 1 | |
| Линейное уравнение с одной переменной | 1 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
| Среднее арифметическое, размах и мода | 1 | |
| Среднее арифметическое, размах и мода | 1 | |
| Медиана как статистическая характеристика | 1 | |
| Медиана как статистическая характеристика | 1 | |
| Контрольная работа №2 по теме «Уравнение с одной переменной» | 1 | |
Функции (11ч) | |
| Анализ контрольной работы. Что такое функция | 1 | |
| Вычисление значений функций по формуле | 1 | |
| Вычисление значений функций по формуле | 1 | |
| График функции | 1 | |
| График функции | 1 | |
| Прямая пропорциональность и ее график | 1 | |
| Прямая пропорциональность и ее график | 1 | |
| Линейная функция и ее график | 1 | |
| Линейная функция и ее график | 1 | |
| Решение задач по теме «Функции» | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Линейная функция» | 1 | |
Степень с натуральным показателем (11 ч) | |
| Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем | 1 | |
| Умножение и деление степеней | 1 | |
| Умножение и деление степеней | 1 | |
| Возведение в степень произведения и степени | 1 | |
| Возведение в степень произведения и степени | 1 | |
| Одночлен и его стандартный вид | 1 | |
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 1 | |
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 1 | |
| Функция у = х2и ее график | 1 | |
| Функция у = х3и ее график | 1 | |
| Промежуточный контроль. Контрольная работа № 4. | 1 | |
Многочлены (17 ч) | |
| Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид | 1 | |
| Сложение и вычитание многочленов | 1 | |
| Сложение и вычитание многочленов | 1 | |
| Умножение одночлена на многочлен | 1 | |
| Умножение одночлена на многочлен | 1 | |
| Умножение одночлена на многочлен | 1 | |
| Вынесение общего многочлена за скобки | 1 | |
| Вынесение общего многочлена за скобки | 1 | |
| Вынесение общего многочлена за скобки | 1 | |
| Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание многочленов. Произведение одночлена и многочлена» | 1 | |
| Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен | 1 | |
| Умножение многочлена на многочлен | 1 | |
| Умножение многочлена на многочлен | 1 | |
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | |
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | |
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | |
| Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов» | 1 | |
Формулы сокращенного умножения (19 ч) | |
| Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | |
| Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | |
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | |
| Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | |
| Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | |
| Разложение разности квадратов на множители | 1 | |
| Разложение разности квадратов на множители | 1 | |
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | |
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | |
| Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | |
| Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | |
| Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | |
| Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | |
| Применение различных способов для разложения на множители | 1 | |
| Применение различных способов для разложения на множители | 1 | |
| Применение различных способов для разложения на множители | 1 | |
| Контрольная работа 8 по теме «Преобразование целых выражений» | 1 | |
Системы линейных уравнений (16 ч) | |
| Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | |
| График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | |
| График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | |
| Способ подстановки | 1 | |
| Способ подстановки | 1 | |
| Способ подстановки | 1 | |
| Способ сложения | 1 | |
| Способ сложения | 1 | |
| Способ сложения | 1 | |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |
| Повторение темы «Системы линейных уравнений» | 1 | |
| Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений» | 1 | |
Повторение. Решение задач (9 ч) | |
97 – 98. | Анализ контрольной работы. Повторение. Уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. | 2 | |
99 – 100. | Линейная функция. Степень с натуральным показателем и ее свойства. | 2 | |
101 – 102. | Многочлены. Формулы сокращенного умножения. | 2 | |
103 – 104. | Итоговый контроль. Итоговая контрольная работа. | 2 | |
105. | Анализ контрольной работы. | 1 | |
Итого: | 105 | |
Тематическое планирование по геометрии в 7 классе
составлено из расчета 2 часа в неделю (70 часов в год).
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки |
Начальные геометрические сведения (10 ч) | |
| Прямая и отрезок. | 1 | |
| Луч и угол. | 1 | |
| Сравнение отрезков и углов | 1 | |
| Длина отрезка | 1 | |
| Единицы измерения. Измерительные инструменты. | 1 | |
| Измерение углов | 1 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | |
| Перпендикулярные прямые | 1 | |
| Решение задач«Начальные геометрические сведения» | 1 | |
| Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | |
Треугольники (17 ч) | |
| Треугольник | 1 | |
| Первый признак равенства треугольников | 1 | |
| Решение задач «Первый признак равенства треугольников» | 1 | |
| Перпендикуляр к прямой | 1 | |
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | |
| Свойства равнобедренного треугольника | 1 | |
| Второй признак равенства треугольников | 1 | |
| Второй признак равенства треугольников | 1 | |
| Третий признак равенства треугольников | 1 | |
| Третий признак равенства треугольников | 1 | |
| Окружность | 1 | |
| Построение циркулем и линейкой | 1 | |
| Примеры задач на построение | 1 | |
| Решение задач «Признаки равенства треугольников» | 1 | |
| Решение задач «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» | 1 | |
| Решение задач «Задачи на построение» | 1 | |
| Контрольная работа №2 «Треугольники» | 1 | |
Параллельные прямые (13 ч) | |
| Определение параллельных прямых | | |
| Признаки параллельности двух прямых | | |
| Признаки параллельности двух прямых | | |
| Практические способы построения параллельных прямых | | |
| Об аксиомах геометрии | | |
| Аксиома параллельности прямых | | |
| Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | | |
| Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | | |
| Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными прямыми | | |
| Решение задач «Признаки параллельности двух прямых» | | |
| Решение задач «Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей» | | |
| Решение задач «Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными прямыми» | | |
| Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 1 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) | |
| Теорема о сумме углов треугольника | 1 | |
| Виды треугольников | 1 | |
| Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | |
| Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | |
| Неравенство треугольника | 1 | |
| Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
| Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | |
| Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | |
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | |
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | |
| Построение треугольника по трем сторонам | 1 | |
| Построение треугольника по трем сторонам | 1 | |
| Решение задач« Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
| Решение задач« Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
| Решение задач« Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
| Контрольная работа №5 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
| Повторение. Решение задач. (10 часов) | | |
| Повторение. Решение задач. Начальные геометрические сведения | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Начальные геометрические сведения | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Треугольники. | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Треугольники. | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Треугольники. | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Параллельные прямые. | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Параллельные прямые. | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Параллельные прямые. | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |
| Повторение. Решение задач. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |
69-70. | Резерв. | 2 | |
| Итого. | 70 | |
24