РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
8 класс
Количество часов в год 105 / в неделю 3
I полугодие |
Количество часов | Часов в неделю | Контроль- ных работ | Зачетов | Тестов | | | | Админист- ративных р. |
48 | 3 | 5 | | | | | | |
II полугодие |
57 | 3 | 5 | | | | | | |
Планирование составлено на основе: Программы.Алгебра 7-9 классы./ Авт.-сост. И.И. Зурабова, А.Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2007
(указать документ)
Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра-8. Ч.1. Учебник. – М.: Мнемозина, 2009 Мордкович А.Г., Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра-8. Ч.2.Задачник. – М.: Мнемозина, 2009
(название, автор, год издания)
Методическое обеспечение:
учителя Стандарты основного общего образования по математике; математика 5-9 классы развернутое тематическое планирование базовый уровень, поурочные планы по учебнику А.Г. Мордковича (авт.-сост. Е.А. Ким). – Волгоград: Учитель, 2010; Л.А. контрольные и самостоятельные работы по алгебре для 8 класса. – М.: Мнемозина, 2009; А.Г. Мордкович Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты – М.: Мнемозина, 2008; В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина Тестовые задания к основным учебникам 8 класс. М.: Эксмо 2009.
ученика Мордкович А.Г. Алгебра-8. Ч.1. Учебник. – М.: Мнемозина, 2009 Мордкович А.Г., Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра-8. Ч.2.Задачник. – М.: Мнемозина, 2009
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
I четверть |
1. | Повторение | 5 |
2. | Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями. | 21 |
3. | Функция у=. Свойства квадратного корня. | 1 |
II четверть |
4. | Функция у=. Свойства квадратного корня. | 16 |
5. | Квадратичная функция. Функция y=k/x. | 5 |
III четверть |
6. | Квадратичная функция. Функция y=k/x. | 12 |
7. | Квадратные уравнения. | 18 |
IV четверть |
8. | Квадратные уравнения. | 3 |
9. | Неравенства. | 15 |
10. | Повторение | 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса алгебры за 8 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной государственной программы, на основании учебного материала учебника «Алгебра 8» Мордковича А.Г. и задачника к этому учебнику. Программа курса за 8 класс рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 часов в год.
Цель изучения алгебры в 8 классе - это продолжить формировать понимание учащимися того, что математика- предмет, позволяющий правильно ориентироваться в окружающей действительности; предмет, который реальные процессы описывает на особом математическом языке; развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика), усвоение аппарата уравнений (квадратных) как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной ( функции: y=kx, y=ax2, y=, y=ax2+bx+c, y=) подготовки школьников.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач.
Программа предусматривает использование технологии планирования системы уроков (принцип блоков), развивающего обучения (принципы: обучение на высоком уровне сложности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения; развитие всех учащихся естественно, учитывая, что у каждого из них свой потолок). На уроках используются элементы проблемного изложения, дифференциального образования. В задачнике даны упражнения трех уровней трудности и в достаточном количестве, что позволяет осуществлять на уроках и в домашней работе дифференциальный подход к учащимся.
Являясь частью единого полихудожественного пространства общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов ХЭЦ, в ходе усвоения содержания курса алгебры в 8 классе учащиеся получают возможность:
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развивать логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический) для иллюстраций, интерпретаций, аргументаций и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Принципы, на которых основана система работы:
- доходчивое объяснение нового материала (использование алгоритмов, таблиц, схем);
- обязательная отработка умений выполнять простейшие задания по теме;
- отработка умений четко, грамотно (логически) строить свой ответ;
- систематическое включение в урок заданий повышенной сложности для развития сильных учащихся.
Формирование ключевых компетенций на уроках алгебры:
1. Критическое мышление, способность к анализу;
2. Умение анализировать, оценивать результаты работы;
3. Коммуникабельность, способность к обобщению, умение работать в коллективе;
4. Ответственность за принятое решение;
5. Способность быстрого восприятия учебного материала;
6. Развитие визуального внимания;
7. Самостоятельность, способность к самообразованию;
8. Умение планировать работу по выполнению задания;
9. Формирование информационной культуры.
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать/ понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
должны уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить квадратные корни, степени с целым показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, систем двух линейных уравнений и несложных нелинейных уравнений;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Календарно-тематический план по алгебре 8 класс
(3 ч в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во уроков |
Повторение | 5 |
1 | Алгебраические выражения | 1 |
2 | Степень, свойства степени. Линейные уравнения. | 1 |
3 | Функции, их свойства и графики. | 1 |
4 | Решение текстовых задач. | 1 |
5 | Вводная контрольная работа | 1 |
Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями. | 21 |
6 | §1. Основные понятия. | 1 |
7,8 | §2. Основное свойство алгебраической дроби. | 2 |
9,10 | §3. Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 |
11-14 | §4. Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | 4 |
15 | Контрольная работа 1 | 1 |
16,17 | §5. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. | 2 |
18-20 | §6. Преобразование рациональных выражений. | 3 |
21,22 | §7. Первые представления о решении рациональных уравнений. | 2 |
23-25 | §8. Степень с отрицательным целым показателем. | 3 |
26 | Контрольная работа 2 | 1 |
Функция у=. Свойства квадратного корня. | 17 |
27 | §9. Множество рациональных чисел. | 1 |
28,29 | §10. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. | 2 |
30 | §11. Иррациональные числа. | 1 |
31 | §12. Множество действительных чисел. | 1 |
32,33 | §13. Функция у=, ее свойства и график. | 2 |
34,35 | §14. Свойства квадратных корней. | 2 |
36-39 | §15. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. | 4 |
40 | Контрольная работа 3 | 1 |
41-43 | §16. Модуль действительного числа. | 3 |
Квадратичная функция. Функция y=k/x | 17 |
44-46 | §17. Функция y=kx2, ее свойства и график. | 3 |
47,48 | §18. Функция y=k/x, ее свойства и график. | 2 |
49 | Контрольная работа 4 | 1 |
50,51 | §19. Как построить график функции у=f (х+ l), если известен график функции y=f(x). | 2 |
52,53 | §20. Как построить график функции у=f (х)+m , если известен график функции y=f(x). | 2 |
54,55 | §21. Как построить график функции у=f (х+ l)+ m, если известен график функции y=f(x). | 2 |
56-58 | §22. Функция y=ax2+bx+c, ее свойства и график. | 3 |
59 | §23. Графическое решение квадратных уравнений. | 1 |
60 | Контрольная работа 5 | 1 |
Квадратные уравнения. | 21 |
61,62 | §24. Основные понятия. | 2 |
63-65 | §25. Формулы корней квадратного уравнения. | 3 |
66-68 | §26. Рациональные уравнения. | 3 |
69 | Контрольная работа 6 | 1 |
70-73 | §27. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | 4 |
74,75 | §28. Еще одна формула корней квадратного уравнения. | 2 |
76,77 | §29. Теорема Виета. | 2 |
78-80 | §30. Иррациональные уравнения. | 3 |
81 | Контрольная работа 7 | 1 |
Неравенства. | 15 |
82-84 | Свойства числовых неравенств. | 3 |
85-87 | Исследование функции на монотонность. | 3 |
88,89 | Решение линейных неравенств. | 2 |
90-92 | Решение квадратных неравенств. | 3 |
93 | Контрольная работа 8 | 1 |
94,95 | Приближенные значения действительных чисел. | 2 |
96 | Стандартный вид числа. | 1 |
97-103 | Повторение | 7 |
104 | Итоговая контрольная работа | 1 |
105 | Итоговый урок | 1 |
| Итого | 105 |
Литература
Для учителя:
Стандарты основного общего образования;
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. Дрофа 2008.;
Л.А. Александрова. Алгебра 8. Контрольные работы. М.: Мнемозина. 2009г.;
А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская Алгебра 7-9. Тесты. М.: Мнемозина. 2008г.;
Л.А. Александрова. Алгебра 8. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина. 2009г.;
Для ученика:
А.Г. Мордкович. Алгебра 8 класс. В двух частях (учебник и задачник). М.: Мнемозина. 2008г.
Дополнительная литература:
1. Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова: Тесты по алгебре к учебнику А.Г. Мордкович. Алгебра 8 класс
М.: Экзамен 2010;
2. В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина: Тестовые задания к основным учебникам 8 класс.М.: Эксмо 2009.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии на 2010 -2011 учебный год
Классы 8А
Учитель Видутова Татьяна Владимировна
Количество часов в год 70 / в неделю 2
I полугодие |
Количество часов | Часов в неделю | Контроль- ных работ | Зачетов | Тестов | | | | Админист- ративных р. |
32 | 2 | 3 | | | | | | |
II полугодие |
38 | 2 | 3 | | | | | | |
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 класс/ Составители: Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г.- М.: Дрофа, 2004
(указать документ)
Учебник: Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2008
(название, автор, год издания)
Методическое обеспечение:
учителя Стандарты основного общего образования по математике; программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,2008; Геометрия в 7-9 классах: ( Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя/ Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко и др. М., 2008; Геометрия. Задачи на готовых чертежах для 7-9 классов / Э.Н. Балаян.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009; Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003; Дидактические материалы по геометрии для 8 класса общеобразовательных учреждений / В.А. Гусев, А.И. Медяник.- М.: Просвещение,2007; Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-11 классы.- М.: Дрофа, 2003.
ученика Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2008; Ю.П. Дудницын. Геометрия рабочая тетрадь 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,2010.
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
I четверть |
1. | Геометрические построения | 7 |
2. | Четырёхугольники | 11 |
II четверть |
3. | Четырёхугольники | 8 |
4. | Теорема Пифагора | 6 |
III четверть |
5. | Теорема Пифагора | 9 |
6. | Декартовы координаты на плоскости | 10 |
7. | Движение | 1 |
IV четверть |
8. | Движение | 6 |
9. | Векторы | 8 |
10. | Повторение | 4 |
Пояснительная записка
Учебная программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Государственного стандарта основного общего образования 2004 г.;
Базисного учебного плана;
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы/Составители: Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г._ М.: Дрофа, 2006.
Программы для общеобразовательных учреждений (М.: «Просвещение»2009).
Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.- М.: «Просвещение»2009.
Программа рассчитана на 68 часов. Количество часов в неделю-2 часа.
Геометрия - один из важных компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников, Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
усвоить систематические сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство ( выделение ключевых фигур, стандартные дополнительные построение, геометрическое место точек и т.д.)
приобрести опыт применения аналитического аппарата для решения геометрических задач.
Являясь частью единого полихудожественного пространства общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов ХЭЦ, в ходе усвоения содержания курса геометрии в 8 классе учащиеся получают возможность: приобретать конкретные знания о пространстве и практически значимых умений; формировать язык описания объектов окружающего мира; развивать пространственное воображение и интуицию, математическую культуру, эстетическое воспитание учащихся.
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
Планируемый уровень подготовки учащихся является базовым.
В результате реализации данной программы учащиеся должны знать:
что такое окружность: центр, радиус, диаметр, хорда; взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей; касательная к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки; окружность, вписанная в треугольник, описанная около треугольника;
что такое параллелограмм, его свойства и признаки; прямоугольник, квадрат, ромб, их его свойства и признаки; трапеция, средняя линия трапеции; теорему Фалеса;
теорему Пифагора; что такое синус, косинус, такгенс острого угла прямоугольного треугольника; решение прямоугольных треугольников; основное тригонометрическое тождество; формулы, связывающие синус, косинус и тангенс одного и того же угла;
что такое вектор; длина (модуль) вектора; равенство векторов; операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение; угол между векторами;
геометрические преобразования; примеры движения фигур; симметрия фигур; осевую симметрию и параллельный перенос; поворот и центральную симметрию;
уметь:
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин ( длин, углов), в том числе: определять значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы треугольников;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейших тригонометрические формулы;
- решения тригонометрических задач с использованием тригонометрии;
- построений геометрическими инструментами ( линейка, циркуль, транспортир).
Календарно-тематический план по геометрии 8 класс
(2 ч в неделю)
№ урока | Тема урока | Раздел учебника | Кол-во уроков |
§ 5 Геометрические построения | | 7 |
1 | Окружность. | 38 | 1 |
2 | Окружность, описанная около треугольника | 39 | 1 |
3 | Касательная к окружности. | 40 | 1 |
4 | Окружность, вписанная в треугольник | 41 | 1 |
5 | Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами. | 42,43 | 1 |
6 | Задачи на построение. | 44-47 | 1 |
7 | Задачи на построение. Контрольная работа 1.( на 25 мин.) | | 1 |
§ 6 Четырёхугольники | | 19 |
8 | Определение четырёхугольника. Параллелограмм. | 50 | 1 |
9 | Параллелограмм. | 51 | 1 |
10 | Свойство диагоналей параллелограмма. | 52 | 1 |
11,12 | Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма. | 53 | 2 |
13 | Прямоугольник. | 54 | 1 |
14 | Ромб. | 55 | 1 |
15 | Квадрат. | 56 | 1 |
16 | Решение задач. | | 1 |
17 | Контрольная работа 2 | | 1 |
18 | Теорема Фалеса | 57 | 1 |
19,20 | Средняя линия треугольника. Решение задач. | 58 | 2 |
21-23 | Трапеция. Средняя линия трапеции. Решение задач. | 59 | 3 |
24,25 | Теорема о пропорциональных отрезках. | 60 | 2 |
26 | Контрольная работа 3 | | 1 |
§ 7 Теорема Пифагора | | 15 |
27 | Косинус угла. | 62 | 1 |
28,29 | Теорема Пифагора. Египетский треугольник. | 63,64 | 2 |
30 | Перпендикуляр и наклонная. | 65 | 1 |
31 | Неравенство треугольника. | 66 | 1 |
32 | Решение задач. | | 1 |
33-35 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | 67 | 3 |
36,37 | Основные тригонометрические тождества | 68 | 2 |
38,39 | Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. | 69 | 2 |
40 | Решение задач. | | 1 |
41 | Контрольная работа 4 | | 1 |
§ 8 Декартовы координаты на плоскости | | 10 |
42 | Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка. | 71,72 | 1 |
43 | Расстояние между точками. | 73 | 1 |
44 | Уравнение окружности. | 74 | 1 |
45 | Уравнение прямой. | 75 | 1 |
46 | Координаты точки пересечения прямых. | 76 | 1 |
47 | Расположение прямой относительно системы координат. | 77 | 1 |
48 | Угловой коэффициент в уравнении прямой. | 78 | 1 |
49 | График линейной функции. | 79 | 1 |
50,51 | Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 00 до 1800. | 81 | 2 |
§ 9 Движение | | 7 |
52 | Преобразование фигур. Свойства движения. | 82,83 | 1 |
53,54 | Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой. | 84,85 | 2 |
55,56 | Поворот. Параллельный перенос и его свойства. | 86,87 | 2 |
57 | Решение задач. | | 1 |
58 | Контрольная работа 5 | | 1 |
§ 10 Векторы | | 8 |
59,60 | Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. | 91,92 | 2 |
61,62 | Координаты вектора. Сложение векторов. Сложение сил. | 93-95 | 2 |
63-65 | Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. | 96,98 | 3 |
66 | Контрольная работа 6 | | 1 |
| Итоговое повторение | | 4 |
| Итого | | 70 |
Литература
Для учителя:
Стандарты основного общего образования;
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. Дрофа 2008.;
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. М. «Просвещение» 2009.
Геометрия. Развернутое тематическое планирование по программе А.В. Погорелова. 7-11 классы. Волгоград. «Учитель» 2010
Для ученика:
А.В. Погорелов. Геометрия учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2008;
Ю.П. Дудницын. Геометрия. Рабочая тетрадь 8 класс. М.: «Просвещение» 2008;
Дополнительная литература:
1. Э.Н. Балаян. Геометрия. Задачи на готовых чертежах 7-9 классы. Ростов-на- Дону. Феникс 2009
2. Н. Мельникова, Г. Лудина Геометрия. Дидактические материалы для 7-9 классов. М.: Мнемозина
1998