Пояснительная записка
к рабочей программе по математике в 5 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года № 273.
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет математика.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2013 г.) и учебником «Математика», 5 класс, М.Н.Перовой, Г.М.Капустиной г. Москва, «Просвещение», 2013 год.
Математика решает следующие задачи:
• формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
• максимальное общее развитие учащихся, коррекцию недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
• воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю. Один час в неделю выделяется на изучение геометрического материала.
По учебному плану на курс математики отводится час.
I четв.- ч III четв.- ч
II четв.- ч IV четв.- ч
Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти, в конце года.
Всего проводится 4 контрольной работы.
Календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата | Примечание |
| I четверть | | | |
1 | Повторение нумерации чисел в пределах 100. | 1 | | |
2 | Сравнение чисел в пределах 100. | 1 | | |
3,4 | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. | 2 | | |
5 | Преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости. | 1 | | |
6,7 | Умножение и деление чисел в пределах 100. | 2 | | |
8 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | | |
9 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | | |
10 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | | |
11,12 | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. | 2 | | |
13 | Образование, чтение, запись чисел до 1000. | 1 | | |
14 | Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. | 1 | | |
15 | Определение количества единиц, десятков, сотен в числе. | 1 | | |
16 | Счет до 1000 разрядными единицами и равными числовыми группами. | 1 | | |
17 | Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | | |
18 | Умение отложить любое число в пределах 1000 на калькуляторе и счетах. | 1 | | |
19 | Сравнение чисел в пределах 1000. | 1 | | |
20,21 | Округление чисел в пределах 1000. | 2 | | |
22 | Римские цифры. Обозначение чисел I—XII. | 1 | | |
23 | Контрольная работа. | 1 | | |
24 | Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | 1 | | |
| II четверть | | | |
25 | Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. | 1 | | |
26 | Единицы измерения длины: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м. | 1 | | |
27 | Единицы измерения массы: грамм, тонна (1 г, 1 т), соотношения 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. | 1 | | |
28,29,30 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 3 | | |
31,32 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | 2 | | |
33 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000, их проверка. | 1 | | |
34 | Простые арифметические задачи на разностное сравнение чисел. | 1 | | |
35 | Простые арифметические задачи на кратное сравнение чисел. | 1 | | |
36,37 | Сложение чисел с переходом через разряд единиц. | 2 | | |
38,39 | Сложение чисел с переходом через разряд десятков. | 2 | | |
40 | Нахождение суммы трех слагаемых. | 1 | | |
41,42 | Сложение чисел с двумя переходами через разряд единиц и десятков. | 2 | | |
43,44 | Вычитание чисел с переходом через разряд. | 2 | | |
45 | Вычитание чисел из 1 000. | 1 | | |
46 | Контрольная работа. | 1 | | |
47 | Задачи в 2-3 арифметических действия. | 1 | | |
48 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000. | 1 | | |
| III четверть | | | | |
49 | Получение долей. Сравнение долей. | 1 | | |
50 | Образование, запись, чтение обыкновенных дробей. | 1 | | |
51 | Числитель и знаменатель дроби. | 1 | | |
52 | Правильные и неправильные дроби. | 1 | | |
53 | Сравнение дробей с одинаковыми числителями. | 1 | | |
54 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | |
55 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата) вида 3/5± 1/5. | 1 | | Учебник 6 кл. |
56 | Деление 0. Деление на 1. | 1 | | |
57 | Умножение 10, 100 и на 10, 100. | 1 | | |
58 | Деление на 10, 100 без остатка. | 1 | | |
59 | Деление на 10, 100 с остатком. | 1 | | |
60,61 | Преобразование чисел, полученных при измерении. | 2 | | |
62 | Меры времени: год, високосный год. | 1 | | |
63 | Термометр, шкала, цена деления. Определение температуры воздуха с помощью термометра по шкале положительных значений. | 1 | | |
64,65,66 | Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число. | 3 | | |
67,68,69 | Письменное умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 3 | | |
70,71,72 | Письменное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 3 | | |
73,74 | Проверка действий умножения и деления. | 2 | | |
75 | Контрольная работа. | 1 | | |
76,77,78, 79,80 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. | 5 | | |
| IV четверть | | | |
81,82,83, 84 | Письменное умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 4 | | |
85,86,87 | Письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 3 | | |
88 | Письменное деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 1 | | |
89,90,91 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 3 | | |
92 | Нумерация чисел в пределах 1 000. Таблица разрядов и классов. | 1 | | |
93 | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. | 1 | | |
94 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 | | |
95 | Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000, их проверка. | 1 | | |
96 | Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. | 1 | | |
97 | Устное умножение и деление круглых десятков, сотен, двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. | 1 | | |
98 | Письменное умножение чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 1 | | |
99 | Письменное деление чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 1 | | |
100 | Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Виды дробей. | 1 | | |
101 | Контрольная работа. | 1 | | |
102 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. | 1 | | |
| Геометрический материал | | | |
1 | Линия, отрезок, луч. Углы (повторение). | 1 | | |
2 | Треугольник. Элементы треугольника: углы, стороны, вершины. | 1 | | |
3 | Основание, боковые, смежные стороны в треугольнике. | 1 | | |
4,5,6 | Различение треугольников по видам углов. | 3 | | |
7,8,9 | Различение треугольников по длинам сторон. | 3 | | |
10,11 | Построение треугольников по заданным длинам сторон. | 2 | | |
12 | Прямоугольник (квадрат). Элементы прямоугольника (квадрата). | 1 | | |
13 | Основание, боковые, смежные стороны в прямоугольнике (квадрате). | 1 | | |
14 | Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон. | 1 | | |
15,16 | Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. | 2 | | |
17 | Куб: грани, ребра, вершины. | 1 | | Учебник 9 кл. |
18 | Прямоугольный параллелепипед (брус): грани, ребра, вершины. | 1 | | Учебник 9 кл. |
19 | Цилиндр. Узнавание и называние цилиндра. | 1 | | Учебник 9 кл. |
20 | Конус. Узнавание и называние конуса. | 1 | | Учебник 9 кл. |
21 | Линии, отрезки: взаимно перпендикулярные, знак «┴ ». | 1 | | |
22 | Линии, отрезки взаимно параллельные, знак «||». | 1 | | |
23 | Черчение взаимно перпендикулярных прямых с помощью чертежного угольника и линейки. | 1 | | |
24 | Черчение взаимно параллельных прямых с помощью чертежного угольника и линейки. | 1 | | |
25 | Осевая симметрия. Ось симметрии. | 1 | | Учебник 7 кл. |
26 | Предметы и фигуры, симметричные относительно оси симметрии. | 1 | | Учебник 7 кл. |
27,28 | Построение симметричных точек, отрезков относительно оси симметрии. | 2 | | Учебник 7 кл. |
29 | Построение треугольников по заданным длинам сторон. | 1 | | |
30 | Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон. | 1 | | |
31 | Куб (прямоугольный параллелепипед): грани, ребра, вершины. | 1 | | Учебник 9 кл. |
32 | Цилиндр, конус. Узнавание и называние цилиндра, конуса. | 1 | | Учебник 9 кл. |
33 | Черчение взаимно перпендикулярных и взаимно параллельных прямых с помощью чертежного угольника и линейки. | 1 | | |
34,35 | Построение симметричных точек, отрезков относительно оси симметрии. | 2 | | Учебник 7 кл. |
Содержание программы
Нумерация
Повторение нумерации чисел в пределах 100.
Образование, чтение, запись чисел до 1000.
Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Таблица разрядов. Класс единиц. Определение количества единиц, десятков, сотен в числе.
Счет до 1000 разрядными единицами и равными числовыми группами по 5, 50, 500, 2, 20, 200, 25, 250.
Умение отложить любое число в пределах 1000 на калькуляторе и счетах.
Округление чисел в пределах l 000 до десятков, сотен, знак
.
Сравнение чисел, в том числе разностное и кратное.
Римские цифры. Обозначение чисел I-XII.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины и массы: километр, килограмм, грамм, тонна (1 км, 1 кг, 1 г, 1 т); соотношение единиц измерения: 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м; 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц.
Денежная купюра. 1000 р., 500 р. (замена нескольких купюр достоинством 100 р., 50 р. на купюру 500 р., 1000 р.; размен по 100 р., по 50 р.).
Меры времени: год, високосный год, 1 год = 365 (366) суткам.
Сравнение и преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы.
Термометр, шкала, цена деления. Определение температуры воздуха с помощью термометра по шкале положительных значений.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (все случаи).
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами без выполнения преобразований и с преобразованием (55 см + 45 см; 4 м 85 см + 15 см; 1 м- 68 см; 6 м -75 см). Деление 0. Деление на 1. Умножение 10, 100 и на 10, 100. Деление на 10, 100 без остатка и с остатком. Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 2; 400 2; 120 2; 300: 3; 450: 5).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода и с переходом через разряд. Проверка действий умножения и деления.
Доли и дроби
Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись, чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата) вида 3/5 ± 1/5.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи в 2-3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Треугольник. Элементы треугольника: углы, стороны, вершины. Основание, боковые, смежные стороны в треугольнике. Виды треугольников. Различение треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по заданным длинам сторон.
Прямоугольник (квадрат). Элементы прямоугольника: углы, стороны, вершины. Основание, боковые, смежные стороны в прямоугольнике (квадрате). Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.
Куб, прямоугольный параллелепипед (брус). Грани, ребра, вершины. Цилиндр, конус. Узнавание и называние цилиндра, конуса.
Линии, отрезки: взаимно перпендикулярные (знак «
взаимно параллельные (знак «
»). Черчение взаимно перпендикулярных и взаимно параллельных прямых с помощью чертежного угольника и линейки.
Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы и фигуры, симметричные относительно оси симметрии. Построение симметричных точек, отрезков относительно оси симметрии.
Учащиеся должны усвоить базовые представления о (об):
• способах получения трехзначных чисел и 1 000;
• разрядных единицах (сотни, единицы тысяч) и их соотношениях; классе единиц;
• округлении чисел до десятков, сотен;
• единицах измерения длины, массы, времени (1 км, 1 т, 1 год) и о соотношениях единиц измерения этих величин;
• умножении и делении на 10, 100;
• делении 0;
• образовании обыкновенных дробей, числителе и знаменателе дроби; видах дробей;
• сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата);
• диагоналях прямоугольника (квадрата) и их свойствах;
• взаимно перпендикулярных и взаимно параллельных прямых;
• кубе, прямоугольном параллелепипеде (брусе) и названии элементов этих тел;
• цилиндре, конусе на уровне узнавания, называния.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
•Считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1000 и равными группами в прямой и обратной последовательности;
• читать, записывать, откладывать на калькуляторе, счетах, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1 000; пользоваться знаком округления;
• выделять и называть разрядные единицы;
• читать и записывать римские цифры и числа I-XII;
• определять температуру воздуха с помощью термометра (шкала положительных значений);
• устно складывать и вычитать круглые сотни, сотни и десятки в пределах 1000; делить 0 и делить на 1; умножать 10 и 100, а также на 10 и 100; делить на 10 и 100;
• письменно выполнять сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число, выполнять проверку всех действий;
• измерять длину в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах, метрах; измерять массу в граммах, килограммах;
• записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения длины, стоимости, массы;
• представлять числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в более мелких или более крупных мерах;
• сравнивать числа, полученные при измерении;
• выполнять устно сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;
• получать, записывать, читать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель, сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями;
• складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата);
• решать простые текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого по известной разности и вычитаемому, на нахождение неизвестного вычитаемого по известному уменьшаемому и разности; задачи в 2-3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
• сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон;
• строить треугольники по заданным длинам сторон;
• строить диагонали прямоугольника (квадрата);
• строить взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые, использовать знаки «
»
• строить точки, отрезки, симметричные относительно оси симметрии;
• называть элементы куба, прямоугольного параллелепипеда (бруса);
• узнавать и называть цилиндр, конус;
• пользоваться некоторыми буквами латинского алфавита для обозначения геометрических фигур.
2-й уровень
• Считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1000 в прямой числовой последовательности, равными числовыми группами;
• читать, записывать, откладывать на калькуляторе, сравнивать числа в пределах 1 000;
• выделять и называть разрядные единицы;
• определять температуру воздуха с помощью термометра по шкале положительных значений (с помощью учителя);
• устно складывать и вычитать круглые сотни в пределах 1000;
• устно умножать и делить круглые сотни и десятки на однозначное число (80 2; 600 : 2);
• письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000 (можно пользоваться таблицей умножения, калькулятором);
• употреблять в речи название компонентов и результатов действий умножения и деления;
• измерять длину в сантиметрах, дециметрах, метрах; измерять массу в килограммах;
• записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения стоимости, длины, массы;
• сравнивать числа, полученные при измерении;
• складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины без преобразований (45 см- 34 см; 45 см 14 мм- 24 см; 45см 14мм-24см 7мм);
• получать, записывать, читать обыкновенные дроби, различать числитель и знаменатель;
• решать простые текстовые задачи на разностное сравнение, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания, составные - в два действия (с помощью учителя);
• сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон; находить сходство и различие прямоугольников (квадратов);
• строить диагонали прямоугольника (квадрата);
• строить взаимно перпендикулярные прямые (с помощью учителя);
• узнавать и называть цилиндр, конус.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебная литература:
М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика» (учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
дидактический материал по главным темам курса;
2. Научно-методическая литература:
Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2007;
Т.К.Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989;
В.Н.Куликова. Тестовые задания по математике.- Самара: Современные образовательные технологии, 2009;
интернет-ресурсы;
3. Литература для учащихся:
- М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика» (учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
-- М.Н.Перова, И.М. Яковлева Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., «Просвещение», 2012 г.
- А. Г. Саламатова. Справочник по математике (геометрия) для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.- Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 г.