Пояснительная записка
к рабочей программе по математике в 9 классе
Рабочая программа по предмету «Математика» 6 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29.12.2012;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 №4/15).
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет математика.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2013 г.) и учебником «Математика», 9 класс, М.Н.Перовой, г. Москва, «Просвещение», 2013 год.
Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
Актуальность разработки данной рабочей программы состоит в том, что обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, основная цель которого является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально – трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Также предусмотрены и индивидуальные, индивидуально - групповые, групповые, коллективные формы работы, работа в парах и другие.
На уроках математики предлагается использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- объяснительно-иллюстративный метод(учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение детьми информации);
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ путей ее решения);
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой); наглядные (наблюдения, демонстрация); практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры) и другие.
Согласно учебному плану, рекомендуемому примерной АООП, на изучение предмета «Математика» в 9 классе предусматривается 4 часа в неделю (132 часа в год). Один час в неделю выделяется на изучение геометрического материала.
I четв.- ч III четв.- ч
II четв.- ч IV четв.- ч
Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти, в конце года.
Всего проводится 4 контрольной работы.
Тематический план по математике в 9 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Сроки | Наглядность | Словарная работа |
| I четверть | | | | |
1,2 | Повторение нумерации целых чисел в пределах 1 000 000. | 2 | | Таблица разрядов и классов | нумерация |
3,4 | Дроби обыкновенные и десятичные. | 2 | | Таблица-образец | |
5 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | | Таблица разрядов и классов | |
6 | Числа, полученные при измерении длины, массы, стоимости, времени. | 1 | | Таблица мер | |
7 | Римские и арабские цифры. | 1 | | Таблица-образец, индивидуальные карточки | римские арабские |
8,9 | Преобразование десятичных дробей. | 2 | | Таблица-образец | |
10 | Сравнение десятичных дробей. | 1 | | Таблица-образец | |
11,12 | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. | 2 | | Таблица, памятки | |
13,14 | Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении. | 2 | | Таблица, памятки | |
15-18 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Использование калькулятора. | 4 | | Образец | |
19 | Контрольная работа. | 1 | | | |
20-24 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. | 5 | | Таблица | |
| II четверть | | | | |
25,26 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. | 2 | | Образцы | |
27 | Умножение чисел, полученных при измерении, на двузначное число. Использование калькулятора. | 1 | | Образцы, калькулятор | калькулятор |
28 | Деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число. Использование калькулятора. | 1 | | Образцы, калькулятор | |
29 | Процент. Обозначение: 1%. | 1 | | Таблица | процент |
30,31 | Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью. | 2 | | Образец | |
32 | Нахождение 1 % числа. | 1 | | Таблица | |
33,34 | Нахождение нескольких процентов числа. | 2 | | Памятки | |
35,36 | Замена нахождения нескольких процентов от числа нахождением дроби от числа. | 2 | | Таблица-образец | |
37 | Нахождение числа по одному проценту. | 1 | | Образец | |
38 | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной. | 1 | | Таблица | |
39,40 | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. | 2 | | Образец | |
41 | Дроби конечные и бесконечные (периодические). | 1 | | Образец | |
42 | Простая задача на нахождение процентов от числа. | 1 | | Краткая запись задач | |
43 | Контрольная работа. | 1 | | | |
44 | Простая задача на нахождение числа по 1 проценту. | 1 | | Краткая запись задач | |
45 | Задачи на нахождение числа по одной его части (проценту). | 1 | | | |
46,47 | Решение задач на нахождение процентов от числа. | 2 | | | |
| III четверть | | | | |
48,49 | Образование и виды дробей. | 2 | | Таблица | числитель знаменатель |
50,51,52 | Преобразование дробей. | 3 | | Образец | |
53,54 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | | Таблица-образец | колонна |
55,56,57, 58,59 | Умножение и деление десятичных дробей. | 5 | | Таблица-образец | |
60,61,62 | Действия с десятичными дробями | 3 | | Образец решения примеров | |
63,64,65 | Задачи на встречное движение. | 3 | | Чертежи к задачам, формулы | расстояние |
66,67,68 | Задачи на движение в разных направлениях. | 3 | | Чертежи к задачам, формулы | расстояние |
69 | Контрольная работа. | 1 | | | |
70,71,72, 73,74 | Все действия с целыми числами. | 5 | | | |
75,76 | Действия с дробями. | 2 | | | |
| IV четверть | | | | |
77 | Преобразование десятичных дробей. | 1 | | Таблица-образец | |
78 | Сравнение десятичных дробей. | 1 | | Таблица-образец | |
79 | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. | 1 | | Таблица, памятки | |
80 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Использование калькулятора. | 1 | | Образец | |
81 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. | 1 | | Таблица | |
82,83 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. | 2 | | Образцы | |
84 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число. Использование калькулятора. | 1 | | Образцы | |
85 | Нахождение 1 % числа. | 1 | | Таблица | |
86 | Нахождение нескольких процентов числа. | 1 | | Памятки | |
87 | Простая задача на нахождение процентов от числа. | 1 | | Краткая запись задач | |
88 | Простая задача на нахождение числа по 1 проценту. | 1 | | Краткая запись задач | |
89,90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | | Таблица-образец | |
91,92 | Решение задач на движение. | 2 | | Чертежи к задачам, формулы | расстояние |
93,94 | Действия с дробями. | 2 | | Таблица | |
95 | Контрольная работа. | 1 | | | |
96,97 | Все действия с целыми числами. | 2 | | | |
| Геометрический материал | | | | |
1 | Линии. Линейные меры. | 1 | | Плакат | |
2 | Квадратные меры. | 1 | | Таблица | |
3 | Меры земельных площадей. | 1 | | Таблица | |
4 | Геометрические тела. Прямоугольный параллелепипед (куб). | 1 | | Набор геометрических тел | параллелепипед |
5,6 | Развертка куба и прямоугольного параллелепипеда. | 2 | | Образцы | параллелепипед |
7 | Объем геометрического тела. Обозначение:V. Единицы измерения объема, соотношения. | 1 | | Набор предметов, таблица | объем |
8,9 | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | | Набор предметов, плакат | параллелепипед |
10,11 | Запись чисел, полученных при измерении объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование. | 2 | | Образец | |
12,13,14 | Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба). | 3 | | Формулы нахождения объемов | |
15 | Геометрические тела: призма, пирамида. Узнавание, называние. | 1 | | Набор геометрических тел | призма, пирамида |
16,17 | Геометрические фигуры. Задачи на вычисление периметра. | 2 | | Набор геометрических фигур, формулы | периметр |
18,19 | Задачи на вычисление площади. | 2 | | Формулы | |
20 | Взаимное положение фигур на плоскости. | 1 | | Плакат | |
21 | Построение симметричных фигур относительно оси, центра симметрии. | 1 | | Плакат | симметрия |
22 | Геометрические тела. | 1 | | Геометрические тела. | |
23 | Числа, получаемые при измерении и вычислении объема. | 1 | | Таблица | |
24,25 | Задачи на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | | | |
26 | Геометрические фигуры. Задачи на вычисление периметра. | 1 | | Набор геометрических фигур, формулы | периметр |
27 | Задачи на вычисление площади. | 1 | | Формулы | |
28,29 | Построение симметричных фигур относительно оси, центра симметрии. | 2 | | Плакат | симметрия |
30 | Геометрические тела. Прямоугольный параллелепипед (куб). | 1 | | Геометрические тела. | параллелепипед |
31 | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | | Набор предметов, плакат | параллелепипед |
32 | Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | | Формулы нахождения объемов | |
33 | Геометрические тела: призма, пирамида. Узнавание, называние. | 1 | | Набор геометрических тел | призма, пирамида |
Содержание программы
Нумерация
Повторение нумерации целых чисел в пределах 1 000 000.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения объема: 1 куб. мм (
),1 куб. см (
, 1 куб. дм (
), 1 куб. м (
),1 куб. км (
), соотношения:1
1 000
,
=1 000
=1 000 000
Запись чисел, полученных при измерении объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000.
Сложение и вычитание целых чисел и чисел, полученных при измерении, в пределах 1 000 000.Умножение и деление целых чисел и чисел, полученных при измерении, на двузначное число.
Использование калькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении.
Дроби
Нахождение числа по одной его части.
Использование калькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному проценту.
Арифметические задачи
Задачи на нахождение числа по одной его части (проценту).
Задачи на встречное движение (все случаи) и на движение в разных направлениях (все случаи).
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Геометрический материал
Геометрические тела: призма, пирамида. Узнавание, называние.
Объем геометрического тела. Обозначение:V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм, 1 куб. см, 1 куб. дм, 1 куб. м, 1 куб. км. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):
проценте (название, запись);
нахождение одного процента от числа;
нахождение числа по одной его части (проценту);
объеме прямоугольного параллелепипеда (куба);
кубических единицах измерения;
призме, пирамиде
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
Читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
складывать, вычитать целые числа в пределах 1 000 000 и числа, полученные при измерении, умножать и делить их на двузначное число;
выполнять четыре арифметических действия с числами в пределах 1 000 000 с использованием калькулятора;
выполнять четыре арифметических действия с десятичными дробями с использованием калькулятора;
находить один и несколько процентов от числа;
находить число по одной его части (проценту);
решать задачи на встречное движение и движение в разных направлениях;
решать простые и составные задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда в кубических единицах;
узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
2-й уровень
Читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 100 000;
складывать, вычитать целые числа и числа, полученные при измерении, в пределах 1 0 000;
умножать и делить целые числа и числа, полученные при измерении, на двузначное число в пределах 1 0 000;
выполнять четыре арифметических действия с целыми числами до 100 000 с использованием калькулятора без предварительной оценки результата; умножение и деление на двузначное число;
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей с использованием калькулятора;
находить один процент от числа;
решать задачи на нахождение времени при встречном движении (допустима помощь учителя);
решать простые задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба) (допустима помощь учителя);
измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда (куба) в кубических единицах (с помощью учителя);
узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
Учебно-методическое обеспечение
1) Учебная литература:
М.Н.Перова «Математика» (учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
дидактический материал по главным темам курса;
2) Научно-методическая литература:
А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот (учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2007;
Т.К.Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989;
В.Н.Куликова. Тестовые задания по математике.- Самара: Современные образовательные технологии, 2009;
интернет-ресурсы;
3) Литература для учащихся:
- М.Н.Перова «Математика» (учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
-- М.Н.Перова, И.М. Яковлева Рабочая тетрадь 9 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., «Просвещение», 2012 г.
- А. Г. Саламатова. Справочник по математике (геометрия) для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ .-Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 г.