Пояснительная записка
к рабочей программе по математике в 6 классе
Рабочая программа по предмету «Математика» 6 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29.12.2012;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 №4/15).
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет математика.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2013 г.) и учебником «Математика», 6 класс, Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, г. Москва, «Просвещение», 2013 год.
Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
Актуальность разработки данной рабочей программы состоит в том, что обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, основная цель которого является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально – трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Также предусмотрены и индивидуальные, индивидуально - групповые, групповые, коллективные формы работы, работа в парах и другие.
На уроках математики предлагается использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- объяснительно-иллюстративный метод(учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение детьми информации);
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ путей ее решения);
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой); наглядные (наблюдения, демонстрация); практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры) и другие.
Согласно учебному плану, рекомендуемому примерной АООП, на изучение предмета «Математика» в 6 классе предусматривается 4 часа в неделю (136 часов в год). Один час в неделю выделяется на изучение геометрического материала.
I четв.- ч III четв.- ч
II четв.- ч IV четв.- ч
Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти, в конце года.
Всего проводится 4 контрольной работы.
Тематический план по математике в 6 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Сроки | Наглядность | Словарная работа |
| I четверть | | | | |
1,2 | Нумерация чисел в пределах 1000. | 2 | | Счеты, набор цифр | нумерация |
3,4 | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1 000. | 2 | | Счеты, набор цифр, таблица-образец | слагаемое вычитаемое уменьшаемое разность |
5,6 | Нахождение неизвестного числа. | 2 | | Таблицы-памятки | слагаемое вычитаемое уменьшаемое |
7,8 | Умножение и деление в пределах 1 000. | 2 | | Таблица-памятка | множитель произведение делимое |
9 | Простые и составные числа. | 1 | | Таблица | простые составные |
10,11 | Преобразование чисел, полученных при измерении. | 2 | | Таблица | масса километр килограмм |
12,13 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 2 | | Таблицы-памятки | грамм секунда |
14,15,16 | Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000 (нумерация чисел в пределах 10.000; нумерация чисел в пределах 100.000; нумерация чисел в пределах 1.000.000). | 3 | | Счеты, набор цифр | нумерация |
17 | Разряды и классы. Таблица разрядов и классов. | 1 | | Таблица разрядов и классов | |
18 | Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, одной единицы миллионов в числе. | 1 | | Таблица разрядов и классов | |
19 | Счет разрядными единицами и равными числовыми группами. | 1 | | Таблица разрядов и классов | |
20 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | | Таблица разрядов и классов | |
21 | Сравнение чисел в пределах 1 000 000. | 1 | | | |
22 | Умение отложить любое число в пределах 1 000 000 на счетах и калькуляторе. | 1 | | Счеты, калькулятор | калькулятор |
23 | Контрольная работа. | 1 | | | |
24 | Все действия с целыми числами. | 1 | | | |
| II четверть | | | | |
25,26 | Округление чисел до указанного разряда. | 2 | | Таблица | округление |
27 | Римские цифры XIII-XX. | 1 | | Таблица | римские арабские |
28 | Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени их соотношения. | 1 | | Меры длины, массы, стоимости, времени, их соотношения | масса, километр, килограмм |
29 | Термометр. | 1 | | Таблица, термометр | термометр |
30,31,32 | Арифметические действия с целыми числами. | 3 | | Таблица-образец | слагаемое, сумма, вычитаемое |
33,34 | Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах l 000 000. | 2 | | Таблица-образец | |
35,36 | Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд. | 2 | | Таблица-образец | слагаемое сумма вычитаемое |
37,38,39, 40 | Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд. | 4 | | Таблица-образец | слагаемое сумма вычитаемое |
41 | Контрольная работа. | 1 | | | |
42,43,44 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. | 3 | | Таблица-образец | |
45,46,47 | Проверка сложения и вычитания (в том числе с помощью калькулятора). | 3 | | Таблица-памятка | калькулятор |
| III четверть | | | | |
48 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 | | Меры длины, массы, стоимости, времени, их соотношения | масса километр килограмм |
49,50,51 | Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 3 | | Таблица-образец | грамм секунда |
52,53 | Устное умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000. | 2 | | Таблицы-памятки | множитель произведение |
54,55 | Устное деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000. | 2 | | Таблицы-памятки | делимое делитель частное |
56,57,58, 59,60 | Письменное умножение на однозначное число в пределах 1 000 000. | 5 | | Таблица-образец | множитель произведение |
61,62,63, 64,65 | Письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число. | 5 | | Таблица-образец | делимое делитель частное |
66,67 | Умножение и деление на 1 000, 10 000, 100 000. | 2 | | Таблица-образец | |
68,69 | Проверка умножения и деления. | 2 | | Таблица-памятка | множитель произведение |
70 | Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел. | 1 | | Таблицы, комплект «Доли круга» | целое число смешанное |
71 | Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей. | 1 | | Таблица | десятичная |
72 | Сравнение чтения и записи обыкновенной и десятичной дробей. | 1 | | | |
73 | Контрольная работа. | 1 | | | |
74 | Нахождение одной или нескольких частей от числа. | 1 | | Памятка | |
75 | Арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. | 1 | | | |
76 | Умение отложить десятичную дробь на калькуляторе. | 1 | | Калькуляторы | калькулятор |
77 | Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. | 2 | | Таблицы-памятки, чертежи к задачам, формулы | расстояние |
| IV четверть | | | | |
78 | Медицинский термометр, шкала, цена деления. | 1 | | Медицинский термометр | медицинский термометр |
79 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | | Таблица разрядов и классов | разрядные |
80 | Сравнение чисел в пределах 1 000 000. | 1 | | Таблица разрядов и классов | |
81 | Изображение чисел на счетах, калькуляторе. | 1 | | Счеты, калькулятор | калькулятор |
82 | Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени их соотношения. | 1 | | Единицы измерения длины, массы, стоимости, времени | масса |
83,84 | Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд. | 2 | | Памятки | слагаемое сумма вычитаемое |
85,86 | Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд. | 2 | | Памятки | слагаемое сумма вычитаемое |
87,88,89, 90 | Письменное умножение на однозначное число в пределах 1 000 000. | 4 | | Таблицы-памятки | множитель произведение |
91,92,93, 94 | Письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число. | 4 | | Таблицы-памятки | делимое делитель частное |
95 | Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел. | 1 | | Таблицы, комплект «Доли круга» | целое число смешанное |
96 | Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей. | 1 | | Таблица | десятичная |
97 | Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скорость и расстоянием. | 1 | | Таблицы-памятки, чертежи к задачам, формулы | расстояние |
98 | Контрольная работа. | 1 | | | |
99,100,101 | Все действия с целыми числами. | 3 | | | |
| Геометрический материал | | | | |
1 | Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Незамкнутые и замкнутые кривые, ломаные. | 1 | | Таблица, чертежные принадлежности | ломаная |
2 | Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, не пересекаются). | 1 | | Таблица | прямые пересекающиеся непересекающиеся |
3 | Взаимное положение прямых на плоскости (перпендикулярные), знак . | 1 | | Таблица | перпендикулярные |
4 | Взаимное положение прямых на плоскости (параллельные), знак . | 1 | | Таблица | параллельные |
5,6 | Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. | 2 | | Таблица | наклонные горизонтальные |
7,8 | Вычерчивание параллельных прямых на заданном расстоянии | 2 | | Таблица | параллельные |
9 | Уровень, отвес. | 1 | | Уровень, отвес, ватерпас, тарелка с водой, гирька | уровень отвес |
10,11 | Высота треугольника. | 2 | | Набор моделей треугольников | треугольник |
12,13,14 | Масштаб. | 3 | | Таблица, атлас | масштаб |
15,16,17, 18 | Периметр. Обозначение: Р. Вычисление периметра многоугольника. | 4 | | Формулы нахождения периметра | периметр |
19 | Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, не пересекаются). | 1 | | | прямые пересекающиеся непересекающиеся |
20 | Взаимное положение прямых на плоскости (перпендикулярные), знак . | 1 | | Таблица | перпендикулярные |
21 | Взаимное положение прямых на плоскости (параллельные), знак . | 1 | | Таблица | параллельные |
22 | Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. | 1 | | Таблица | наклонные горизонтальные |
23 | Уровень, отвес. | 1 | | Уровень, отвес, ватерпас, тарелка с водой, гирька | уровень отвес |
24,25 | Высота треугольника. | 2 | | | |
26,27,28 | Масштаб. | 3 | | Таблица, атлас | масштаб |
29,30, 31 | Периметр. Обозначение: Р. Вычисление периметра многоугольника. | 3 | | Формулы нахождения периметра | периметр |
Содержание программы
Нумерация
Образование, чтение, запись чисел в пределах l 000 000.
Разряды и классы. Таблица классов и разрядов.
Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, одной единицы миллионов в числе.
Счет разрядными единицами и равными числовыми группами в прямой и обратной последовательности сотнями, единицами тысяч, десятками тысяч, сотнями тысяч (200, 2 тыс., 20 тыс., 200 тыс.; 500, 5 тыс., 50 тыс., 500 тыс. в пределах 1 000 000).
Сравнение чисел в пределах l 000 000.
Умение отложить любое число в пределах l 000 000 на счетах и калькуляторе.
Округление чисел до указанного разряда.
Римские цифры XIII-ХХ.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения.
Термометр.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах l 000 000 (единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч).
Устное умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах l 000 000, устное деление разрядных единиц на однозначное число вида 3000 : 3; 4000 : 2; 40 000 : 4; 600 000: 6.
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах l 000 000 без перехода и с переходом не более чем через 3-4 десятичных разряда. Письменное умножение на однозначное число в пределах l 000 000, письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы, с последующим преобразованием результата.
Умножение и деление на 1 000, 10 000,100 000.
Проверка всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора).
Дроби
Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.
Нахождение одной или нескольких частей числа.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей. Сравнение чтения и записи обыкновенной и десятичной дробей. Умение отложить десятичную дробь на калькуляторе.
Медицинский термометр, шкала, цена деления.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. Уровень, отвес. Вычерчивание параллельных прямых на заданном расстоянии друг от друга.
Масштаб.
Высота треугольника.
Периметр. Обозначение Р. Вычисление периметра многоугольника.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о ( об):
• образовании, чтении, записи чисел в пределах 1 000 000;
• разрядах, классах единиц и тысяч, таблице классов и разрядов (6 разрядов);
• алгоритмах письменного и устного сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3-4 разряда;
• алгоритмах письменного умножения чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, деления четырехзначных чисел на однозначное число;
• смешанных числах;
• десятичных дробях;
• горизонтальном, вертикальном, наклонном положении объектов в пространстве;
• масштабе;
• высоте треугольника;
• периметре многоугольника.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• Читать, записывать, считать, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1 000 000;
• выделять классы и разряды в числах в пределах 1 000 000;
• выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000 без перехода через разряд;
• выполнять умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000;
• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3-4 десятичных разряда;
• выполнять умножение чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное;
• выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы;
• осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора);
• получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;
• находить одну, несколько частей числа (двумя действиями);
• читать, записывать десятичные дроби;
• определять температуру тела по показаниям термометра с точностью до десятых долей градуса Цельсия;
• решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;
• решать задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
• определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;
• чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга;
• практически пользоваться масштабом 2 : 1, 10 : 1 , 1 00 : 1;
• чертить высоты в треугольниках;
• вычислять периметр многоугольника.
2-й уровень
• Читать, записывать числа в пределах 10 000 (с помощью учителя);
• выделять разряды в числах в пределах 10 000 (с помощью учителя);
• выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 10 000;
• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода и с переходом в 1-2 десятичных разрядах (с помощью учителя);
• выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на однозначное число без перехода через разряд;
• выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы (с помощью учителя);
• осуществлять проверку выполнения сложения и вычитания с помощью калькулятора;
• получать, читать и записывать смешанные числа;
• находить одну часть числа;
• читать и записывать десятичные дроби;
• определять температуру тела по показаниям термометра с точностью до десятых долей градуса Цельсия (с помощью учителя);
• решать простые арифметические задачи на нахождение одной части числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;
• решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
• определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;
• чертить высоты в треугольниках (с помощью учителя);
• вычислять периметр многоугольника.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебная литература:
Г.М.Капустина, М.Н.Перова «Математика» (учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
дидактический материал по главным темам курса;
2. Научно-методическая литература:
Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2007;
Т.К.Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989;
В.Н.Куликова. Тестовые задания по математике.- Самара: Современные образовательные технологии, 2009;
интернет-ресурсы;
3. Литература для учащихся:
-Г.М.Капустина, М.Н.Перова «Математика» (учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;
-- М.Н.Перова, И.М. Яковлева Рабочая тетрадь 6 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., «Просвещение», 2012 г.
- А. Г. Саламатова. Справочник по математике (геометрия) для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ .-Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 г.