СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 6 класса адаптивной школы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, раскрывает содержание учебного материала, основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 6 класса адаптивной школы»

Пояснительная записка

к рабочей программе по математике в 6 классе

Рабочая программа по предмету «Математика» 6 класс составлена на основе следующих нормативных документов:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29.12.2012;

-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015);

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 №4/15).

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет математика.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2013 г.) и учебником «Математика», 6 класс, Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, г. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.

Актуальность разработки данной рабочей программы состоит в том, что обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, основная цель которого является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально – трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;






  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Также предусмотрены и индивидуальные, индивидуально - групповые, групповые, коллективные формы работы, работа в парах и другие.

На уроках математики предлагается использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью

- объяснительно-иллюстративный метод(учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

- репродуктивный метод (воспроизведение и применение детьми информации);

- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ путей ее решения);

- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

- исследовательский метод (учитель направляет, дети исследуют).

Наиболее продуктивным и интересным является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой); наглядные (наблюдения, демонстрация); практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры) и другие.

Согласно учебному плану, рекомендуемому примерной АООП, на изучение предмета «Математика» в 6 классе предусматривается 4 часа в неделю (136 часов в год). Один час в неделю выделяется на изучение геометрического материала.

I четв.- ч III четв.- ч

II четв.- ч IV четв.- ч

Контрольные работы проводятся в конце каждой четверти, в конце года.

Всего проводится 4 контрольной работы.











Тематический план по математике в 6 классе

п/п

Тема урока

Количество часов

Сроки

Наглядность

Словарная работа


I четверть





1,2

Нумерация чисел в пределах 1000.

2


Счеты, набор цифр

нумерация

3,4

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1 000.

2


Счеты, набор цифр, таблица-образец

слагаемое вычитаемое уменьшаемое разность

5,6

Нахождение неизвестного числа.

2


Таблицы-памятки

слагаемое вычитаемое уменьшаемое

7,8

Умножение и деление в пределах 1 000.

2


Таблица-памятка

множитель произведение делимое

9

Простые и составные числа.

1


Таблица

простые составные

10,11

Преобразование чисел, полученных при измерении.

2


Таблица

масса километр килограмм

12,13

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

2


Таблицы-памятки

грамм секунда

14,15,16

Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000

(нумерация чисел в пределах 10.000;

нумерация чисел в пределах 100.000;

нумерация чисел в пределах 1.000.000).

3


Счеты, набор цифр

нумерация

17

Разряды и классы. Таблица разрядов и классов.

1


Таблица разрядов и классов


18

Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, одной единицы миллионов в числе.

1


Таблица разрядов и классов


19

Счет разрядными единицами и равными числовыми группами.

1


Таблица разрядов и классов


20

Разложение чисел на разрядные слагаемые.

1


Таблица разрядов и классов


21

Сравнение чисел в пределах 1 000 000.

1




22

Умение отложить любое число в пределах

1 000 000 на счетах и калькуляторе.

1


Счеты, калькулятор

калькулятор

23

Контрольная работа.

1




24

Все действия с целыми числами.

1





II четверть





25,26

Округление чисел до указанного разряда.

2


Таблица

округление

27

Римские цифры XIII-XX.

1


Таблица

римские арабские

28

Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени их соотношения.


1


Меры длины, массы, стоимости, времени, их соотношения

масса, километр, килограмм

29

Термометр.

1


Таблица, термометр

термометр

30,31,32

Арифметические действия с целыми числами.

3


Таблица-образец

слагаемое, сумма, вычитаемое

33,34

Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах l 000 000.

2


Таблица-образец


35,36

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд.

2


Таблица-образец

слагаемое сумма вычитаемое

37,38,39,

40


Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд.

4


Таблица-образец

слагаемое сумма вычитаемое

41

Контрольная работа.

1




42,43,44

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000.

3


Таблица-образец


45,46,47

Проверка сложения и вычитания

(в том числе с помощью калькулятора).

3


Таблица-памятка

калькулятор


III четверть





48


Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

1


Меры длины, массы, стоимости, времени, их соотношения

масса километр килограмм

49,50,51

Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

3


Таблица-образец

грамм секунда

52,53

Устное умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000.

2


Таблицы-памятки

множитель произведение

54,55

Устное деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000.

2


Таблицы-памятки

делимое

делитель частное

56,57,58,

59,60

Письменное умножение на однозначное число в пределах 1 000 000.

5


Таблица-образец

множитель произведение

61,62,63,

64,65

Письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число.

5


Таблица-образец

делимое

делитель частное

66,67

Умножение и деление на 1 000, 10 000, 100 000.

2


Таблица-образец


68,69

Проверка умножения и деления.

2


Таблица-памятка

множитель произведение

70

Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.

1


Таблицы, комплект «Доли круга»

целое число смешанное

71

Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.

1


Таблица

десятичная

72

Сравнение чтения и записи обыкновенной и десятичной дробей.

1




73

Контрольная работа.

1




74

Нахождение одной или нескольких частей от числа.

1


Памятка


75

Арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа.

1




76

Умение отложить десятичную дробь на калькуляторе.

1


Калькуляторы

калькулятор

77

Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием.

2


Таблицы-памятки, чертежи к задачам, формулы

расстояние


IV четверть





78

Медицинский термометр, шкала, цена деления.

1


Медицинский термометр

медицинский термометр

79

Разложение чисел на разрядные слагаемые.

1


Таблица разрядов и классов

разрядные

80

Сравнение чисел в пределах 1 000 000.

1


Таблица разрядов и классов


81

Изображение чисел на счетах, калькуляторе.

1


Счеты, калькулятор

калькулятор

82

Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени их соотношения.

1


Единицы измерения длины, массы, стоимости, времени

масса

83,84

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд.

2


Памятки

слагаемое сумма вычитаемое

85,86

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд.

2


Памятки

слагаемое сумма вычитаемое

87,88,89,

90

Письменное умножение на однозначное число в пределах 1 000 000.

4


Таблицы-памятки

множитель произведение

91,92,93,

94

Письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число.

4


Таблицы-памятки

делимое

делитель частное

95

Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.

1


Таблицы, комплект «Доли круга»

целое число смешанное

96

Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.

1


Таблица

десятичная

97

Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скорость и расстоянием.

1


Таблицы-памятки, чертежи к задачам, формулы

расстояние

98

Контрольная работа.

1




99,100,101

Все действия с целыми числами.

3





Геометрический материал





1

Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Незамкнутые и замкнутые кривые, ломаные.

1


Таблица, чертежные принадлежности

ломаная

2

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, не пересекаются).

1


Таблица

прямые пересекающиеся непересекающиеся

3

Взаимное положение прямых на плоскости (перпендикулярные), знак .

1


Таблица

перпендикулярные

4

Взаимное положение прямых на плоскости (параллельные), знак .

1


Таблица

параллельные

5,6

Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное.

2


Таблица

наклонные горизонтальные

7,8

Вычерчивание параллельных прямых на заданном расстоянии

2


Таблица

параллельные

9

Уровень, отвес.

1


Уровень, отвес, ватерпас, тарелка с водой, гирька

уровень отвес

10,11

Высота треугольника.

2


Набор моделей треугольников

треугольник

12,13,14

Масштаб.

3


Таблица, атлас

масштаб

15,16,17,

18

Периметр. Обозначение: Р. Вычисление периметра многоугольника.

4


Формулы нахождения периметра

периметр

19

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, не пересекаются).

1



прямые пересекающиеся непересекающиеся

20

Взаимное положение прямых на плоскости (перпендикулярные), знак .

1


Таблица

перпендикулярные

21

Взаимное положение прямых на плоскости (параллельные), знак .

1


Таблица

параллельные

22

Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное.

1


Таблица

наклонные горизонтальные

23

Уровень, отвес.

1


Уровень, отвес, ватерпас, тарелка с водой, гирька

уровень отвес

24,25

Высота треугольника.

2




26,27,28

Масштаб.

3


Таблица, атлас

масштаб

29,30,

31

Периметр. Обозначение: Р. Вычисление периметра многоугольника.

3


Формулы нахождения периметра

периметр

Содержание программы

Нумерация

Образование, чтение, запись чисел в пределах l 000 000.

Разряды и классы. Таблица классов и разрядов.

Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, одной единицы миллионов в числе.

Счет разрядными единицами и равными числовыми группами в прямой и обратной последовательности сотнями, единицами тысяч, десятками тысяч, сотнями тысяч (200, 2 тыс., 20 тыс., 200 тыс.; 500, 5 тыс., 50 тыс., 500 тыс. в пределах 1 000 000).

Сравнение чисел в пределах l 000 000.

Умение отложить любое число в пределах l 000 000 на счетах и калькуляторе.

Округление чисел до указанного разряда.

Римские цифры XIII-ХХ.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения.

Термометр.

Арифметические действия

Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах l 000 000 (единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч).

Устное умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах l 000 000, устное деление разрядных единиц на однозначное число вида 3000 : 3; 4000 : 2; 40 000 : 4; 600 000: 6.

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах l 000 000 без перехода и с переходом не более чем через 3-4 десятичных разряда. Письменное умножение на однозначное число в пределах l 000 000, письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы, с последующим преобразованием результата.

Умножение и деление на 1 000, 10 000,100 000.

Проверка всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора).

Дроби

Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.

Нахождение одной или нескольких частей числа.

Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей. Сравнение чтения и записи обыкновенной и десятичной дробей. Умение отложить десятичную дробь на калькуляторе.

Медицинский термометр, шкала, цена деления.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Геометрический материал

Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. Уровень, отвес. Вычерчивание параллельных прямых на заданном расстоянии друг от друга.

Масштаб.

Высота треугольника.

Периметр. Обозначение Р. Вычисление периметра многоугольника.


Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о ( об):

• образовании, чтении, записи чисел в пределах 1 000 000;

• разрядах, классах единиц и тысяч, таблице классов и разрядов (6 разрядов);

• алгоритмах письменного и устного сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3-4 разряда;

• алгоритмах письменного умножения чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, деления четырехзначных чисел на однозначное число;

• смешанных числах;

• десятичных дробях;

• горизонтальном, вертикальном, наклонном положении объектов в пространстве;

• масштабе;

• высоте треугольника;

• периметре многоугольника.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

• Читать, записывать, считать, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1 000 000;

• выделять классы и разряды в числах в пределах 1 000 000;

• выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000 без перехода через разряд;

• выполнять умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000;

• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3-4 десятичных разряда;

• выполнять умножение чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное;

• выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы;

• осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора);

• получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;

• находить одну, несколько частей числа (двумя действиями);

• читать, записывать десятичные дроби;

• определять температуру тела по показаниям термометра с точностью до десятых долей градуса Цельсия;

• решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;

• решать задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач;

• определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;

• чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга;

• практически пользоваться масштабом 2 : 1, 10 : 1 , 1 00 : 1;

• чертить высоты в треугольниках;

• вычислять периметр многоугольника.

2-й уровень

• Читать, записывать числа в пределах 10 000 (с помощью учителя);

• выделять разряды в числах в пределах 10 000 (с помощью учителя);

• выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 10 000;

• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода и с переходом в 1-2 десятичных разрядах (с помощью учителя);

• выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на однозначное число без перехода через разряд;

• выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы (с помощью учителя);

• осуществлять проверку выполнения сложения и вычитания с помощью калькулятора;

• получать, читать и записывать смешанные числа;

• находить одну часть числа;

• читать и записывать десятичные дроби;

• определять температуру тела по показаниям термометра с точностью до десятых долей градуса Цельсия (с помощью учителя);

• решать простые арифметические задачи на нахождение одной части числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;

• решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

• определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;

• чертить высоты в треугольниках (с помощью учителя);

• вычислять периметр многоугольника.







Учебно-методическое обеспечение

1. Учебная литература:

  • Г.М.Капустина, М.Н.Перова «Математика» (учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;

  • дидактический материал по главным темам курса;

2. Научно-методическая литература:

  • Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2007;

  • Т.К.Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989;

  • В.Н.Куликова. Тестовые задания по математике.- Самара: Современные образовательные технологии, 2009;

  • интернет-ресурсы;

3. Литература для учащихся:

-Г.М.Капустина, М.Н.Перова «Математика» (учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); М., «Просвещение», 2013 г.;

-- М.Н.Перова, И.М. Яковлева Рабочая тетрадь 6 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., «Просвещение», 2012 г.

- А. Г. Саламатова. Справочник по математике (геометрия) для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ .-Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 г.