СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • , овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
  • умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

 

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения. Овладение учащимися первого класса основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования, в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе этот материал регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике»

п. Горняцкий Белокалитвинский район Ростовская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

"Утверждаю"

Директор МБОУ СОШ№10

Приказ от 30.08.2017 №121

_______________Петрова О.С



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике


Уровень общего образования: начальное общее образование


Класс: 1


Количество часов: 129 (4 часа в неделю)


Учитель: Мартыщенко Виктория Ивановна, высшая квалификационная категория



Программа разработана на основе УМК"Начальная школа 21века"

под рук. Н.Ф. Вино градовой изд."Вентана-Граф"2016г.



2017


МАТЕМАТИКА

1.Пояснительная записка



Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4

  2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки Россииот 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»).

  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  5. Постановление главного государственного врача РФ от 29.12.10 №189об утверждении Сан Пин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях

  6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования

7)Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса по математике и на основе авторской программы В.Н.Рудницкой.


8)

  • Устава МБОУ СОШ №10;

  • Учебного плана на 2017-2018 учебный год;

  • ООП ФГОС НОО МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год

  • Календарного графика МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год





Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

  • умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.


Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения. Овладение учащимися первого класса основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования, в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе этот материал регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.


Общая характеристика учебного курса

Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».

В первом классе начинается формирование первоначальных представлений о натуральном числе: учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и в обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три, …, двадцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами. Параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная на выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстает перед учащимися как описание некоторой реальной жизненной ситуации, решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий.

В первом классе в полном объеме изучается таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Важное место в формировании у учащихся умения работать с информацией принадлежит арифметическим текстовым задачам. Работа над задачами заключается в выработке умения не только их решать, но и преобразовывать текст: изменять одно из данных или вопрос, составлять и решать новую задачу с измененными данными и пр.

Измерение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. Первоклассники получают представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины – сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений – построению отрезков, ломаных и решению практических задач. Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу первого класса понятия об осевой симметрии.

Важной составляющей линии логического развития ученика является обучение первоклассников действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности его выполнения.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план отводит на изучение математики в 1 классе 4 ч в неделю, всего 132 ч в год.

(по плану – 132 ч., по факту – 129 ч., так как 3 урока выпадает на праздничные дни (23.02, 08.03, 09.03, 3, выполнение программы будет произведено за счёт уплотнения программного материала).

учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова. – 5 изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

2. Математика. 1 кл. Рабочая тетрадь. №1-3 / Кочурова Е.Э. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Я учусь считать. 1 кл. Рабочая тетрадь / Кочурова Е.Э. – М.: Вентана-Граф, 2012.

4. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. 1-4 кл. / Рудницкая В.Н. – М.: Вентана-Граф, 2012.



Методическое обеспечение


1. Рудницкая В.Н. Математика. 1-4 кл. Программа курса (CD-диск). – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Рудницкая В.Н. Математика. 1 кл. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Рудницкая В.Н. Математика. 1 кл. Дидактические материалы. №1-2. – М.: Вентана-Граф, 2012.

4. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика. 1-4 кл. Устные вычисления. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.

5. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2011. – (Оценка знаний).

6. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика. Комплект материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012.

7. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, Ю.М. Багдасарова [и др.]. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

8. Повторение и контроль знаний. Математика. 1-2 классы. Тесты, филворды, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / И.Е. Васильева, Т.А.. Гордиенко, Н.И. Селезнева. – М.: Планета, 2010. – (Качество обучения).

9. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: И.Е. Васильева, Т.А. Гордиенко. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

10. Математика. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

11. Математика. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

12. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева
[и др.]; – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

13. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

14. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

Технические средства обучения и оборудование


1. Компьютер. DVD-проектор. Магнитная доска.

2. Измерительные приборы: весы, часы.

3. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.

4. Наборы предметных картинок.

5. Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников (пирамиды, прямоугольный параллелепипед).

6. Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая ли­нейка со шкалой от 0 до 20, чертёжный угольник, циркуль, па­летка.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения


1. Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе: учебное электронное издание «Начальная школа, 1-4 классы». – ЗАО Телевизионное объединение «Продюсерский центр, Школа», 2004.

2. Математика и конструирование: электронное издание. – М.: ООО ДОС «Калуга», 2011.


2.Планируемые результаты освоения программы


Содержание программы ориентировано на достижение первоклассниками трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.


Личностные результаты освоения курса математики


У первоклассников начнется формирование:

  • самостоятельности мышления; умения устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

  • готовности и способности к саморазвитию;

  • мотивации к обучению;

  • способности характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

  • заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний;

  • готовности использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

  • способности преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

  • способности к самоорганизованности;

  • способности высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

  • приемов владения коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).


Метапредметные результаты освоения курса математики

У первоклассников начнется формирование:

  • приемов владения основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

  • понимания и принятия учебной задачи, поиска и нахождения способов ее решения;

  • планирования, контроля и оценки учебных действий;

  • определения наиболее эффективного способа достижения результата;

  • выполнения учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

  • умения создавать модели изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

  • понимания причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

  • адекватного оценивания результатов своей деятельности;

  • активного использования математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

  • готовности слушать собеседника, вести диалог;

  • умения работать в информационной среде.


Предметные результаты освоения курса математики

У первоклассников начнется формирование:

  • приемов овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

  • умений применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

  • владения устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

  • умения работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.




Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в первом классе ученик научится:

называть:

  • предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

  • натуральные числа от 1 до 20 в прямом порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

  • число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

  • геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);


различать:

  • число и цифру;

  • знаки арифметических действий;

  • круг и шар, квадрат и куб;

  • многоугольники по числу сторон (углов);

  • направления движения (слева направо, справа на лево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

  • числа в пределах 20, записанные цифрами;

  • записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5  2 = 10, 9 : 3 = 3;


сравнивать:

  • предмету с целью выявления в них сходства и различий;

  • предметы по размерам (больше, меньше);

  • два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

  • данные значения длины;

  • отрезки по длине;


воспроизводить:

  • результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

  • результаты табличного вычитания однозначных чисел;

  • способ решения задачи в вопросно-ответной форме;


распознавать:

  • геометрические фигуры;


моделировать:

  • отношения «больше», «меньше», «больше на…», «меньше на…» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

  • ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

  • ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;


характеризовать:

  • расположение предметов на плоскости и в пространстве;

  • расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

  • результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

  • предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

  • расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;


анализировать:

  • текст арифметической задаче: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;


классифицировать:

  • распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;


упорядочивать:

  • предметы (по высоте, длине, ширине);

  • отрезки в соответствии с их длинами;

  • числа ( в порядке увеличения или уменьшения);


конструировать:

  • алгоритм решения задачи;

  • несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);


контролировать:

  • свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);


оценивать:

  • расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

  • предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);


решать учебные и практические задачи:

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;

  • записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

  • решать простые текстовые арифметические задачи в одно действие;

  • измерять длину предмета с помощью линейки;

  • изображать отрезок заданной длины;

  • отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

  • выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

  • ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.


К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

сравнивать:

  • разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

  • воспроизводить способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

  • определять основание классификации;


обосновывать:

  • приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;


контролировать деятельность:

  • осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;


решать учебные и практические задачи:

  • преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

  • выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

  • составлять фигуры из частей;

  • разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

  • изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

  • находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

  • определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

  • представлять заданную информацию в виде таблицы;

  • выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.


Система оценки достижения планируемых результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения в первом классе.

Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Качественная оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых первоклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Это математические (арифметические) диктанты, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5 – 6 минут урока.

Основанием для оценивания знаний первоклассников служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых работ.

В первом классе осуществляется качественное оценивание результатов освоения первоклассниками программы по математике (в условиях безотметочного обучения).




3.Содержание программы


Раздел программы

Программное содержание

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством.

Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).

Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).

Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел

Число и счёт

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль).

Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)

Арифметические действия и их свойства

Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)

Число и счёт

Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.

Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками

Величины

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара).

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида:

1 дм 6 см = 16 см,

12 см = 1 дм 2 см.

Расстояние между двумя точками

Работа с текстовыми задачами

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.

Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.

Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.

Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри.

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии.

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.

Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки.

Логико-математическая подготовка

Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера

Работа с информацией

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур










Учебно-тематический план


Содержание программного материала

Количество часов

1

Подготовительный период

60

2

Свойства сложения и вычитания

14

3

Сложение и вычитание в пределах 10

22

4

Сравнение чисел

12

5

Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через десяток

16

6

Симметрия

8


Итого

132


4.Тематическое планирование курса математики


Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся (УУД)

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

Предметы и их свойства

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством


Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству

Отношения между предметами,
фигурами

Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)



Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков

Отношения между множествами предметов

Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше,

меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).








Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел



Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар.

Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел

Число и счёт

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль).



Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)


Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке. Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счёта)

Арифметические действия
и их свойства

Сложение, вычитание, умножение
и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)



Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек

Число и счёт

Сложение и вычитание
(умножение и деление) как взаимно обратные действия

Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.



Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц




Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания.

Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц

Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.

Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками


Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.





Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки

Величины

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)


Различать монеты; цену и стоимость товара

Геометрические величины

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:

1 дм = 10 см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида

1 дм 6 см = 16 см,

12 см = 1 дм 2 см.

Расстояние между двумя точками


Различать единицы длины.



Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.




Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача и её решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.


Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.


Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.








Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями



Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.)

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри


Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх

Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии


Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.


Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы

Геометрические фигуры

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.

Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки


Различать предметы по форме.


Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).

Различать куб и квадрат, шар и круг.

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера


Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку.

Определять основание классификации.

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур


Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты.

Выявлять соотношения между значениями данных в таблице величин.

Собирать требуемую информацию из указанных источников.

Фиксировать результаты разными способами.

Устанавливать правило составления предъявленной информации, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу










Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Примечание.

Причина

корректировки.


план

факт




1

01.09


Вводный урок. Сравнение предметов по их свойствам.


Урок изучения нового материала.

1


2

05.09


Сравнение предметов по размеру.

Урок-игра.

1


3

06.09


Направления движения: слева направо, справа на­лево.

Урок-путешествие.

1


4

07.09


Таблицы.

Урок изучения нового материала.

1


5

08.09


Расположение на плоскости групп предметов.

Урок изучения нового материала.

1


6

12.09


Числа и цифры.Число и цифра 1.

Урок изучения нового материала.

Урок-игра.

1


7

13.09


Входная диагностическая работа.

Диагностический урок.

1


8

14.09


Число и цифра 2.

Урок изучения нового материала.

1


9

15.09


Конструирование плоских фигур из частей.

Комбинированный урок.

Урок-игра.

1


10

19.09


Подготовка к введению сложения.

Урок изучения нового материала.

1


11

20.09


Развитие пространственных представлений.

Урок комплексного применения знаний.

Текущий

1


12

21.09


Движения по шкале линейки.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


13

22.09


Подготовка к введению вычитания.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


14

26.09


Сравнение двух множеств предметов по их численностям.

Урок-игра.

Текущий

1


15

27.09


На сколько больше или меньше?

Урок-путешествие.

Текущий

1


16

28.09


Подготовка к решению арифметических задач.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


17

29.09


Подготовка к решению арифметических

задач.

Комбинированный урок.

Текущий

1


18

3.10


Сложение чисел.

Комбинированный урок.

Текущий

1


19

04.10


Вычитание чисел.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


20

05.10


Число и цифра.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


21

06.10


Число и цифра 0.

Текущий


1


22

10.10


Измерение длины в сантиметрах.

Текущий


1


23

11.10


Измерение длины в сантиметрах.

Текущий


1


24

12.10


Увеличение и уменьшение числа на 1.

Текущий


1


25

13.10


Увеличение и уменьшение числа на 2.

Текущий

1


26

17.10


Число 10 и его запись цифрами.

Текущий

1


27

18.10


Дециметр.

Текущий

1


28

19.10


Многоугольники.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


29

20.10


Понятие об арифметической задаче.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


30

24.10


Решение задач.

Урок закрепления изученной темы.

Текущий

1


31

25.10


Решение задач.

Урок закрепления изученной темы.

Текущий

1


32

26.10


Числа от 11 до 20.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


33

27.10


Контрольная работа по теме «Числа 1 – 10»

Диагностический урок.

Конт-рольная работа

1


34

31.10


Измерение длины в дециметрах и сантиметрах.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


35

01.11


Составление задач.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


36

02.11


Числа от 1 до 20.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


37

14.11


Подготовка к введению умножения.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


38

15.11


Подготовка к введению умножения.

Комбинированный урок.

Текущий

1


39

16.11


Составление и решение задач.

Комбинированный урок.

Текущий

1


40

17.11


Числа второго десятка.

Комбинированный урок.

Текущий

1


41

21.11


Умножение.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


42

22.11


Умножение.

Комбинированный урок.

Текущий

1


43

23.11


Решение задач.

Комбинированный урок.

Текущий

1


44

23.11


Решение задач.

Комбинированный урок.

Текущий

1


45

24.11


Верно или неверно?

Комбинированный урок.

Текущий

1


46

24.11


Подготовка к введению деления.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


47

28.11


Деление на равные части.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


48

29.11


Деление на равные

части.

Комбинированный урок.

Текущий

1


49

30.11


Сравнение результатов арифметических действий.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


50

01.12


Работа с числами второго десятка.

Комбинированный урок.

Текущий

1


51

05.12


Решение задач разных видов.


Комбинированный урок.

Текущий

1


52

06.12


Сложение и вычитание чисел.

Комбинированный урок.

Текущий

1


53

07.12


Сложение и вычитание чисел.

Комбинированный урок.

Текущий

1


54

08.12


Умножение и деление чисел.

Комбинированный урок.

Текущий

1


55

12.12


Выполнение заданий разными способами.

Комбинированный урок.

Текущий

1


56

13.12


Перестановка чисел при сложении.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


57

14.12


Перестановка чисел при сложении.

Комбинированный урок.

Текущий

1


58

15.12


Проверочная работа.по теме "Числа от 1 до 20"

Диагностический урок.

Проверочная работа

1


59

19.12


Работа над ошибками.

Урок работы над ошиб-ками.

Текущий

1


60

20.12


Решение задач разных видов.


Урок закрепления темы.

Текущий

1


61

21.12


Решение задач разных видов.


Урок закрепления.

Текущий

1





62

22.12


Шар. Куб.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


63

26.12


Шар. Куб.

Комбинированный урок.

Текущий

1


64

27.12


Сложение с числом 0.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


65

28.12


Сложение с числом 0.

Урок закрепления.

Текущий

1


66

29.12


Свойства вычитания.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


67

10.01


Свойства вычитания.

Комбинированный урок.

Текущий

1


68

11.01


Вычитание числа 0.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


69

12.01


Вычитание числа 0.

Комбинированный урок.

Текущий

1


70

16.01


Деление на группы по несколько предметов.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


71

17.01


Деление на группы по несколько предметов.

Комбинированный урок.

Текущий

1




72

18.01


Сложение с числом 10.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


73

19.01


Сложение с числом 10.

Комбинированный урок.

Текущий

1


74

23.01


Сложение с числом 10.

Урок закрепления.

Текущий

1


75

24.01


Сложение с числом 10.

Урок закрепления.

Текущий

1




76

25.01


Прибавление и вычитание числа 1.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


77

26.01


Прибавление и вычитание числа 1.

Комбинированный урок.

Текущий

1


78

30.01


Прибавление числа 2.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


79

31.01


Прибавление числа 2.

Комбинированный урок.

Текущий

1


80

1.02


Вычитание числа 2.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


81

2.02


Административная контрольная работа

Проверка знаний

Проверочный

1


82

13.02


Прибавление числа 3.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


83

14.02


Прибавление числа 3.

Комбинированный урок.

Текущий

1


84

15.02


Вычитание числа 3.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


85

16.02


Вычитание числа 3.

Комбинированный урок.

Текущий

1


86

20.02


Прибавление числа 4.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


87

21.02


Прибавление числа 4.

Комбинированный урок.

Текущий

1


88

22.02


Прибавление числа 4.

Комбинированный урок.

Текущий

1


89

27.02


Вычитание числа 4.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


90

28.02


Вычитание числа 4.

Комбинированный урок.

Текущий

1


91

01.03


Вычитание числа 4.

Комбинированный урок.

Текущий

1


92

2.03


Прибавление и вычитание числа 5.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


93

6.03


Прибавление и вычитание числа 5.

Комбинированный урок.

Текущий

1


94

7.03


Прибавление и вычитание числа 5.

Комбинированный урок.

Текущий

1


95

13.03


Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 5».

Комбинированный урок.

Тематический

1


96

14.03


Работа над ошибками.

Урок работы над ошиб-ками.

Текущий

1


97

15.03


Прибавление и вычитание числа 6.

Комбинированный урок.

Текущий

1


98

16.03


Прибавление и вычитание числа 6.

Комбинированный урок.

Текущий

1


99

20.03


Сложение и вычитание чисел от 1 до 6

Обобщающий урок.

Текущий

1


100

30.03


Сравнение чисел по рисункам.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


101

03.04


Сравнение чисел с помощью шкалы линейки.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


102

4.04


Сравнение чисел с помощью цветных стрелок.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


103

5.04


Результат сравнения.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


104

6.04


На сколько больше или меньше.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


105

10.04


На сколько больше или меньше.

Комбинированный урок.

Текущий

1


106

11.04


На сколько больше или меньше.

Комбинированный урок.

Текущий

1


107

12.04


Увеличение числа на несколько единиц.

Комбинированный урок.

Текущий

1


108

13.04


Увеличение числа на несколько единиц.

Урок закрепления изученного материала.

Текущий

1


109

17.04


Уменьшение числа на несколько единиц.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


110

18.04


Уменьшение числа на несколько единиц.

Комбинированный урок.

Текущий

1





111

19.04


Прибавление числа 7.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


112

20.04


Прибавление числа 8.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


113

24.04


Прибавление числа 9.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


114

25.04


Таблица сложения.

Комбинированный урок.

Текущий

1


115

26.06


Таблица сложения.

Комбинированный урок.

Текущий

1


116

27.04


Проверочная работа по теме: «Сложение чисел от 1 до 9 с переходом через десяток».

Комбинированный урок.

Тематический

1


117

03.05


Работа над ошибками.

Комбинированный урок.

Текущий

1


118

4.05


Вычитание числа 7.

Комбинированный урок.

Текущий

1


119

8.05


Вычитание числа 8.

Комбинированный урок.

Текущий

1


120

10.05


Вычитание числа 9.

Комбинированный урок.

Текущий

1


121

11.05


Сложение и вычитание. Скобки.

Урок изучения нового материала.

Текущий

1


122

15.05


Числовые выражения со скобками вида: (а ± в) ± с

Комбинированный урок.

Текущий

1


123

16.05


Промежуточная аттестация

Урок промежуточной диагностики.

Промежуточная аттестация

1


124

17.05


Работа над ошибками.

Урок закрепления.

Текущий

1






125

18.05


Зеркальное отражение предметов.

Урок изучения нового материала.

1



126

22.05


Комплексная контрольная работа

Контрольный урок.

1



127

23.05


Ось симметрии.

Урок изучения нового материала.

1



128

24.05


Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

Урок изучения нового материала.

1



129

25.05


Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

Урок изучения нового материала.

1






«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ СОШ №10 ____________ Манченко С.А.

от 29.08.2017 года № 1

_________________ Манченко С. А. 29 августа 2017 года




30