РАЗДЕЛ 1 «Пояснительная записка» Преподавание предметов начального образования в 2018 – 2019 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ 2.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» начального общего образования. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». Рабочая программа по музыке составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); - Базисного учебного плана; - «Примерных программ начального общего образования»; - Программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2009) серии «Стандарты второго поколения». Срок реализации программы 2018- 2019 учебный год. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка». Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самооценки музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций. Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений. Основные задачи уроков музыки: - Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца. - Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке. - Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку - Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству. - Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства - Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира. - Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке. - Овладение практическими умениями и навыками в учебно–творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации. Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе. Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющего как можно раньше представить в сознании обучающихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки. В качестве видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата. Место учебного предмета в учебном плане Общий объем времени, отводимого на изучение музыки в 1 классе, составляет 33 часа. В 1 классе урок музыки проводится 1 раз в неделю (33 учебные недели). Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 1 | 1 час в неделю – 33 часа | 33 часа (вторник) | ---- | ----- | РАЗДЕЛ 2 « Планируемые результаты освоения учебного курса» Планируемые результаты обучения В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы. Предметными результатами изучения музыки являются: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира; элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения музыки являются: ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) ш сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Личностными результатами изучения музыки являются: развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. К концу обучения в 1 классе обучающиеся могут: - проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления; - воспринимать музыкальные произведения; - проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; - знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека; решать учебные и практические задачи: - выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; - ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.); - различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности; - применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении. РАЗДЕЛ 3 «Содержание учебного предмета» Идея первого года обучения – дать обобщенный образ музыки, который раскрывается в трех содержательных линиях. Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока еще интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Третья содержательная линия – методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д. В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. Истоки возникновения музыки: Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание». Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Содержание и формы бытования музыки: Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна – в музыке отражен весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д. Язык музыки: Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой). РАЗДЕЛ 4 «Календарно- тематическое планирование» Дата | № уро-ков | Тема урока | | Прове-дения | Факти-чески | 04.09. | | 1. | Марш, песни, танец | 1 | 11.09. | | 2. | Жанры музыки. Музыкальные загадки. | 1 | 18.09. | | 3. | Жанры музыки. Музыкальные загадки. | 1 | 25.09. | | 4. | Родина музыки. А. Попатенко «Скворушка прощается». | 1 | 02.10. | | 5. | Мелодия. П.И. Чайковский «Мелодия». « Со вьюнком», « Березка» | 1 | 09.10. | | 6. | Характер музыки. «Немецкая песенка». | 1 | 16.10. | | 7. | Где найти песню? П.И.Чайковский « Камаринская.». | 1 | 23.10. | | 8. | Где взять танец? П.И.Чайковский «Мелодия», «Камаринская». | 1 | 06.11. | | 9. | Маршевый порядок. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». | 1 | 13.11. | | 10. | Содержание музыки. П.И. Чайковский «Времена года». | 1 | 20.11. | | 11. | Можно ли увидеть музыку? М.П. Мусоргский «Баба Яга». | 1 | 27.11. | | 12. | Как увидеть музыку? З.Левина «Длинные ноги у дождя». Разучивание песни. | 1 | 04.12. | | 13. | Музыка живая. С.С. Прокофьев «Полночь». | 1 | 11.12. | | 14. | Каждый композитор – художник. Э.Григ «Утро». | 1 | 18.12. | | 15. | Изобразительность в музыке. П.И. Чайковский «Спящая красавица». | 1 | 25.12. | | 16. | Изобразительность в музыке. К.Сен-Санс «карнавал животных». | 1 | 15.01. | | 17. | Фрагменты бытования музыки. А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни. | 1 | 22.01. | | 18. | Рождение музыкальной формы. Русские народные песни: «Вейся, капустенька». | 1 | 29.01. | | 19. | Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни. | 1 | 05.02. | | 20. | Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни. | 1 | 12.02. | | 21. | Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». | 1 | 26.02. | | 22. | Что такое балет? С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта». | 1 | 05.03. | | 23. | Музыкальный театр. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание. | 1 | 12.03. | | 24. | Идём в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька». | 1 | 19.03. | | 25. | Чудеса в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни. | 1 | 02.04. | | 26. | Разучивание песни «Подснежник». | 1 | 09.04. | | 27. | Язык музыки. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома». | 1 | 16.04. | | 28. | Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк» | 1 | 23.04. | | 29. | Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк» | 1 | 30.04. | | 30. | Язык музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». | 1 | 07.05. | | 31. | Язык музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский». | 1 | 14.05. | | 32. | Урок- концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает». | 1 | 21.05. | | 33. | Заключительный урок | 1 | СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ Большеремонтненская СШ ___________ Шапошникова И.И. от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 года ___________ Cкиданова Л.В. |