СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс (пнш)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 4 класс (пнш)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новотырышкинская СОШ»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Будницкая И.Б. /__________/

Протокол № 1 от

30 августа 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Климцева Н.В. /__________/


31 августа 2019г

«Утверждено»

Директор МБОУ

« Новотырышкинская СОШ»

Горяева Л.В. /_______________/

Приказ № 100/1-р от 31 августа 2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«музыка»


(34 часа)


4 класс









Составитель: Жукова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов








2019 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы Т.В.Челышевой, В.В. Кузнецовой (УМК «Перспективная начальная школа»)

Приобщение младших школьников к музыкальному искусству в процессе их активной практико-ориентированной музыкальной деятельности направлено на достижение следующих целей:

• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине; гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• накопление знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников. Личностное развитие обучающихся направлено на: формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству; реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование положительной мотивации к художественному познанию окружающей действительности, готовности проявлять свои личностные качества в музыкальной деятельности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма; формирование умений учебной деятельности и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры.

Познавательное развитие обучающихся связано с: формированием первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека; активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; развитием способностей к художественно-образному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства; формированием целостного представления о музыке, ее истоках

и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; приобретением базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.

Социальное развитие растущего человека проявляется в: формировании у него целостной художественной картины мира; воспитании его патриотических чувств; сформированности основ гражданской идентичности; выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

    1. Общая характеристика учебного предмета

Особенность предмета «Музыка» состоит в том, что «общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта и оказывает влияние на формирование как эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве. Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования.

    1. Место учебного предмета

Учебный предмет « Музыка» представлен в предметной области «Искусство». В 4 классе количество часов на изучение предмета составляет 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

• наличие нравственных и эстетических чувств: любови к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;

• сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;

• наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;

• развитость художественного вкуса;

• наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;

• реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

• позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

• понимание роли музыки в жизни человека;

• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

• участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• приятие позиции другого человека, умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

• наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

• представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Предметными результатами изучения музыки являются:

• устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

• способность воспринимать музыку и размышлять о ней;

• знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

• умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения;

• начальное развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

• элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности: при воплощении музыкальных образов в процессе создания театрализованных и музыкально

пластических композиций, в ходе разучивания и исполнения вокально-хоровых произведений, в игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

• способность импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

• умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

• умение реализовать собственный творческий потенциал, применять музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения разделов учебной программы по предмету «Музыка» к концу 4-го года обучения

В результате изучения раздела «Музыка в жизни человека» (в примерной рабочей программе – 1 класс. Мир музыки в мире детства) выпускник научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

• эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкальнотворческой деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;

• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Выпускник получит возможность научиться:

• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

• использовать начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах учебно-творческой деятельности;

• музицировать, организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность.

В результате изучения раздела «Основные закономерности музыкального искусства» (в рабочей программе – 2 класс. Музыка как вид искусства; 3 класс. Музыка – искусство интонируемого смысла) выпускник научится:

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр и пр.;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных построений (форм) музыки;

• различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара;

• узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

• использовать основы музыкальной грамоты в работе с музыкальным произведением в процессе разных видов музыкально-творческой деятельности;

• использовать знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

• различать типы развития музыки (повтор, контраст); определять выразительные возможности и особенности музыкальных форм: одночастной, простой двухчастной, простой трехчастной формы, вариаций, рондо.

• определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;

• использовать базовые предметные и метапредметные понятия и термины;

• общаться и взаимодействовать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач в процессе ансамб левого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

• грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения, одноголосно и с элементами двухголосия в соответствии с их образным строем и содержанием;

• использовать возможности элементарных детских и других музыкальных инструментов при игре в ансамбле и оркестре;

• использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуковой материал, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать произведения разных видов искусства, сравнивать, анализировать, обобщать; • устанавливать аналогии в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;

• определять жанровую основу в пройденных и незнакомых музыкальных произведениях; • узнавать инструменты симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов; распознавать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов;

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

В результате изучения раздела «Музыкальная картина мира» (в примерной рабочей программе – 4 класс. Музыка мира) выпускник научится:

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных народов России и других стран мира. Выпускник получит возможность научиться:

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

• импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования;

• формировать слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

  1. Содержание учебного предмета

Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира. Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира. Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях. Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность. Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории нашей страны «учились у своего народа думать, чувствовать и творить». Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание. Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить. 4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому содержание программы этого класса, с одной стороны, начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе, с другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – исполнитель – слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству. В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, М. Глинки, А. Грибоедова, М. Кузьмина, Ц. Кюи, А. Лядова, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Г. Свиридова, И. Стравинского, Р. Щедрина, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Д. Гершвина. Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (Р. Бойко, В. Голиков, И. Дунаевский, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов, А. Пахмутова, Т. Попатенко, Н. Финк), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, для драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских – 22.

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Кол.часов


1-я четверть. Музыка моего народа

7

1

Россия – Родина моя

1

2

Народная музыка как энциклопедия жизни

1

3

«Преданья старины глубокой…»

2

4

Музыка в народном духе

1

5

Сказочные образы в музыке моего народа

2


2-я четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ

9

6

«От Москвы – до самых до окраин…»

3

7

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны

1

8

Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России

5


3-я четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

9

9

Выразительность и изобразительность музыки народов мира

2

10

Своеобразие музыкальных интонаций в мире

2

11

Как музыка помогает дружить народам?

1

12

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?

2

13

Как прекрасен этот мир!

2


4-я четверть. Композитор – исполнитель – слушатель

9

14

Композитор – творец красоты

2

15

Галерея портретов исполнителей

5

16

Вслушивайся и услышишь!

2