СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в коррекционной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в коррекционной школе»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ШЕРСТЯННИКОВА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА

УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Рабочие программы по предмету

«Музыка и пение»

для учащихся 5 - 8 класса с ОВЗ

((интеллектуальными нарушениями).









Составитель Семенова Т.С..







2020-2021 г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Музыка и пение» составлена на основе программы для 5 – 9 классов специальных ( коррекционных) учреждения 8 вида, 5- 9 классы авторов: Т. М. Лифанова, Е. И .Соломина, допущенной Министерством образования и науки РФ, 6 –е издание, г. Москва «Просвещение», 2012 г.; на основе адаптированной образовательной программы начального и общего образования для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ № 6 им. Шерстянникова А.Н. в соответствии с требованиями ФКГОС и учебным планом школы.

Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П., Сергеева, Т.С. Шмагина,


Коррекционно-развивающие задачи:


При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

•расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

•обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

•систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

•уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной

монологической речи;

•улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

•активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика).

Цель : общего музыкального образования и воспитания

развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.


Общая характеристика учебного предмета


Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-

образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи

и направления:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-

эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;

эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,

интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих

музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и

взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении,

инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программы являются:

принцип увлеченности;

принцип триединства деятельности композитора –исполнителя –слушателя;

принцип«тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности;

принцип диалога культур.

В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию

учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического

отношения к искусству и жизни.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической

направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мел

кой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –развитие

восприятия, представлений, ощущений; коррекция –развитие памяти; коррекция –

развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие

инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция –развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях


Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у

него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной

деятельности.

 Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню

развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.

 Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

 Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

 Использование многократных указаний, упражнений.

 Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

 Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

 Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций




Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по музыке и пению составлена в соответствии с количеством часов, указанных в плане образовательного учреждения общего образования. Предмет «Музыка и пение» изучается в V-VIII классах в объеме

136 часов (по 34 часа в каждом классе), 1 раз в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.


Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития

человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, « в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти –

важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Содержание культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка и пение» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и

ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта

музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности,

форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.


Содержание курса.


Основное содержание образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями:«Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире:

традиции и новаторство». Данные содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.


5 класс. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и сосредоточение смысла. Музыка вокальная, симфоническая, театральная;

вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,

изобразительное искусство). Композитор –поэт –художник; родство зрительных,

музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное

искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила

музыки как вида искусств


6 класс. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их

характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические,

романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл.

Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки эпохи Средневековья до рубежа

XIX-XX века:духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII–XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIXв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).


7 класс. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный

фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX века, ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-

опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-

коммуникативные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные

исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение:соло, дуэт, трио, квартет,

ансамбль, хор;аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,

тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты:

духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра:симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый


8 класс. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный

фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX века, ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-

опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-

коммуникативные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные

исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение:соло, дуэт, трио, квартет,

ансамбль, хор;аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,

тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты:

духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра:симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый

Учебно – тематический план.

5 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Зачеты

1

Музыка и литературы

17

2

2

Музыка изобразительное искусство

17

2

3

Вокально-хоровая работа


8

4

Задания в творческой тетради


8

5

Исследовательский проект


1


Итого

34

21


6 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Зачеты

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

2

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17

2

3

Вокально-хоровая работа


8

4

Задания в творческой тетради


8

5

Исследовательский проект


1


Итого

34

21



7 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Зачеты

1

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

17

2

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17

2

3

Вокально-хоровая работа


8

4

Задания в творческой тетради


8

5

Исследовательский проект


1


Итого

34

21



8 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Зачеты

1

Классика и современность

16

2

2

Традиции и новаторство в музыке

18

2

3

Вокально-хоровая работа


8

4

Задания в творческой тетради


8

5

Исследовательский проект


1


Итого

34

21



Основные требования:



Учащиеся должны уметь:

1.Исполнять знакомые песни с различными эмоциональными оттенками.

2. Ясной и четкой артикуляции слов в песнях подвижного характера.

3. Исполнять песни самостоятельно от начала и до конца.

4. Высказываться по возможности о характере музыки.

5. Уметь выполнять движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно.

6. Ориентироваться в пространстве.

7. Выразительно передавать характерные элементы знакомых движений.






Учебно-методическое обеспечение.



Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений.

В комплекты входят следующие издания авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.


Учебники

«Музыка. 5 класс».

«Музыка. 6 класс».

«Музыка.7 класс»

«Музыка. 8 класс»


Пособия для учащихся

«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс».

«Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс».

«Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс»


Пособия для учителей

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс».

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс».

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс».

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5 класс (MP3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 6класс (MP3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 7класс (MP3)

«Уроки музыки. 5-6 классы».

«Уроки музыки. 7 класс»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!