МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ШЕРСТЯННИКОВА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА
УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочие программы по предмету
«Музыка и пение»
для учащихся 5 - 8 класса с ОВЗ
((интеллектуальными нарушениями).
Составитель Семенова Т.С..
2020-2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Музыка и пение» составлена на основе программы для 5 – 9 классов специальных ( коррекционных) учреждения 8 вида, 5- 9 классы авторов: Т. М. Лифанова, Е. И .Соломина, допущенной Министерством образования и науки РФ, 6 –е издание, г. Москва «Просвещение», 2012 г.; на основе адаптированной образовательной программы начального и общего образования для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ № 6 им. Шерстянникова А.Н. в соответствии с требованиями ФКГОС и учебным планом школы.
Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П., Сергеева, Т.С. Шмагина,
Коррекционно-развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
•расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
•обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
•систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
•уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной
монологической речи;
•улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
•активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика).
Цель : общего музыкального образования и воспитания –
развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-
образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи
и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-
эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих
музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и
взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении,
инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются:
принцип увлеченности;
принцип триединства деятельности композитора –исполнителя –слушателя;
принцип«тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности;
принцип диалога культур.
В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию
учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического
отношения к искусству и жизни.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мел
кой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция –развитие памяти; коррекция –
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция –развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у
него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной
деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню
развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по музыке и пению составлена в соответствии с количеством часов, указанных в плане образовательного учреждения общего образования. Предмет «Музыка и пение» изучается в V-VIII классах в объеме
136 часов (по 34 часа в каждом классе), 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития
человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, « в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти –
важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Содержание культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка и пение» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и
ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта
музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности,
форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Содержание курса.
Основное содержание образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями:«Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире:
традиции и новаторство». Данные содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
5 класс. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и сосредоточение смысла. Музыка вокальная, симфоническая, театральная;
вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор –поэт –художник; родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусств
6 класс. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их
характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические,
романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл.
Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки эпохи Средневековья до рубежа
XIX-XX века:духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII–XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIXв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
7 класс. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный
фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX века, ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-
опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-
коммуникативные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные
исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение:соло, дуэт, трио, квартет,
ансамбль, хор;аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,
тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты:
духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра:симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый
8 класс. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный
фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX века, ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-
опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-
коммуникативные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные
исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение:соло, дуэт, трио, квартет,
ансамбль, хор;аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,
тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты:
духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра:симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый
Учебно – тематический план.
5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Зачеты |
1 | Музыка и литературы | 17 | 2 |
2 | Музыка изобразительное искусство | 17 | 2 |
3 | Вокально-хоровая работа | | 8 |
4 | Задания в творческой тетради | | 8 |
5 | Исследовательский проект | | 1 |
| Итого | 34 | 21 |
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Зачеты |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 2 |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | 2 |
3 | Вокально-хоровая работа | | 8 |
4 | Задания в творческой тетради | | 8 |
5 | Исследовательский проект | | 1 |
| Итого | 34 | 21 |
7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Зачеты |
1 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 17 | 2 |
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 17 | 2 |
3 | Вокально-хоровая работа | | 8 |
4 | Задания в творческой тетради | | 8 |
5 | Исследовательский проект | | 1 |
| Итого | 34 | 21 |
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Зачеты |
1 | Классика и современность | 16 | 2 |
2 | Традиции и новаторство в музыке | 18 | 2 |
3 | Вокально-хоровая работа | | 8 |
4 | Задания в творческой тетради | | 8 |
5 | Исследовательский проект | | 1 |
| Итого | 34 | 21 |
Основные требования:
Учащиеся должны уметь:
1.Исполнять знакомые песни с различными эмоциональными оттенками.
2. Ясной и четкой артикуляции слов в песнях подвижного характера.
3. Исполнять песни самостоятельно от начала и до конца.
4. Высказываться по возможности о характере музыки.
5. Уметь выполнять движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно.
6. Ориентироваться в пространстве.
7. Выразительно передавать характерные элементы знакомых движений.
Учебно-методическое обеспечение.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений.
В комплекты входят следующие издания авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Учебники
«Музыка. 5 класс».
«Музыка. 6 класс».
«Музыка.7 класс»
«Музыка. 8 класс»
Пособия для учащихся
«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс».
«Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс».
«Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс»
Пособия для учителей
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс».
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс».
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс».
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5 класс (MP3)
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 6класс (MP3)
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 7класс (MP3)
«Уроки музыки. 5-6 классы».
«Уроки музыки. 7 класс»