СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию в 6 классе на 2022-2023 учебный год»

Пояснительная записка:

1. Нормативно-правовые документы на основании которых разработана рабочая программа

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010

№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

• Примерные учебные программы основного общего образования по обществознанию для 6-9 классов и методические рекомендации АППО

• Учебный план ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год.

       Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общегообразования второго поколения, примерной программы основного общего образования по обществознаниюдля6-9классов,рабочихпрограммпообществознаниюксистеме учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю.Лазебникова,А.И. Матвеева.

 • Программа составлена с учетом пятидневной рабочей недели.

2. Место предмета в учебном плане

Данная программа предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Примерно 60% времени отводится на изучение нового материала. Остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и нетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). На изучение обществознания в 6 классе учебным планом предусматривается 34 учебных часов - из расчета 1 часа в неделю .

3. Информация о внесенных изменениях

Каждая тема программы предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых ученики выполняют практические задания. В конце курса запланирован урок на диагностику результатов обучения в 6 классе.

4. Общая характеристика учебного предмета, курса, класса.

В 6 классе при изучении обществознания основное внимание уделяется знаниям граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для данного возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, правовые и нравственные нормы. Данный курс способствует успешной социализации подростков, освоению основных обществоведческих понятий: общество, человек, гражданин, гуманизм и так далее. Помимо знаний важным содержательным компонентом курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь учащимся ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. Курс содержит разделы: «Человек в социальном измерении», « Человек среди людей», « Нравственные основы жизни».

В процессе изучения курса у учащихся формируются основы нравственности, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности. Данный курс содействует умению ориентироваться в большом потоке информации, развивает умения оценивать поступки людей с точки зрения нравственности и права.

5. Цели и задачи изучения предмета.

Цели курса:

  1. Создание условий для социализации личности;

  2. Овладение умениями познавательной , коммуникативной, практической деятельности в основе характерных для подростка социальных ролях;

  3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры

  4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры

5) Содействие формированию и самоопределению личности, создание условий для ее реализации

6) Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими группами.

Курс призван решить следующие задачи:

— создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

— способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

— помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

— содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

— обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

— предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

— помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

— предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

6. Содержание курса.

Введение. Путешествие в мир знаний об обществознании. 1 час

Раздел 1. Загадка человека. (10 часов).Биологическоеисоциальноевчеловеке.Наследственность–

биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Чтотакое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?Основныевозрастныепериодыжизничеловека.Особенностиподростковоговозраста.Чтотакоесвободноевремя.Свободноевремяизанятияфизкультурой.Хобби.Особые

потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребностичеловека.

Раздел 2.Человекиегодеятельность. (10 часов).Понятиедеятельности.Многообразиевидов

деятельности. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатствообязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умениеучиться.Образованиеисамообразование.Познаниечеловекоммираисамогосебя.

Самосознаниеисамооценка.

Раздел 3. Человек среди людей. (10 часов). Человек и его ближайшее окружение. Межличностныеотношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения.Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средстваобщения.Особенностиобщенияподростков.Социальныегруппы(большиеималые).

Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малойгруппе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями вближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадиивозникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья исемейныеотношения. Семейныеценностиитрадиции. Досугсемьи.

Заключение (3 ч). Итоги года.

7. Используемые педагогические технологии.

В преподавании истории предполагается реализовывать системно-деятельностный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный подходы.

Приоритетными формами организации учебной работы являются уроки, практикумы с проведением исследовательской работы, проектной деятельности. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, группового обучения, дифференцированного подхода в обучении, критического мышления, смыслового чтения, музейная педагогика, тестового контроля.

В рамках изучения возможна организация внеурочной деятельности по предмету в форме проектной деятельности, решения исторических задач, выполнению олимпиадных заданий, работе исторического кружка.

8. Виды и формы промежуточного, итогового контроля.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого раздела в форме проверочных работ в форме тестирования или обобщающих уроков, нацеленных на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предусмотрено 1 контрольное тестирование.

9. Планируемые результаты изучения предмета.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- давать определения понятий.

-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

- составлять план решения проблемы;

- работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать свое мнение;

-понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство и факты;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • относительно целостное представление о человеке;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  • знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

10. Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2014.

ЛИТЕРАТУРА:
Учебно-методический комплекс по всему курсу «Обществознание»
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочие тетради по курсу «Обществознание»: 6,7. кл.— М., 2019.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 6 кл.— М., 1998.

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2014.

Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011.

Поздеев А.В. Обществознание КИМ 6кл – М. ВАКО, 2011

Промежуточная аттестация по обществознанию 6-9 кл. М.2010/ Под ред. Л.Н. Боголюбова.- Л.Ф. Ивановой. М.2010.

Литература для учителя.

  1. Барабанов В.В. Обществознание: учебно-справочные материалы М 2011г.

  2. Барабанов В.В. Полный справочник для подготовки к ГИА. М.2012г.

  3. Баркан А.И. Дети нашего времени. М.2007г.

  4. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М.2008г.

  5. Короткова М.В.,Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах таблицах, описаниях.

  6. ПчеловЕ.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн.

  7. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика».

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов

http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации

http://www.alleng.ru/edu/socia12.htm/ - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html - Граждановедение. «Приложение к учительской газете».

http://www.be.economicus.ru – Основы экономики. Вводный курс

http://www.uznay-prezidenta.ru – Президент России – гражданам школьного возраста.

12. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Оценка «5» выставляется, если ученик:

  • показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» выставляется, если ученик:

  • показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» выставляется, если ученик:

  • усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если ученик:

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • не делает выводов и обобщений;

  • не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» выставляется, если ученик:ответ полностью отсутствует.


Оценивание тестовых работ:

«5» - 100% - 85%;

«4» - 84% - 70%;

«3» - 69% - 51%;

«2» - менее 50%;

Ответ оценивается отметкой «1», если ответ полностью отсутствует.


Тематическое планирование

6 класс (34 часа)

Раздел, тема, основное содержание по темам


Кол-во часов

1

Вводный урок.

1

2

Тема 1. Загадка человека

10

3

Тема 2. Человек и его деятельность

10

4

Тема 3. Человек среди людей

10

5

Итоговое повторение

3

Календарно - тематическое планирование

Обществознание 6 класс 2022-2023 уч. год

п/п


Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Примечание

по плану

по факту


1

Введение

1

7.09



Глава I. Загадка человека(10 ч)

2

Принадлежность к двум мирам

1

14.09



3

Человек - личность

1

21.09



4

Отрочество – особая пора

1

28.09



5

Потребности и способности человека

1

5.10



6 – 7

Когда возможности ограниченны

2

12.10 – 19.10



8

Мир увлечений

1

26.10



9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Загадка человека»

1

9.11



10

Контрольная работа

1

16.11



11

Анализ контрольной работы

1

23.11



Глава II.Человек и его деятельность (10 ч)

12

Деятельность человека

1

30.11



13 - 14

Труд – основа жизни

2

7.12 – 14.12



15 - 16

Учение – деятельность школьника

2

21.12 – 11.01



17 - 18

Познание человеком мира и себя

2

18.01 – 25.01



19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и его деятельность»

1

1.02



20

Контрольная работа

1

8.02



21

Анализ контрольной работы

1

15.02



Глава III. Человек среди людей (10 ч)

22

Отношения с окружающими

1

22.02



23

Общение

1

1.03



24 - 25

Человек в группе

2

15.03 – 29.03



26

Отношения со сверстниками

1

5.04



27

Конфликты в межличностных отношениях

1

12.04



28

Семья и семейные отношения

1

19.04



29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей»

1

26.04



30

Контрольная работа

1

3.05



31

Анализ контрольной работы

1

10.05



Заключение (3 ч)

32

Итоговое повторение

1

17.05



33

Промежуточная аттестация

1

24.05



34

Анализ контрольной работы

1

31.05




Согласовано

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Ильинская СОШ

от ______ 20 ____ года №___

_______________________/Т.Л. Сулименко/

Подпись руководителя МС


Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________ //

подпись

____ ______ 20___года

дата



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!