Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО учителей ФК, технологии, Заместитель директора Директор школы
ОБЖ по учебно-воспитательной работе
Протокол №1 ______________________/Т.А.Гогова/ _______________/В.Г.Толокнова/
От «23» августа 2019 г.
Руководитель ШМО ____________/ А.В.Шакирова / «29» августа 2019 г. Приказ №94 от «29» августа 2019 г.
Рабочая программа по ОБЖ
на 2019-2020 учебный год
10-11 класс
(базовый уровень)
Учитель ОБЖ: Волков С.Н.
Год составления: 2019 г.
Пояснительная записка
Статус документа:
Настоящая программа по ОБЖ разработана на основе:
- Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.8, п.9;)
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
- Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики
Структура документа: Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения и список литературы. Место предмета в базисном учебном плане: При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 10-11 классах отводится по 70 часов (1 час в неделю). Уровень обучения – базовый. Общая характеристика учебного предмета: Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об охране окружающей природной среды»; «О пожарной безопасности»;«О гражданской обороне»;«Об обороне»;«О воинской обязанности и военной службе»;«О безопасности дорожного движения» и др. Содержание программы выстроено по трем линиям: – обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; – государственная система обеспечения безопасности населения; – основы обороны государства и воинская обязанность Цели и задачи курса: - воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; - развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; - освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; - овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН(10 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
1. | БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: 1.Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | 13 6 7 | 12 5 7 | 1 1 |
2. | ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: 1.Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. 2. Основы здорового образа жизни. | 10 3 7 | 9 3 6 | 1 1 |
3. | ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: 1.Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. 2. Боевые традиции Вооруженных Сил России. 3. Символы воинской чести. | 12 6 3 3 | 11 6 2 3 | 1 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
1. | ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: 1.Основы здорового образа жизни. 2.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 9 5 4 | 5 5 | 4 4 |
2. | ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: 1.Воинская обязанность. 2. Особенности военной службы. 3. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России. | 26 7 8 11 | 25 7 6 11 | 1 1 |
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений. Выпускник должен: Знать/понимать: - основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; - способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. Уметь: • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; • пользования бытовыми приборами и инструментами; • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ (10 класс) I. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ(13 ч). 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения(6 ч) 1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. 1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов. 1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. 1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. 2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны(7 ч) 2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной. 2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. 2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. 2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. 2.5. Средства индивидуальной защиты населения. 2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. 2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. ка учебного предмета:II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ(10 ч). 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.(3 ч) 3.1. Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. 3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. 4. Основы здорового образа жизни.(7 ч) 4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие. 4.2. Биологические ритмы и работоспособность человека. 4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. 4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. III. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ(12 ч). 5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества(6 ч). 5.1. История создания Вооруженных Сил России. 5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. 5.4. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству. 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России(3 ч). 6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. 6.2. Памяти поколений — дни воинской славы России. 6.3. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. 7. Символы воинской чести(3 ч). 7.1. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. 7.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. 7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ (11 класс)
.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ(9 ч). 1. Основы здорового образа жизни.-5 ч. Правила личной гигиены и здоровья. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики. СПИД. Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье. 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.-4 ч. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при травмах. Первая помощь при остановке сердца. 2. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ(26 ч) 1. Воинская обязанность.-7 ч. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на учет. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. 2. Особенности военной службы. -8 ч. Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы Вооруженных Сил – закон воинской жизни. Военная присяга– клятва воина на верность Родине – России. Призыв на военную службу, время и организация призыва. Прохождение военной службы по призыву. Прохождения военной службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Альтернативная гражданская служба. 3. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.-11 ч. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющей оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 класс(35 часов 1 раз в неделю)
№ урока | № темы | Наименование разделов и тем | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание |
По плану | Факт. |
| 1 полугодие (16 ч) 1четверть(9 ч) |
| Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 ч) |
1 | 1 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях Практическая работа: «Ориентирование на местности» | | | |
2 | 2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера. Использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности. | | | |
3 | 3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения | | | |
4 | 4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера | Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера | | | |
5 | 5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи | Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | | | |
6 | 6 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | | | |
7 | 7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | | | |
8 | 8 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | | | |
9 | 9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях | | | |
2 четверть (7 ч) |
10 | 10 | Организация инженерной защиты (самозащиты) населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях; | | | |
11 | 11 | Средства индивидуальной защиты | Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты . Практическая работа: «Отработка навыков пользования противогазом ГП-7» | | | |
12 | 12 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. | Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | | | |
13 | 13 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!». Практическая работа: «Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала» | | | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) |
14 | 1 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета. | | | |
15 | 2 | Инфекционные заболевания, их классификация | Знать об основные принципах классификации инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | | | |
16 | 3 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика | Знать основные принципы профилактики инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | | | |
2 полугодие (19 ч) 3 четверть (10 ч) |
17 | 4 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье | Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. | | | |
18 | 5 | Основные составляющие здорового образа жизни | Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | | |
19 | 6 | Биологические ритмы | Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | | |
20 | 7 | Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания. Решение ситуационных задач | | | |
21 | 8 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | | |
22 | 9 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | | |
23 | 10 | Профилактика вредных привычек | Знать о профилактике вредных привычек. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | | | |
Основы военной службы (12 ч) |
24 | 1 | История создания Вооруженных Сил России | Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | | | |
25 | 2 | История создания Вооруженных Сил России | Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. | | | |
26 | 3 | Организационная структура Вооруженных Сил России | Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | | | |
4 четверть (9 ч) |
27 | 4 | Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе. | | | |
28 | 5 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил. Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | | | |
29 | 6 | Другие войска, их состав и предназначение | Знать состав и предназначение ВС РФ. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе | | | |
30 | 7 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. | | | |
31 | 8 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; | | | |
32 | 9 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | | | |
33 | 10 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. | Иметь представление о символах воинской чести. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. | | | |
34 | 11 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | Иметь представление об основных государственных наградах. | | | |
35 | 12 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | Иметь представление о ритуалах ВС РФ. | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЖ 11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | № темы | Наименование разделов и тем | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание |
По плану | Факт. |
1 полугодие (16 ч) 1 четверть(9 ч) |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч) |
1 | 1 | Правила личной гигиены и здоровья | Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности | | | |
2 | 2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов | Знать о факторах, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни. Уметь использовать приобретенные знания | | | |
3 | 3 | Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики. | Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. | | | |
4 | 4 | СПИД | Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией. Уметь использовать приобретенные знания | | | |
5 | 5 | Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье. | Знать об основах законодательства РФ о семье. | | | |
6 | 6 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи. Практическая работа: «Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности инсульте» | | | |
7 | 7 | Первая медицинская помощь при ранениях | Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Практическая работа « Первая медицинская помощь при ранениях». | | | |
8 | 8 | Первая медицинская помощь при травмах | Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи при травмах» | | | |
9 | 9 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | Знать о приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких. Практическая работа « Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца». | | | |
2 четверть (7 ч) |
Основы военной службы (26 ч) |
10 | 1 | Основные понятия о воинской обязанности | Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Уметь использовать полученные знания | | | |
11 | 2 | Организация воинского учета и его предназначение. | Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету. Уметь использовать полученные знания для осознанного выбора | | | |
12 | 3 | Первоначальная постановка граждан на воинский учет | Знать о первоначальной постановке граждан на воинский учет. Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | | | |
13 | 4 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | | | |
14 | 5 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. | | | |
15 | 6 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на учет | Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | | | |
16 | 7 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Уметь использовать полученные. | | | |
2 полугодие (19 ч) 3 четверть (10 ч) |
17 | 8 | Правовые основы военной службы | Знать основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности и военной службе граждан. | | | |
18 | 9 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил – закон воинской жизни | Знать о нормативно-правовых актах, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих; о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. | | | |
19 | 10 | Военная присяга– клятва воина на верность Родине – России. | Знать о традициях ВС РФ. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | | | |
20 | 11 | Призыв на военную службу, время и организация призыва | Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек. | | | |
21 | 12 | Прохождение военной службы по призыву | Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. | | | |
22 | 13 | Прохождения военной службы по контракту | Знать основные условия прохождения военной службы по контракту. | | | |
23 | 14 | Права и ответственность военнослужащих | Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; | | | |
24 | 15 | Альтернативная гражданская служба | Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | | | |
25 | 16 | Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | | | |
26 | 17 | Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющей оружием и военной техникой | Знать об основных качествах военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. | | | |
4 четверть (9 ч) |
27 | 18 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина | Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных Сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. | | | |
28 | 19 | Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | Знать о принципе единоначалия в Вооруженных Силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. | | | |
29 | 20 | Как стать офицером Российской армии | Знать об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. | | | |
30 | 21 | Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации | Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | | | |
31 | 22 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации | Знать о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. | | | |
32 | 23 | Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» | Знать правила оказания первой медицинской помощи. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи | | | |
33 | 24 | Обобщение по Т.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | Знать правила оказания первой медицинской помощи. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи. | | | |
34 | 25 | Обобщение по теме «Основы военной службы» | | | | |
Учебно-методическое обеспечение, список литературы Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся . общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова М: Просвещение, . УМК учителя: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; -Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г. -Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. - Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004. УМК обучающегося: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся л. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. М:Просвещение - Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/
32