СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование уроков на 10-11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мирновская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Воскресенского»

Торжокского района Тверской области





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:

___________ /К.П. Стрединина/ Протокол №__1__

от «30» августа 2017 г

Приказ №

от «30» августа 2017 г







Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класса под ред. А.Т. Смирнова, 2012г.







Составила: Свиридова Ж.А.

учитель ОБЖ и географии

Рассмотрено на ШМС

Протокол №

Руководитель ШМС

Пушкина Г.Б.: ___________





Мирный 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, программы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. (А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников). – М.: Просвещение.

Для реализации программы используются учебники Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс, 11 класс / под общей редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2017г.

В рабочей программе реализованы требования феде­ральных законов: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера», «О противодействии терроризму», «Об оружии», «Об альтернативной гражданской службе», «О статусе военнослужащих», Семейного Кодекса российской Федерации.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне направлен на достижение следующих целей:

  • освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма; потребности вести здоровый образ жизни;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоро­вья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использова­ния средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой меди­цинской помощи при неотложных состояниях.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», как ни в каком другом предмете, представлены в единстве все функции процесса обучения: образовательная, развиваю­щая и воспитательная. Эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Образовательная функция предполагает усвоение обу­чаемыми определенного объема общенаучных и специаль­ных знаний и формирование на их основе различных умений и навыков.

Развивающая функция обеспечивает, помимо форми­рования знаний, умений и навыков, общее интеллектуаль­ное развитие учащихся, становление их познавательных ка­честв и творческой активности.

Воспитательная функция формирует волевые, эсте­тические, нравственные, патриотические и другие качества, диалектическое мировоззрение и как результат — всесто­ронне и гармонично развитую личность.

Значимость курса обусловлена тем, что в нем реализуют­ся требования Конституции Российской Федерации, ряда важнейших федеральных законов и нормативных правовых документов федерального уровня.

В курс «Основы безопасности жизнедеятельности» включен раздел «Основы военной службы», при изучении которого учащиеся не только теоретически знако­мятся с военной службой и воинской обязанностью, но и принимают участие в практических занятиях.

На занятиях школьники получают систематизированное представление о возможных опасностях, учатся их прогно­зировать и вырабатывать безопасный алгоритм действий в конкретных условиях обстановки, обучаются оказанию пер­вой помощи, транспортировке пострадавших, элементар­ным приемам самозащиты и выживания в природных усло­виях.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» решает и еще одну немаловажную задачу — он нацелен на пропаган­ду здорового образа жизни, профилактику вредных привы­чек: наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения, знакомит обучаемых с основами репродуктивного здоровья.

Структурно курс представлен тремя модулями:

  • модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;

  • модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового обра­за жизни»;

  • модуль 3 «Обеспечение военной безопасности государства».

Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

Разделы

Р-1

Основы комплексной безопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Р-7

Основы военной службы (в том числе учебные сборы)

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации






Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.

  • Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.

  • Сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.

  • Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

  • Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.

  • Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.

  • Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.

  • Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.

Понятийная база и содержание курса полностью соот­ветствуют Конституции Российской Федерации, федераль­ным законам и нормативным правовым документам Россий­ской Федерации, в том числе Федеральному государственно­му образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» вклю­чен в учебный план из расчета 1 ч в неделю (все­го 35ч (10 класс) и 34 ч (11 класс)). Кроме того, по окончании 10 класса во внеурочное время проводятся учебные сборы (практические занятия) по основам военной службы. Продолжительность этих сбо­ров — 5 дней (40 ч). Сборы, как правило, организуются и проводятся в мае — июне при воинской части г. Торжка. В ходе сборов учащиеся изучают размещение и быт воен­нослужащих, организацию караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и ме­дицинской подготовки, а также вопросы радиационной, хи­мической и биологической защиты войск. Во время сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ори­ентации.

Данная программа ориентирована на учебник:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – М. «Просвещение», 2017г.


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в 10-11 классе

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоёмах в разное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера



Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооружённых конфликтов. Военный конфликт, вооружённый конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодёжи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотика. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Нравственность и здоровье

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекций. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Первая помощь при неотложных состояниях

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой помощи.

Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.

Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел 6. Основы обороны государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности обучающихся.

Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

История создания Вооружённых Сил России.

Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооружённых Сил Российской Федерации и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска воздушно-космической обороны России.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооружённых Сил России

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства

Основные задачи современных Вооружённых Сил.

Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации.

Символы воинской чести

Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность.

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

Обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.

Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначение и порядок осуществления.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Основное предназначение освидетельствования и порядок его проведения.

Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к военной службе.

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан.

Раздел 7. Основы военной службы

Размещение и быт военнослужащих

Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности.

Распределение времени и внутренний распорядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы.

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.

Организация караульной службы

Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.

Особенности военной службы

Правовые особенности военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права.

Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации, устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации, строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества

Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.

Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Военнослужащий – специалист своего дела. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Основные обязанности военнослужащих.

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации

Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства).

Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.

Прохождение военной службы по контракту

Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Учебные сборы (5 дней, 35 учебных часов)

Практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе.

Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностные результаты:

  • - формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

  • - формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • - готовность к служению Отечеству, его защите;

  • - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  • - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  • - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

  • - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • - умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  • - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  • - сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

  • - знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

  • - сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

  • - сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

  • - знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • - знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

  • - знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • - умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

  • - умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • - знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

  • - знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

  • - владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

(1 ч в неделю, всего 35 ч)



Номер темы

Название модуля, раздела, темы

Основное содержание

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (14 ч + 1 ч обобщение)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (7 ч)

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 ч)

1.1. Автономное пребывание человека в природной среде

1.2. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде

1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах

1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Обеспечение пожарной безопасности.

2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (2 ч)

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия

2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия

2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

Современный комплекс проблем безопасности военного характера (1 ч)

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона

3.2. Характер современных войн и вооружённых конфликтов

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч)

4

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч)

4.1. Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч)

5

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (2 ч)

5.1. Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия

5.2. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния

5.3. Экстремизм и экстремистская деятельность

5.4. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности

6

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации (1 ч)

6.1. Положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности»

6.2. Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации

7

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (1 ч)

7.1. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения

7.2. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления

8

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности (1 ч)

8.1. Уголовная ответственность за террористическую деятельность

8.2. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

9

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (1 ч)

Обобщение (1ч)

9.1. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 ч + 1 ч обобщение)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (4 ч)

10

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 ч)

10.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности

10.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

11

Здоровый образ жизни и его составляющие (2 ч)






Обобщение (1ч)

11.1. Здоровый образ жизни

11.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

11.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

11.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (12 ч + 3 ч обобщение))

Раздел 6. Основы обороны государства ( 9 ч)

12

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (3 ч)

12.1. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

12.2. Основные виды оружия и их поражающие факторы

12.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

12.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

12.5. Средства индивидуальной защиты

12.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации

12.7. Организация гражданской обороны в ООУ

13

Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (2 ч)

13.1. История создания Вооружённых Сил Российской Федерации

13.2. Памяти поколений – дни воинской славы России

13.3. Состав Вооружённых Сил РФ. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ

14

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации (3 ч)

14.1. Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ

14.2. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС

14.3. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ

14.4. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН

14.5. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение

14.6. Космические войска, их состав и предназначение. Войска воздушно-космической обороны

14.7. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации

15

Боевые традиции Вооружённых Сил России (1 ч)

15.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

15.2. Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Раздел 7. Основы военной службы (3 ч)

16

Размещение и быт военнослужащих (1 ч)

16.1. Размещение военнослужащих

16.2. Распределение времени и повседневный порядок

16.3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих

17

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда (1 ч)

17.1. Суточный наряд. Общие положения

17.2. Обязанности дежурного по роте

17.3. Обязанности дневального по роте

18

Организация караульной службы (1 ч)

18.1. Организация караульной службы. Общие положения

18.2. Часовой и его неприкосновенность

18.3. Обязанности часового

19

Обобщение модуля3 «Обеспечение военной безопасности государства» (1 ч)

20

Повторение и обобщение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (2 ч)



Всего часов:

35

Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

(1 ч в неделю, всего 35 ч)



Номер темы

Название модуля, раздела, темы

Основное содержание

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (6 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (3 ч)

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (3 ч)

1.1. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

1.2. Правила личной безопасности при пожаре

1.3. Обеспечение личной безопасности на водоёмах

1.4. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

2

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

2.1. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи

2.2. Контртеррористическая операция и условия её проведения

2.3. Правовой режим контртеррористической операции

2.4. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму

2.5. Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

2.6. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч)

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5ч)

3

Нравственность и здоровье (3 ч)

3.1. Правила личной гигиены

3.2. Нравственность и здоровый образ жизни

3.3. Инфекции, передаваемые половым путём. Меры их профилактики

3.4. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции

3.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

4

Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч)

4.1. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

4.2. Первая помощь при ранениях

4.3. Основные правила оказания первой помощи

4.4. Правила остановки артериального кровотечения

4.5. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего

4.6. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

4.7. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота

4.8. Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины

4.9. Первая помощь при остановке сердца

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (20 ч)

Раздел 6. Основы обороны государства (8 ч)

5

Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства (1 ч)

5.1. Основные задачи современных Вооружённых Сил России

5.2. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации

6

Символы военной чести (1 ч)

6.1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

6.2. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

6.3. Военная форма одежды

7

Воинская обязанность (6 ч)

7.1. Основные понятия о воинской обязанности

7.2. Организация воинского учёта

7.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт

7.4. Обязанности граждан по воинскому учёту

7.5. Обязательная подготовка граждан к военной службе

7.6. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям

7.7. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям

7.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе

7.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт

7.10. Профессиональный психологический отбор и его предназначение

7.11. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе

Раздел 7. Основы военной службы (12 ч)

8

Особенности военной службы (4 ч)

8.1. Правовые основы военной службы

8.2. Статус военнослужащего

8.3. Военные аспекты международного права

8.4. Общевоинские уставы

8.5. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации

8.6. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации

8.7. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил

8.8. Строевой устав Вооружённых Сил

9

Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества (3 ч)

9.1. Основные виды воинской деятельности

9.2. Основные особенности воинской деятельности

9.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина

9.4. Военнослужащий – патриот

9.5. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил

9.6. Военнослужащий – специалист своего дела

9.7. Военнослужащий – подчинённый, выполняющий требования воинских уставов и приказы

9.8. Основные обязанности военнослужащих

10

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации (1 ч)

10.1. Порядок вручения Боевого знамени воинской части

10.2. Порядок приведения к Военной присяге (принесения обязательства)

10.3. Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия

10.4. Ритуал подъёма и спуска Государственного флага РФ

11

Прохождение военной службы по призыву (1 ч)

11.1. Призыв на военную службу

11.2. Порядок прохождения военной службы

11.3. Размещение и быт военнослужащих

12

Прохождение военной службы по контракту (1 ч)

12.1. Особенности военной службы по контракту

12.2. Альтернативная гражданская служба

Повторение и обобшение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (2 ч)


Всего часов:

35





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий рабочую программу

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс Учебник для общеобразовательных организаций. /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А./ под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2017.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / |А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 10—11 кл. / [Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.

Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.


Нормативно-правовые документы

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности на селения»

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

    Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер

  • Мультимедиапроектор

  • Интерактивная доска.

        

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  • http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

  • http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Мин. обр. и науки РФ;

  • http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

  • http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; 

  • http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  • http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

  • http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

  • http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

  • http: //www.sputnik.mto.ru – Канал единой образовательной информационной среды;

  • http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

  • http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

  • http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

  • http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;

  • http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  • http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Ресурсоы по ОБЖ РОП;

  • http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты;

  • http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

  • http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

  • http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, учебные пособия по ОБЖ;

  • http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

  • http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

  • http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по ОБЖ;

  • http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - БЭНП по ОБЖ для 5-11 классов;

  • http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ;

  • http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

  • http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 

  • http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, документы;

  • http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по БЖ;

  • http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

  • http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;

  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

  • http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

  • http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

  • http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.  













Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Тема

Дата проведения урока

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства


Р-1

Основы комплексной безопасности


Глава1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(4ч)


§1,2


Автономное пребывание человека в природной среде


§3


Обеспечение личной безопасности на дорогах.


§4

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.



Обеспечение пожарной безопасности.


Глава 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций(2ч)


§5,6


ЧС природного характера, их возможные последствия. Рекомендации по обеспечению личной безопасности.


§7,8

ЧС техногенного характера, их возможные последствия. Рекомендации по обеспечению личной безопасности.


Глава 3

Современный комплекс проблем безопасности военного характера(1ч)


§9,10

Военные угрозы РФ в современном мире. Современные военные конфликты.





Р-2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Глава 4

Нормативно – правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера(1ч)


§11,12

Нормативно-правовая базаРФв области обеспечения безопасности населения от ЧС. РСЧС, её структура и задачи.


Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ


Глава5

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (2ч)


§13,14

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.


§15,16

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления противодействия экстремистской и террористической деятельности.


Глава6

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ(1ч)


§17,18

Положения Конституции РФ, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности». Роль государства в обеспечении национальной безопасности.


Глава7

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (1ч)


§19,20

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и мышления.


Глава8

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности (1ч)


§21,22

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.


Глава9

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (1ч)


§23

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта



ОБОБЩЕНИЕ модуля1 «Основы безопасности, общества и государства» (1ч)


М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Р-4

Основы здорового образа жизни


Глава 10

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных болезней (2ч)


§24,25

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе. Основные инфекционные болезни и их профилактика.


§25

Основные инфекционные болезни и их профилактика.


Глава 11

Здоровый образ жизни и его составляющие(2ч)


§26,27

Здоровый образ жизни, биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.


§28,29

Значение двигательной активности для здоровья человека. Вредные привычки и их профилактика.



ОБОБЩЕНИЕ модуля 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (1ч)


М-3

Обеспечение военной безопасности государства


Р - 6

Основы обороны государства


Глава 12

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны(3ч)


§30,31

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы.


§32,33

Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени.


§34,35,36

Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. Организация ГО в общеобразовательном учреждении.


Глава 13

Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества (2ч)


§37

История создания Вооружённых сил Российской Федерации.


§38,39

Памяти поколений – дни воинской славы России. Состав ВС РФ.


Глава 14

Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ (3ч)


§40.41

Сухопутные войска, Воздушно-космические Силы, их состав и предназначение


§42.43

Военно-морской Флот, Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение


§44,45

Воздушно – десантные и другие войска, их состав и предназначение, воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ


Глава 15

Боевые традиции Вооруженных Сил России(1ч)


§46,47

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество.


Р - 7

Основы военной службы


Глава 16

Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву(1ч)


§48,49,50

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих





Глава 17

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда(1ч)


§51,52,53

Суточный наряд. Общие положения. Обязанности дежурного и дневального по роте.


Глава 18

Организация караульной службы(1ч)


§54,55,56

Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.



ОБОБЩЕНИЕ модуля 3 «Обеспечение военной безопасности государства» (1ч)



Повторение и обобшение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (2ч)







































Календарно-тематическое планирование 11 класс

№ п/п

Тема

Дата проведения урока

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства


Р-1

Основы комплексной безопасности


Глава1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(3ч)


§1,2


Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре.


§3


Обеспечение личной безопасности на водоёмах..


§4,5

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях и природной среде, в сфере современных молодёжных увлечений.


Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ


Глава 2

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ(3ч)


§6,7,8


Национальный антитеррористический комитет (НАК). Контртеррористическая операция.


§9,10

Роль и место ГО в противодействии терроризму. Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом.


§11

Участие ВС РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.


М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Р-4

Основы здорового образа жизни


Глава 3

Нравственность и здоровье (3ч)


§12,13

Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни.


§14,15

Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики.


§16

Семья в современном обществе. Законодательство и семья.


Р- 5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи


Глава 4

Первая помощь при неотложных состояниях (5ч)


§17, 25

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при остановке сердца.


§18,19

Первая помощь при ранениях. Основные правила оказания первой помощи.


§20,21

Правила остановки артериального кровотечения. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.


§22,23

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, при черепно-мозговой травме, травме груди и живота.


§24

Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.



Обобщение по теме «Основы комплексной безопасности» (1ч)


М-3

Обеспечение военной безопасности государства


Р - 6

Основы обороны государства


Глава 5

Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства (1ч)


§26,27

Основные задачи ВС России. Международная деятельность ВС РФ.


Глава 6

Символы воинской чести (1ч)


§28,29,30

Боевое знамя – символ воинской чести, достоинства и славы. Ордена – почётные награды за воинские отличия. Военная форма одежды.


Глава 7

Воинская обязанность (6ч)


§31

Основные понятия о воинской обязанности.


§32,33

Организация воинского учёта. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.


§34,35

Обязанности граждан по воинскому учёту. Обязательная подготовка граждан к военной службе.


§36,37

Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям.


§38,39

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт.


§40,41

Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.


Р - 7

Основы военной службы


Глава 8

Особенности военной службы (4ч)


§42,43

Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего.


§44,45

Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.


§46,47

Устав внутренней службы и дисциплинарный устав ВС РФ.


§48,49

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Строевой устав ВС РФ.


Глава 9

Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества (3ч)


§50,51, 52

Основные виды и особенности воинской обязанности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.


§53,54

Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ.


§55,56,57

Военнослужащий – специалист своего дела; подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров. Основные обязанности военнослужащих.


Глава 10

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации(1ч)


§58,59,60,61

Порядок вручения Боевого знамени, приведения к Военной присяге, вручения личному составу вооружения. Ритуал подъёма и спуска Государственного флага РФ.


Глава 11

Прохождение военной службы по призыву (1ч)


§62,63,64

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.


Глава 12

Прохождение военной службы по контракту(1ч)


§65,66

Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.



Повторение и обобшение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (2ч)








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий рабочую программу

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс Учебник для общеобразовательных организаций. /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А./ под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2017.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / |А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 10—11 кл. / [Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.

Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.


Нормативно-правовые документы

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности на селения»

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

    Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер

  • Мультимедиапроектор

  • Интерактивная доска.

        

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  • http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

  • http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Мин. обр. и науки РФ;

  • http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

  • http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; 

  • http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  • http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

  • http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

  • http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

  • http: //www.sputnik.mto.ru – Канал единой образовательной информационной среды;

  • http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

  • http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

  • http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

  • http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;

  • http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  • http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Ресурсоы по ОБЖ РОП;

  • http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты;

  • http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

  • http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

  • http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, учебные пособия по ОБЖ;

  • http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

  • http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

  • http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по ОБЖ;

  • http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - БЭНП по ОБЖ для 5-11 классов;

  • http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ;

  • http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

  • http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 

  • http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, документы;

  • http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по БЖ;

  • http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

  • http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;

  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

  • http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

  • http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

  • http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!