СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс»

































Пояснительная записка


Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ. При составлении программы была использована авторская программа под общей редакцией Ю.Л Воробьева. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.

Программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

Программа предусматривает использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, В.М. Юрьева ,Б.И. Мишин ; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г.


Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычай­ные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 10-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

  • освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;

  • воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни,

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоро­вья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использова­ния средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой меди­цинской помощи при неотложных ситуациях;

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.


Место предмета в учебном плане.

Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю – 35 часов в год в соответствии с календарным графиком МБОУ Верхнесвечниковская СОШ и расписанием уроков на 2019-2020 учебный год, но 1 час приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 1 час. Итого 34 часа в год.

формы обучения учащихся на уроке: индивидуальная;

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);

  3. Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Содержание программы


Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

Глава 1. Основные направления национальной безопасности.

Основные направления национальной безопасности России. Оборона государства. Стратегия национальной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз Государственная и общественная безопасность. Понятия: «Военная политика», « крупномасштабная война», «военная угроза», « военный конфликт».

Обеспечение национальной безопасности России. Совет ООН, НАТО, ЮНИДО.

Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Глава 2. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

ГО, основные понятия и определения, задачи ГО предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты и профилактики. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Организация и основное содержание АСР, организация санитарной обработки людей после выхода из зоны заражения. Организация ГО в школах, её предназначение. План ГО школы. Обязанности обучаемых.

Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Глава 3. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и несовершеннолетних. Виды наказаний. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия.

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера

Практическое занятие. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС.

Раздел III . Здоровый образ жизни.

Глава 4. Основы Формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия­ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело­века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо­собности.

Значение двигательной активности и физической культуры для здо­ровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспо­собности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Алкоголизм и курение, их профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркома­нии, чистота и культура в быту.


Контрольно-измерительные материалы 10 класс ОБЖ

2019-2020 учебный год

Дата проведения

Вид работы

По теме

I четверть

25.10.2016

Контрольное тестирование

Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

II четверть

20.12.2016

Контрольное тестирование

Средства индивидуальной защиты

III четверть

31.01.2017

Контрольная работа

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

21.03.2017

Тестовая работа

Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

IV четверть

23.05.2017

Контрольная работа

Здоровый образ жизни






Планируемые результаты


У учащихся должны быть сформированы:

- Факторам, формирующим здоровье человека

- основы культуры личной и коллективной безопасности

- нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности

- безопасности окружающих людей

- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.

научиться:

- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- формирование анти экстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

- понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;








Тематическое планирование.


№п/п

Наименование

раздела и темы урока

Количество часов


Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

19


Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз.

8


Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

11


Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

7


Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

7


Раздел IV. Здоровый образ жизни

9


Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни

9

Итого: 35 часов


Требования к уровню подготовки учащихся


Знать:

- основные понятия ГО;

- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

- организацию гражданской обороны в школе.

- основные понятия и структуру ЗОЖ;

- роль питания как составляющей ЗОЖ;

- влияние двигательной активности на здоровье человека;

- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

- основные понятия, функции и показатели здоровья;

- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

- общие черты международного терроризма.

- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении.


Уметь:

- определить вид применённого оружия;

- пользоваться убежищем;

- подобрать противогаз и пользоваться им;

- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе

- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

- работать с правовыми документами.

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях.









Календарно - тематическое планирование


Дата

Тема урока

Тип урока


По плану

Фактически


Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека


Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий


1

03.09


Введение

вводный урок


2

10.09


Основные направления национальной безопасности России

уроки первичного ознакомления с учебным материалом


3

17.09


Государственная и общественная безопасность

уроки образования понятий, установления законов и правил


4

24.09


Обеспечение национальной безопасности России на международной арене

уроки выработки навыков (тренировочные)


5

01.10


Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности

уроки выработки навыков (тренировочные)


6

08.10


Права и обязанности граждан РФ в области обороны

уроки повторения и обобщения


7

15.10


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

уроки применения полученных знаний на практике;


8

22.10


Повторительно-обобщающий урок.

Контрольная работа №1

уроки первичного ознакомления с учебным материалом


Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны


9

05.11


Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

уроки первичного ознакомления с учебным материалом


10

12.11


Современные средства поражения и их поражающие факторы

уроки образования понятий, установления законов и правил


11

19.11


Химическое и бактериологическое оружие

уроки выработки навыков (тренировочные)


12

26.11


Мероприятия по защите населения

уроки выработки навыков (тренировочные)


13

03.12


Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

уроки повторения и обобщения


14

10.12


Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

уроки применения полученных знаний на практике;


15

17.12


Средства индивидуальной защиты Проверочный тест

уроки первичного ознакомления с учебным материалом


16

24.12


Средства защиты кожи, их назначения и правила пользования

уроки образования понятий, установления законов и правил


17

14.01


Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

уроки выработки навыков (тренировочные)


18

21.01


Эвакуация – основное мероприятие по защите людей

уроки выработки навыков (тренировочные)


19

28.01


Огранизация ГО в общеобразовательных учреждениях.

Контрольная работа №2

уроки повторения и обобщения


Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях


Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения


20

04.02


Правила поведения в опасных ЧС социального характера

уроки первичного ознакомления с учебным материалом


21

11.02


Уголовный кодекс РФ об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

уроки образования понятий, установления законов и правил


22

18.02


Правила поведения, а условиях ЧС природного и техногенного характера

уроки выработки навыков (тренировочные)


23

25.02


Защита от ЧС техногенного характера

уроки выработки навыков (тренировочные)


24

03.03


Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

уроки повторения и обобщения


25

10.03


Движение по азимуту

уроки применения полученных знаний на практике;


26

17.03


Повторительно - обобщающий урок.

Тестовая работа

уроки первичного ознакомления с учебным материалом


Раздел IV. Здоровый образ жизни




уроки образования понятий, установления законов и правил

Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни




уроки выработки навыков (тренировочные)

27

31.03


Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества

уроки выработки навыков (тренировочные)


28

07.04


Здоровье человека и его физическое развитие

уроки повторения и обобщения


29

14.04


Культура питания

уроки выработки навыков (тренировочные)


30

21.04


Режим труда и отдыха

уроки повторения и обобщения


31

28.04


Составляющие ЗОЖ

уроки применения полученных знаний на практике;


32

05.05


Вредные привычки, их влияние на здоровье, профил. вредных привычек

уроки первичного ознакомления с учебным материалом


33

12.05


Контрольная работа № 3

уроки выработки навыков (тренировочные)


34

19.05


Духовно- нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России

уроки повторения и обобщения


35

26.05


Итоговый урок

уроки повторения и обобщения


Всего: 35часов (35 ч)












Система оценки результатов обучения.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

- активного отдыха в природных условиях;

- оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

- соблюдения норм здорового образа жизни


Особенности оценивания планируемых результатов

Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 10 классе. Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 10-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.Ю. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2014.

  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер.;

  3. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ;

  4. Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.


Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.

Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

1) Компьютер;

2) Мультимедиа проектор;

3) Аптечка;

4) Комплект плакатов

5) Использование видеороликов и презентаций





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!