Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-политехнического цикла Протокол №__от _________ ______________/ Хадарин Е.А. | «Принято» на педагогическом совете Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс
Гаврилов П.Л.
на 2018 – 2019 учебный год
Составлена на основе авторской программы под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007 г. и учебником «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. Под редакцией А.Т. Смирнова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012г.
п. Новокулундинка
2018 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:, федерального перечня учебников , основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана на основе Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности, Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования, а также положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), в соответствии с авторской программой под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007г., учебником «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012г.
В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12, приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134 от « 24 » февраля 2010 г. в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI классов введен раздел «Основы военной службы».
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке. С ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах:
Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.
Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.
Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Учебные модули |
Модуль-1 | Модуль-2 | Модуль-3 |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | Основы военной службы |
Разделы |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | 3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 5 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества |
2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 4 | Основы здорового образа жизни | 6 | Боевые традиции Вооруженных Сил России |
| | | | 7 | Символы воинской чести |
| | | | 8 | Основы военной службы |
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 104 часов на 2 года обучения (2 часа в неделю в 10 классе (включая сборы – 35 ч.) и 1 час в неделю в 11 классе). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы). Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья, учебных сборов в течение 5 дней (35 часов). (Изучается раздел 7 «Основы военной службы»).
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, относительно количества часов авторской программы (35ч), согласно годовому календарному учебному графику работы школы на 2015-2016 учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 10 класса должны знать и уметь:
Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
Сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
Более эффективно организовывать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Модуль 1. «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Раздел 1. «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера.
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.
Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
Раздел 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Основы здорового образа жизние.
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.
Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Нравственность и здоровье.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.
ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Модуль 3. Основы военной службы
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
История создания Вооруженных Сил России.
Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Символы воинской части.
Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.
Программа для проведения учебных сборов (10 класс).
Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35учебных часов).
В ходе сборов изучаются:
Размещение и быт военнослужащих;
Организация караульной и внутренней службы;
Элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки;
Вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно – профессиональной ориентации. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется начальником штаба учебных сборов в соответствии с положениями «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» № 96 /134 от 24 февраля 2010 г.
Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение № 9 к Инструкции). Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (10 класс)
№ раздела, темы и урока | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов |
Раздел | Тема |
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 13 | |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | | 6 |
1.1 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода | | 1 |
1.2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | | 1 |
1.3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | | 1 |
1.4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | | 1 |
1.5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура | | 1 |
1.6 | Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности | | 1 |
2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | | 7 |
2.1 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | | 1 |
2.2 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | | 1 |
2.3 | Оповещение и информирование населения об опасных, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирового времени | | 1 |
2.4 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирового и военного времени | | 1 |
2.5 | Средства индивидуальной защиты | | 1 |
2.6 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | | 1 |
2.7 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении | | 1 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | |
3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | | 3 |
3.1 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | | 1 |
3.2 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | | 2 |
4 | Основы здорового образа жизни | | 7 |
4.1 | Здоровый образ жизни и его составляющие | | 2 |
4.2 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | | 2 |
4.3 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | | 1 |
4.4 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | | 2 |
III | Основы военной службы | 12 | |
5 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества | | 6 |
5.1 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации | | 2 |
5.2 | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | | 2 |
5.3 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | | 1 |
5.4 | Другие войска, их состав и предназначение | | 1 |
6 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | | 3 |
6.1 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отчества | | 1 |
6.2 | Памяти поколений – дни воинской славы России | | 1 |
6.3 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | | 1 |
7. | Символы воинской части | | 3 |
7.1 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской части, доблести и славы | | 1 |
7.2 | Ордена – почетные награды за воинское отличия и заслуги в бою и воинской службе | | 1 |
7.3 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | | 1 |
8 | Основы воинской службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) | | 40 |
8.1 | Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках | | 1 |
8.2 | Размещение и быт военнослужащих | | 3 |
8.3 | Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | | 4 |
8.4 | Организация караульной службы, обязанности часового | | 4 |
8.5 | Строевая подготовка | | 4 |
8.6 | Огневая подготовка | | 14 |
8.7 | Тактическая подготовка | | 5 |
8.8 | Физическая подготовка | | 5 |
Всего часов | 35 + 40 |
Средства контроля и оценки результатов обучения по ОБЖ
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося :
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Критерии оценивания подготовленности учащихся по ОБЖ
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
«5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
«4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
«2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Критерии оценивания учащихся составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Информационное и учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Авторская программа под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007г.;
2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 г.;
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; – М.: Просвещение, 2014г.
Набор плакатов и электронные издания: |
- Организационная структура ВС РФ |
- Ордена России |
- Текст Военной Присяги |
- Воинские звания и знаки различия |
- Военная форма одежда |
- Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе |
- Военно-прикладные виды спорта |
- Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин. |
- Военно-образовательные учреждения профессионального образования РФ. |
- ТТХ вооружения и военной техники |
- Приемы и правила метания ручных гранат |
- Мины Российской армии |
- Индивидуальные средства защиты |
Средства индивидуальной защиты: |
- Респиратор |
- Общевойсковой противогаз |
- Общевойсковой защитный комплект |
Тематическое планирование
по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 10 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формы и методы обучения | Основное содержание | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь)/Критерии оценивания | Оборудование и оснащение | Календарно-учебный график |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства-14ч |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности-6ч |
Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» - 3ч |
1 | Практическая подготовка к автономному пребыванию человека в природной среде. | 1 | Рассказ. беседа, работа с учебником | Природная среда и человек; автономное пребывание человека в природной среде. Виды автономии .Активный туризм как система подготовки человека к автономному существованию в природной среде. | Знать виды автономного существования в природе . Уметь обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы и дары природы. | Учебные картины, учебник, наглядные пособия. | 1 неделя |
2 | Обеспечение личной безопасности на дорогах. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос | Пешеход, пассажир, водитель – их обязанности | Знать правила безопасного дорожного движения. Уметь соблюдать правила дорожного движения. | Дорожные знаки, иллюстрации учебника. | 2неделя |
3 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. | 1 | | | | | 3 неделя |
Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций» - 2ч |
4 | ЧС природного характера и возможные их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Классификация ЧС и причины их возникновения. Возможные последствия. | Знать общие правила личной безопасности. Уметь принимать правильное решение из создавшегося положения. | Учебные картины. | 4 неделя |
5 | ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера. | 1 | Рассказ, беседа. Фронтальный опрос. | Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера. | Знать причины возникновения ЧС техногенного характера и их классификацию. Уметь обеспечить личную безопасность. | Учебные картины, буклеты, наглядные пособия. | 5 неделя |
Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера – 1ч |
6 | Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос. | Организация обороны государства и её значение в обеспечении национальной безопасности России. Характер современных войн. | Знать основные особенности современных войн и вооружённых конфликтов Уметь анализировать современную международную обстановку. | Наглядные пособия, материалы периодической печати, учебник. | 6 неделя |
Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера» -2ч |
Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера» - 2ч |
7 | Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Федеральные законы , гарантирующие права и свободы человека и гражданина. | Знать ключевые положения федеральных законов РФ . Уметь выполнять конституционный долг по защите Отечества. | Нормативные документы, материалы учебника. | 7 неделя |
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи. | 1 | Рассказ, беседа, лекция. | Предназначение РСЧС . Структура РСЧС. | Знать основное предназначение и структуру РСЧС. Уметь решать задачи в области защиты населения. | Наглядные пособия, иллюстрации учебника. | 8 неделя |
Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ» - 6ч |
Тема 5: «Экстремизм и терроризм -чрезвычайные опасности для общества и государства»2ч |
9 | Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос. | Формы и проявления терроризма; особенности терриористической деятельности на территории РФ. | Знать цели и последствия терроризма и террористической деятельности. Уметь противопоставить себя террористическим организациям. | Буклеты , учебные картины, иллюстрации учебника. | 9 неделя |
10 | Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности. | 1 | Рассказ, фронтальный опрос , беседа. | Источники экстремизма и экстремисткой деятельности. Направления экстремисткой деятельности. | Знать способы распространения подрывной литературы , уметь ее распознавать и принимать правильное решение. | Учебные картины, буклеты, иллюстрации учебника. | 10 неделя |
Тема 6: «Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ» - 1ч |
11 | Положения Конституции РФ и других нормативных актов по противодействию экстремизму и терроризму. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ. | 1 | Лекция, беседа. | Правовые основы противодействия терроризму и экстремизму. | Информация об основных документах, содержащих направления государственной деятельности по противодействию терроризму. | Текст Конституции РФ. Наглядные пособия. | 11 неделя |
Тема 7: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму» - 1ч |
12 | Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирование антитеррористического поведения. | 1 | Рассказ, беседа, объяснение. | Нравственные позиции и личные качества человека. Основа нравственной позиции в отношении терроризма. | Выработать негативное отношение к любым видам экстремисткой и террористической деятельности. | Буклеты , материалы учебника. | 12 неделя |
Тема 8: «Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности» - 1ч |
13 | Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности. | 1 | Рассказ, объяснение. | Террористическая деятельность и её содержание. | Знать о наступлении уголовной ответственности за участие в террористической деятельности. | Нормативные документы , выдержки из текста Конституции РФ. | 13 неделя |
Тема 9: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта» - 1ч |
14 | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. | 1 | Рассказ. беседа , фронтальный опрос. | Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники перестрелке. | Знать правила безопасного поведения в наиболее характерных ситуациях . связанных с терроризмом. | Наглядные пособия, буклеты. | 14 неделя |
Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - 5ч |
Раздел 4: «Основы здорового образа жизни» - 5ч |
Тема 10: «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний» - 2ч |
15 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. | 1 | Рассказ , беседа, объяснение. | Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке его на воинский учет. | Знать о необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни при подготовке к военной службе | Буклеты , наглядные пособия. | 15 неделя |
16 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Инфекционные болезни и их классификация .Причины возникновения инфекционных болезней. | Знать основные инфекционные болезни, их причины и меры по их профилактике. Вести правильный образ жизни. Уметь | Буклеты, наглядные пособия. | 16 неделя |
Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие» - 3ч |
17 | Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. | 1 | Рассказ, объяснение, беседа. | Основные понятия о здоровье, факторы , влияющие на здоровье. | Познакомиться с понятием « здоровый образ жизни» , его содержанием и составляющими.Уметь приспосабливаться к окружающей среде. | Наглядные пособия, буклеты, материалы учебника | 17 неделя |
18 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека. | Знать биологические ритмы, их влияние на работоспособность человека и ряд правил по профилактике утомления. | Наглядные пособия, материалы учебника. | 18 неделя |
19 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 1 | Рассказ, беседа, объяснение, фронтальный опрос. | Человек и его возможности. Вредные привычки. Профилактика вредных привычек. | Знать , что курени е , употребление алкоголя и наркотиков пагубно влияют на здоровье человека. Уметь вести здоровый образ жизни. | Наглядные пособия, учебные картины, учебник. | 19 неделя |
Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства» - 16ч |
Раздел 6: «Основы обороны государства» - 16ч |
Тема 12. «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны» - 6ч |
20 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | 1 | Рассказ, объяснение. | Гражданская оборона и её предназначение . Основные задачи гражданской обороны. | Знать о предназначении гражданской обороны, её задачах по защите населения от ЧС мирного и военного времени. | Учебные к4артины, наглядные пособия. | 20 неделя |
21 | Основные виды оружия и их поражающие факторы. | 1 | Рассказ, объяснение, фронтальный опрос. | Обычные средства поражения. Оружие массового поражения. | Знать основные виды современного оружия их поражающие факторы. Уметь давать краткую характеристику ОМП | Наглядные пособия, учебник. | 21 неделя |
22 | Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Структура системы оповешения .Основные способы оповещения. | Знать систему оповещения и информации населения об опасностях, возникающих при ЧС. | Наглядные пособия, плакаты. | 22 неделя |
23 | Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. | 1 | Рассказ, объяснение. | Инженерная защита населения и её предназначение . Убежища. ПРУ. | Знать основные виды инженерных сооружений для обеспечения безопасности населения от ЧС. | Учебные картины, наглядные пособия, иллюстрации учебника. | 23 неделя |
24 | Средства индивидуальной защиты. | 1 | Демонстрация , рассказ, беседа. | Средства индивидуальной защиты органов дыхания , кожи и их уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты . | Знать основные характеристики и предназначение средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. | Противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки. | 24 неделя |
25 | Организация ГО в ООУ. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Предназначение гражданской обороны в общеобразовательной организации. | Знать структуру организации гражданской обороны в школе. Уметь обеспечивать личную безопасность. | Схема , наглядные пособия. | 25 неделя |
Тема 13: « ВС РФ –защитники нашего Отечества» - 2ч |
26 | История создания ВС РФ. Памяти поколений – дни воинской славы | 1 | Рассказ, беседа , объяснение. | Основные вехи в строительстве ВС России в период до 1917 года. Этапы строительства ВС СССР. ВС РФ и их основное предназначение. | Знать основные этапы становления ВС РФ . Быть готовым защитником Отечества. | Материалы учебника, наглядные пособия. | 26 неделя |
27 | Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ. | 1 | Рассказ, беседа., объяснение. | Военная организация государства и её предназначение. Состав ВС РФ .Руководство и управление ВС РФ. | Знать военную организацию государства, состав ВС РФ , их руководство и управление. | Устав ВС РФ . | 27 неделя |
Тема 14: «Виды и рода войск ВС РФ» - 6ч |
28 | Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. | 1 | Рассказ, беседа. | Сухопутные войска и их основное предназначение. Состав Сухопутных войск. Техника и вооружение СВ | Знать в общих чертах о СВ как видом ВС РФ , их предназначением, составом, техникой и вооружением. | Учебные картины | 28 неделя |
29 | Военно-воздушные силы (ВВС), ВДВ, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и ВДВ. | 1 | Рассказ, беседа | ВВС и их предназначение. Состав ВВС . Вооружение и военная техника ВВС. | Знать в общих чертах о ВДВ, о их предназначении. | Плакаты, учебные картины. | 29 неделя |
30 | Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | ВМФ и его предназначение. Состав ВМФ. Вооружение и военная техника ВМФ. | Знать о ВМФ как вид ВС РФ , его состав , вооружение и военная техника ВМФ. | Наглядные пособия, учебные картины. | 30 неделя |
31 | Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), космические, войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос. | РВСН и их предназначение. Состав РВСН . Вооружение и военная техника РВСН. | Знать в общих чертах о РВСН как самостоятельном роде войск, его предназначении, вооружении и военной техники. | Наглядные пособия , учебные картины. | 31 неделя |
32 | Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения. | 1 | Рассказ , беседа, фронтальный опрос. | Вооружение и военная техника РВСН. | Знать современную мощь РВСН и роль по защите мирного труда и жизни россиян. | Учебные картины, плакаты , учебники. | 32 неделя |
33 | Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ. | 1 | Рассказ, беседа, объяснение. | Внутренние войска Министерства внутренних дел России. Спасательные воинские формирования МЧС России. | Знать состав и предназначение внутренних воск и МЧС . Уметь защититься от пожаров и других ЧС природного и техногенного характера. | Плакаты , материалы учебника. | 33 неделя |
Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ» - 2ч |
34 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | 1 | Объяснение . рассказ, беседа. | Качества, присущие военнослужащему ВС РФ – защитнику Отечества . Общие понятия о долге и воинском долге. | Сформировать у учащихся общее представление об основных качествах , которыми должен обладать военнослужащий ВС РФ – защитник Отечества. | Наглядные пособия ,стенды, фотографии. | 34 неделя |
35 | Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. | 1 | Рассказ, диспут. | Товарищество и дружба- основные понятия , их единство и различия. Дружба и войсковое товарищество- это неотъемлемые составляющие Российской армии, её боевая историческая традиция .Неуставные взаимоотношения и причины их возникновения. | Знать . что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и войсковом товариществе, обеспечивают высокий уровень боеспособности частей и подразделений ВС РФ. | Наглядные пособия . учебные картины, фотографии, материалы стендов. | 35 неделя |
Всего | 35 | | | | | |
Учебные сборы – 35 ч. |
Тема 1: «Военнослужащие и взаимоотношения между ними» - 3ч | | |
36 | Права, обязанности и ответственность военнослужащих. | 1 | | | | | |
37 | Взаимоотношения между военнослужащими. | 1 | | | | | |
38 | Обязанности солдата (матроса). | 1 | | | | | |
Тема 2: «Внутренний порядок» - 6ч |
39 | Размещение военнослужащих. | 1 | | | | | |
40 | Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. | 1 | | | | | |
41 | Суточный наряд. Обязанности дневального по роте. | 1 | | | | | |
42 | Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового. | 1 | | | | | |
43 | Охрана здоровья военнослужащих. | 1 | | | | | |
44 | Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы. | 1 | | | | | |
Тема 3: «Строевая подготовка» - 6ч |
45 | Строи и управления ими. | 1 | | | | | |
46 | Строевые приемы и движение без оружия. | 1 | | | | | |
47 | Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | 1 | | | | | |
48 | Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. | 1 | | | | | |
49 | Строи отделения. Развернутый строй, походный строй. | 1 | | | | | |
50 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. | 1 | | | | | |
Тема 4: «Огневая подготовка» - 6ч |
51 | Устройство стрелкового оружия, основные правила, приемы и способы стрельбы из него. | 1 | | | | | |
52 | Устройство ручных боевых гранат, требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. | 1 | | | | | |
53 | Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем. | 1 | | | | | |
54 | Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем. | 1 | | | | | |
55 | Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем. | 1 | | | | | |
56 | Требования к выполнению метания ручных имитационных гранат. | 1 | | | | | |
Тема 5: «Тактическая подготовка» - 6ч |
57 | Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою. | 1 | | | | | |
58 | Основные приемы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия. | 1 | | | | | |
59 | Способы передвижения солдата в бою. | 1 | | | | | |
60 | Приемы и правила стрельбы в бою. | 1 | | | | | |
61 | Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа. | 1 | | | | | |
62 | Способы ориентирования на местности. | 1 | | | | | |
Тема 6: «Физическая подготовка» - 5ч |
63 | Гимнастика и атлетическая подготовка. | 1 | | | | | |
64 | Преодоление препятствий. | 1 | | | | | |
65 | Ускоренное передвижение, легкая атлетика. | 1 | | | | | |
66 | Комплексные учебно-тренировочное занятие. | 1 | | | | | |
67 | Комплексные учебно-тренировочное занятие. | 1 | | | | | |
Тема 7: «Военно-медицинская подготовка» - 2ч |
68 | Правила оказания первой помощи при ранениях. | 1 | | | | | |
69 | Правила оказания первой помощи при ожогах, острых отравлениях, отморожении. | 1 | | | | | |
Тема 8: «Радиационная, химическая и биологическая защита войск» - 1ч |
70 | Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения. | 1 | | | | | |