СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 11 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу ОБЖ и Основы военной службы для 11 класса общеобразовательных школ.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Николаевка

муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО учителей зам. директора по УВР Директор МОБУ СОШ с.Николаевка

технологии, физической культуры, искусства и ОБЖ ________ Н.А. Негодина ____________ Р.Р. Маннанов

протокол №__ от « »______ 2017 г. Приказ №____ от « » ____ 2017 г.

Руководитель ШМО__________ Т.И.Фокина





Рабочая программа

Маннанова Руслана Ришатовича

по учебному курсу «ОБЖ»

11 класс

базовый уровень



2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Перечень нормативных документов и материалов, на основе которых составлена рабочая программа:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 30.12.2015 г.

  2. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения РФ, утвержденный Приказом Министерства образования России № 1312 от 09.03.04.

  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04.

  4. Учебный план МОБУ СОШ с. Николаевка на 2017-2018 учебный год.

  5. Годовой календарный график МОБУ СОШ с. Николаевка на 2017-2018 учебный год.

  6. Положение о разработке рабочих программ в МОБУ СОШ с. Николаевка, утвержденное приказом № 60 от 30.08.2013 г.

  7. Устав МОБУ СОШ с.Николаевка.

  8. Примерные программы основного общего образования по ОБЖ;

  9. «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы Т.А. Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев) по общ.ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012


Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения .Планирование составлено на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы Т.А. Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев), напечатанный с сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы» / по общ.ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2014, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства;

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи­вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального харак­тера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защи­те Отечества;

- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис­теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа­циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи­ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Задачи:

– дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
– научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
– научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
– воспитывать патриотические чувства.


Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на

положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых

актов в области безопасности личности, общества и государства:

 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

(утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537);

 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации

до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №690);

 ФЗ N 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;

 ФЗ N 2397-1 «Об охране окружающей природной среды» от 21 февраля 1992 года;

 ФЗ N 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

 ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования, представленной в федеральном государственном

стандарте общего образования второго поколения. За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

-эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс при изучении тематики ОБЖ;

- структурировать содержание программы при изучении предмета в 10-11 классах.

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля.


Место предмета«Основы безопасности жизни деятельности» в учебном плане.


Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в программе предусмотрены 34 часа на год (по одному часу в неделю ). Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне . Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов) .В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний.

Содержание учебной программы ОБЖ для 11 класса.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Разбор наиболее возможных причин попадания человека в усло­вия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопас­ному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной кри­миногенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое наруше­ние общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.)

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрез­вычайных ситуаций.

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об оборо­не","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязан­ности граждан.

Раздел 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значе­ние для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного раз­вития человека, его физических и духовных качеств.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятель­ности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культу­рой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закали­вающих процедур.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и соци­альные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье

Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные по­следствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел 4. Основы обороны государства

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению за­щиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий

Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управ­ления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по за­щите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, класси­фикация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства пораже­ния, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее со­держание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства за­щиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индиви­дуальной защиты.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначе­ние План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная ре­форма Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопут­ные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, со­ставляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Ре­форма Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внут­ренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные вой­ска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные состав­ляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинст­вом выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых услови­ях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов воен­нослужащих, уволенных в запас или отставку.

Раздел 5. Основы военной службы

Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. Суточный наряд, общие положения. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте. Организация караульной службы, общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового. Строевые приемы. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок не полной разборки и сборки автомата Калашникова. Приемы и правила стрельбы из автомата. Современный бой, обязанности солдата в бою.









Тематическое планирование



модуля,

Наименование модулей, разделов, тем

Кол-во часов

M-I

Основы безопасности личности и государства




11

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


3

М- III

III Обеспечение военной безопасности государства


20


Всего часов

34


























Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 11 класс

Урока




Наименование тем и занятий

Время в

часах

Наименование

оборудования,

наглядностей,

ТСО

Дата

проведения

Вид

занятий

Место

проведения

занятия




Примечания

План.

Факт.

1

Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье.

1

Учебник



Теория

Кабинет


2

Заболевания передаваемые половым путем.

1

Учебник



Теория

Кабинет


3

Семья в современном обществе.

1

Учебник



Теория

Кабинет


4

Первая помощь при ОСН, инсульте, ранениях.

1

Учебник,

плакаты



Теория,

практика

Кабинет


5

Первая помощь при травмах, реанимационные мероприятия.

1

Учебник,

плакаты



Теория,

практика

Кабинет


6

Контрольное занятие

1




Теория

Кабинет


7

Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета.

1

Учебник



Теория

Кабинет


8

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

1

Учебник



Теория

Кабинет


9

Организация медицинского освидетельствования и обследования граждан при постановке на воинский учет.

1

Учебник



Теория

Кабинет


10

Увольнение с военной службы.

1

Учебник



Теория

Кабинет


11

Назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат

1

Плакаты, макеты гранат



Теория, практика

Кабинет


12

Инженерные заграждения

1

Плакаты, макеты мин



Теория, практика

Кабинет


13

Контрольное занятие

1




Теория

Кабинет


14

Стрельба из пневматической винтовки

1

Плакаты ПВ, ПУ



Практика

Кабинет


15

Отработка нормативов по огневой подготовке

1

Плакаты,

макет АК



Практика

Кабинет


16

Правовые основы военной службы

1

Учебник, законы



Теория

Кабинет


17

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ

1

Учебник,

уставы



Теория

Кабинет


18

Военная присяга

1

Учебник, текст присяги



Теория

Кабинет


19

Прохождение военной службы по призыву

1

Учебник



Теория

Кабинет


20

Размещение и быт военнослужащих

1

Учебник



Теория

Кабинет


21

Военная форма одежды

1

Учебник,

плакаты



Теория

Кабинет


22

Прохождение военной службы по контракту

1

Учебник



Теория

Кабинет


23

Контрольное занятие

1




Теория

Кабинет


24

Приборы радиационной разведки

1

Плакаты, макеты



Теория, практика

Кабинет


25

Войсковой прибор химической разведки

1

Плакаты, макеты



Теория, практика

Кабинет


26

Отработка нормативов по РХБЗ

1

Противогазы, ОЗК, плакаты



Практика

Кабинет, площадка


27

Военнослужащий-патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1

Учебник



Теория

Кабинет


28

Воинская дисциплина. ЕЕ суть и значение.

1

Учебник, устав



Теория

Кабинет


29

Современный общевойсковой бой.

1

Учебник



Теория

Кабинет


30

Элементы рукопашного боя

1

Учебник



Практика

Площадка


31

Офицер Российской Армии

1

Учебник



Теория


Кабинет


32

Строевая подготовка. Отработка строевых приемов.

1

Плакаты



Практика

Кабинет,

площадка


33

Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ

1

Учебник



Теория

Кабинет


34

Контрольное занятие

1




Теория

Кабинет



ИТОГО – 34 ч.











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.



Литература

Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»2014 г.

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2014;

Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2014;

Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2014;

Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.


Оборудование и приборы

компьютер

интерактивная доска

противогаз

учебный автомат

макеты гранат и мин

ВПХР



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!