МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа №1»
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО Таганрогской школы №1 «____» сентября 2019 года _______________ Жарова Т. А. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
для 10 «А» класса на 2019-2020 учебный год
Учитель: Мальцева Е.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 «А» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ, с учётом адаптированной общеобразовательной программы школы, а также индивидуальных, психических и умственных особенностей детей с нарушениями слуха, их природных задатков и способностей.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
• антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 10 «А» класса основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Ситуации, связанные с воздействием па личность угроз и опасностей, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий:
опасность — причина опасности — последствие опасности —действие.
Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности — это событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности — негативное изменение, вызванное причиной. Действие — это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.
При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.
Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.
Понятийная база и содержание курса полностью соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному компоненту государственному образовательного стандарта основного общего образования.
Место курса в учебном плане
На изучение ОБЖ в 10 «А» классе отводится 1 час в неделю за счёт инвариантной части Базисного учебного (образовательного) плана: I четверть ‒ 8 часов; II четверть ‒ 8 часов; III четверть ‒ 10 часов; IV четверть ‒ 8 часов. Всего за год: 34 часов.
С учетом государственных праздников и годового календарного графика на 2019-2020 учебный год за год 33 часа: I четверть – 8 часов; II четверть – 8 часов; III четверть – 10 часов; IV четверть – 7 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
4. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Метапредметными результатами изучения курса являются:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
5. Содержание учебного предмета
I. | Организация, предупреждения и ликвидация чРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (рсчс) Цели и задачи РОЧС. Структура РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства ликвидации ЧС. |
II. | МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО.ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Международное гуманитарное право и сфера его применения. Правовая защита раненых и военнопленных. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. |
III. | Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей Профилактика травматизма. Первая медицинская помощь при травмах. Безопасное поведение в школе и дома. Травмы головы, позвоночника и спины. Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких. Остановка сердца и прекращение дыхания. |
IV. | ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Здоровье человека. Здоровый образ жизни-путь к достижению высокого уровня здоровья. Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде. Их влияние на здоровье. |
V. | ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Гигиена кожи. Гигиена питания и воды. Гигиена одежды. Гигиена жилища. |
VI. | Факторы разрущающие здоровье человека Употребление табака и алкоголя. Их влияние на организм. Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья. |
VII. | Физиологические и психологические особенности организма человека Физиологическое и психологическое развитие подростков. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. Управление чувствами и эмоциями. Суицид и подросток. |
6. Календарно-тематическое планирование в 10 «А» классе (1 час в неделю, всего – 33 часа)
Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть (8 часов) |
Организация, предупреждения и ликвидация чРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (рсчс) |
Цели и задачи РОЧС. | 1 | 06.09 |
Структура РСЧС. | 1 | 13.09 |
Режимы функционирования РСЧС. | 1 | 20.09 |
Силы и средства ликвидации ЧС. | 1 | 27.09 |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО.ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ |
Международное гуманитарное право и сфера его применения | 2 | 04.10, 11.10 |
Правовая защита раненых и военнопленных. | 1 | 18.10 |
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. | 1 | 25.10 |
II четверть (8 часов) |
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей |
Профилактика травматизма. Первая медицинская помощь при травмах. | 1 | 08.11 |
Безопасное поведение в школе и дома. | 1 | 15.11 |
Травмы головы, позвоночника и спины. | 1 | 22.11 |
Признаки жизни и смерти. | 1 | 29.11 |
Прекардиальный удар в область грудины. | 1 | 06.12 |
Непрямой массаж сердца. | 1 | 13.12 |
Искусственная вентиляция легких. | 1 | 20.12 |
Остановка сердца и прекращение дыхания. | 1 | 27.12 |
III четверть (10 часов) |
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. |
Здоровье человека. | 1 | 17.01 |
Здоровый образ жизни-путь к достижению высокого уровня здоровья | 1 | 24.01 |
Современные методы оздоровления. | 1 | 31.01 |
Факторы риска во внешней среде. Их влияние на здоровье. | 2 | 07.02;14.02 |
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА |
Гигиена кожи. | 1 | 21.02 |
Гигиена питания и воды. | 1 | 28.02 |
Гигиена одежды. | 1 | 06.03 |
Гигиена жилища. | 1 | 13.03 |
Обобщающий урок. | 1 | 20.03 |
IV четверть (6 часов) |
Факторы разрущающие здоровье человека |
Употребление табака и алкоголя. Их влияние на организм. | 1 | 03.04 |
Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья. | 1 | 10.04 |
Физиологические и психологические особенности организма человека |
Физиологическое и психологическое развитие подростков. | 1 | 17.04 |
Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. | 1 | 24.04 |
Управление чувствами и эмоциями. | 1 | 08.05 |
Суицид и подросток. | 1 | 15.05 |
Итоговый урок. | 1 | 29.05 |
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла ГКОУ РО Таганрогской школы №1 _______________ Ганжа Н.С. подпись (Ф.И.О. руководителя МО) Протокол №1 от «___» августа 2019 года | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ГКОУ РО Таганрогской школы №1 _______________ Боровских Е.В. подпись «_____» августа 2019 года дата |