Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 73»
Рассмотрено на заседании МО__________________ __________________________ | Принято на заседании | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _______________________ |
| методического совета | Н.Е.Ермолина |
Протокол № ____ от ________ | Протокол № _______от | «___»_____________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в 8 А, 8Б, 8 В классах
Программа составлена на основе:
1.ФГОС ООО
2. ООП ООО МБОУ СШ № 73
3.Программы по ОБЖ для 5-9 классов (авторы_ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников)
Учитель Гилязова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
Архангельск
2020-2021 учебный год
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом примерной программы по ОБЖ для 5-9 классов (авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников).
Рабочая программа составлена в рамках УМК по ОБЖ 8-9 классы (авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников), издательство «Просвещение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В 8 КЛАССЕ
Личностные результаты:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Ученик 8 класса научится:
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
Содержание учебного предмета ОБЖ
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ II.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV
Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ V
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 9 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Первая помощь при травмах
Первая помощь при утоплении
8 класс
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
| Тема №1 Пожарная безопасность (3 часа) | |
Р/С | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Р/С | 1 |
Р/С | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Р/С | 1 |
Р/С | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Р/С | 1 |
| Тема№ 2 Безопасность на дорогах (3 ч) | |
| Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. ПДД. Правила безопасного поведения на улице. | 1 |
| Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. ПДД. Правила безопасного поведения на улице. | 1 |
| Велосипедист — водитель транспортного средства. ПДД. Обязанности велосипедиста. | 1 |
| Тема № 3 Безопасность на водоемах(3 ч) | |
| Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 |
| Безопасный отдых на водоемах | 1 |
| Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 |
| Тема № 4 Экология и безопасность (2 ч) | |
Р/С | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. ПДД. Дорога, как одна из причин ДТП. | 1 |
| Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. ПДД. Поведение учащихся при ДТП. | 1 |
| Тема № 5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) | |
| Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
| Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
| Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
Р/С | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Контрольный тест. | 1 |
| Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 |
| Тема № 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4часа) | |
| Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 |
| Обеспечение химической защиты населения | 1 |
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 |
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 |
| Тема № 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) | |
Р/С | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 |
| Эвакуация населения | 1 |
| Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
| Тема № 8 Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч) | |
| Здоровье как основная ценность человека. ПДД. Правила перевозки пассажиров на грузовом транспорте, мотоциклах и мотороллерах. | 1 |
| Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. ПДД. Движение на сельских дорогах, (обязанности пешеходов). | 1 |
Р/С | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. ПДД. Виртуальная экскурсия по посёлку Цигломень. | 1 |
| Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 |
| Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 |
| Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 |
| Промежуточная аттестация в форме теста. | 1 |
| Тема № 9. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 ч) | |
| Первая помощь пострадавшим и ее значение | 1 |
| Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | 1 |
| Первая медицинская помощь при травмах ПДД. Практические занятия по оказанию первой доврачебной помощи. | 1 |
| Первая медицинская помощь при утоплении. Итоговое занятие по ПДД. | 1 |
Темы проектов по ОБЖ для учащихся 8 класса:
Алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (по выбору).
Будущее без терроризма, терроризм без будущего.
Бросить курить сейчас!
Безопасность подростков при использовании современных технологий.
Вода как источник жизни.
Выдающиеся соотечественники о вредных привычках.
Влияние человеческого фактора на возникновение ЧС техногенного характера.
Генномодифицированные продукты: за и против.
Здоровье не купишь - его разум дает.
Значение жиров, белков и углеводов в питании подростков.
Защита Отечества – долг каждого гражданина.
Исследование влияния звука на живые организмы.
Компьютерная зависимость и здоровье человека.
Каждому необходима личная безопасность.
Месячный оптимальный рацион питания школьника на основе местной традиционной кухни и норм здорового питания.
Наследственные заболевания.
Обзор съедобных , лекарственных и ядовитых растений и грибов нашего региона.
Опасности, подстерегающие современную молодежь.
Особенности режима труда и отдыха подростков.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире).
Опасные природные явления, характерные для города Архангельска.
Организация безопасности населения города Архангельска, взаимодействие структур города по предупреждению и ликвидации ЧС.
Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи?
Пожар в жилом помещении.
Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения.
Расчет недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.
Система оптимального использования учебной информации в процессе обучения.
Скажи «нет» вредным привычкам.
Твоя жизнь - твой выбор. Опасность употребления табака, алкоголя, наркотиков для здоровья и безопасности человека.
Угроза военной безопасности России.
Характеристика экологической обстановки нашего региона.
Что такое здоровый образ жизни?