МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.П. № «СЕЛО ПИВАНЬ»
УТВЕРЖДАЮ | СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО | |
Директор школы | Зам. директора УМР | На заседании МО | |
_________________ | _________________ | _________________ | |
«____» ___________ | «____» ___________ | «____» ___________ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ _______оБЖ____
КЛАСС 5,6,7,8,9
УЧИТЕЛЬ Мельник Елена Владимировна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
5 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
6 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
7 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
8 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
9 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ
ПРОГРАММА разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2010
УЧЕБНИК
ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 174 с.: ил.
ОБЖ. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 189 с.: ил.
ОБЖ. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 143 с.: ил.
ОБЖ. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 190 с.: ил.
ОБЖ. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 318 с.: ил.
2012 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 34 часа в год (1 час в неделю). Основными целями изучения курса являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.
2. Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.
3. Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ.
Второй уровень обучение ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
описание источников опасности и их видов;
основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
1МП и способы ее оказания пострадавшим;
опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:
проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;
последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;
оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;
овладение навыками ЭРП, ИВЛ;
ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;
основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;
обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;
предназначение и структура ВС РФ, их история создания;
обязательная и добровольная подготовка к военной службе;
постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);
начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5—7 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Программа рассчитана на 35 учебных часа в год в каждом классе, в неделю – 1час.
•
Учебный план.
Наименование раздела | Количество часов по классам |
| 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Раздел 1 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Отработка практических навыков. | 24 | 20 | 18 | 18 | 14 |
Раздел 2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Отработка практических навыков. | 5 | 8 | 8 | 8 | 6 |
Раздел 3 Основы здорового образа жизни. | 4 | 5 | 9 | 4 | 13 |
Основы безлопастного поведения в чрезвычайных ситуациях | 2 | 2 | - | 12 | 2 |
Всего часов | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Основное содержание программы
5 класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Современный транспорт-зона повышенной опасности. Город - как источник опасности; опасные ситуации в доме, подъезде, на улице; Затопление жилища, причины его возникновения. Криминогенная опасность. Пожарная опасность. | 24 час. |
2 | Оказание первой медицинской помощи | Характеристика ранений, оказание первой медицинской помощи пострадавшему; общая характеристика кровотечений; первая медицинская помощь при кровотечениях. | 5 час. |
3 | Основы здорового образа жизни | Движение и здоровье; различные виды неправильной осанки и причины её нарушения; Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье и жизнь человека. Профилактика вредных привычек. | 4 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | ЧС в природе; производственные аварии и катастрофы. Порядок оповещения населения о ЧС в городах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал «Внимание всем!» | 2 час. |
6 класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила поведения при возникновении ЧС на транспорте. Зоны повышенной криминогенной опасности. Мошенничество, основные черты мошенничества. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Правила безопасного поведения на воде. Правила поведения на природе; правила поведения человека при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях. | 20 час. |
2 | Оказание первой медицинской помощи | Характеристика различных травм, ушибов и повреждений. Первая медицинская помощь при травмах; острых состояниях и отравлениях; утоплении, удушении, электротравмах, поражениях молнией. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. | 8 час. |
3 | Основы здорового образа жизни | Режим труда и отдыха; физическая культура и закаливание; профилактика переутомления. Личная и общественная гигиена. Борьба с вредными привычками. | 5 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | ЧС в природе; производственные аварии и катастрофы. Порядок оповещения населения о ЧС в городах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал «Внимание всем!» | 2 час. |
7 класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
1 | Оказание первой медицинской помощи | Виды переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Способы эвакуации. Повязки, общая характеристика; наложение повязок на конечности. Виды ран; обработка ран. Способы остановки кровотечения. | 8 час. |
2 | Основы здорового образа жизни | Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека и его работоспособность. Охрана репродуктивного здоровья подростков. | 9 час. |
3 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Происхождения и последствия землетрясений, наводнений, лесных и торфяных пожаров; ураганы, бури, смерчи; оползни, сели, обвалы, снежные лавины; цунами. Индивидуальные и коллективные средства защиты. Назначение и устройство убежища. | 18 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Основы безопасности поведения в толпе. Терроризм и безопасность человека. | 2 час. |
8 класс
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | Культура поведения на дороге. Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Решение задач по ПДД. Правила безопасного поведения в быту. Индивидуальные и коллективные действия при пожаре. Эвакуация учащихся при пожаре из здания школы. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Понятия преступление и виды преступлений. | 2 час. |
2 | Оказание первой медицинской помощи | Воздействие химических веществ на организм человека; первая медицинская помощь при поражении ядовитых веществ удушающего действия; при поражении сильно ядовитых веществ обще ядовитого действия; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка; при отравлении бытовыми минеральными удобрениями. Техника наложения стерильных повязок. Перевязочные и лекарственные средства. | 8 час. |
3 | Основы здорового образа жизни | Занятия спортом, закаливание организма. | 4 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Производственные аварии и катастрофы; аварии на пожарно и взрывоопасных объектах; виды аварий; общие сведения о взрыве, пожаре; опасные, аварийно-химические вещества. Аварии с выбросом радиоактивных веществ, правила безопасности, защита населения. Гидродинамические аварии; виды, причины, последствия. Характеристика возможных ЧС на объектах народного хозяйства РХ. | 12 час. |
9 класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол. часов |
1 | Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека | Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Личная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции. Факторы, разрушающие здоровье человека. Влияние на организм человека вредных привычек. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. | 13 час. |
2 | Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей | Профилактика травм в старшем школьном возрасте. Первая медицинская помощь при травмах Экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной остановки сердца и дыхания). | 6 час. |
3 | Правила безопасного поведения в повседневной жизни | Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей. Требования к освящению помещения. Правила безопасности при работе с компьютером. Правила безопасности на уроках химии, физики. Физкультуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими режущими инструментами и металлорежущим оборудованием. | 2 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Безлопастное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии. Правила безопасности на уроках физкультуры | 5 час. |
| «Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС | Этапы проведения соревнований. Правила формирования команд. Программа соревнований. Места проведения соревнований. Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов. Определение сторон горизонта по луне. Определение по полярной звезде. Ориентирование по местности по признакам и предметам Маршруты движения в зависимости от положения их начальных и конечных пунктов. Ориентирование по туристической маркировке. Движение без четких ориентиров. Действие при потере ориентировки. Необходимое снаряжение и имущество. Групповые снаряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специальные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия. Специальные снаряжения. Используемые для страховки и преодоления препятствий Техника вязания узлов. Естественные препятствия и способы их преодоления. Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий | 9 час. |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ V класс
№ урока | План-дата | План-факт | Тема | Содержание | Количество часов | Информационные технологии |
Всего | практ | контр |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — 24 час. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде – 19 часов |
Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке) – 4 часа |
| | | Пожарная безопасность. (РК) | Познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в ОУ, учить мерам пожарной безопасности и правилам поведения в случае его возникновения. Рассмотреть источники пожара в ОУ, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара. | 1 | 1 | | Видеокассета: Противопожарная безопасность |
| | | Особенности города как среды обитания человека. | Познакомить детей с источниками и зонами повышенной опасности в современном городе. Показать школьникам особенности города как среды обитания человека; научить мерам безопасности в зонах повышенного риска | 1 | | | |
| | | Правила поведения в зонах повышенной опасности | Познакомить детей с источниками повышенной опасности и правилами поведения: городском и общественном транспорте, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки. Промышленные предприятия. | 1 | 1 | | |
| | | Системы обеспечения безопасности | Познакомить детей со службами, обеспечивающими безопасность населенного пункта, с правилами вызова служб; разъяснить основы взаимодействия с государственными и муниципальными службами безопасности; повторить номера телефонов и содержание информации при их вызове. и воздуха в быту. | 1 | 1 | | |
Правила безопасного поведения в быту – 9 часов |
| | | Городское и сельское жилище, их характеристика | Познакомить детей с городским и сельским жилищем и их системами жизнеобеспечения; рассмотреть особенности строительных материалов; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время аварийных ситуаций в жилище. | 1 | | | |
| | | Пожары в жилых помещениях. | Познакомить с причинами пожаров в жилых помещениях. Учить правильно использовать системы жизнеобеспечения, мерам пожарной безопасности в быту. | 1 | | | Видеокассета: Противопожарная безопасность |
| | | Осторожно! Огонь! | Учить детей быстро и грамотно действовать при возгорании бытовой домашней электротехники, при возгорании одежды. На макете дома показать возможные пути и способы эвакуации. Познакомить с первичными средствами тушения пожаров, учить их использовать. | 1 | 1 | 1 | Видеокассета: Противопожарная безопасность |
| | | Затопление жилища. | Познакомить с причинами затопления и возможными последствиями. Учить правилам поведения при затоплении, построить правила вызова служб безопасности. | 1 | | | |
| | | Электричество. Это должен знать каждый! | Учить правильно обращаться с электроприборами. Научить, как уберечься от поражения электрическим током. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению при поражении электрическим током, | 1 | | | Видеокассета: Противопожарная безопасность |
Итого в 1 четверти | 9 | 4 | 1 | |
| | | Бытовой газ. Пожаро-взрывоопасно! | Познакомить детей с различными видами газа, дать представление, чем опасен бытовой газ; учить как избежать отравление газом и грамотному поведению при утечке бытового газа | 1 | | | |
| | | Опасные вещества и средства бытовой химии. | Познакомить с опасными веществами и средствами бытовой химии, используемых в домашних условиях. Познакомить с действием опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Учить мерам безопасного пользования и правилам хранения. | 1 | | | |
| | | Взрыв и обрушение дома. | Познакомить детей с основными причинами разрушения зданий, формировать психологическую устойчивость к стрессу готовность к грамотному поведению при взрывах и обрушениях зданий | 1 | | | |
| | | Экстремальные ситуации в жилище. | Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в сложившейся ситуации (невозможность попасть в квартиру). Предотвращение или алгоритм действия в подобной ситуации. | 1 | | | |
Правила безопасного поведения на улицах – 2 часа |
| | | Опасные природные явления. Толпа и паника. | Познакомить с правилами поведения во время гололеда. Выяснить с учащимися, чем опасны толпа и паника и выработать стратегию поведения при панике в толпе и бегстве. | 1 | 1 | | |
| | | Собака бывает кусачей | Правила поведения с животными. Правила безопасного обращения с домашними и бродячими животными. Разобрать с учащимися в каких случаях собака может напасть и как действовать в этой ситуации. | 1 | | | |
Правила безопасного поведения на транспорте – 4 часа |
| | | Дорожное движение и его участники | Актуализировать знания учащихся по изучению ПДД, полученные в начальной школе. Средства безопасности на дороге. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны и групп людей (детей). Правила безопасного поведения велосипедистов на улицах и дорогах. Рассмотреть условия безопасности на дороге, развивать наблюдательность, ответственность при нахождении на улице; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению на дороге. | 1 | 1 | | |
| | | Городской и общественный транспорт. Метрополитен. | Рассмотреть причины возникновения дорожно-транспортных происшествий на общественном транспорте. Учить правилам безопасности на городском общественном транспорте и поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте, при неизбежном столкновении; при падении автомобиля в воду. Познакомить с видом общественного транспорта – метрополитен. Учить правилам безопасного поведения в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристика. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в туннеле и вынужденной эвакуации, падении на пути и т. п.). | 1 | | 1 | |
Итого 2 четверть | 8 | 2 | 1 | |
| | | Транспортные аварии. | Правила поведения на железнодорожном транспорте. Характеристика железнодорожного транспорта. Наиболее безопасные места в вагоне поезда. Правила безопасности во время поездки. Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымлении. | 1 | | | |
| | | Авиационный транспорт. Морской и речной транспорт. | Расширить знания учащихся об основных видах опасных аварийных ситуаций на авиационном, морском и речном транспорте, правилах безопасного поведения; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в случае аварийной ситуации. Познакомить с правилами безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при декомпрессии (разгерметизации салона), при пожаре в самолете, при вынужденной (аварийной) посадке на воду. Правила безопасного поведения па водном транспорте. Характеристика водного транспорта. Индивидуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что делать, если человек упал за борт судна. | 1 | | | |
Правила безопасного поведения в социальной среде – 5 часов |
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях – 3 часа |
| | | Личная безопасность. | Что мы называем опасными и безопасными местами в населенных пунктах. Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома и при общении с посторонними людьми в подъезде, перед домом, в лифте, в подъезде, на лестничной площадке. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях: подъезде, лифте, лестничной площадке. | 1 | | | |
| | | Криминогенные ситуации в доме | Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома (звонок в дверь, попытка открыть дверь силой и т.п.), при общении с посторонними людьми; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях | 1 | | | |
| | | Криминогенные ситуации на улице. | Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домогательств и насилия. Что делать, если вы оказались заложником. Познакомить с мерами предосторожности, чтобы не попасть в заложники и правилами поведения, если такая ситуация уже сложилась. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность грамотному поведению в криминогенных ситуациях | 1 | | 1 | |
Изменение среды обитания человека в городе – 2 часа |
| | | Загрязнения воды и почвы. | Выяснить вместе с учащимися, какую роль играет в жизни человека вода. Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Познакомить с разными способами очистки воды. | 1 | 1 | | |
| | | Загрязнения воздуха. | Выяснить, какое вредное воздействие оказывают промышленные предприятия для воздуха и что такое кислотные дожди. Как бороться с загрязнением воздуха? Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом. Последствия опустынивания земель. | 1 | | | |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения – 1 час. |
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 1 час |
| | | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. | Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Правила пользования противогазом. Положения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза. | 1 | 1 | | |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 5 часов |
Средства оказания медицинской помощи – 1 час |
| | | Домашняя медицинская аптечка | Учить правильному хранения аптечки и проверки лекарственных средств. Познакомить с перевязочными и лекарственными средствами и правилами приема лекарственных средств. | 1 | | | |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях – 1 час |
| | | Понятия травма, рана, повреждение. | Дать общие сведения о травмах и повреждениях организма человека. Разъяснить понятие о травме (повреждении) и ране, открытых и закрытых травмах. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах | 1 | | | |
Первая медицинская помощь при острых состояниях – З часа |
| | | Кровотечения. | Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечение. Артериальное, венозное, капиллярное и смешанное кровотечения. | 1 | | | |
Итого 3 четверть | 11 | 2 | 1 | |
| | | Первая медицинская помощь при кровотечении | Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки | 1 | 1 | | |
| | | Индивидуальный перевязочный пакет | Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа. | 1 | 1 | | |
Основы здорового образа жизни – 4 часа |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни - 2 часа |
| | | Здоровье человека и его составляющие. | Основные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни. | 1 | | | |
| | | Развитие и изменение организма подростков. | Характеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих нарушений осанки. Изменения в характере подростков, которые связаны с их физиологическим созреванием. | 1 | | | |
Факторы, укрепляющие здоровье человека - 1 час |
| | | Личная гигиена и здоровье. | Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одежде, головным уборам, обуви. | 1 | | 1 | |
Профилактика травм в школьном возрасте - 1 час |
| | | Компьютер – друг или враг? | Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. | 1 | 1 | | |
| | | Это должен знать каждый! | Годовое тестирование. | 1 | | | |
Итого 4 четверть | 7 | 3 | 1 | |
ИТОГО: | 35 | 11 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ VI класс
№ урока | План-дата | План-факт | Тема | Содержание материала | Количество часов | Информационные технологии | |
Всего | контр | практ | |
Безопасность и защита человека в среде обитания - 20 часов | |
Правила безопасного поведения в природной среде – 5 часов | |
Правила безопасного поведения в условиях природной среды – 4 часа | |
| | | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Противопожарная безопасность. Правила поведения во время террористического акта. | 1 | | | | |
| | | Опасные и экстремальные ситуации в природе. | Понятие опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. | 1 | | | Видеокассета: «Чрезвычайные ситуации» сборник №2 | |
| | | Вынужденное автономное существование. | Понятие о вынужденном автономном существовании. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу (горах, степи); отстали от группы в турпоходе и др.). | 1 | | | | |
| | | Как не попасть в экстремальную ситуацию. | Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию (походу) — важный этап обеспечения безопасности. Сбор сведений и изучение местности. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе. Выбор и подготовка одежды и обуви. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время. | 1 | | | | |
Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде – 2 часа | |
| | | Выживание . | Психологические основы выживания в природных условиях. Психическое состояние человека при автономном выживании в природных условиях. | 1 | | | | |
| | | Как действовать в экстремальной ситуации. | Понятие о факторах и стрессорах выживания в природных условиях; их влияние на организм человека. Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния. Ощущение и восприятие. Память и мышление. | 1 | | | | |
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях – 8 часов | |
| | | Как найти выход. | Правила определения направления выхода. Потеря ориентировки как наиболее частая экстремальная ситуация в природе. Определение направлений выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы. Сохранение направления движения. | 1 | | 1 | презентация | |
| | | Движение по азимуту | Движение по азимуту. Способы переправы через реку и преодоления болот. Особенности определения направления выхода в зимнее время. | 1 | | | | |
| | | Понятие об ориентировании. | Способы ориентирования на местности. Ориентирование но компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам. | 1 | 1 | 1 | Видеокассета 3: Сборник фильмов по БДД №2 | |
Итого 1 четверть | 9 | 1 | 2 | | |
| | | Правила оборудования временного жилища. | Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время. Особенности укрытий в горах. | 1 | | | | |
| | | Правила и способы добывания огня. | Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. | 1 | | | презентация | |
| | | Обеспечение водой | Обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. | 1 | | | презентация | |
| | | Обеспечение питанием. | Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении животной и растительной пищи. Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных. | 1 | | | транспаранты | |
| | | Сигналы бедствия | Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств. | 1 | | 1 | презентация | |
| | | Акклиматизация | Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. | 1 | 1 | | | |
Смена климатогеографических условий – 2 часа | | | | | |
| | | Акклиматизация | Смена климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. | 1 | | | | |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения – 5 часов | |
| | | Индивидуальные средства защиты. | Средства защиты органов дыхания и кожи | 1 | | | презентация | |
Итого 2 четверть | 8 | 1 | 1 | | |
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 5 часов | |
| | | Индивидуальные средства защиты. | Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза в условиях зараженного воздуха. | 1 | | 1 | | |
| | | Коллективные средства защиты. | Виды убежищ. Устройство убежища. Порядок заполнения убежища | 1 | | | | |
| | | Коллективные средства защиты. | Правила поведения в убежище. Чего нельзя делать при нахождении в убежище. | 1 | 1 | | | |
| | | Медицинские средства защиты | Аптечки индивидуальная АИ-2, ее назначение. Правила использования | 1 | 1 | | | |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8 часов | |
Средства оказания медицинской помощи – 1 час | |
| | | Аптечка первой медицинской помощи (походная). | Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания медицинской помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой медицинской помощи. | 1 | | 1 | Видеокассета: Первая медицинская помощь | |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях - 2 часа | |
| | | Понятие о закрытых повреждениях. | Признаки закрытых повреждений: ушибы, растяжения, разрывы связок и мышц, вывихи, переломы, сдавливания. | 1 | | | | |
| | | ПМП при закрытых повреждениях | Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах, переломах, сдавливаниях. Профилактика закрытых повреждениях | 1 | | 1 | Видеокассета: Первая медицинская помощь | |
| | | Как помочь пострадавшему. | Способы переноски пострадавших. | 1 | | 1 | Видеокассета: Первая медицинская помощь | |
Первая медицинская помощь при острых состояниях – 5 часов | |
| | | Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых. | Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему, укушенному змеей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. Признаки укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься от энцефалита. | 1 | | 1 | | |
| | | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, солнечном ожоге. | Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного ожога. Оказание первой медицинской помощи при солнечном ожоге. | 1 | | 1 | Видеокассета: Первая медицинская помощь | |
Итого 3 четверть | 10 | 1 | 6 | | |
| | | Понятие об обморожении. | Степени обморожения и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при обморожениях. | 1 | | 1 | | |
| | | Переохлаждение организма. | Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении. | 1 | | 1 | | |
| | | Причины бедствий на воде. | Признаки утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. | 1 | | | Видеокассета: Первая медицинская помощь | |
Основы здорового образа жизни – 6 часов | |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни – 3 часа | |
| | | Репродуктивное здоровье | Развитие и изменение организма подростков | 1 | | | | |
| | | Я расту. | Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. | 1 | | | | |
| | | Отцы и дети | Взаимоотношения с родителями. | 1 | | | | |
Факторы, укрепляющие здоровье человека – 3 часа | |
| | | Рациональное питание | Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Понятие о рациональном питании. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение органических (белков, жиров и углеводов) и неорганических (витаминов, минеральных веществ и воды) веществ в питании человека. | 1 | | | | |
| | | Зачем мы едим | Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Режим питания. Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию. | 1 | | | | |
Итого 4 четверть | 8 | 1 | 2 | | | 3 |
ИТОГО: | 35 | 4 | 11 | | |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ VII класс
№ урока | План-дата | План-факт | Тема | Содержание материала | Количество часов | Информационные технологии |
Всего | практ | контр |
Безопасность и защита человека в среде обитания – 22 часа Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях – 22 часа |
| | | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Противопожарная безопасность. Правила поведения во время террористического акта. | | 1 | | | |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера – 19 часов |
| | | Опасные и чрезвычайные ситуации | Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 | | | Видеокассета 5: Противопожарная безопасность |
| | | Землетрясение | Понятие о землетрясении, характеристика и происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствие. | 1 | | | |
| | | Правила безопасного поведения | Меры по снижению потерь от землетрясений. Правила безопасного поведения во время и после землетрясения. | 1 | | | |
| | | Извержение вулкана | Понятие об извержении вулкана, характеристика извержений. Причины извержения вулканов и их последствия. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения. | 1 | | | |
| | | Оползни, сели, обвалы | Понятие об оползнях, селях, обвалах, лавинах, их характеристика. Происхождение оползней, селей, обвалов, лавин, причины их возникновения и последствия. | 1 | | | |
| | | Правила безопасного поведения | Меры по снижению, потерь от оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, лавины, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. | 1 | | 1 | |
| | | Ураганы, бури, смерчи | Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. | 1 | | | |
| | | Правила безопасного поведения | Меры по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча. | 1 | | | |
Итого 1 четверть | 9 | - | 1 | |
| | | Наводнение | Понятие о наводнении, характеристика наводнений. | 1 | | | |
| | | Происхождение и причины | Происхождение наводнений, причины их возникновения и последствия. | 1 | | | |
| | | Меры по снижению потерь от наводнений. | Меры по снижению потерь от наводнений. | 1 | | 1 | |
| | | Правила безопасного поведения | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения. Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств для эвакуации во время наводнения. | 1 | | | |
| | | Цунами | Понятие о цунами, характеристика цунами. | 1 | | | |
| | | Происхождение и причины | Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от цунами | 1 | | | |
| | | Правила безопасного поведения | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. | 1 | | | |
| | | Природные пожары | Природные пожары (лесные, торфяные) и их характеристика. | 1 | | | |
Итого 2 четверть | 8 | - | 1 | |
| | | Происхождение и причины | Происхождение природных пожаров, причины их возникновения и последствия. | 1 | | | |
| | | Предупреждение | Меры по снижению потерь от природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. | 1 | | | |
| | | Правила безопасного поведения | Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожара в лесу. | 1 | | 1 | |
Социально криминальные ситуации и безопасность человека (2ч) |
| | | Основные закономерности поведения толпы | Особенности поведения в местах большого скопления людей Правила поведения в толпе. | 1 | | | |
| | | Терроризм и безопасность человека | Виды террористических актов. Действие населения при угрозе терракта | 1 | | | |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (9 ч) |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях – 9 часов |
| | | Повязки и перевязки | Разновидности повязок и их характеристика | 1 | | | |
| | | Наложение повязок на конечности | Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности | 1 | 1 | | |
| | | Наложение повязок на голову | Приемы наложения повязок на голову | 1 | 1 | | |
| | | Наложение повязок на грудь | Приемы наложения повязок на грудь | 1 | 1 | | |
| | | Наложение повязок на область живота | Приемы наложения повязок на область живота. | 1 | 1 | 1 | |
| | | | Итого 3 четверть | 10 | 4 | 1 | |
| | | Переломы | Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов. | 1 | 1 | | |
| | | Правила оказания первой медицинской помощи при переломах. | Способы наложения шин. | 1 | 1 | | |
| | | Наложение шин | Способы наложения шин. | 1 | 1 | | |
| | | Транспортировка пострадавших | Порядок применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома. | 1 | 1 | | |
Основы здорового образа жизни (4 ч) |
Факторы, укрепляющие здоровье человека (4 ч) |
| | | Режим труда и отдыха | Режим труда и отдыха — необходимое условие здорового образа жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Умственная и физическая работоспособность. | 1 | | | |
| | | Утомление и переутомление Составляющие режима дня | Составляющие режима дня и их характеристика. Влияние труда и отдыха на здоровье человека. | 1 | | | |
| | | Элементы режима труда и отдыха | Элементы режима труда и отдыха. Трудовая деятельность школьников. Активный отдых. Сон и рациональное питание. Основные принципы и содержание режима дня подростков. Как повысить эффективность самоподготовки. | 1 | | | |
| | | Отдых школьника в летнее время Правила поведения в летних лагерях . | Виды организации летного отдых школьников. Техника безопасности в летний период времени. Правила поведения на водоемах. Годовое тестирование | 1 | | 1 | |
Итого 4 четверть | 9 | 3 | 1 | |
Итого за год | 35 | 8 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ VIII класс
№ урока | План-дата | План-факт | Тема | Содержание материала | Количество часов | Информационные технологии |
Всего | практ | контр |
Безопасность и защита человека в среде обитания (21 ч) |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (21 ч) |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (11 ч) |
| | | Производственные аварии и катастрофы | Понятие об аварии, производственной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | | | |
| | | Потенциально опасные объекты | Понятие о потенциально опасном объекте. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях. | 1 | | | Видеофильм. |
| | | Пожары и взрывы | Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Понятие о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. | 1 | | | |
| | | Процессы горения | Процесс горения и его условия. Группы возгораемости веществ и материалов. Стадии развития пожара. Условия, способствующие распространению пожаров. Пожары и паника. Правила безопасного поведения при пожарах. | 1 | 1 | | |
| | | Взрывы | Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Основные поражающие факторы взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование. Действие взрыва на человека. Правила безопасного поведения при взрывах. | 1 | | 1 | |
| | | Аварии с выбросом АХОВ | Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Классификация аварий с выбросом АХОВ. | 1 | | | |
| | | Причины аварий и последствия | Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения, их характеристика. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Основные способы защиты населения и правила безопасного поведения при авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов. | 1 | | | |
| | | Аварии с выбросов радиоактивных веществ | Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивное (ионизирующее) излучение и его воздействие на людей и животных. Свойства радиоактивных веществ. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее облучение человека. Основные гигиенические нормативы облучения. | 1 | | 1 | |
| | | Радиационно опасные объекты | Аварии на радиационно опасных объектах, их классификация и причины. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных. Особенности радиоактивного загрязнения местности при авариях на радиационно опасных объектах. Основные способы защиты населения и правила безопасного поведения при авариях на радиационно опасных объектах. | 1 | | | |
Итого 1 четверть | 9 | 1 | 2 | |
| | | Гидродинамические аварии | Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Поражающие факторы гидродинамических аварий. Классификация гидродинамических аварий. Гидродинамические опасные объекты. | 1 | | | |
| | | Правила безопасного поведения | Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах. | 1 | | | |
Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания (10 ч) |
| | | Экология и экологическая безопасность. | Антропогенные изменения в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду. | 1 | | | |
| | | Биосфера и человек. | Формы негативного воздействия человека на биосферу. | 1 | | | |
| | | Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера. | Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. | 1 | | | |
| | | Последствия хозяйственной деятельности человека | Экологические последствия хозяйственной деятельности человека. Виды загрязнения биосферы. | 1 | | 1 | |
| | | Изменение состава и свойств атмосферы (воздушной среды). | Источники загрязнения атмосферы. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. | 1 | | | |
Итого 2 четверть | 7 | - | 1 | |
| | | Гидросфера и ее состояние | Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ. Изменение состояния гидросферы (водной среды). | 1 | | | |
| | | Значение воды для жизни на Земле. | Физико-химические качества питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод: бытовых, атмосферных, производственных. | 1 | | | |
| | | Изменение состояния суши (почвы, недр, ландшафта). | Функции и значение почвы. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Влияние отходов на загрязнение почвы. Твердые и жидкие отходы. | 1 | | | |
| | | Показатели предельно допустимых воздействий на природу. | Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. | 1 | | | |
| | | Экологическая обстановки в России | Регионы России и экологическая обстановка. Загрязнение и меры борьбы с загрязнение окружающей среды. | 1 | | 1 | |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6 ч) |
Первая медицинская помощь при острых состояниях (6 ч) |
| | | Воздействие химических веществ на организм человека. | Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. | 1 | 1 | | |
| | | Первая медицинская помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами. | Общие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при отравлении аварийно химически опасными веществами: общеядовитого действия; удушающего действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. | 1 | 1 | | |
| | | ПМП при поражении ядами | Первая медицинская помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка. | 1 | 1 | | |
| | | ПМП при химических ожогах | Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами. Причины и последствия химических ожогов. Оказание первой медицинской помощи при ожоге кислотой. Оказание первой медицинской помощи при ожоге щелочью. | 1 | 1 | | |
Итого 3 четверть | 9 | 5 | 1 | |
Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни (7) | | | | |
| | | Безопасное поведение на улицах и дорогах | Основные правила поведения на улице, во дворе, на игровой площадке. Правила дорожного движения на пешеходном переходе | 1 | | | |
| | | Правила для велосипедиста | Основные правила для велосипедиста. Правила дорожного движения. Требования к перевозке груза на велосипеде. | 1 | | | |
| | | Правила для роллинга | Исторические сведения о виде спорта. Устройство роликов. Правила езды на роликах | 1 | | | |
| | | Уголовная ответственность для несовершеннолетних | Понятие – преступление и предусмотренные наказания. Уголовный кодекс России | 1 | | | |
| | | Безопасность в общественных местах | Профилактика преступлений. Правила поведения в общественных местах. Помощь со стороны. | 1 | | | |
| | | Самозащита в общественном транспорте | Правила поведения в общественном транспорте. Приемы самозащиты в электричках и поездах | 1 | | 1 | |
| | | Самозащита в замкнутом пространстве | Правила и приемы самозащиты. Особенности схватки на лестнице | 1 | | | |
| | | Опасные ситуации возникающие на улице. Техника безопасности в летнее время | Инструктаж по технике безопасности в летний период времени. Годовое тестирование | 1 | | 1 | |
| | | | Итого 4 четверть | 7 | - | 1 | |
| | | | Итого за год | 35 | 6 | 6 | |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в IX классе
№№ урока | План-дата | корректировка | Количество часов | Тема урока | Содержание | Информационные технологии |
всего | К | П | | | |
Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека (13 час) |
| | | 1 | | | Экологическая безопасность России | Понятие –экологическая безопасность. Система экологической безопасности. Экологическая опасность. Система обеспечения экологической безопасности. | |
| | | 1 | | 1 | Окружающая среда и экологическая опасность | Среда обитания человека. Загрязнение окружающей среды.. Химические, физические, биологические, информационные загрязнители. | |
| | | 1 | | | Химические загрязнения и отравления. | Понятие ксенобиотики. Чужеродные соединения. Причины химического отравления организма человека. Защита организма от ксенобиотиков | |
| | | 1 | | | Шум и здоровье. | Понятие шумовое загрязнение среды. . воздействие звука на человека. Опасность шумов и защита от них | |
| | | 1 | | 1 | Безопасное питание | История пищевого рациона человека. Современный рацион питания. Болезни питания. Последствия переедания. Энергетическая ценность продуктов питания. | |
| | | 1 | | | Биоритм организаторы нашей жизни | Понятие – биологические ритмы. Суточная ритмика работоспособности человека. Причины нарушения биологических ритмов. Понятие усталость. | |
| | | 1 | | | Движение основа здорового образа жизни | Гиподинамический синдром. Последствия гиподинамии. Физические резервы человека. Двигательная активность. | |
| | | 1 | | 1 | Стресс и стрессовые ситуации | Стресс- факторы и стресс -реакции. Понятие адаптация., болезни «Истощения». Защита от дезадаптации. | |
| | | 1 | | 1 | Защита от стресса и стрессовых ситуаций. | Особенности реакции на стресс у людей. Типы темперамента их характеристики. Стрессовые ситуации и их предупреждение. | |
| | | 1 | 1 | | Информационные перегрузки | Умственное утомление. Основные правила для усвоение информации. Искусство общения. Информационная перегрузка и здоровье человека. | |
Итого 1 четверть | 9 | 1 | 2 | |
| | | 1 | | | Окружающая среда как источник инфекционных заболеваний | Инфекции и их природные источники. Эпидемия. ВИЧ инфекции. Меры профилактики ВИЧ инфекций. | СПИД. Туберкулез |
| | | 1 | | | Экологическая безопасность и природные условия. | Опасные природные явления. Последствия воздействия изменения климатических условий. Природные аллергены. Ядовитые растения и животные. | |
| | | 1 | | | Старение и продолжительность человеческой жизни. | Средняя продолжительность жизни человека. Глобальные причины смерти. Причины старения. Методы увеличения продолжительности жизни. Современные теории продолжительности жизни. | |
Правила безопасного поведения в повседневной жизни (2) |
| | | 1 | | 1 | Безлопастное пользование компьютером. | Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей. Требования к освящению помещения. Правила безопасности при работе с компьютером. | Составить памятку для работающего на компьютере. |
| | | 1 | 1 | | Меры безопасности на уроках в школе | Правила безопасности на уроках химии, физики. Физкультуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими режущими инструментами и металлорежущим оборудованием. | |
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (20 ч) |
Защита населения в чрезвычайных ситуациях (3 ч.) |
| | | 1 | | | Создание международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени. | Международная гуманитарная деятельность. Международные организации по гуманитарной помощи. Сфера применения МГП | Школа выживания |
| | | 1 | | | Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности. | Главные принципы лежащие в основе всех гуманитарных акции. Гуманитарная помощь. | |
| | | 1 | | | Гуманитарные акции МЧС России | Цели международного сотрудничества МЧС России Международная деятельность МЧС России. Аэромобильный госпиталь. | |
Итого 2 четверть | 8 | 1 | 1 | |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6 ч) |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (6 ч) |
| | | 1 | | | Организация первой доврачебной помощи | Меры предосторожности в походе. Укусы насекомых, змей, клещей. Питание в походе. | |
| | | 1 | | | Медицинская аптечка и правила ее использования. | Индивидуальная аптечка. Групповая аптечка. Комплектация аптечки и ее содержание. | |
| | | 1 | | 1 | Использование природных лекарственных средств. | Растительное сырье и технология его приготовления. Природные лекарственные средства. | |
| | | 1 | | | Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь | Этапы первой реанимационной помощи. Этапы диагностики., подготовки, реанимации. | |
| | | 1 | 1 | | Оказание IМП при шоковом состояние и | Виды шока и симптомы шокового состояния I, II, III и степени Оказание 1МП при шоковом состоянии при III степени | |
| | | 1 | | | Водные травмы | Особенности водных травм. Приемы первой реанимационной помощи при утоплении. | |
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (2ч) |
| | | 1 | | 1 | Действия в районе аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ АХОВ) | Фильтрующие противогазы. Правила пользования противогазом. Определение размера маски противогаза ГП-5. Изолирующие средства индивидуальной защиты кожи. Преодоление зоны радиоактивными веществами. | |
| | | 1 | 1 | | Действия в опасных ситуациях криминального характера | Правила поведения в случаи нападения. Средства самозащиты. Терроризм и безопасность человека. Правила поведения если вас захватили в заложники. | |
«Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (9 ч) |
| | | 1 | | | Организация работы движения и соревнований. | Этапы проведения соревнований. Правила формирования команд. Программа соревнований. Места проведения соревнований. | |
| | | 1 | | 1 | Ориентирование на местности | Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориентирование на местности. | |
Итого 3 четверть | 10 | 2 | 2 | | | |
| | | 1 | | 1 | Определение сторон горизонта | Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов. Определение сторон горизонта по луне. Определение по полярной звезде. Ориентирование по местности по признакам и предметам | |
| | | 1 | | 1 | Ориентирование на местности без карт | Маршруты движения в зависимости от положения их начальных и конечных пунктов. Ориентирование по туристической маркировке. Движение без четких ориентиров. Действие при потере ориентировки. | |
| | | 1 | | | Жизнеобеспечение человека | Необходимое снаряжение и имущество. Групповые снаряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специальные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия. | |
| | | 1 | | 1 | Преодоление препятствий | Специальные снаряжения. Используемые для страховки и преодоления препятствий Техника вязания узлов. | |
| | | 1 | | | Техника преодоления препятствий без специального снаряжения | Естественные препятствия и способы их преодоления. Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий | |
| | | 1 | | | Поисково- спасательные работы | Сигналы международного кода. Способы перенос пострадавшего при помощи подручных средств. | |
| | | 1 | 1 | 1 | Подведение итогов | Итоговое годовое тестирование | |
Итого 4 четверть | 7 | 1 | 3 | | | |
Итого за год | 35 | | | | | |
Контроль качества образования по курсу ОБЖ.
Для 5, 6, 7, 8 классов.
проведение тестирования по пройденному материалу;
летучки, самостоятельные работы;
семинары, круглые столы;
зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
сообщения учащихся по тематике.
Для 9, классов.
тестирование ;
рефераты и их защита ;
самостоятельные работы, семинары
уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим .
Контрольные и проверочные работы
5 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
№1 | «Город- как источник опасности» | К/Р | |
№2 | «ЧС на транспорте» | К/Р | |
№3 | «Ситуации криминогенного характера» | К/Р | |
№4 | «Основы здорового образа жизни» | К/Р | |
6 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
№1 | Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе. | К/Р | |
№2 | Психологические основы выживания в природных условиях. | К/Р | |
№3 | Автономное существование человека в природе. | К/Р | |
№4 | Смена климатогеографических условий | Тест | |
№5 | Правила оказания ПМП в природных условиях | К/Р | |
№6 | Правильное питание – основа здорового образа жизни. | К/р | |
№7 | Особенности подросткового возраста. | К/р | |
7 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
№1 | Землетрясения и вулканы. | К/Р | |
№2 | Оползни, сели, обвалы | П/Р | |
№3 | Ураганы, бури, смерчи. | тест | |
№4 | Наводнение и цунами. | К/Р | |
№5 | Основы репродуктивного здоровья подростков. | Тест | |
8 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
№1 | Производственные аварии и катастрофы. | П/Р | |
№2 | Пожары и взрывы. | К/Р | |
№3 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ. | К/Р | |
№4 | Нарушение экологического равновесия. | Тест | |
№5 | ПМП при отравлениях | тест | |
№6 | Физическая культура и закаливание. | П/р | |
№7 | Основы репродуктивного здоровья подростков. | К/р | |
9 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
1 | Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | к/р | |
2 | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов | к/р | |
3 | Безопасное поведение в криминогенных ситуациях | к/р | |
4 | Меры профилактики травм в старшем школьном возрасте | к/р | |
5 | Первая медицинская помощь при травмах | к/р | |
6 | Экстренная реанимационная помощь | к/р | |
7 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» и «Личная гигиена | к/р | |
8 | Физиологические и психологические особенности организма подростка | к/р | |
9 | Факторы, разрушающие здоровье человека | к/р | |
Темы для контрольного тестирования:
1. Подготовка к активному отдыху на природе.
2. Подготовка и проведение различных видов похода.
3. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
4. Оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
Темы практических работ:
1. Работа с компасом и картой, определение азимута на объект.
2. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Темы самостоятельных работ:
1. Меры безопасности при движении на различных видах транспорта.
2. Добывание и приготовление пищи в природных условиях.
Контрольные тесты:
ВАРИАНТ 1
1. Перечисли содержание походной аптечки.
2. Назови способы определения сторон горизонта.
ВАРИАНТ 2
1. Перечисли требования к походной одежде и обуви.
2. Какие природные признаки указывают направление на Север?
ВАРИАНТ 3
1. Перечисли необходимое снаряжение для трехдневного похода.
2. Какие требования предъявляются к месту для бивака?
ВАРИАНТ 1
1. Как подготовиться к пешему походу?
2. Как необходимо двигаться при велосипедном походе?
ВАРИАНТ 2
1. Как подготовиться к лыжному походу?
2. Как необходимо двигаться в походе на горных маршрутах?
ВАРИАНТ 3
1. Как подготовиться к велосипедному походу?
2. Как необходимо двигаться в пешем походе?
ВАРИАНТ 4
1. Как подготовиться к водному походу?
2. Как необходимо двигаться в лыжном походе?
ВАРИАНТ 1
Вы в тайге с густой растительностью летом. ОПИШИ:
все возможные способы добывания воды;
тип убежища, выбранный для ночлега, материалы для его строительства;
способ разжигания костра (без спичек) и меры безопасности при подготовке кострища;
нарисуй сигнальный знак «нужна пища и вода», где и как его можно сделать?
ВАРИАНТ 2
Вы оказались в таёжном лесу зимой. ОПИШИ:
все возможные способы добывания воды;
тип убежища, выбранный для ночлега, материалы для его строительства;
способ разжигания костра (без спичек) и подготовку места для кострища;
нарисуй сигнальный знак «требуется карта», где и как его можно сделать?
ВАРИАНТ 3
Вы в песчаной пустыне летом. ОПИШИ:
все возможные способы добывания воды;
возможные источники пищи и способы их добывания;
способ разжигания костра (без спичек) и порядок сохранения затушенного костра;
нарисуй сигнальный знак «все в порядке», как его можно сделать?
ВАРИАНТ 4
Вы в лесостепной местности летом. ОПИШИ:
все возможные способы добывания воды;
требования к месту для строительства убежища;
способ разжигания костра (без спичек) и выбери тип костра для обеспечения ночевки;
нарисуй сигнальный знак «нужны медикаменты», где и как его можно сделать?
ВАРИАНТ 5
Вы оказались в горах, покрытых кустарником и редкими деревцами, летом. ОПИШИ:
правила рационального потребления воды;
тип убежища, выбранный для ночлега, материалы для его строительства;
способ разжигания костра (без спичек) и меры безопасности при подготовке кострища;
нарисуй сигнальный знак «укажите направление следования», как его можно сделать?
ВАРИАНТ 1
1. Что такое ссадина? Как оказать ПМП при ссадине?
2. Что такое солнечный удар? Как оказать ПМП при солнечном ударе?
3. Чем опасно «бешенство»? Как оказать ПМП при укусе животного?
ВАРИАНТ 2
1. Каковы признаки ушиба? Как оказать ПМП при ушибе?
2. Каковы признаки теплового удара? Как оказать ПМП при тепловом ударе?
3. Чем опасен укус змеи? Как оказать ПМП при укусе змеи?
ВАРИАНТ 3
1. Что такое вывих? Как оказать ПМП при вывихе?
2. Что такое отморожение? Как оказать ПМП при отморожении?
3. Каковы признаки ожога II степени? Как оказать ПМП при ожоге кожи?
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен:
Знать (помнить):
основы формирования ЗОЖ;
основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
требования, предъявленные военной службой к уровню подготовки призывника;
порядок первоначальной постановки на воинский учет;
особенности прохождения в/службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;
задачи РСЧС и ГО.
Уметь:
владеть способами защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
пользоваться СИЗ и СКЗ;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
выполнять неполную разбору и сборку АК;
вести стрельбу из автомата по неподвижным целям;
владеть навыками безопасного обращения с оружием;
ориентироваться на местности;
обращаться с приборами РХР и доз. контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения (подъем силой, подтягивание, бег, прыжок через козла, метание гранаты в цель).
Использовать приобретенные знания и умения для:
ведения ЗОЖ;
оказания 1МП;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.
Учебно- методический комплекс
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089)
Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)
Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под ред Ю.Л. Воробьева М.: Дрофа 2007
Методическая литература
УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 - 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В.. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.
8-9 классы /Вангородский С.Н, Кузнецов М.И, Латчук В.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.
ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,
Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.
ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.
Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997
Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996.
Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 1995
Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 1997
Помощь при травмах и несчастных случаях. Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.
Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.
Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992.
Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989
Учебники
ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2], с.: ил. НОВЫЙ. (основной учебник).
ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 208. – 189,[3] с.: ил. НОВЫЙ(основной учебник).
ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008. - 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 190, [2] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)
Оборудование и приборы
1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».
2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Компас.
5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
6. Персональный компьютер.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | http://www.beluno.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Академия повышения квалификации работников образования | http://www.apkro.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
11