СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №56»




СОГЛАСОВАНО


Дата_______________________

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________/____________________




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________Т.Н.Озерова

Приказ № 01-02/189 от 28.08.2018






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(предмет, курс)

2018-2019 учебный год


в ________ 5_________

(в классе, классах)


Лебусова Ирина Николаевна

(ФИО педагога)












Ярославль





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».

Утверждена 28.08.2018 г. Приказ № 01- 02/189

Методического письма о преподавании учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Ритмическая гимнастика»)

  • в 2019-2020 учебном году (региональный уровень)

  • Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/364 от 30.08.2019г.

Цели изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» в :

  • Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;

  • Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления;

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Задачи:

  • Формировать модель безопасного поведения в повседневной жизни

  • Формировать индивидуальные системы ЗОЖ

  • формировать универсальные учебные действия.

Количество часов, отводимых на изучение «название предмета (курса)» в 5 классе по федеральному учебному плану – 34 часа (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа.

Используемый учебник Основы безопасности жизнедеятельности, авто А.Т. Смирнов Б.О. Хренников Москва «Просвещение» 2016 год входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «название предмета (курса)», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Темы проектов:

- Безопасное поведение в городе.

- Правила поведения при ЧС природного характера.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Внутришкольный мониторинг проводится четыре раза в год:

1 четверть – взаимоотношение людей проживающих в городе и безопасность;

2 четверть – общие правила поведения при ЧС природного характера;

3 четверть – экстремизм и терроризм – основные понятия и причины их возникновения;

4 четверть – первая помощь при ушибах и садинах.




Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки.



  1. Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».

Утверждена 04.09.2015 г. Приказ № 01-14/329

  • Методического письма о преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году (региональный уровень)

  • Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/338 от 30.08.2018г.

  • Положение о рабочей программе учителя, реализующего ФГОС Утверждено приказом директора от 31.08.2016г. №01-02/186

Цели изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» в :

  • Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;

  • Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления;

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Задачи:

  • Формировать модель безопасного поведения в повседневной жизни

  • Формировать индивидуальные системы ЗОЖ

  • формировать универсальные учебные действия.

Количество часов, отводимых на изучение «название предмета (курса)» в 5 классе по федеральному учебному плану – 34 часа (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа.

Используемый учебник Основы безопасности жизнедеятельности, авто А.Т. Смирнов Б.О. Хренников Москва «Просвещение» 2016 год входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «название предмета (курса)», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Темы проектов:

- Безопасное поведение в городе.

- Правила поведения при ЧС природного характера.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Внутришкольный мониторинг проводится четыре раза в год:

1 четверть – взаимоотношение людей проживающих в городе и безопасность;

2 четверть – общие правила поведения при ЧС природного характера;

3 четверть – экстремизм и терроризм – основные понятия и причины их возникновения;

4 четверть – первая помощь при ушибах и садинах.




Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки.


Тематическое планирование на учебный год, скопированное из рабочей программы по учебному предмету, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, форм и видов работы, контроля.


Тема (раздел)

Ча

сов

Из них часов

Формы (виды) контроля

Пр

раб

Кон

тр.раб

Проек

ты


1

Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства24 часа

24





2

Раздел 1 Основы комплексной безопасности






3

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека 5 часов

5


1


тест

4

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 часов

6


2


Тест

к/р

5

Глава 3.Опасные ситуации природного характера и защита населения от них.2 часа

2

1

2


Тест

Зачет

Пр.р

6

Глава 4.Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера 4 часа

4





7

Раздел 3 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации







Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 часа

3


1


тест


Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 4 часа

4

1



Пр.р


Модуль 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 10 часов

10






Раздел 4. Основы здорового образа жизни








Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 часа

3


1


тест


Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 3 часа

3



1

презентация


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4 часа

4






Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания

4

2



Пр.р


всего

34

4

7

1




Календарно-тематическое (поурочное) планирование


№ п/п

Дата проведения

Тема урока (раздела)

Выпускник научится:


План

Факт

Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства24 часа

Раздел 1 Основы комплексной безопасности

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека 5 часов

Проект: Безопасное поведение в городе.

1



Человек и окружающая среда. Город как среда обитания.

Учебник П.1.1

Предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

2



Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Учебник п.1.2

3



Особенности природных условий в городе

Учебник п.1.3

4



Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность

Учебник п. 1.4

5



Основы безопасности в повседневной жизни

Учебник п.1.5

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 часов

6



Дорожное движение. Безопасность на дорогах, безопасность участников дорожного движения.

Учебник п.2.1

Адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре в квартире;безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре в квартире;безопасно применять первичные средства пожаротушения;

безопасно использовать бытовые приборы;

безопасно использовать средства бытовой химии;

безопасно использовать средства коммуникации;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;



7



Пешеход. Правила безопасного поведения пешехода. Учебник п.2.2

8



Пассажир. Правила безопасного поведения пассажира. Учебник п.2.3

9



Водитель. Правила безопасного поведения велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Учебник п.2.4

10



Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Учебник п.2.5

11



Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др

. Учебник п.2.6

Глава 3.Опасные ситуации природного характера и защита населения от них.2 часа

12



Погодные условия и безопасность человека. Рекомендации по безопасному поведению.

Учебник п.3.1

безопасно вести себя у воды и на воде;


13



Водоемы, правила поведения у воды ,оказание помощи на воде. Учебник п.3.2

Глава 4.Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера 4 часа

Проект: Правила поведения при ЧС природного характера.

14



Чрезвычайные ситуации природного характера(землетрясения, оползни, обвалы, ураганы, бури, смерчи, наводнения, сели)

Учебник п.4.1

правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера (при ветре, грозе, гололеде, снежных заносах, метели, пурге);

вызывать экстренные службы при чрезвычайной ситуации;




15



Общие правила поведения при ЧС природного характера. Учебник п.4.1

16



Черезвычайные ситуации техногенного характера. Учебник п.4.2

17



Общие правила поведения при ЧС техногенного характера. Рекомендации по безопасному поведению. Учебник п.4.2

Раздел 3 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 часа

18



Антиобщественное поведение и его опасность. Учебник п.5.1

предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;


19



Обеспечение личной безопасности дома Учебник п.5.2

20



Обеспечение личной безопасности на улице.

Учебник п.5.3

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 4 часа

21



Терроризм, экстремизм, основные понятия и причины их возникновения. Учебник п.6.1

характеризовать явления терроризма, экстремизма и последствия. данных явлений для личности, общества и государства;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении;

вызывать экстренные службы при чрезвычайной ситуации;


22



Виды экстремистской и террористической деятельности. Учебник п.6.2

23



Виды террористических актов и их последствия. Учебник п.6.3

24



Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности, Личная безопасность. Учебник п.6.4

Модуль 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 10 часов

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 часа

25



Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Учебник п.7.1

характеризовать безопасный и здоровый образ жизни;

планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

анализировать состояние своего здоровья;

формировать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, курение;

26



Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Учебник п.7.2

27



Рациональное питание. Гигиена питания.

Учебник п.7.3

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 3 часа

28



Вредные привычки их влияние на здоровье

Учебник п.8.1

характеризовать безопасный и здоровый образ жизни;

29



Вредные привычки употребление алкоголя курение табака Учебник п.8.2

30



Профилактика вредных привычек Учебник п.8.2

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4 часа

Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания

31



Основы оказания первой помощи Учебник п.9.1

использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

определять состояния оказания неотложной помощи ( при различных видах повреждений);

оказывать первую помощь при ушибах;

оказывать первую помощь при наружном кровотечении;

оказывать первую помощь при отравлениях;

оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей

32



Первая помощь при различных видах повреждений

33



Первая помощь при ушибах, ссадинах. Учебник п.9.2

34



Первая помощь при отравлениях. Учебник п.9.3


Лист регистрации изменений к рабочей программе


урока

Дата

проведения

по плану

Дата

по факту

Причина

изменения

Корректирующие действия





















Отчет о выполнении реализуемой учебной программы

по ________________ (указать учебный предмет)


Виды работ

1 полугодие

2 полугодие

год

план

факт

план

факт

план

факт

Всего часов







Контрольных работ







Практических работ







И т. д. в соответствии со спецификой предмета







Выполнение программы (%)







Дата заполнения







Подпись учителя









































  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».

Утверждена 28.08.2018 г. Приказ № 01- 02/189

Методического письма о преподавании учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Ритмическая гимнастика»)

  • в 2019-2020 учебном году (региональный уровень)

  • Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/364 от 30.08.2019г.

Цели изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» в :

  • Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;

  • Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления;

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Задачи:

  • Формировать модель безопасного поведения в повседневной жизни

  • Формировать индивидуальные системы ЗОЖ

  • формировать универсальные учебные действия.

Количество часов, отводимых на изучение «название предмета (курса)» в 5 классе по федеральному учебному плану – 34 часа (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа.

Используемый учебник Основы безопасности жизнедеятельности, авто А.Т. Смирнов Б.О. Хренников Москва «Просвещение» 2016 год входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «название предмета (курса)», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Темы проектов:

- Безопасное поведение в городе.

- Правила поведения при ЧС природного характера.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Внутришкольный мониторинг проводится четыре раза в год:

1 четверть – взаимоотношение людей проживающих в городе и безопасность;

2 четверть – общие правила поведения при ЧС природного характера;

3 четверть – экстремизм и терроризм – основные понятия и причины их возникновения;

4 четверть – первая помощь при ушибах и садинах.




Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки.



  1. Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».

Утверждена 04.09.2015 г. Приказ № 01-14/329

  • Методического письма о преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году (региональный уровень)

  • Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/338 от 30.08.2018г.

  • Положение о рабочей программе учителя, реализующего ФГОС Утверждено приказом директора от 31.08.2016г. №01-02/186

Цели изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» в :

  • Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;

  • Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления;

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

Задачи:

  • Формировать модель безопасного поведения в повседневной жизни

  • Формировать индивидуальные системы ЗОЖ

  • формировать универсальные учебные действия.

Количество часов, отводимых на изучение «название предмета (курса)» в 5 классе по федеральному учебному плану – 34 часа (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа.

Используемый учебник Основы безопасности жизнедеятельности, авто А.Т. Смирнов Б.О. Хренников Москва «Просвещение» 2016 год входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «название предмета (курса)», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Темы проектов:

- Безопасное поведение в городе.

- Правила поведения при ЧС природного характера.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Внутришкольный мониторинг проводится четыре раза в год:

1 четверть – взаимоотношение людей проживающих в городе и безопасность;

2 четверть – общие правила поведения при ЧС природного характера;

3 четверть – экстремизм и терроризм – основные понятия и причины их возникновения;

4 четверть – первая помощь при ушибах и садинах.




Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки.


Тематическое планирование на учебный год, скопированное из рабочей программы по учебному предмету, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, форм и видов работы, контроля.


Тема (раздел)

Ча

сов

Из них часов

Формы (виды) контроля

Пр

раб

Кон

тр.раб

Проек

ты


1

Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства24 часа

24





2

Раздел 1 Основы комплексной безопасности






3

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека 5 часов

5


1


тест

4

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 часов

6


2


Тест

к/р

5

Глава 3.Опасные ситуации природного характера и защита населения от них.2 часа

2

1

2


Тест

Зачет

Пр.р

6

Глава 4.Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера 4 часа

4





7

Раздел 3 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации







Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 часа

3


1


тест


Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 4 часа

4

1



Пр.р


Модуль 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 10 часов

10






Раздел 4. Основы здорового образа жизни








Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 часа

3


1


тест


Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 3 часа

3



1

презентация


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4 часа

4






Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания

4

2



Пр.р


всего

34

4

7

1




Календарно-тематическое (поурочное) планирование


№ п/п

Дата проведения

Тема урока (раздела)

Выпускник научится:


План

Факт

Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства24 часа

Раздел 1 Основы комплексной безопасности

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека 5 часов

Проект: Безопасное поведение в городе.

1



Человек и окружающая среда. Город как среда обитания.

Учебник П.1.1

Предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

2



Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Учебник п.1.2

3



Особенности природных условий в городе

Учебник п.1.3

4



Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность

Учебник п. 1.4

5



Основы безопасности в повседневной жизни

Учебник п.1.5

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 6 часов

6



Дорожное движение. Безопасность на дорогах, безопасность участников дорожного движения.

Учебник п.2.1

Адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре в квартире;безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре в квартире;безопасно применять первичные средства пожаротушения;

безопасно использовать бытовые приборы;

безопасно использовать средства бытовой химии;

безопасно использовать средства коммуникации;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;



7



Пешеход. Правила безопасного поведения пешехода. Учебник п.2.2

8



Пассажир. Правила безопасного поведения пассажира. Учебник п.2.3

9



Водитель. Правила безопасного поведения велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Учебник п.2.4

10



Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Учебник п.2.5

11



Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др

. Учебник п.2.6

Глава 3.Опасные ситуации природного характера и защита населения от них.2 часа

12



Погодные условия и безопасность человека. Рекомендации по безопасному поведению.

Учебник п.3.1

безопасно вести себя у воды и на воде;


13



Водоемы, правила поведения у воды ,оказание помощи на воде. Учебник п.3.2

Глава 4.Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера 4 часа

Проект: Правила поведения при ЧС природного характера.

14



Чрезвычайные ситуации природного характера(землетрясения, оползни, обвалы, ураганы, бури, смерчи, наводнения, сели)

Учебник п.4.1

правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера (при ветре, грозе, гололеде, снежных заносах, метели, пурге);

вызывать экстренные службы при чрезвычайной ситуации;




15



Общие правила поведения при ЧС природного характера. Учебник п.4.1

16



Черезвычайные ситуации техногенного характера. Учебник п.4.2

17



Общие правила поведения при ЧС техногенного характера. Рекомендации по безопасному поведению. Учебник п.4.2

Раздел 3 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 3 часа

18



Антиобщественное поведение и его опасность. Учебник п.5.1

предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;


19



Обеспечение личной безопасности дома Учебник п.5.2

20



Обеспечение личной безопасности на улице.

Учебник п.5.3

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 4 часа

21



Терроризм, экстремизм, основные понятия и причины их возникновения. Учебник п.6.1

характеризовать явления терроризма, экстремизма и последствия. данных явлений для личности, общества и государства;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении;

вызывать экстренные службы при чрезвычайной ситуации;


22



Виды экстремистской и террористической деятельности. Учебник п.6.2

23



Виды террористических актов и их последствия. Учебник п.6.3

24



Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности, Личная безопасность. Учебник п.6.4

Модуль 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 10 часов

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 часа

25



Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Учебник п.7.1

характеризовать безопасный и здоровый образ жизни;

планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

анализировать состояние своего здоровья;

формировать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, курение;

26



Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Учебник п.7.2

27



Рациональное питание. Гигиена питания.

Учебник п.7.3

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 3 часа

28



Вредные привычки их влияние на здоровье

Учебник п.8.1

характеризовать безопасный и здоровый образ жизни;

29



Вредные привычки употребление алкоголя курение табака Учебник п.8.2

30



Профилактика вредных привычек Учебник п.8.2

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4 часа

Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания

31



Основы оказания первой помощи Учебник п.9.1

использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

определять состояния оказания неотложной помощи ( при различных видах повреждений);

оказывать первую помощь при ушибах;

оказывать первую помощь при наружном кровотечении;

оказывать первую помощь при отравлениях;

оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей

32



Первая помощь при различных видах повреждений

33



Первая помощь при ушибах, ссадинах. Учебник п.9.2

34



Первая помощь при отравлениях. Учебник п.9.3


Лист регистрации изменений к рабочей программе


урока

Дата

проведения

по плану

Дата

по факту

Причина

изменения

Корректирующие действия





















Отчет о выполнении реализуемой учебной программы

по ________________ (указать учебный предмет)


Виды работ

1 полугодие

2 полугодие

год

план

факт

план

факт

план

факт

Всего часов







Контрольных работ







Практических работ







И т. д. в соответствии со спецификой предмета







Выполнение программы (%)







Дата заполнения







Подпись учителя










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!