СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности; Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников «Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы», А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Орехологовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей-предметников Протокол №___ от «___» _______ 20___г. Руководитель МО (Ф.И.О.) | Согласовано с зам. директора по УВР Берёза Т.И. от «___» _______ 20___г. зам директора по УВР (Ф.И.О.) | Утверждено директором МКОУ Орехологовской СОШ Репало А.Н. Приказ №___ от «___» _______ 20___г _________________________ (Ф.И.О.) |
Рабочая учебная программа по ОБЖ
5 класс
(наименование учебного предмета/курса)
5 лет
(срок реализации программы)
____________________________________________________________________
Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности; Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников «Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы», А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников.
(наименование программы)
Программу составила Волкова О.Г.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Орехов Лог
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
• Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
Рабочая программа имеет следующую структуру:
1.Пояснительная записка.
2.Общая характеристика учебного предмета.
3.Описание места предмета в учебном плане.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
5.Содержание учебного предмета.
6.Тематическое планирование.
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
9. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:
• освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
• понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
• понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
• понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
• освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
• освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
• освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
• освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
• Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
• воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в основной школе в 5 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 35 ч) за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение, 2011). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 34ч.).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Основы МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Авторской программы по ОБЖ. ОБЖ. Рабочие программы 5-9 классы. А.Т. Смирнов Б.О. Хренников М. «Просвещение» 2011
Ниже приведено тематическое планирование в соответствии с учебником:
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов на тему | Характеристика деятельности учащегося или виды учебной деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч) 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч) | |||||
| Город как среда обитания. | 1 | Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения | | |
| Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 1 | Знать причины возникновения опасных ситуаций в жилище. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | | |
| Особенности природных условий в городе. | 1 | Знать природные и антропогенные факторы Умение работать с учебником, выделять главное | | |
| Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 1 | Знать правила безопасного общения с окружающими людьми в городе. | | |
| Безопасность в повседневной жизни | 1 | Ознакомление с ЧС, основные службы города и их задачи | | |
2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч) | |||||
| Дорожное движение, безопасность участии- ков дорожного движения. | 1 | Дорожные знаки и их деление на группы. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; Познавательные УУД: • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | | |
| Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 | Меры безопасного поведения пешехода на дороге | | |
| Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | Правила пользования транспортом. |
|
|
| Водитель. | 1 | Правила безопасного пользования и управления элементарным транспортом |
|
|
| Пожарная безопасность. | 1 | Владеть основными правилами поведения при пожаре. |
|
|
| Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | Правила поведения при затоплении жилища. |
|
|
3. Опасные ситуации природного характера (2 ч) | |||||
| Погодные условия и безопасность человека. | 1 | Природные и антропогенные факторы. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные УУД: • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
|
|
| Безопасность на водоёмах | 1 | Умение работать с учебником, выделять главное |
|
|
4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч) | |||||
| Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений |
|
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | Обеспечение личной безопасности в ЧС. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные УУД: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | | |
Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч) 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)
| |||||
| Антиобщественное поведение и его опасность. | 1 | Умение определения и оценки антиобщественного поведения | | |
| Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. умения по обеспечению личной безопасности дома.
| | |
| Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | Умения по прогнозированию основных опасностей и обеспечению личной безопасности на улице. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | | |
6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) | |||||
| Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | 1 | Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. | | |
| Виды экстремистской и террористической деятельности. | 1 | Характеризуют основные виды террористической деятельности | | |
| Виды террористических актов и их последствия. | 1 | Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. | | |
| Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 1 | Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
|
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч) Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч) | |||||
| О здоровом образе жизни. | 1 | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. |
|
|
| Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | Распознают виды двигательной активности и закаливания. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы; Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
|
| Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | Характеризуют сущность рационального питания |
|
|
Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) | |||||
| Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя Уметь называть возможные последствия употребления алкоголя |
|
|
| Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) | 1 | Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы; Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
|
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч) Первая помощь и правила её оказания (7 ч) | |||||
| Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | ПМП при вывихе. Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
|
| Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). | 1 | ПМП при ушибах |
|
|
| Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). | 1 | |
|
|
| Первая помощь при отравлениях (практические занятия) | 1 | Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом. |
|
|
| Первая помощь при отравлениях (практические занятия | 1 | Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему. |
|
|
| Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания» | 1 | Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему. |
|
|
| Обобщение изученного материала за курс 5 класса | 1 | |
|
|
Дата проведения | № урока | Тема и тип урока | Кол-во часов | Тип урока, форма проведения. | Планируемые результаты | Форма организации учебно-познавательной деятельности | Д.З | ||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
| |||||||||||||||||||||||
П | Ф | |
| ||||||||||||||||||||||||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. 24 часа Раздел № 1 «Основы комплексной безопасности» (12 часов) |
| ||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч.) |
| ||||||||||||||||||||||||||
3.09 | | 1 | Город как среда обитания | 1 | лекция | Знать особенности современных городов, опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе. | Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Усвоение правил индивидуального безопасного поведения | Фронтальный | §1.1
| |||||||||||||||||
10.09 | | 2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | Комбинированный | Знать систему обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. | Уметь предотвращать возможные опасные и аварийные ситуации в жилище | Усвоение правил индивидуального безопасного поведения | Индивидуальный | 1.2 | |||||||||||||||||
17.09 | | 3 | Особенности природных условий в городе | 1 | Комбинированный | Знать природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города | Освоение приемов действий в опасных ситуациях. | Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни | Индивидуальный | §1.3 | |||||||||||||||||
24.09 | | 4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 1 | Комбинированный | Знать особенности социальной среды в городе | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций, зоны безопасности в городе.
| Усвоение правил безопасного общения с окружающими людьми в городе | Тест Индивидуальный | §1.4 | |||||||||||||||||
1.10 | | 5 | Безопасность в повседневной жизни. | 1
| Комбинированный | Знать об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций, в повседневной жизни. | Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни | фронтальный | §1.5 | |||||||||||||||||
| Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера. (7 ч.) |
| |||||||||||||||||||||||||
8.10 | | 6 | Дорожное движение, безопасность участников движения | 1 | Комбинированный | Знать о дороге и ее предназначении. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дороге. | Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни | фронтальный | §2.1
| |||||||||||||||||
15.10 | | 7 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | Комбинированный | Знать общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дороге. | Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни | фронтальный | §2.2 | |||||||||||||||||
22.10 | | 8 | Пассажир. Безопасность пассажира. Безопасное поведение на железнодорожном транспорте. | 1 | Комбинированный | Знать общие обязанности пассажиров. Меры безопасного поведения пассажира. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дороге и в транспорте. | Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни. | фронтальный | §2.3 | |||||||||||||||||
29.10
| | 9 | Водитель | 1 | Комбинированный | Знать Общие обязанности водителя. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге. | Умение применять правила безопасного поведения на дороге. | Усвоение правил поведения на дороге. | фронтальный | §2.4 | |||||||||||||||||
12.11 | | 10 | Пожарная безопасность | 1 | Комбинированный | Знать о пожарной безопасности, основных правил пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. | Умение применять основные правила пожарной безопасности в жилище. | Усвоение правил пожарной безопасности в жилище. | Индивидуальный | §2.5 | |||||||||||||||||
19.11 | | 11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | 1 | Комбинированный | Знать об опасных аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. | Уметь применять основные правила безопасного поведения в быту. | Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни | фронтальный | §2.6 | |||||||||||||||||
26.11 |
| 12 | Контроль знаний по теме | 1 | Контрольная работа |
|
| |
|
| |||||||||||||||||
Раздел 2. Опасные и чрезвычайные ситуации. 5 часов Глава 3. Опасные ситуации природного характера. (2 ч.) |
| ||||||||||||||||||||||||||
3.12 | | 13 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | Комбинированный | Знать опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. | Уметь применять правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Индивидуальный | §3.1 | |||||||||||||||||
10.12 | | 14 | Безопасность на водоемах | 1 | Беседа. | Знать о состоянии водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года | Уметь применять безопасного поведения на водоемах в различное время года. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. | фронтальный | §3.2 | |||||||||||||||||
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (3 ч.) | | ||||||||||||||||||||||||||
17.12 | | 15 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Комбинированный
| Знать о чрезвычайных ситуациях природного характера. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций природного характера по характерным признакам. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | фронтальный | §4.1
| |||||||||||||||||
24.12 | | 16 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1
| Комбинированный | Знать о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера по характерным признакам. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | фронтальный | 4.2 | |||||||||||||||||
14.01 |
| 17 | Контроль знаний | 1 | Контрольная работа |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Раздел 3 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации» (7часов) |
| ||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. (3 ч.) |
| ||||||||||||||||||||||||||
21.01 | | 18 | Антиобщественное поведение и его опасность | 1 | Комбинированный | Знать основные виды антиобщественного поведения и их последствия. | Выработать отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. | Обеспечить личную безопасность в обществе.
|
| §5.1 | |||||||||||||||||
28.01 | | 19 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | Комбинированный | Знать признаки возникновения опасных ситуаций дома, правила безопасного поведения дома. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций дома. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни |
| §5.2 | |||||||||||||||||
4.02 | | 20 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | Комбинированный | Знать признаки возникновения опасных ситуаций на улице, правила безопасного поведения на улице. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на улице. | Использовать приобретенные знания в случае в случае возникновения опасных ситуаций на улице. |
| §5.3 | |||||||||||||||||
| | Глава 6. Терроризм – ЧС для общества и государства. 4 часа |
| |
|
| |||||||||||||||||||||
11.02 | | 21 | Терроризм: основные понятия и причины их появления | 1 | Комбинированный | Знать общие понятия об экстремизме и терроризме и причины их возникновения. | Умение формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни . | фронтальный | §6.1 | |||||||||||||||||
18.02 | | 22 | Виды экстремистской и террористической деятельности, их последствия. | 1 | Комбинированный | Знать виды экстремистской и террористической деятельности. Знать виды террористических актов и их последствия для общества. | Умение составлять план своих действий при угрозе террористических действий. Умение составлять план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Умение анализировать виды террористических актов и их характерные особенности. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
| фронтальный | §6.2 | |||||||||||||||||
25.02 | | 23 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 1 | Комбинированный | Знать виды ответственности несовершеннолетних за антиобщественное поведение. | Умение формулировать свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. | Формирование правового мышления, освоение социальных норм и правил поведения в обществе. | Индивидуальный | §6.4 | |||||||||||||||||
4.03 | | 24 | Контроль знаний | 1 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. 11 часов Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч.) |
| ||||||||||||||||||||||||||
Глава 7, 8. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. (5 ч.) |
| ||||||||||||||||||||||||||
11.03 |
| 25 | О здоровом образе жизни | 1 | Комбинированный | Знать основные положения о здоровом образе жизни. | Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающих употребления алкоголя, наркотиков, курения, и нанесения иного вреда здоровью. | Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни. | Индивидуальный | §7.1 | |||||||||||||||||
18.03 |
| 26 | Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья | 1 | Комбинированный | Знать виды двигательной активности и закаливания. | Формирование установки на здоровый образ жизни. | Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни. | Индивидуальный | §7.2 | |||||||||||||||||
1.04 |
| 27 | Рациональное питание. Гигиена питания
| 1 | Комбинированный | Знать о гигиене питания, сущность рационального питания. Пищевая ценность продуктов. | Формирование установки на здоровый образ жизни, умение выбирать полезные продукты в питании. | Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни | Индивидуальный | §7.3
| |||||||||||||||||
8.04 |
| 28 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | Комбинированный | Знать о пагубном влияние вредных привычек на здоровье, его умственные и физические способности. | Формирование установки на здоровый образ жизни. | Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни | фронтальный |
| |||||||||||||||||
15.04 |
| 29 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | Комбинированный
| Знать основные понятия здорового образа жизни и профилактику вредных привычек. | Выработать отрицательное отношение к курению и употребления алкоголя. | Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни | фронтальный | 8.2 | |||||||||||||||||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (6 ч.) | | ||||||||||||||||||||||||||
Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания.(6 ч.) | | ||||||||||||||||||||||||||
22.04 |
| 30 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | Комбинированный
| Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при различных видах повреждений. | Уметь оказывать первую помощь при различных видах повреждений. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни . | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||
29.04 |
| 31 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении | 1 | Комбинированный
| Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. | Уметь оказывать первую помощь при различных видах повреждений. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни . | Индивидуальный | Практика | |||||||||||||||||
6.05 |
| 32 | Первая помощь при отравлениях. (практические занятия)
| 1 | Комбинированный
| Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении никотином. Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при носовом кровотечении. | Уметь оказывать первую помощь при отравлении никотином. Уметь оказывать первую помощь при отравлении угарным газом. Уметь оказывать первую помощь при носовом кровотечении.
| Использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
| Индивидуальный | Практика | |||||||||||||||||
13.05 |
| 33 | Контроль знаний по теме «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» | 1 | Контрольная работа |
|
|
| |
| |||||||||||||||||
20.05 |
| 34 | Безопасное поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера. | 1 | Практическое занятие. |
|
|
| |
| |||||||||||||||||
27.05 |
| 35 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | 1 |
|
|
|
| |
| |||||||||||||||||
|
| | Всего 35 часов |
|
|
|
|
| |
|
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№/п | Материально техническое оснащение | Наличие |
I.Библиотечный фонд | ||
1 | Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 5 классов | 1 |
2 | Конституция РФ | 1 |
3 | Правила дорожного движения РФ | 1 |
4 | Уголовный кодекс РФ | 1 |
5 | Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы». | 1 |
6 | Пособие для учителя «ОБЖ. Методические рекомендации. 5-11 классы». | 1 |
7 | Пособие для учителя «ОБЖ. Поурочные разработки. 5-9 классы». | 1 |
8 | Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения». | 1 |
9 | Справочник для учащихся «ОБЖ» | 1 |
II. Печатные пособия | ||
Таблицы | ||
10 | Дорожные знаки | 1 |
11 | Пожарная безопасность | 1 |
12 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 1 |
13 | Безопасность дорожного движения | 1 |
Стенды | ||
14 | Безопасность на улицах и дорогах | 1 |
15 | Пожары и взрывы | 1 |
16 | Наводнения и затопления | 1 |
17 | Правила оказания первой медицинской помощи | 1 |
18 | Криминогенные ситуации. | 1 |
19 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 |
20 | Правила поведения при землетрясениях. | 1 |
| IV. Технические средства обучения |
|
21 | Ноутбук ( с выходом в Интернет) | 1 |
22 | Мультимедийный проектор | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы «ОБЖ – 5 класс», учащиеся к концу учебного года должны:
знать
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правила пожарной безопасности и поведение при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
возможные аварийные ситуации в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения;
порядок эвакуации из помещения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
правила поведения на природе;
о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для нашего региона, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
о здоровье и здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье.
уметь
вызвать аварийные службы спасения;
предвидеть возможную опасность, выявить причины и возможные последствия;
вырабатывать безопасный алгоритм действий при чрезвычайной ситуации;
работать с учебной литературой, анализировать текст, выделять в нем смысловые блоки и логические части;
построить и заполнить схему, таблицу, рисунок;
анализировать возникающие в повседневной жизни ситуации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного поведения на дорогах;
использования первичных средств пожаротушения при пожаре;
оказания помощи терпящим бедствия на воде;
оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и различных видах травм.
9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения, обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
46