Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР | Директор МОУ СОШ № 3 |
________________(подпись) | ________________(подпись) | ________________(подпись) |
Л.Н. Львова (ФИО) | Е.В. Моисеенкова (ФИО) | Е.В. Кириленко (ФИО) |
Протокол № __ от «___» августа 2018г. | «___» августа 2018 г. | «___» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету _Основы безопасности жизнедеятельности_
Ступень обучения __________ основное общее образование___
Класс ________________5___________________
Учитель ___Бибаев Михаил Алексеевич_________
п. Новокумский
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 класса разработана на основе авторской «Комплексной учебной программы для 5 – 11-х классов общеобразовательных учреждений» А.Т. Смирнова доцента кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиППРО, к.п.н. и Б.О. Хренникова заместителя главного редактора, ОАО «Издательство «Просвещение», с учетом введения регионального компонента по изучению «Правил дорожного движения», тем военно-патриотического воспитания и темы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7). Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
· безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
· принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
· отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
· выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. При этом сохранена модульная структура программы.
Программа является частью учебно-методического комплекта, подготовленного в рамках проекта «Разработка модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе», реализуемого в 2007 г. ОАО «Издательство «Просвещение» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.
Предмет ОБЖ является частью «Физическая культура» в учебном плане.
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
1. Словесные(рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2. Наглядные(демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
4. Практические(отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Личностные результаты обучения:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
· понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
· знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
· умение оказать первую помощь пострадавшим;
· умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
· Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· Познавательные УУД:
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тематический план 5 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 26 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 26 |
Тема 9 | Правила обеспечения безопасности дорожного движения | 8 |
Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 4 |
Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 |
Тема 3 | Опасные ситуации природного характера | 2 |
Тема 4 | Опасные ситуации социального характера | 3 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 3 |
| Итоговое задание | |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 |
P-III | Основы здорового образа жизни | 4 |
Тема 6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 2 |
Тема 7 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 |
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 3 |
M - III | Обеспечение военной безопасности государства | 1 |
P-VI | Обеспечение военной безопасности государства. Основы военной службы | 1 |
Тема 10 | Героико-патриотическое воспитание | 1 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| Всего часов | 35 |
В рабочей программе для 5 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5 классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем.
После изучения каждого модуля в классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени в неделю.
Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Тема 1: «Человек, среда его обитания, безопасность человека» (4ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Метапредметные. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: · умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
Тема 2: Опасные ситуации техногенного характера (3 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные. Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; Познавательные УУД: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
Тема 3: Опасные ситуации природного характера (2 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Метапредметные. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные УУД: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
Тема 4: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (3 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Метапредметные. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные УУД: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
Тема 5: Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Метапредметные. Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; |
Тема 6: Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; Метапредметные. Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Тема 7: Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (2 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Метапредметные. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы; Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Тема 8: Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Метапредметные. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы; Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Тема 9: Первая помощь и правила её оказания (3 ч) |
Планируемые результаты освоения раздела. Предметные: знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;умение оказать первую помощь пострадавшим;умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
| По плану часов |
I четверть | 9 |
II четверть | 7 |
III четверть | 10 |
IVчетверть | 9 |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания (7- 15 мин). 2. Устный опрос (7-15 мин)
3. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Поурочный план 5 класс
№ уроков | № раздела, темы, урока | Планируемая дата | Дата проведения | Планируемая дата, дата проведения Наименование раздела, темы, урока | Домашнее задание |
М-1 Основы безопасности личности, общества и государства (26ч) |
P-I Основы комплексной безопасности (26ч) |
Тема 9 Правила обеспечения безопасности дорожного движения(8ч) |
1 | 9.1 | | | Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке) | конспект |
2 | 9.2 | | | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | конспект |
3 | 9.3 | | | Правила пользования транспортом | конспект |
4 | 9.4 | | | Основные понятия и термины ПДД | конспект |
5 | 9.5 | | | Элементы улиц и дорог | конспект |
6 | 9.6 | | | От «бытовой» привычки — к трагедии на дороге. | конспект |
7 | 9.7 | | | На железной дороге | стр.76-79 |
8 | 9.8 | | | Обязанности водителя велосипеда. Езда на велосипеде | конспект |
Тема 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека (4ч) |
9 | 1.1 | | | Основы безопасности жизнедеятельности человека. Город как среда обитания | стр.5-10 |
10 | 1.2 | | | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | стр.10-13 |
11 | 1.3 | | | Особенности природных условий в городе | стр.14-18 |
12 | 1.4 | | | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | стр.18-23 |
Тема 2 Опасные ситуации техногенного характера (6ч) |
13 | 2.1 | | | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | стр28-35. |
14 | 2.2 | | | Пешеход. Безопасность пешехода | стр.35-39 |
15 | 2.3 | | | Пассажир. Безопасность пассажира | стр.39-44 |
16 | 2.4 | | | Водитель | стр.45-49 |
17 | 2.5 | | | Пожарная безопасность | стр.50-57 |
18 | 2.6 | | | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | стр.57-63 |
Тема 3 Опасные ситуации природного характера (2ч) |
19 | 3.1 | | | Погодные условия и безопасность человека | стр.64-70 |
20 | 3.2 | | | Безопасность на водоемах | стр.71-75 |
Тема 4 Опасные ситуации социального характера (3ч) |
21 | 4.1 | | | Криминогенные ситуации и личная безопасность | стр.102-105 |
22 | 4.2 | | | Обеспечение личной безопасности дома | стр.102-105 |
23 | 4.3 | | | Обеспечение личной безопасности на улице | стр.112-125 |
Тема 5 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера(3ч) |
24 | 5.1 | | | Чрезвычайные ситуации природного характера | стр.76-83 |
25 | 5.2 | | | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | стр.83-88 |
26 | 5.3 | | | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) Эвакуация | стр.181-188 |
P-III Основы здорового образа жизни (4ч) |
Тема 6 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (2ч) |
27 | 6.1 | | | О здоровом образе жизни Рациональное питание. Гигиена питания | стр.129-135 стр.143-146 |
28 | 6.2 | | | Двигательная активность и закаливание организма - необходимое условие укрепления здоровья | стр.135-143 |
Тема 7 Факторы, разрушающие здоровье (2ч) |
29 | 7.1 | | | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | стр.147-153 |
30 | 7.2 | | | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | стр.153-154 |
P-IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3ч) |
Тема 8 Первая медицинская помощь и правила ее оказания (3ч) |
31 | 8.1 | | | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | стр.155-158 |
32 | 8.2 | | | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении и потере сознания (ПДД) (практические занятия) | стр.159-160 |
33 | 8.3 | | | Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) | стр.160-164 |
M – III Обеспечение военной безопасности государства (1ч) |
P-VI Обеспечение военной безопасности государства. Основы военной службы (1ч) |
Тема 10 Героико-патриотическое воспитание (1ч) |
34 | 10.1 | | | Мир отстояли, мир сохраним | конспект |
Промежуточная аттестация по курсу ОБЖ и ПДД (резерв)(1ч) |
Всего часов: 35 |
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников ; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 2-е изд.- М. Просвещение, 2013.-1207 с.; ил – (Академический школьный учебник).
Правила дорожного движения / не старше 2009 года издания.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Учебно-методическая литература:·
-Конституция Российской Федерации
· Правила дорожного движения Российской Федерации
· Семейный кодекс Российской Федерации
· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
· Уголовный кодекс Российской Федерации
· Федеральный закон «О гражданской обороне»
· Закон «Об образовании»
· Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
· Федеральный закон «О пожарной безопасности»
· Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
· Федеральный закон «О противодействии терроризму»
· Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
· Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
· Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»
· Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»
· Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
· Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
· Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
· Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
· Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов[1]
· Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
2. Технические средства обучения
· Мультимедийный компьютер
· Мультимедиапроектор
3. Средства программного обучения и контроля знаний
· Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
· Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
· Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
· Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
· Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
4. Стенды, плакаты
· Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
· Безопасность на улицах и дорогах
· Криминогенные ситуации
· Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
· Правила поведения при землетрясениях
· Пожары, взрывы
· Наводнения и затопления
· Правила оказания первой помощи
· Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
· Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
· Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
· Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
· Дорожные знаки
· Пожарная безопасность
· Безопасность в быту
· Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
· Активный отдых на природе
· Опасные ситуации в природных условиях
· Безопасность на воде
· Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
· Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
· Правила безопасного поведения при землетрясении
· Правила безопасного поведения при наводнении
· Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
· Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
· Первая помощь при массовых поражениях
· Правила транспортировки пострадавших
· Безопасность дорожного движения
· Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
· Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
5. Средства индивидуальной защиты
· Средства защиты дыхания
· Ватно-марлевые повязки
· Противопылевые тканевые маски
· Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
· Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
· Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
· Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
· Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
· Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 х 14 см
· Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 х 10 см
· Шина фанерная длиной 1 м
· Жгут кровоостанавливающий эластичный
6. Аудиовизуальные пособия
· Учебные видеофильмы на цифровых носителях
· Действия учащихся по сигналам ГО
· Средства индивидуальной защиты
· Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
· Гидродинамические аварии
· Автономное существование человека в природных условиях
· Оползни, сели, обвалы
· Ураганы, бури, смерчи
· Наводнения
· Лесные и торфяные пожары
· Безопасность на улицах и дорогах
· Безопасность на воде
· Безопасность на природе
· Правила безопасного поведения в быту
· Поведение при ситуации криминогенного характера
· Правила безопасного поведения при землетрясениях
Правила поведения при угрозе возникновения
Приложение:
«Комплексная учебная программа для 5 – 11-х классов общеобразовательных учреждений» А.Т. Смирнова доцента кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПК и ППРО, к.п.н. и Б.О. Хренникова заместителя главного редактора, ОАО «Издательство «Просвещение», и методические материалы о преподавании ОБЖ в Ставропольском крае находятся после рабочих программ для 5-11 классов по ОБЖ