СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс. автор А.Т. Смирнов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Левокумского муниципального района Ставропольского края




СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ


Руководитель МО

Заместитель

директора по УВР

Директор

МОУ СОШ № 3

________________(подпись)

________________(подпись)

________________(подпись)

Л.Н. Львова

(ФИО)

Е.В. Моисеенкова

(ФИО)

Е.В. Кириленко (ФИО)


Протокол № __ от

«___» августа 2018г.



«___» августа 2018 г.



«___» августа 2018 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






По учебному предмету _Основы безопасности жизнедеятельности_


Ступень обучения __________ основное общее образование___


Класс ________________5___________________


Учитель ___Бибаев Михаил Алексеевич_________








п. Новокумский

2018 – 2019 учебный год





Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 класса разработана на основе авторской «Комплексной учебной программы для 5 – 11-х классов общеобразовательных учреждений» А.Т. Смирнова доцента кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиППРО, к.п.н. и Б.О. Хренникова заместителя главного редактора, ОАО «Издательство «Просвещение», с учетом введения регионального компонента по изучению «Правил дорожного движения», тем военно-патриотического воспитания и темы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7). Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты сле­дующие цели:

· безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;

· понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;

· принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, спра­ведливости судов и ответственности власти;

· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;

· отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;

· готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию. 

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

· формирование у учащихся модели безопасного поведе­ния в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го характера;

· формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

· выработка у учащихся антиэкстремистской и антитер­рористической личностной позиции и отрицательного от­ношения к психоактивным веществам и асоциальному пове­дению. При этом сохранена модульная структура программы.    

Программа является частью учебно-методи­ческого комплекта, подготовленного в рам­ках проекта «Разработка модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизне­деятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе», ре­ализуемого в 2007 г. ОАО «Издательство «Просве­щение» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 класса разработана в соответствии с по­ложениями Конституции Российской Федерации и на основе Федерального компонента государ­ственного стандарта по основам безопасности жиз­недеятельности.

При разработке программы были учтены тре­бования, отраженные в концепции государствен­ных стандартов общего образования второго по­коления.

Предмет ОБЖ является частью «Физическая культура» в учебном плане.

Курс предназначен для:

формирования у учащихся основных понятий об опас­ных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

выработки у них сознательного и ответственного отно­шения к личной безопасности, безопасности окружающих;

приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни услови­ях и умения адекватно реагировать на различные опасные си­туации с учётом своих возможностей;

формирования у учащихся антиэкстремистского и анти­террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

формы обучения учащихся на урокеобщеклассная, групповая, парная, индивидуальная;

Методы обучения:

1. Словесные(рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

2. Наглядные(демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);

3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

4. Практические(отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться. 

Личностные результаты обучения:

· усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

· формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

· усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

· развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

· формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

· осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

· формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

· формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

· формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

· понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

· понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

· понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

· формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

· понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

· знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

· умение оказать первую помощь пострадавшим;

· умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).

· Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

· умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

· умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· Познавательные УУД:

· умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

· освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

· умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

· формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тематический план 5 класс

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

26

Р-1

Основы комплексной безопасности

26

Тема 9

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

8

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

4

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

3


Итоговое задание


М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

P-III

Основы здорового образа жизни

4

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

2

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

3

M - III

Обеспечение военной безопасности государства

1

P-VI

Обеспечение военной безопасности государства. Основы военной службы

1

Тема 10

Героико-патриотическое воспитание

1


Промежуточная аттестация

1


Всего часов

35


В рабочей программе для 5 класса струк­турные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5 классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем.

После изучения каждого модуля в клас­се выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситу­ации и т.д.

Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени в неделю.

Логичным продолжением программы во вне­урочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных круж­ков, секций и клубов.

Тема 1: «Человек, среда его обитания, безопасность человека» (4ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

· умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 2: Опасные ситуации техногенного характера (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

Познавательные УУД:

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

 формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 3: Опасные ситуации природного характера (2 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 4: Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 5: Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

Тема 6: Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Тема 7: Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

(2 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Тема 8: Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Тема 9: Первая помощь и правила её оказания (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;умение оказать первую помощь пострадавшим;умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения основ безопасности жиз­недеятельности в 5 классе ученик должен знать:

  1. потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопас­ности;

  2. основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  3. законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

  4. наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и соци­ального характера, их последствия и классифи­кацию;

  5. основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  6. правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

  7. государственную политику противодей­ствия наркотизму;

  8. основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

  1. предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их ха­рактерным признакам;

  2. принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при воз­никновении чрезвычайных ситуаций;

  3. действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила лич­ной безопасности;

  4. пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  5. оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

  2. активного отдыха в природных условиях;

  3. оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

  4. соблюдения норм здорового образа жизни.



По плану часов

I четверть

9

II четверть

7

III четверть

10

IVчетверть

9


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

1. Тестовые задания (7- 15 мин). 2. Устный опрос (7-15 мин)

3. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)

Средства контроля и оценки результатов обучения:

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу 


Поурочный план 5 класс



уроков



раздела,

темы,

урока

Планируемая дата

Дата проведения

Планируемая дата, дата проведения

Наименование раздела, темы, урока

Домашнее задание

М-1 Основы безопасности личности, общества и государства (26ч)

P-I

Основы комплексной безопасности (26ч)

Тема 9 Правила обеспечения безопасности дорожного движения(8ч)

1

9.1




Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке)

конспект

2

9.2




Дорожные знаки и дополнительные средства информации

конспект

3

9.3




Правила пользования транспортом

конспект

4

9.4




Основные понятия и термины ПДД

конспект

5

9.5




Элементы улиц и дорог

конспект

6

9.6




От «бытовой» привычки — к трагедии на дороге.

конспект

7

9.7




На железной дороге

стр.76-79

8

9.8




Обязанности водителя велосипеда. Езда на велосипеде

конспект

Тема 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека (4ч)

9

1.1



Основы безопасности жизнедеятельности человека. Город как среда обитания

стр.5-10

10

1.2




Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

стр.10-13

11

1.3




Особенности природных условий в городе

стр.14-18

12

1.4




Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

стр.18-23

Тема 2 Опасные ситуации техногенного характера (6ч)

13

2.1



Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

стр28-35.

14

2.2




Пешеход. Безопасность пешехода

стр.35-39

15

2.3




Пассажир. Безопасность пассажира

стр.39-44

16

2.4




Водитель

стр.45-49

17

2.5





Пожарная безопасность

стр.50-57

18

2.6




Безопасное поведение в бытовых ситуациях

стр.57-63

Тема 3 Опасные ситуации природного характера (2ч)

19

3.1




Погодные условия и безопасность человека

стр.64-70

20

3.2




Безопасность на водоемах

стр.71-75

Тема 4 Опасные ситуации социального характера (3ч)

21

4.1




Криминогенные ситуации и личная безопасность

стр.102-105

22

4.2




Обеспечение личной безопасности дома

стр.102-105

23

4.3




Обеспечение личной безопасности на улице

стр.112-125

Тема 5 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера(3ч)

24

5.1




Чрезвычайные ситуации природного характера

стр.76-83

25

5.2




Чрезвычайные ситуации техногенного характера

стр.83-88

26

5.3



Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) Эвакуация

стр.181-188

P-III

Основы здорового образа жизни (4ч)

Тема 6 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (2ч)

27

6.1



О здоровом образе жизни Рациональное питание. Гигиена питания

стр.129-135

стр.143-146

28

6.2



Двигательная активность и закаливание организма - необходимое условие укрепления здоровья

стр.135-143

Тема 7 Факторы, разрушающие здоровье (2ч)

29

7.1




Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

стр.147-153

30

7.2






Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

стр.153-154

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3ч)

Тема 8 Первая медицинская помощь и правила ее оказания (3ч)

31

8.1



Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

стр.155-158

32

8.2



Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении и потере сознания (ПДД) (практические занятия)

стр.159-160

33

8.3



Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

стр.160-164

M – III Обеспечение военной безопасности государства (1ч)

P-VI

Обеспечение военной безопасности государства. Основы военной службы (1ч)

Тема 10 Героико-патриотическое воспитание (1ч)

34

10.1




Мир отстояли, мир сохраним

конспект

Промежуточная аттестация по курсу ОБЖ и ПДД (резерв)(1ч)

Всего часов: 35

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников ; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 2-е изд.- М. Просвещение, 2013.-1207 с.; ил – (Академический школьный учебник).

Правила дорожного движения / не старше 2009 года издания.

Средствами оснащения ОБЖ являются:

1. Учебно-методическая литература:·

-Конституция Российской Федерации

· Правила дорожного движения Российской Федерации

· Семейный кодекс Российской Федерации

· Стратегия национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020.

· Уголовный кодекс Российской Федерации

· Федеральный закон «О гражданской обороне»

· Закон «Об образовании»

· Федеральный закон «О радиационной безопасности на­селения»

· Федеральный закон «О пожарной безопасности»

· Федеральный закон «О безопасности дорожного дви­жения»

· Федеральный закон «О противодействии терроризму»

· Федеральный закон «О противодействии экстремист­ской деятельности»

Периодические издания

· Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасе­ния 01», «Спасатель» и др.

Учебная литература

· Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»

· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедея­тельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»

· Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедея­тельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»

· Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопас­ность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»

· Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

· Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»

· Сборник заданий для проведения экзамена по предме­ту «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе

· Справочник для учащихся «Основы безопасности жиз­недеятельности»

· Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов[1]

· Электронные образовательные издания (ЭОИ) по пред­мету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

2. Технические средства обучения

· Мультимедийный компьютер

· Мультимедиапроектор

 3. Средства программного обучения и контроля знаний

· Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций»

· Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи»

· Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

· Компьютерное учебное пособие «Безопасность на ули­цах и дорогах»

· Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

4. Стенды, плакаты

· Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

· Безопасность на улицах и дорогах

· Криминогенные ситуации

· Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

· Правила поведения при землетрясениях

· Пожары, взрывы

· Наводнения и затопления

· Правила оказания первой помощи

· Противодействие терроризму и экстремизму в Российс­кой Федерации

· Обеспечение личной безопасности при угрозе террорис­тического акта

· Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

· Плакаты (демонстрационные таблицы с методически­ми рекомендациями)

· Дорожные знаки

· Пожарная безопасность

· Безопасность в быту

· Обеспечение личной безопасности в криминогенных си­туациях

· Активный отдых на природе

· Опасные ситуации в природных условиях

· Безопасность на воде

· Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

· Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

· Правила безопасного поведения при землетрясении

· Правила безопасного поведения при наводнении

· Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте

· Правила безопасного поведения при аварии на хими­чески опасном объекте

· Первая помощь при массовых поражениях

· Правила транспортировки пострадавших

· Безопасность дорожного движения

· Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

· Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи. 

5. Средства индивидуальной защиты

· Средства защиты дыхания

· Ватно-марлевые повязки

· Противопылевые тканевые маски

· Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи

· Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)

· Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

· Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)

· Сумки и комплекты медицинского имущества для ока­зания первой помощи

· Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 х 14 см

· Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 х 10 см

· Шина фанерная длиной 1 м

· Жгут кровоостанавливающий эластичный

6. Аудиовизуальные пособия

· Учебные видеофильмы на цифровых носителях

· Действия учащихся по сигналам ГО

· Средства индивидуальной защиты

· Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, по­рядок устройства простейшего укрытия)

· Гидродинамические аварии

· Автономное существование человека в природных усло­виях

· Оползни, сели, обвалы

· Ураганы, бури, смерчи

· Наводнения

· Лесные и торфяные пожары

· Безопасность на улицах и дорогах

· Безопасность на воде

· Безопасность на природе

· Правила безопасного поведения в быту

· Поведение при ситуации криминогенного характера

· Правила безопасного поведения при землетрясениях

Правила поведения при угрозе возникновения

 

 

 Приложение:

 «Комплексная учебная программа для 5 – 11-х классов общеобразовательных учреждений» А.Т. Смирнова доцента кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПК и ППРО, к.п.н. и Б.О. Хренникова заместителя главного редактора, ОАО «Издательство «Просвещение», и методические материалы о преподавании ОБЖ в Ставропольском крае находятся после рабочих программ для 5-11 классов по ОБЖ

 

 















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!