СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответсвии с учебником ОБЖ М.П.Фролова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»




«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №____

от «____»__________2018г.

«Утверждено»

Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1

им.Н.М.Фролова»

_____________А.В.Леонов

Приказ №___

от «____»_______________2018г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному курсу «ОБЖ»

5 класс (филиал в п. Чакино)

























2018


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-го класса разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной основной образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы);

-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);

- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;

- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.

- авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014. ).


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основные цели курса:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:

  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение ОБЖ в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 урока.

Учебно – методический комплект.

ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2015

- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.

5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных разделах, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.


РАЗДЕЛ 1 ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

- Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасность.

Разбор таких понятий, как: безопасность; опасные ситуации; экстремальные ситуации; чрезвычайные ситуации; крупномасштабные массовые бедствия. Обсуждение главных правил безопасности жизнедеятельности. Выбор безопасного варианта поведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать: причины опасности, предвидеть их возникновение.

Уметь: по возможности избегать опасных ситуаций.



- Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Какие службы защищают людей (население).

Характеристика городского и сельского жилищ, особенности их жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ). Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту, основные правила их безопасной эксплуатации. Затопление жилища, причины его возникновения, возможные последствия, меры профилактики.

Особенности города как среды обитания человека. Основные источники опасности в современном городе, зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы).

Службы, защищающие население, сигналы оповещения об опасностях.

Система обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы), правила их вызова.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать. Источники и зоны опасности в современном городе; службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове.

Уметь. Правильно сообщить по телефону в службу безопасности города о создавшейся опасной ситуации.


- Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища. Разрушения зданий. Опасные вещества в быту.

Разобрать с учащимися наиболее распространенные опасные ситуации в жилище, причины их возникновения. Безопасность при обращении с животными. Причины возникновения и возможные последствия пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности: общие, при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении

источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре: в доме, квартире, многоэтажном здании, подъезде, на балконе, в подвале. Безопасное поведение человека в случае, если на нем загорелась одежда, если в комнате загорелся телевизор, приемник, магнитофон, компьютер, загорелась елка. Сигналы оповещения. План эвакуации. Рекомендации при эвакуации в задымленном помещении. Доступные средства тушения. Огнетушители. Пожарные краны. Характеристика угарного газа; оксида азота; бытового газа. Действия, если в доме или подъезде запах бытового газа. Помощь при отравлении газом. Как следует поступать в случаях технических аварий. Что делать в случаях опасности разрушения здания. Средства бытовой химии.

Как защитить себя от опасных веществ в быту. Деление бытовых химикатов по степени и характеру опасности. Оказание помощи.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать. Об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире; об основных мерах пожарной безопасности в быту; о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения; в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека.

Уметь. Правильно действовать в случае пожара в доме; эвакуироваться из горящего здания; правильно действовать в случае затопления жилища; правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа.


- Опасные ситуации на дорогах. Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте.

Правила безопасного поведения пешеходов на улицах, дорогах и переездах. Правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. Как уцелеть в толпе. Предупредительные меры при сборе на массовые мероприятия. Как противостоять гололеду.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать. Правила безопасного поведения во время гололеда, при встречи с собакой и в толпе; основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом. Правила безопасности дорожного движения.

Уметь. Правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами; в случае аварийной ситуации в общественном транспорте. Соблюдать правила безопасности дорожного движения. Адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре.


- Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. Опасный лёд. Аварийные ситуации на воздушном транспорте.

Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях на транспорте.

Современный транспорт зона повышенной опасности. Краткая характеристика современных видов транспорта. Транспорт железнодорожный, авиационный, водный.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать. Правила безопасного поведения пассажиров; об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на этих видах транспорта.

Уметь. Правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях.


- Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице и в других местах. Как защитить себя при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

Мошенничество, его основные виды, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни. Основные черты мошенничества. Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать. О характерных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть в доме; об опасном времени суток и опасных местах; правила безопасного поведения на улице.

Уметь. Правильно действовать в криминогенных ситуациях; избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников.


- Нарушение экологического равновесия. За чистый воздух. Вода - формула жизни. Загрязнение почвы. Продукты под контролем. Безопасный компьютер

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать. О влиянии загрязненной воды, загрязненного воздуха и загрязненной почвы на организм человека; правила пользования ПК.

Уметь. Применять способы очистки воды и воздуха в быту.


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Что следует знать об оказании первой помощи. Оказание первой медицинской помощи. Помощь при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни.

Общие правила оказания помощи. Оказание помощи при различных видах кровотечений. Виды ожогов; что нельзя делать при ожогах. Помощь при попадании на кожу концентрированной кислоты или щелочи.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать. Общую характеристику повреждений и их последствий для здоровья человека; основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; при кровотечениях.

Уметь. Оказать первую помощь при незначительных ранениях, останавливать кровотечение различными способами, оказывать помощь при носовом кровотечении.






Тематическое планирование

Разделы, темы


Кол-во часов

1

Раздел 1. Личная безопасность в повседневной жизни

30

1

Опасные и чрезвычайные ситуации

1

2

Главные правила ОБЖ

1

3

Как научиться выявлять и предвидеть опасность

1

4

Какие службы защищают людей (население) Какие сигналы оповещают нас об опасностях.

1

5

Опасности в городе и в сельской местности

1

6

Опасные ситуации в жилище

1

7

Пожары в жилище.

1

8

Оповещение при пожаре и эвакуация.

1

9

Средства тушения пожаров.

1

10

Опасные газы.

1

11

Затопление жилища.

1

12

Разрушение зданий.

1

13

Опасные вещества в быту.(курение. токсикомания, алкоголь, средства бытовой химии)


1

14

Опасные вещества в быту. (Отравление)

1

15

Опасные ситуации на дорогах. Дорога и ее элементы


1

16

Опасные ситуации на дорогах. Участники дорожного движения.

1

17

Безопасность в общественном и личном транспорте.

1

18

Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте.

1

19

Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте.

1

20

Опасный лёд.

1

21

Аварийные ситуации на воздушном транспорте.

1

22

Криминальные ситуации. Как защитить свой дом.

1

23

Криминальные ситуации на улице и в других местах.

1

24

Как защитить себя при угрозе террористического акта.

1

25

Нарушение экологического равновесия.

1

26

За чистый воздух.

1

27

Вода - формула жизни.

1

28

Загрязнение почвы.

1

29

Продукты под контролем.

1

30

Безопасный компьютер


1

2

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3

31

Что следует знать об оказании первой помощи. Оказание первой медицинской помощи.

1

32

. Помощь при термических и химических ожогах

1

33

Правила здорового образа жизни.

1

34

Итоговый урок

1


Итого

34



Планируемые результаты обучения:

Ученик научится:

  • классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации, расположенные в районе проживания;

  • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно­-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды;

  • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

  • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

  • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры;

  • соблюдать правила безопасности на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры;

  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры;

  • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта;

  • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

  • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

  • характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

  • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать е. средства в конкретных ситуациях.

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей.


Ученик получит возможность научиться:

  • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

  • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

  • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

  • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

  • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

 соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

 безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

 проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

 оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

 обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.