СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 6 -9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет основы безопасности жизнедеятельности  входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.

Программа составлена на основе  авторской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 6 -9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа села Старая Гута Унечского района Брянской области


«Рассмотрено»

на заседании МС

протокол от «____»_____2022 г. №__

Руководитель МС

_________ /Бородуля Т.П./


«Согласовано»

зам.директора по УВР

_________ / Бородуля Т.П./

«______»____________2022 г


«Утверждено»

приказ от «___»___2022 г. № _

Директор школы

_____________/ Астапенко Л.В./


г.





Рабочая программа


по основам безопасности жизнедеятельности


для 6-9 классов

на 2022-2023 уч. год

(базовый уровень)





Программа разработана Жуковым А.Н.,

преподавателем-организатором ОБЖ

.

2022 г.


Пояснительная записка

Учебный предмет основы безопасности жизнедеятельности входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.

Программа составлена на основе авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, М.: Вента-Граф, 2014 – 48 с.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из самых насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Актуальность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения извержения вулканов и пр.); к техногенным – аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды);к дорожным - ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат- недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов. Которые направленны на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.

Цели и задачи изучения предмета.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:

  1. Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;

  2. Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

  3. Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

  4. Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.


Нормативно- правовые акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана учебная программа


- Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 24.03.2021 № 51-ФЗ ); . Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897»;


- Приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


  • приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • - учебный план образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год

  • - авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5- 6 классов под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва, Вентана- Граф, 2013 г.

  • Основы безопасности жизнедеятельности : 7-9 классы : программа./ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. – М. : Вентана-Граф, 2014 г.

  • Учебный план МОУ-СОШ села Старая Гута на 2022-23 учебный год

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования



В соответствии с учебным планом школы предмет изучается



6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

учебный план

1 час

1 час

1 час

1 час

Общий объем учебного времени

35 часов

35 часов

35 часов

35 часов

Виды и формы контроля:

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Для описания достижений обучающихся установлены следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

пониженный, низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ;

• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Основными формами контроля являются: входящий, текущий и итоговый контроль, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебному плану);

  • установить соответствие этого уровня требованиям ФГОС ООО;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных предметов.


Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

• входной контроль в начале и в конце четверти в виде тестов, проверочных и самостоятельных работ;

• текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), тестов, проверочных работ, самостоятельных работ, комплексного анализа текстов;

• итоговый – итоговое контрольное тестирование, включающий комплексный анализ текста и эссе на заданную тему.



Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но обучающийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности









Критерии оценивания.



Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания – четырьмя;

  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

  • полное отсутствие активности – отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;

  • 60-74% - хорошо «4»

  • 50-59% - удовлетворительно «3»;

  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ – четырьмя;

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

  • полное отсутствие работы – отметка «2»;

Критерии выведения полугодовых и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;



Распределение часов по учебным четвертям



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Количество часов


По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

6 кл.

9


7


10


9


35


7 кл.

9


7


10


9


35


8 кл.

9


7


10


9


35


9 кл.

9


7


10


9


35



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­
    опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
    жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
    на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственною поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование анти-экстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной
    задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять поняли, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической иэкстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы,

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и позна­вательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и заши­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.



Планируемые результаты образовательной деятельности.


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.







Содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»



6 класс

На игровой площадке

Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учетом погоды и планируемых подвижных игр.

Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках – ледянках. Первая помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.

Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки.

На природе

Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.

Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения во время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях ( при потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи ( животные, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды.

Туристический поход: радость без неприятностей

Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок.

Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий игр.

Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травмы.

Когда человек сам себе враг

При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма.



Практические работы

  1. Практическая работа «Учимся измерять пульс»

  2. Практическая работа «Развиваем дыхательную систему»

  3. Практическая работа «Проверим степень загрязнения воды»

  4. Практическая работа «Анализируем режим питания»

  5. Практическая работа «Тренировка глаз»

  6. Практическая работа «Составление программы закаливания»

  7. Практическая работа «Выбор безопасного маршрута от дома до школы».

  8. Практическая работа «Умеешь ли ты оценивать дорожную обстановку».

  9. Практическая работа «Работаем с ПДД РФ».

  10. Практическая работа «Учимся выполнять правила поведения

  11. Практическая работа « Действия при пожаре в школе»

Проектная деятельность 2 часа по темам:

  1. «Слух человека и животных. Сравнительная характеристика»

  2. «Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить его», «Как сохранить обоняние?»

7 класс

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности.

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте

Здоровый образ жизни. Что это?

Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое здоровье. Значение физической культуры для здоровья человека. Хорошее физическое состояние обеспечивает здоровье и эмоциональное благополучие человека. Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье; польза закаливания

Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать здоровье. Белки — строительный материал для организма; углеводы и жиры — источник энергии для организма. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая

Психическое здоровье — эмоциональное благополучие человека. Способность управлять эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование релаксационных упражнений как средства регулирования своего эмоционального состояния, развитие способности «властвовать собой». Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность

Человек — социальное существо, член общества. Социальная среда — обязательное условие развития человека. Отношения с окружающими людьми — показатель социального здоровья человека. Общение — ценная деятельность человека. Учение — социально важная деятельность, обеспечивающая прогресс общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети-маугли

Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое созревание — особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка организма к деторождению. Чистота тела — одно из условий репродуктивного здоровья. Риски старшего подросткового возраста

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Пожар — чрезвычайная ситуация. Причины пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах. Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила пользования электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь.

Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении бытовым газом. Правила безопасности при пользовании бытовой химией

Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства самообороны.

Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище

8 класс


Опасности, с которыми мы ст Раздел № 1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (8часов)

Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.

Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные.

Планируемые результаты обучения:

Предметные –

учащийся должен уметь:

- определять ядовитые растения нашей местности, особенности их влияния на здоровье человека;

- действовать в неожиданных ситуациях, выполнять правила поведения при купании, уметь отдыхать на воде, отработать умение оценивать обстановку и навыки проведения необходимых действий для спасения тонущего человека(снятие стресса, буксировка с захватом, проведение искусственного дыхания).

учащийся должен знать:

-правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления; действовать во время грозы;

- правила поведения в лесу при встречах с опасными животными;

- причины возникновения опасных ситуаций на воде;

- правила катания на лодке, правила поведения на льду;

- приёмы проведения искусственного дыхания.

Метапредметные –

учащийся долженуметь:

- анализировать ситуацию, влияющую положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

- сравнивать примеры опасного и безопасного поведения; планировать и организовывать свою жизнь и деятельность с учётом безопасности;

- обобщать изученный материал, формулировать выводы о возможных причинах возникновения опасных ситуаций


Раздел 2. Современный транспорт и безопасность (9 часов)


Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро.

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.

Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта.

Планируемые результаты обучения:

Предметные -

учащийся должен иметь:

- представление о экологически безопасном транспорте, о видах топлива для автомобилей;

- представление, что метро, является транспортом повышенной опасности;

- представление о новом экстремальном виде развлечения – зацепинге

учащийся должен знать:

- характеристику автомобилей на природном газе и водородном топливе, электромобилей, гибридных автомобилей;

- правила поведения во время дорожно-транспортных происшествий,

- номера телефонов экстренных служб (службы спасения, полиции, единый номер экстренной службы своего региона);

- правила поведения в метро и на борту авиалайнеров и перед полётом;

учащийся должен уметь:

- определять негативное воздействие транспорта на природу и здоровье человека, а также определять основные направления повышения безопасности автомобиля;

- оценивать обстановку ДТП, по возможности принять участие в оказании первой помощи пострадавшим (определять место полученной травмы, останавливать кровотечение, накладывать повязки, ставить шины, облегчать состояние больного при ожогах);

- вести себя при возникновении опасных ситуаций, поэтому важна психологическая готовность к встрече с опасностью, сдержанность и спокойствие, чёткое выполнение всех требований стюардессы

Метапредметные –

учащийся долженуметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников;

- выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным практическое занятие критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.


Раздел 3. Безопасный туризм (15 часов)


Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.

Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода

Планируемые результаты обучения:

Предметные -

учащийся должен иметь:

- представление о понятиях «туризм» и «безопасный туризм»;

- представление о безопасных переправах через естественные водоёмы;

- представление о функциях, свойствах и особенностях узлов, используемых туристами в путешествиях

учащийся должен знать:

- виды активного туризма,обязанности туриста в туристической группе;

- естественные препятствия в различных видах туризма и их характеристика, объективные и субъективные трудности турпохода;

- требования к подбору рюкзака для совершения похода;

- правила переправы через замёрзшие реки и водоёмы; организация бивуака туристической группы;

- типы костров, используемых в турпоходе, и их назначение, правила разведения костров

учащийся должен уметь:

- обеспечить безопасность в туристических походах;

- составлять и выполнять график движения туристической группы;

- составлять алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия, распределять роли между участниками похода при организации переправ;

- действовать в условиях, если турист оказался в лесу один (отстал от группы), а также учащиеся должны уметь составить план по организации поиска туриста, отставшего от группы

Метапредметные –

учащийся долженуметь:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией






9 класс (35 часов)

Когда человек сам себе враг

Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.

Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации.

Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Промежуточная аттестация

Итоговое повторение и обобщение










Тематическое планирование 6 класс


Раздел или тема

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

Введение

1

Анализ информации, представленной в тексте учебника. Оценка проблемных ситуаций.

На игровой площадке

5

Чтение и анализ текстов учебника «Подготовка к прогулке», «Крылатые качели». Формулирование вывода: правила безопасного обращения с каче­лями, с велосипедом. Участие в учеб­ном диалоге: правила езды на велоси­педе, роликовых коньках. Оценка ин­формации, представленной в рубрике «Медицинская страничка». Практиче­ская деятельность: первая помощь при травмах. Чтение и анализ текста «Собака не всегда друг». Участие в учебном диалоге: анализ и оценка жиз­ненных ситуаций (стоит ли рисковать). Чтение и анализ текста «Собака не всегда друг». Практическая работа: оценка поз и мимики собаки; первая помощь при укусе собаки

На природе

4

Практическая деятельность: ори­ентирование на местности; измерение расстояний на местности. Анализ пра­вил поведения в лесу («Если ты заблудился»)

Природа полна неожиданностей

7

Актуализация имеющегося опыта: правила поведения на экскурсиях. Участие в учебном диалоге: работа с иллюстрациями и текстами учебника. Совместная деятельность в парах: анализ и оценка опасностей непра­вильного поведения. Оценка информа­ции, представленной в рубрике «Меди­цинская страничка». Участие в учеб­ном диалоге: выбор места для купания. Формулирование вывода: правила ку­пания и катания на лодках. Совмест­ная деятельность в парах: правила нахождения на льду, правила органи­зации переправы

Туристический поход

9

Самоконтроль и самооценка поведе­ния: ответы на вопросы. Участие в учебном диалоге: подготовка к походу (анализ иллюстративного материала и текста). Практическая деятель­ность: сбор снаряжения к походу; оп­ределение режима дня; режима пита­ния и меню. Совместная деятельность в группах: анализ иллюстративного ма­териала, заполнение таблицы. Оценка информации, данной в рубрике «Меди­цинская страничка». Работа с иллюст­ративным материалом и текстом: анализ поведения туристов

Когда человек сам себе враг

9

Участие в учебном диалоге: анализ диаграммы. Оценка информации, представленной в тексте: последствия увлечения алкоголем, курением. Фор­мулирование вывода: вред алкоголя и курения











Тематическое планирование 7 класс



Раздел или тема

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


2

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге и дискуссии; построение суждений. Работа с информацией: отбор видео- и интернет-материалов и их оценка. Аналитическая деятельность: чтение и оценка учебных текстов для ответа на вопрос «Почему проблема здорового образа жизни волновала общество уже в древности?»; выделение главной мысли учебного текста. Самооценка: определение своих возможностей и способностей. Конструирование понятий: природные чрезвычайные ситуации, техногенные чрезвычайные ситуации, безопасная жизнедеятельность. Формулирование вывода: почему нужно изучать предмет ОБЖ

Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека

4


Правильное питание

4

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге; конструирование суждений и доказательств. Практическая деятельность: анализ «пищевой пирамиды», составление меню ученика 7 класса на день. Конструирование вывода на основе анализа иллюстративного материала, схем

и таблиц учебника. Чтение информации, представленной в диаграмме и таблицах. Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблице и иллюстрациях

Психическое здоровье человека

2

Конструирование характеристики понятия «психическое здоровье человека». Практическая деятельность: упражнения на релаксацию. Рефлексивная деятельность: самоконтроль и самооценка — «признаки стресса». Коммуникативнаядеятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Деятельность в коллективе: правила совместной деятельности

Социальное здоровье человека

2

Аналитическая деятельность:оценка информации, представленной в тексте. Рефлексивная деятельность: самооценка умений общаться, самоанализ учебной деятельности.

Коммуникативная деятельность: конструирование суждений, выбор и объяснение ответа (из представленных альтернативных)

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана

2

Коммуникативная деятельность: построение суждений, подбор доказательств. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте; составление плана ответа на вопрос «Особенности развития мальчиков и девочек»

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту

10

Аналитическая деятельность: составление памятки «Причины пожаров» (по иллюстративному материалу). Чтение информации, представленной на схеме. Моделирование бытовых пожароопасных ситуаций. Практическая игровая деятельность: «эвакуация» из горящего дома; применение средств пожаротушения; помощь при ожогах. Конструирование воображаемых ситуаций. Коммуникативная деятельность: участие в диалоге, построение суждений и умозаключений. Аналитическаядеятельность: анализ жизненных ситуаций и текста учебника; оценка информации, представленной на схеме. Практическая (игровая) деятельность: разыгрывание сценок на материале «Медицинской странички». Коммуникативная деятельность:правила участия в дискуссии, построение суждений и доказательств. Практическая деятельность: первая помощь при отравлениях

Разумная предосторожность. Опасные игры

7

Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Правила поведения в ситуациях опасного общения». Конструирование воображаемых ситуаций (игра-драматизация): разыгрывание сценок общения

с мошенниками, хулиганами, психологическая готовность к встрече с опасными незнакомцами

Промежуточная аттестация

1


Итоговое повторение и обобщение

1




Тематическое планирование 8 класс



Раздел или тема

Основное содержание по теме

Характеристика видов деятельности

Опасности, с которыми мы cталкива­емся на природе

(8 часов)

Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.

Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные

Совместная деятельность:правила взаимодействия. Аналитическаядеятельность: определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов. Коммуникативнаядеятельность: рассказы обучающихсяо поведении при встрече с ядовитыми животными. Совместная деятельность: правила работы в группах. Аналитическая деятельность:оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки для купальщика. Коммуникативная деятельность:правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): помощь тонущему, а также провалившемуся под лёд

Современный транспорт и безопасность

(9 часов)

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.

Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта

Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация видов транспорта, анализ информации, представленной в рассказе учителя. Коммуникативнаядеятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать наезда…».

Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблицах, схемах, иллюстрациях.

Практическая деятельность
(ролевая игра)
: действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины.

Интеллектуальная деятельность:выдвижение предположений, построение доказательств, анализ информации, представленной в тексте учебника. Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы обучающихся «Моё поведение в метро», алгорит­мизация поведения в условиях ЧС в метро. Интеллектуальная деятельность:анализ информации, представленной в рассказе-объяснении




Безопасный туризм(15 часов)















Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в по­ходах.

Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «туризм» и «безопасный туризм», построение вопросов и ответов. Аналитическаядеятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (исходя из личного опыта обучающихся). Конструирование вывода:объективные и субъективные трудности похода и их преодоление. Практическая деятельность (ролевая игра-соревнование): составление графика движения тургруппы по маршруту, конструирование плана действий по обеспечению безопасности в туристских походах; распределение снаряжения между участниками похода (заполнение таблиц). Конструирование характеристик понятий: туристский маршрут, режим дня, график движения тургруппы, скорость движения, дневной переход, условия похода, ритм движения и др. Рефлексивная деятельность: признаки утомления туриста на маршруте (самоконтроль и самооценка).

Коммуникативнаядеятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Безопасная организация движения группы по маршруту». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки. Коммуникативная деятельность:правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): составление и проигрывание различных вариантов программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в чрезвычайной ситуации. Практическая деятельность (ролевая игра): распределение ролей в тургруппе при выборе места для бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный). Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация типов костров по их назначению. Коммуникативнаядеятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать пожара при использовании костров в пешеходных походах…». Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы обучающихся «Моё поведение в водном туристском походе», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в водных туристских походах. Практическая деятельность:работа соспасательным оборудованием в водном походе, алгоритмизация поведения в условиях ЧС на воде в походе. Составление маршрута, программы и графика движения. Практическая деятельность:отработка умений завязывать узлы разного вида. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в учебнике, видеосюжетах и видеофильмах

Промежуточная аттестация за 8 класс.(1 час)





Итоговое повторение и обобщение( 2 часа)












Тематическое планирование 9 класс



Раздел или тема

Основное содержание по теме

Характеристика видов деятельности

Когда человек сам себе враг (7 часов)

Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания

Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы. Рефлексивнаядеятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативнаядеятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры. Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам»

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и ха­ра­ктери­стика

(15 часов)

Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.

Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида

Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений. Интеллектуальная деятельность:анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя. Коммуникативнаядеятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений. Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата. Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование. Практическая деятельность:создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня». Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов. Аналитическаядеятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника). Практическая деятельность (ролевая игра): конструирование плана действий при наводнении.

Аналитическая деятельность: чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации. Коммуникативнаядеятельность: составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара». Коммуникативная деятельность: конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин. Практическая деятельность: составление плана местности с учётом гидродинамических объектов




Противодействие экстремизму и терроризму(7 часов)















Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций

Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции).Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы. Практическая деятельность: наложение повязки для
остановки кровотечения. Коммуникативнаядеятельность: диалог с профессионалом

Национальная безопасность Российской Федерации (1 час)

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника

Промежуточная аттестация за 9 класс.(1 час)





Итоговое повторение и обобщение( 2 часа)














Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 6 класс



Урока

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич.

1

Введение

1



2

Подготовка к прогулке

1



3

На игровой площадке

1



4

На игровой площадке

1



5-6

Учимся оказывать помощь

2



7

Встреча с животным

1



8

Ориентирование

1



9

Ориентирование

1



10

Ориентирование

1



11

Ориентирование

1



12

Правила поведения на экскурсии

1



13-14

Если встретилась опасность...»

2



15-16

На водоёме

2



17

На водоёме

1



18

Проектная деятельность

1



19

Проектная деятельность

1



20

Любим ли мы туристические походы

1



21

Любим ли мы туристические походы

1



22

Правила организации безопасного похода

1



23

Правила организации безопасного похода

1



24

Походная аптечка

1



25

Походная аптечка

1



26

Режим дня в туристическом походе

1



27

Походная еда

1



28-29

Первая помощь пострадавшему в походе

2



30

Когда человек сам себе враг

1



31

Вред алкоголя

1



32

Вред алкоголя

1



33

Вред курения

1



34

Проектная деятельность

1



35

Обобщение пройденного

1



































Календарно-тематическое планирование по ОБЖ

7 класс



Урока

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич.


Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


2



1

Цели предмета ОБЖ. Проблема здорового образа жизни. Как ее решали в древности

1



2

Окружающая среда и безопасность

1




Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека

4



3

Образ жизни и здоровье человека

1



4

Физическое здоровье человека

1



5-6

Закаливание и гигиена

2





Правильное питание

4



7

Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать здоровье


1



8

Белки – строительный материал для организма, углеводы и жиры – источник энергии для организма


1



9

Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни

1



10

Диета

1




Психическое здоровье человека

2



11

Психическое здоровье – эмоциональное благополучие человека

1



12

Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье

1



13-14

Социальное здоровье человека

2




15-16

Репродуктивное здоровье человека

2





Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту

10



17

Причины возникновения и последствия пожаров

1



18

Правила пожарной безопасности. Если случился пожар. Помощь при ожогах.

1



19-20

Средства пожаротушения, устройство, правила пользования

2




21

Безопасность во время праздничных фейерверков

1



22

Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении бытовым газом

1



23

Правила безопасности при пользовании бытовой химией

1



24

Залив жилища, причины заливов, правила поведения

1



25

Правила пользования электроприборами

1



26

Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь

1




Разумная предосторожность. Опасные игры

7



27

Выбор места для отдыха

1



28

Как вести себя на улице

1



29

Меры предосторожности в лифте и на лестнице

1



30

Правила поведения при нападении. Подручные предметы для самообороны.

1



31

Защита жилища.

1



32

Опасные игры.

1



33

Первая медицинская помощь при переломах

1



34

Промежуточная аттестация

1



35

Итоговое повторение и обобщение

1




















Календарно-тематическое планирование по ОБЖ

8 класс



Урока

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич.


Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

8



1

Ядовитые растения нашей местности, особенности их влияния на здоровье человека

1



2

Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления

1



3

Поведение в лесу при встрече с опасными животными

1



4

Гроза в лесу

1



5

Водоем зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях

1



6

Правила поведения при купании. Отдых на воде. Правила катания на лодке

1



7

Помощь утопающему. Приемы проведения искусственного дыхания

1



8

Правила поведения на льду

1




Современный транспорт и безопасность

9



9

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств.

1



10

Дорожно-транспортные происшествия, причины и последствия

1



11

Опасные игры на дорогах

1



12-13

Поведение при дорожно-транспортном происшествии, оказание первой медицинской помощи пострадавшим

2



14

Метро-транспорт повышенной опасности.

1



15

Авиационный транспорт, правила поведения перед и во время полета

1



16

Правила поведения при возникновении ч.с. во время полета

1



17

Железнодорожный транспорт, особенности, правила поведения при возникновении ч.с.

1




Безопасный туризм

15



18

Активный туризм, его виды. Опасности, подстерегающие туриста

1



19

Трудности туристического похода

1



20

Групповое снаряжение походной туристической группы. Выбор рюкзака для похода

1



21

Правила безопасности в туристском походе

1



22

Движение по туристскому маршруту

1



23-24

Преодоление естественных препятствий


2



25-26

Обеспечение безопасности при выборе места бивуака


2



27-28

Если турист отстал от группы


2



29

Туризм и экология окружающей среды


1



30-31

Обеспечение безопасности в водном туристском походе


2



32

Узлы в туристском походе

1



33

Промежуточная аттестация

1



34-35

Итоговое повторение и обобщение


2






















Календарно-тематическое планирование по ОБЖ

9 класс



Урока

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич.


Когда человек сам себе враг

7



1

Опасности сигаретного дыма

1



2

Влияние курения на растущий организм

1



3-4

Алкоголь и здоровье


2



5

Первая помощь при отравлении алкоголем

1



6

Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотиков на организм человека

1



7

Токсикомания-страшная зависимость

1




Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика

17



8

Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

1



9

Классификация чрезвычайных ситуаций

1



10

Система оповещения. Общие правила при эвакуации.

1



11

Природные чрезвычайные ситуации

1



12

Землетрясение. Правила поведения во время и после землетрясения

1



13

Извержение вулкана

1



14

Сели, оползни и обвалы, снежные лавины.

1



15

Правила поведения при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

1



16

Ураганы, бури, смерчи. Правила поведения при их возникновении

1



17

Цунами, меры предосторожности, правила поведения во время цунами

1



18

Наводнения, эвакуация перед наводнением, действия при наводнении

1



19

Природные пожары

1



20

Действия при лесном пожаре

1



21-22

Причины и виды техногенных ЧС


2



23-24

Правила поведения при техногенных авариях


2









Противодействие экстремизму и терроризму

8



25

Что такое экстремизм и терроризм?

1



26-27

Как снизить угрозу теракта?


2



28

Правила поведения при угрозе взрыва в местах массового скопления людей

1



29

Взятие в заложники и правила поведения в этом случае


2



30

Взрывы в жилых домах - терракты

1



31

Законодательство России о противодействии экстремизму

1



32

Законодательство России о противодействии терроризму




33

Национальная безопасность Российской Федерации

1



34

Промежуточная аттестация

1



35

Итоговое повторение и обобщение


1









































1 РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.