Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности; Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников «Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы», А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова,
А также на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю, 35 часов в год за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2016 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253, и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащийся должен:
знать:
• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Распределение времени по разделам и темам программы 6 класс
№ модуля раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М - I | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Р- I | Основы комплексной безопасности. | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности. | 6 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
M - II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Р- IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Р- III | Основы здорового образа жизни. | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы на него влияющие | 6 |
Всего часов: | 35 |
Тематическое планирование 6 класс
Номер раздела, темы, урока | Наименование модуля, раздела, темы, урока | Часы учебного времени |
М - I | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Р - I | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
1.1 | Природа и человек | 1 |
1.2 | Ориентирование на местности | 1 |
1.3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 1 |
1.4 | Подготовка к выходу на природу | 1 |
1.5 | Определение необходимого снаряжения для похода | 1 |
1.6 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
2.1 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 1 |
2.2 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 1 |
2.3 | Подготовка и проведения лыжных походов | 1 |
2.4 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 |
2.5 | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
3.1 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 1 |
3.2 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 1 |
3.3 | Акклиматизация в горной местности | 1 |
3.4 | Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта | 1 |
3.5 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | 1 |
3.6 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
4.1 | Автономное существование человека в природе | 1 |
4.2 | Добровольная автономия человека в природной среде | 1 |
4.3 | Вынужденная автономия человека в природной среде | 1 |
4.4 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 1 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
5.1 | Опасные погодные явления | 1 |
5.2 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными | 1 |
5.3 | Укусы насекомых и защита от них | 1 |
5.4 | Клещевой энцефалит и его профилактика | 1 |
M - II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 |
Р- IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
6.1 | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 1 |
6.2 | Оказание первой медицинской помощи при травмах | 1 |
6.3 | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | 1 |
6.4 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 1 |
Р- III | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 |
7.1 7.2 | Здоровый образ жизни и профилактика утомлений Компьютер и его влияние на здоровье | 1 |
7.3 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | 1 |
7.4 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 1 |
7.5 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека | 1 |
7.6 | Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ | 1 |
| Итоговый контроль | 1 |
Всего часов: | 35 |
Содержание программы 6 класс
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе.
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Виды активного отдыха на природе и необходимость подготовки к нему.
Способы ориентирования на местности, определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения на маршруте. Порядок определения места для бивака. Особенности разведения костра и приготовления пищи. Определение необходимого снаряжения для похода.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, водных препятствий, движение по склонам.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в лыжном походе. Организация движения и ночлегов.
Подготовка снаряжения к водному походу и обеспечение безопасности на воде.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности при велосипедном походе.
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: к холодному климату, к жаркому климату, в горной местности. Общие правила безопасности в дальнем и выездном туризме.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств, добывание огня, обеспечение пищей и водой. Подача сигналов бедствия.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Меры личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Способы профилактики клещевого энцефалита.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование.
Правила оказания ПМП при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах и растяжениях связок.
Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Влияние компьютера на здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Стадии развития наркомании. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Правила четырех «Нет!» наркотикам.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения, учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Темы для контрольного тестирования:
1. Подготовка к активному отдыху на природе.
2. Подготовка и проведение различных видов похода.
3. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
4. Оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
Темы практических работ:
1. Работа с компасом и картой, определение азимута на объект.
2. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Темы самостоятельных работ:
1. Меры безопасности при движении на различных видах транспорта.
2. Добывание и приготовление пищи в природных условиях.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2009.
Оборудование и приборы
1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».
2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Компас.
5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования | http://www.apkro.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
Планируемые образовательные результаты учебного курса ОБЖ
К окончанию 6 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Календарно-тематическое планирование
класс 6
Количество часов: всего - 35; в неделю – 1;
Плановых контрольных уроков- 4 ч., практических работ- 2 ч., самостоятельных работ – 2 ч.;
Планирование составлено на основе: авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Учебник: Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс. Издательство «Просвещение», 2016 г.
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Методическое пособие для учителя М. Просвещение, 2010 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дунаев, и др., под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2010. -176 с.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 6 класс ФГОС
№ | Тема раздела, урока | К-во часов | Тип урока, форма проведения | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающегося | Система контроля | Домашнее задание | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт |
Модуль 1. Введение. Основы безопасности личности, общества и государства 25часов |
Подготовка к активному отдыху на природе 6 часов |
1 | Природа и человек Инструктаж по ТБ на уроках ОБЖ. | 1 | Урок изучения нового материала Рассказ, беседа | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.6-9 | 6.09 | |
2 | Ориентирование по местности. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы ориентирования в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Познавательные: освоение приёмов ориентирования по местным признакам Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | Индивидуальная | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.9-15 | 13.09 | |
3 | Определение своего местонахождения на местности. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Индивидуальная | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.15-19 | 20.09 | |
4 | Подготовка к выходу на природу. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Индивидуальная | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.19-22 | 27.09 | |
5 | Определение места для бивака. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять место для бивака, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Индивидуальная групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.22-30 | 4.10 | |
6 | Определение необходимого снаряжения для похода. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная групповая | Решение ситуационных задач. Тестирование. | Учебник стр.30-34 | 11.10 | |
Активный отдых на природе и безопасность 5 часов |
7 | Общие правила безопасности при проведении активного отдыха на природе. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.38-46 | 18.10 | |
8 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 1 | | Регулятивные: умение самостоятельно организовать выход на природу, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. | | | | 25.10 | |
9 | Проведение лыжных походов. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение лыжных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.46-51 | 1.11 | |
10 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 | | | | | | 15.11 | |
11 | Велосипедные походы и безопасность туристов. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение велосипедных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. Тестирование. | Учебник стр.51-58 | 22.11 | |
Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности 6 часов |
| Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.65-68 | 29.11 | |
13 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.68-72 | 6.12 | |
14 | Акклиматизация человека в горной местности. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы ориентирования в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Познавательные: освоение признаков акклиматизации и умение применить знания на практике. Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.73-77 | 13.12 | |
15 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транс-порта | 1 | | | | | | 20.12 | |
16 | Безопасность на водном транспорте. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на водном транспорте. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.77-81 | 27.12 | |
17 | Безопасность на воздушном транспорте. Безопасное поведение на железнодорожном транспорте. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на воздушном транспорте. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.82-86 | 17.01 | |
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде 4 часа |
18 | Автономное существование человека в природе. | 1 | комбинированный | | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.91-94 | 24.01 | |
19 | Добровольная автономия человека в природе. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность при организации выхода на природу или в туристические походы. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. Добывание и приготовление пищи. Самостоятельная работа | Учебник стр94-98. | 31.01 | |
20 | Вынужденная автономия человека в природе. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение находить пути решения возникших задач при вынужденной автономии. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. Ориентирование на местности. | Учебник стр.98-101 | 7.02 | |
21 | Обеспечение жизнедеятельности в природных условиях при автономном существовании. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение находить пути решения возникших задач при вынужденной автономии. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. Тестирование. | Учебник стр.101-108 | 14.02 | |
Опасные ситуации в природных условиях. 4 часа |
22 | Опасные погодные явления. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.108-114 | 21.02 | |
23 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение действовать при встрече с дикими животными. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи пострадавшим. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.115-121 | 28.02 | |
24 | Укусы насекомых и защита от них. | 1 | комбинированный | Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи при укусах насекомых Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.121-123 | 7.03 | |
25 | Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение действовать при встрече с дикими животными. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи при укусах змей и насекомых Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.123-129 | 14.03 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10 часов. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 4 часа |
26 | Личная гигиена и оказание п.м.п. в природных условиях | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.131-132 | 21.03 | |
27 | Оказание п.м.п. при травмах | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.132-138 | 4.04 | |
28 | Оказание п.м.п при тепловом ударе, ожоге, обморожении. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение оказывать пмп при ожогах различной степени тяжести. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.139-142 | 11.04 | |
29 | Оказание п.м.п. при укусах змей и ядовитых насекомых. | 1 | комбинированный | Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи при укусах насекомых Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. Контрольная работа по теме. | Учебник стр.142-148 | 18.04 | |
Здоровье человека и факторы, на него влияющие 6 часов |
30 | Здоровый образ жизни и профилактика переутомления. Компьютер и его влияние на здоровье. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.151-152 | 25.04 | |
31 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.160-165 | 2.05 | |
32 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 1 | | | | | | 9.05 | |
33 | Влияние наркотиков и психотропных средств на здоровье человека. | 1 | комбинированный | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Индивидуальная, групповая | Решение ситуационных задач. | Учебник стр.168-178 | 16.05 | |
34 | Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. | 1 | | | | | | 23.05 | |
35 | Контрольная работа за курс 6 класса | 1 | Контроль знаний | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Индивидуальная, | | | 30.05 | |
Итого: 35 часов |
Один урок выпадает на праздничный день 09.05.2019 г.