СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребносте человечества

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ»

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных задач реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде–природной, техногенной и социальной.

Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).

С развитием социальной и экономической обстановки в мире с каждым годом все больше и больше прибавляется экстремальных и чрезвычайных ситуаций, требующих от нас, немедленных, но верных решений. Это и участившиеся взрывы наводнения, выбросы нефтегазовой промышленности, разнообразие новых видов мошенничества и конечно, угроза терроризма.

Считая, что современный ребенок, развивающийся в веке компьютеризации, информатизированности, для своей безопасной жизнедеятельности обязан знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным. Задача взрослых – родителей и педагогов подготовить к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями как можно раньше.

Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? И для него очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, - нарушена детская жизнь.

Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.

На уроках ОБЖ необходимо уделять внимание на понимание и распознавание опасных ситуаций. Для учащегося специального учреждения необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. В этом направлении ведется многолетняя работа всех специалистов.

Предмет ОБЖ, как никакой другой имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисованием, трудом). На уроке это комплекс обучения не только безопасной жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего пройденного материала.

Уроки ОБЖ позволят решать основные задачи как: - развитие речи, чтения, письма, орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление практической стороны математики, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими, воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине, знакомство с русской культурой;

- многие коррекционные задачи: - развитие всех психических процессов; игротерапия; пропедевтика страхов, тревожных состояний; снижение агрессии; воспитание адекватности поведения; работа над правильным произношением.

На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организацию различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

Сущность программы заключается в комплексное решение всех педагогических и коррекционных задач на всех уроках и всех видах детской деятельности. Разнообразие форм и методов, которые можно использовать на данных уроках, стимулируют к получению знаний. Обучающиеся могут рассказать о полученных знаниях на уроках, поделиться своим опытом по данной теме, что уже говорит о рефлексии и усвоении пройденного материала. Могут различать типы опасных ситуаций (на воде, дороге, опасные ситуации на улице, криминогенные ситуации), и выбрать типы правильных решений. Могут устно проследить цепочку последствий в той или иной ситуации, а так же построить ответ на заданный вопрос по алгоритму.


Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний:

— об опасных и чрезвычайных ситуациях,

— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

— о здоровом образе жизни,

— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

развитие умений:

— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), 170 часов весь курс обучения, в том числе, на проведение практических работ.


Основное содержание

Раздел 1. Основы комплексной безопасности:

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской ФедерацииСистема борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.


Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровьеВредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов.Семья в современном обществе.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.


Тематическое планирование для учебной программы 5—9 классов


Тематический план 5 класс

Р-I

Основы комплексной безопасности


Тема 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека. 9ч

Тема 2. Правила безопасного поведения в быту. 25 ч

Всего часов:34 ч


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

1

Город как среда обитания. Взаимодействие человека с окружающей средой.

2

Источники опасности в городе.

3

Правила безопасного поведения на улице.

4

Опасность зданий и сооружений.

5

Внезапное обрушение зданий.

6

Подземные коммуникации.

7

Электричество на улице.

8

Системы обеспечения безопасности.

9

Обобщающий урок по теме.

Правила безопасного поведения в быту. 26 ч

10

Опасные ситуации в доме, квартире.

11

Дом. Какой он? Из чего состоит квартира?

12

Пожар в жилище. Основные причины.

13

Правила обращения с огнём.

14

Опасные факторы пожара.

15

Что делать при пожаре в доме, в квартире? Средства пожаротушения.

16

Что делать при пожаре в доме, в квартире? Средства пожаротушения.

17

Освещение дома.

18

Электричество в квартире.

19

Электроприборы(дополнительный материал).

20

Чтобы телевизор не причинил вреда здоровью.

21

Компьютер и здоровье.

22

Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

23

Водоснабжение дома.

24

Затопление квартиры.

25

Опасные вещества, вызывающие отравление.

26

Повторение пройденного.

27

Опасные вещества, вызывающие отравление.

28

Как избежать пищевого отравления.

29

Ожоги.

30

Правила безопасного использования различных инструментов.

31

Правила безопасного использования различных инструментов.

32

Как вести себя при возгорании электроприборов.

33

Как вести себя при возгорании электроприборов.

34

Обобщающий урок по теме.



Тематический план 6 класс



Р-I


Безопасность и защита человека в опасных

и чрезвычайных ситуациях.


Тема 1. Правила безопасного поведения на улице и в транспорте. 9ч

Тема 2.Правила поведения в опасных ситуациях. 12ч


Р-II

Основы медицинских знаний и

здорового образа жизни.


Тема 3. Основы медицинских знаний. 13ч

Всего часов:34ч


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Правила безопасного поведения на улице и в транспорте.

1

Современные улицы и дороги-зоны повышенной опасности.Памятка: « Осторожно, гололедица».

2

Правила безопасности на дороге.

3

Общественный транспорт.

4

Правила безопасного поведения в автомобильном транспорте.

5

Действия пассажира припри аварийной ситуацие( столкновение, переворот).

6

Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

7

Действия пассажира при пожаре в транспорте.

8

Зоны опасности в метро.

9

Обобщающий урок по теме.

Правила поведения в опасных ситуациях. 12ч

10

Понятие «личная безопасность» и её условия.

11

Правила безопасного поведения в подъезде.

12

Как не стать жертвой преступления. Основные правила поведения при нападении.

13

Как не стать жертвой преступления.

14

Основные правила поведения при нападении.

15

Когда взрослых нет дома.

16

Обобщающий урок по теме.

17

Правила безопасного поведения в квартире.

18

Дверь вашей квартиры пытаются взломать.

19

Как избежать опасных ситуаций в школе или компании.

Инструкции: « Техника безопасности».

20

Правила безопасного поведения в толпе.

21

Массовые беспорядки.

Основы медицинских знаний.14ч

22

Домашняя аптечка первой медицинской помощи.

23

Хранение лекарства в домашних условиях.

24

Приём лекарств.Инструкций по приёму лекарств.

25

Различные виды травм. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях.

26

Обобщающий урок по теме.

27

Первая медицинская помощь при ушибах и растяжениях.

Инструкция: « Содержите дом в чистоте».

28

Первая медицинская помощь при разрывах связок и мышц.

29

Первая медицинская помощь при вывихах.

30

Первая медицинская помощь при порезах и ссадинах.

Инструкции: «Порезы и ссадины».

31

Первая медицинская помощь при отравлении.

32

Первая медицинская помощь при ожогах.

33

Первая медицинская помощь при обширных термических ожогах.

34

Обобщающий урок по теме.



Тематический план 8 класс


Р-I

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема 1.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия. 9ч

Тема 2. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия. 4ч

Тема 3.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения. 9ч

Тема 4.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины. 4ч


Р-II

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Тема 5.Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.8ч

Всего часов: 34


№п/п

Тема урока

Количество часов

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия. 9ч

1

Поведение и действия при стихийных бедствиях.

2

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

3

Защита населения от последствий землетрясений.

4

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

5

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

6

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

7

Оползни, их последствия, защита населения.

8

Обвалы и снежные лавины.

9

Обобщающий урок по теме.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия.


10

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

11

Защита населений от последствий ураганов и бурь.

12

Смерчи.

13

Обобщающий урок по теме.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения.

14

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

15

Защита населения от последствий наводнения.

16

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

17

Сели и их характеристика.

18

Защита населения от последствий селевых потоков.

19

Цунами и их характеристика.

20

Защита населения от цунами.

21

Опасность снежных лавин.

22

Обобщающий урок по теме.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины.

23

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

24

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

25

Эпидемии.

26

Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотический мероприятия.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

27

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение.

28

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

29

Виды кровотечений.

30

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

31

Оказание первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении.

32

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

33

Общие правила транспортировки пострадавшего.

34

Обобщающий урок по теме.






Тематический план 9 класс


Р-I

Основы комплексной безопасности

Тема 1.Национальная безопасность России в современном мире.5ч

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России.4ч

Тема 3.Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России.4ч

Тема 4.Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.3ч

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема 5.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.4ч

Тема 6.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.6ч

Р-III

Основы здорового образа жизни

Тема 7.Основы здорового образа жизни.3.

Тема 8.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.5 ч

Всего часов: 34 ч

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Национальная безопасность России в современном мире. 5ч

1

Россия в мировом сообществе.

2

Национальные интересы России в современном мире.

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

4

Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

5

Обобщающий урок по теме.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России.

6

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

7

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

8

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

9

Обобщающий урок по теме.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России.4ч

10

Военная угроза национальной безопасности России.

11

Международный терроризм —угроза национальной безопасности России.

12

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

13

Наркотизм и национальная безопасность России.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

14

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

15

Правила поведения при угрозе террористического акта.

16

Обобщающий урок по теме.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

17

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

18

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

19

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

20

Обобщающий урок по теме.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

21

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

22

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

23

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

24

Эвакуация населения.

25

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

26

Обобщающий урок по теме.

Основы здорового образа жизни. 3ч

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

28

Профилактика наркомании.

29

Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

30

Ранние половые связи и их последствия.

31

Инфекции, передаваемые половым путем.

32

Семья и здоровый образ жизни человека.

33

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

34

Обобщающий урок по теме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!