Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы
учителей ФК, технологии, по учебно-воспитательной
ОБЖ ______________ /Т.А.Гогова/ ____________ /В.Г.Толокнова/ протокол № 1
от «23» августа 2015 г «24» августа 2015 г Приказ № 78 «24» августа 2015 г
Руководитель ШМО
______________/А.В.Шакирова
Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс
Срок реализации: 5 лет
Составители: Волков С.Н. учитель ОБЖ
Год составления: 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа Настоящая программа по ОБЖ 8 класс составлена на основе следующих документов: - Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897); - Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; - Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г».) - Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - Учебного плана МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Планируемые образовательные результаты обучающихся. Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
8 класс Раздел I. Основы комплексной безопасности (11 часов) Пожарная безопасность: Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Безопасность на дорогах: Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Безопасность на водоёмах: Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само - и взаимопомощь терпящих бедствие на воде. Экология и безопасность: Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Раздел П. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 часов) Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия: Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация защиты населения от последствий аварий техногенного характера: Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Раздел Ш. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов) Основы здорового образа жизни: Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи: Первая медицинская помощь при неотложных состояниях Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.
9 класс
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (24 ЧАСА)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 часов)
1. Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа)
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.
Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.
Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.
Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.
2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 часа)
Чрезвычайные ситуации и их классификация. |
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. |
Угроза военной безопасности России. |
Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.
Раздел 2. Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.
Анализируют права и обязанности граждан. Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.
4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. (4 часа)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. |
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций |
Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций. |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях. |
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.
Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9 часов)
5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (2 часа)
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. |
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. |
Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.
Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.
6. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3 часа)
Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственное противодействие терроризму
Общегосударственное противодействие наркотизму.
Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.
Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности.
С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».
Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.
7. Организационные основы противодействия терроризму в РФ (2 часа)
Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ
Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения от терроризма.
8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа)
Правила поведения при угрозе теракта.
Профилактика наркозависимости.
Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.
Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. (10 ЧАСОВ)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 часов)
9. Здоровье – условие благополучия человека (3 часа)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. |
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. |
Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.
Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.
10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 часа)
Ранние половые связи и их последствия. |
Инфекции, передаваемые половым путём. |
Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП.
11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)
Брак и семья. |
Семья и здоровый образ жизни человека. |
Основные семейные права в Российской Федерации. |
Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.
Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и общества.
Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа)
12. Оказание первой помощи (2 часа)
Первая помощь при массовых поражениях.
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.
Отрабатывают приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших.
Приложение 1
к рабочей программе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы
учителей начальных классов, по учебно-воспитательной
технологии, искусства, физкультуры и ОБЖ работе
______________ /Т.А.Гогова/ ____________ /В.Г.Толокнова/ протокол № 1
от «23» августа 2019 г. «29» августа 2019 г. Приказ № 94 «29»августа 2019 г
Руководитель ШМО
______________ /А.В.Шакирова/
Календарно-тематическое планирование
по ОБЖ
на 2019-2020 учебный год 8 класс
Учитель: Волков С.Н.
Год составления: 20 19 год
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 8 класс (35 часов в год)
№ урока | № урока в разделе | Наименование раздела и темы урока | Дата | Примечание |
план | факт |
1 четверть (9 ч) |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 ч) |
1 | 1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | | | |
2 | 2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | | | |
3 | 3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | | | |
4 | 4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | | | |
5 | 5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | | | |
6 | 6 | Велосипедист – водитель транспортного средства | | | |
7 | 7 | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | | | |
8 | 8 | Безопасный отдых на водоёмах | | | |
9 | 9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | | | |
2 четверть (7 ч) |
10 | 10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | | | |
11 | 11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | | | |
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 ч) |
12 | 1 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | | | |
13 | 2 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия | | | |
14 | 3 | Обеспечение радиационной безопасности населения | | | |
15 | 4 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | | | |
16 | 5 | Обеспечение химической защиты населения | | | |
3 четверть (10 ч) |
17 | 6 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | | | |
18 | 7 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | | | |
19 | 8 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | | | |
20 | 9 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | | | |
21 | 10 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | | | |
22 | 11 | Эвакуация населения | | | |
23 | 12 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | | | |
Раздел Ш. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов) |
24 | 1 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | | | |
25 | 2 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | | | |
26 | 3 | Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества | | | |
4 четверть (9 ч) |
27 | 4 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | | | |
28 | 5 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | | | |
29 | 6 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | | | |
30 | 7 | Профилактика вредных привычек | | | |
31 | 8 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | | | |
32 | 9 | Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение | | | |
33 | 10 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | | | |
34 | 11 | Первая медицинская помощь при травмах | | | |
35 | 12 | Первая медицинская помощь при утоплении | | | |
Приложение 1
к рабочей программе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы
учителей начальных классов, по учебно-воспитательной
технологии, искусства, физкультуры и ОБЖ работе
______________ /Т.А.Гогова/ ____________ /В.Г.Толокнова/ протокол № 1
от «23» августа 2019 г. «29» августа 2019 г. Приказ № 94 «29»августа 2019 г
Руководитель ШМО
______________ /А.В.Шакирова/
Календарно-тематическое планирование
по ОБЖ
на 2019-2020 учебный год 9 класс
Учитель: Волков С.Н.
Год составления: 20 19 год
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 9 класс (34 часов в год, А.Т. Смирнова)
№ урока | № урока в разделе | Наименование раздела и темы урока | Дата | Примеча ние |
план | факт |
1. Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч) |
1 | 1 | Современный мир и Россия | | | |
2 | 2 | Национальные интересы России в современном мире. | | | |
3 | 3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | | | |
4 | 4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | | | |
2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) |
5 | 1 | Чрезвычайные ситуации и их классификация | | | |
6 | 2 | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | | | |
7 | 3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. | | | |
8 | 4 | Угроза военной безопасности России. | | | |
3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) |
9 | 1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | | | |
10 | 2 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | | | |
11 | 3 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | | | |
4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени(4 ч) |
12 | 1 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | | | |
13 | 2 | Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций | | | |
14 | 3 | Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций. | | | |
15 | 4 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях | | | |
5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия(2 ч) |
16 | 1 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | | | |
17 | 2 | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | | | |
6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) |
18 | 1 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму | | | |
19 | 2 | Общегосударственное противодействие терроризму. | | | |
20 | 3 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | | | |
7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) |
21 | 1 | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | | | |
22 | 2 | Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | | | |
8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2ч) |
23 | 1 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | | | |
24 | 2 | Профилактика наркозависимости. | | | |
9. Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) |
25 | 1 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | | | |
26 | 2 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | | | |
27 | 3 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | | | |
10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 ч) |
28 | 1 | Ранние половые связи и их последствия. | | | |
29 | 2 | Инфекции, передаваемые половым путём. | | | |
11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) |
30 | 1 | Брак и семья. | | | |
31 | 2 | Семья и здоровый образ жизни человека. | | | |
32 | 3 | Основные семейные права в Российской Федерации. | | | |
12. Оказание первой помощи (2 ч) |
33 | 1 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. | | | |
34 | 2 | Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ. | | | |
42