Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотиловская средняя общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №____ от « ___»_____________2018 г. Руководитель ШМО ________ /____________________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «_____»_____________2018 г. ____________/Денисова М.А./ | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ «Хотиловская СОШ» Приказ № ___ от «____»__________2018 г. __________/Токарев И.Б./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
8 класс
Учитель: Тукиш Ульяна Алексеевна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования.ФГОС.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов. (1час в неделю), в том числе на проведение тестовых работ. Программа соответствует учебнику « Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.П. Фролов и др.; под редакцией .Л. Воробьева, М: Астрель, 2011г
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
« Об охране окружающей среды»,
«О пожарной безопасности»,
«О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестовых работ.
Цели и задачи курса:
Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;
Знание основных правил дорожного движения.
Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
Уметь действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;
Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
Знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение:
Знать способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
Уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Содержание:
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. (4часа)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Пожары и взрывы. (6 часов)
Пожары: Основные понятия и определения. Условия возникновения горения. Пожароопасные объекты. Классификация пожаров.
Взрывы и их характеристика, взрывоопасные объекты. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Основные поражающие факторы пожаров и взрывов. Соблюдение мер пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.) Огнетушители, их типы, особенности их использования.
Аварии с выбросом опасных химических веществ.(6 часов)
Химически опасные объекты производства. АХОВ, их характеристика и поражающие факторы. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. Причины аварий на ХОО. Последствия аварий с выбросом АХОВ, Защита населения от АХОВ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. (4 часа)
Радиоактивность. Ионизирующее излучение. Радиационные опасные объекты. Классификация радиационных аварий. Природа, единицы измерения ионизирующего излучения. Естественная радиоактивность. Аварии на радиационно-опасных объектах и их последствия. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Принципы защиты от ионизирующего излучения. Действия населения при радиоактивном загрязнении местности.
Гидродинамические аварии. ( 2 часа)
Гидродинамические аварии. Гидродинамические опасные сооружения. Основные причины гидродинамических аварий. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
Нарушение экологического равновесия. ( 1 час)
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. (7 часов)
Физическая культура и закаливание. Личная гигиена. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов.
Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы.
Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Оказание первой медицинской помощи. (6 часов)
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.
Календарно-тематическое планирование
| Тема урока | Дата проведения | |
| | План факт | |
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4 часа) | | | |
1 | Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификация. | | |
2 | Краткая характеристика аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | | |
3 | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | | |
4 | Обобщение по теме «Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера» | | |
Пожары и взрывы (6 часов) | | | |
5 | Пожары. | | |
6 | Взрывы. | | |
7 | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | | |
8 | Возможные последствия пожаров и взрывов | | |
9 | Меры пожарной безопасности. И правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. | | |
10 | Обобщение по теме «Пожары и взрывы» | | |
Аварии с выбросом опасных химических веществ. (6часов) | | | |
11 | Опасные химические вещества и объекты | | |
12 | Характеристика аварийно-химически опасных веществ(АХОВ) и их поражающих факторов. | | |
13 | Причины последствия аварий на химически опасных объектах (ХОО) | | |
14 | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО | | |
15 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ | | |
16 | Обобщение по теме «Аварии с выбросом опасных химических веществ» | | |
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа) | | | |
17 | Радиоактивность и радиационно-опасные объекты | | |
18 | Ионизирующее излучение | | |
19 | Естественная радиоактивность. Аварии на радиационно- опасных объектах и их возможные последствия. Правила поведения и действия населения при радиоактивных авариях | | |
20 | Обобщение по теме « Аварии с выбросом радиоактивных веществ» | | |
21 | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | | |
22 | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения | | |
23 | Экология и экологическая безопасность. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России. | | |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (7 часов) | | | |
24 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни | | |
25 | Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. | | |
26 | Правила обеспечения безопасности дорожного движения | | |
27 | Правила безопасного поведения в быту | | |
28 | Правила безопасного поведения на воде | | |
29 | Как уберечь себя от преступлений. Как защитить себя при угрозе террористического акта. | | |
30 | Обобщение по теме « Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения» | | |
Оказание первой медицинской помощи (6 часов) | | | |
31 | Медицинская (домашняя) аптечка. Первая помощь при трамвах. Способы остановки кровотечений. | | |
32-33 | Первая помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, при тепловом и солнечном ударе, обморожении. | | |
34 | Итоговое тестирование. | | |
35 | Анализ итогового тестирования. Повторение изученного материала. | | |
Итого: 35 часов
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» -основное содержание по вопросу не раскрыто.
Методическая литература:
1.Стандарты второго поколения.
Примерные программы по учебным предметам.
Основы безопасности жизнедеятельности 5-9классы
2. Основы безопасности жизнедеятельности 8класс, учебник для образовательных учреждений, под редакцией Ю.Л. Воробьева, М. 2011.ФГОС.
3. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы. Методика преподавания предмета.
В.С. Кузнецов и др. М: «Вако»2010
20